КЕНЭ Франсуа

Найдено 1 определение
КЕНЭ (Quesnay) Франсуа
4.6.1694 - 16.12.1774. Франц. экономист, основоположник школы физиократов. В соч. "Кит. деспотизм" (1767) в противовес осуждению политич. строя Китая Ш.Л. де Монтескье К. представил "политич. и нравств. устройство" этой страны образцом для всех гос-в. Сведения о Китае и его культуре черпал гл. обр. из трудов миссионеров-иезуитов (см. Просвещение, Дю Альд, Ле Конт, Риччи). Рассматривал конфуцианство как орг-ционную и духовно-ментальную основу политич. и администр. власти. Дал краткое описание кит. "священных книг высшего порядка", к к-рым отнес "И цзин" ("Чжоу и"), "Шу цзин", "Ши цзин", "Ли цзи", "Чунь цю", и, по его мнению, "второго порядка"- "Да сюэ", "Чжун юн", "Лунь юй", "Сяо цзин", "Мэн-цзы", соч. гл. основоположника неоконфуцианства Чжу Си (12 в.) "Сяо сюэ" ("Малая наука"). По мнению К., на основе этих книг в Китае разработаны законы морали, поведения и взаимоотношений. Деспотия, как называл К. политич. строй Кит. империи, означала для него не более чем единовластное управление гос-вом. В основе кит. деспотии лежит соблюдение "естеств. порядка" (см. Просвещение)- дао, что способствует возвращению людей к их изначальной природе - "образу и подобию Божию". Этому служат образование и воспитание на основе "священных книг" в русле педагогич. идей Конфуция. Т.о. между народом и его сувереном-деспотом возникает неразрывная связь, обоснованию и укреплению к-рой посвящает осн. усилия прав-во при утверждении новой династии. Постигаемые в рез-те научения конф. добродетели "естеств. законы" - суть Божеств, воля, конституированная в человеч. установлениях. К. повторил вслед за иезуитами оценку буддизма и даосизма как форм выражения нар. предрассудков, к-рые прав-во снисходительно не преследует. В Китае, по его мнению, поощряется земледелие, налажена мудрая налоговая система (единый налог на ренту в зависимости от площади участка, качества земли и т.п.), совершенное уголовное законодательство. Призывая к заимствованию кит. опыта, К. настаивал на доктринальном единстве системы образования, призванной также выявлять таланты, на гос. инициативе в орг-ции деятельности обществ, и домашних школ, на введении системы гос. экзаменов с целью отбора достойнейших для занятия гос. должностей и т.п. Фактически монография К. - утопия, перенесенная в реальные географич. и администр. рамки. В кругах просветителей он получил прозе. "Конфуций Европы". *Maverick A. China, a Model for Europe. Vol. II. Desposition in China (Translation of Francois Quesnays "Le despotisme de la Chine"). S.A., 1946. P. 139 - 304; Избр. экономим, произв. М., 1960; **Фишман О.Л. Кит. сатирич. роман (эпоха Просвещения). М., 1966; Pinot A. Les Phisiokrates et la Chine au XVIII siecle // Revue Phistoire moderne et contemporaine. Vol. VIII. P., 1906. П.М. Кожин

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме — 1