КИБЕЛА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КИБЕЛА
она же Кивева, Динди-мена, Идейская мать) - богиня плодородия в мифологии и верованиях фригийцев, в честь к-рой проводились оргиастические мистерии, сопровождавшиеся оскоплением неофитов. В Др. Греции образ К. слился с матерью Зевса Реей, в Др. Риме культ К. под именем Великой матери богов, покровительницы городов и гос-ва, был введен в 204 до н. э. В ее честь были учреждены Мегалезийские игры.

Источник: Атеистический словарь

КИБЕЛА
Кибёба - в малоаз. мифологии - Великая мать, мать богов, оживотворяющая природу и приносящая плодородие. В честь К. устраивались шумные празднества с мистериями и дикими плясками, во время к-рых жрецы в исступлении наносили себе увечья. По преданию, возлюбленный К., Аттис, был наказан ею за измену безумием и в этом состоянии оскопил себя. К. изображалась на колеснице, запряженной львами. Греки отождествляли К. с Реей, женой Кроноса и матерью Зевса. Центр культа К. находился в Галатии (М. Азия). Посвященные ей храмы имелись также в Др. Греции и Риме.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Кибела
греч.)  – фригийская богиня, Великая Мать, мать богов и всего живущего на земле, возрождающая умершую природу и дарующая плодородие, владычица гор и лесов, появляющаяся на золотой колеснице, запряженной львами и пантерами. По одному из мифов, К. полюбила прекрасного юношу – пастуха Аттиса. Когда Аттис разлюбил К. и захотел жениться на смертной, богиня явилась на свадьбу и наслала безумие на всех присутствующих. Обезумевший Аттис бежал в горы, оскопил себя и умер. В его честь К. учредила оргиастический праздник, на котором ее служители в религиозном экстазе наносили друг другу кровавые раны и увечья. Культ К. был широко распространен в Малой Азии и впоследствии слился с культом греческой богини Реи.

Источник: Мифологический словарь

КИБЕЛА

Богиня фригийского происхождения, близкая по своим функциям богине Рее и иногда отождествлявшаяся с ней. Носила также имена: Кивева, Диндимена, Идейская мать, Великая мать богов. Мифы о К. связаны с историей юного Аттиса. Богиня требует от своих служителей полного подчинения ей, забвения себя в безумном восторге и экстазе, когда жрецы К. наносят друг другу кровавые раны или неофиты оскопляют себя во имя К., уходя из мира обыденной жизни и предавая себя в руки мрачной и страшной богини. На золотой колеснице с зубчатой в виде башни короной на голове К. появлялась всегда в окружении безумствующих корибантов и куретов, диких львов и пантер. Она – владычица гор, лесов и зверей, регулирующая их неиссякаемое плодородие.

Источник: Словарь греческой мифологии

КИБЕЛА
Греческая богиня фригийского происхождения, отождествлявшаяся с Реей. Мифы о Кибеле связаны с историей юного Аттиса. Богиня требует от своих служителей полного подчинения, забвения в безумном восторге и экстазе, когда жрецы Кибелы наносят друг другу кровавые раны или когда неофиты оскопляют себя во имя Кибелы, уходя из мира обыденной жизни и предавая себя в руки мрачной и страшной богини. Изображалась на золотой колеснице с зубчатой короной в виде башни на голове, в окружении безумствующих корибантов и куретов, диких львов и пантер.
Культ Кибелы в Риме был введен в 204 г. до н. э. в конце 2-й Пунической войны и слился с римским представлением о богине посевов и жатвы Опс. После этого Кибела стала почитаться как покровительница благосостояния городов и всего государства. Другие имена Кибелы: Диндимена, Идейская мать, Великая Мать богов.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

Кибела
Кибела (Κυβέλη, лат. Cybele; Цибела , иногда и Кибеба , Κυβήβη) – первоначально фригийская богиня, олицетворение матери-природы, почитавшаяся и в большей части областей Малой Азии (особенно у горы Иды, в Лидии, Вифинии и Галатии). Спутниками богини, фригийское название которой было Аммас, считались корибанты, куреты и идейские дактили (см.); ее любимцем является прекрасный юноша Аттис; кабиры (см.) также находятся в некотором отношении к ее культу. Через посредство греческих колоний в Малой Азии культ Кибелы рано проник и в Грецию, где она была отожествлена с критской матерью Зевса, Реей (см.), и обыкновенно называлась «великой матерью богов». Греки отождествляли Кибелу с богинями Геей и Реей.
В Афинах ей был посвящен храм, с ее названием, работы Фидия или Агоракрита. В Фивах храм ей построил поэт Пиндар.
В Риме, в 204 г. до Р. Х., согласно изречению «Сивиллиных книг», торжественно был перевезен особым посольством древний символ культа богини, темноцветный камень (вероятно – метеорит), из ее храма в Пессинунте. С тех пор культ богини, под именем «великой матери» (Mater magna), сделался государственным; им заведовала особая коллегия жрецов. Кибела также носила имена: Кивева, Диндимена, Идейская мать, Великая мать богов. Самим римлянам сначала было запрещено принимать участие в обрядах культа Кибелы; распространяться между ними он начал лишь во времена Империи. Особенно много народу привлекали искупительные жертвы Кибеле – тавроболии и криоболии (посвящение в культ путем орошения бычачьей или бараньей кровью). Античное искусство представляло Кибелы в виде богато одетой матроны, с башенной короной на голове; в одной руке у нее тимпан, в другой иногда колосья или скипетр; она сидит на троне, окруженном львами, или в колеснице, запряженной львами; иногда представлена и верхом на льве.
Ср. Gohler, «De Matris Magnae apud Romanos cultu» (Мейсен, 1886).
На золотой колеснице с зубчатой в виде башни короной на голове и ударными инструментами в руках Кибела появлялась всегда в окружении безумствующих корибантов и куретов, диких львов и пантер. Она была владычицей гор, лесов и зверей, (регулирующей их неиссякаемое плодородие. Кибела требовала от своих служителей полного подчинения ей, самозабвения в безумном восторге и экстазе. На празднествах в честь Кибелы ее жрецы наносили друг другу кровавые раны, неофиты оскопляли себя, уходя из мира обыденной жизни и предавая себя в руки мрачной и страшной богини.
См. также ст. Аттис, Куреты, Корибанты

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.