КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ
англ. философы и теологи 2-й пол. 17 в., пытавшиеся использовать учение неоплатонизма для обоснования христ. теологии. Осн. представители: Б. Уичкот, Г. Мор, Д. Смит, Р. Кедворт. К. п. преподавали в Кембриджском ун-те. Отвергая религ. непримиримость пуританизма и кальвинистскую концепцию божеств. предопределения, они отстаивали т. н. широкий взгляд на роль и задачи англиканской церкви и идею свободы воли. К. п. сочетали идеи креационизма с учением об эманации и признавали постоянное божеств. присутствие и влияние в мире, осуществляемое через посредство «мировой души». Они пытались реставрировать неоплатонич. натурфилософию, противопоставляя ее картезианской механистич. физике. Будучи сторонниками теологич. варианта теории врожденных идей, К. и. утверждали, что идеи «внедрены» в бессмертные человеч. души богом, а процесс познания заключается в их актуализации. Работы К. и., написанные гл. обр. в форме религ. проповедей или философско-ноэтических сочинений, оказали влияние на брит. моралистов А. Шефтсбери и Р. Прайса, а также на поэтаромантика С. Т. Колриджа.

Источник: Советский философский словарь

КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ
кружок философов, богословов и моралистов, сложившийся в Кембридже во 2-й пол. 17 в. вокруг Бенджамена Уичкота (1609—83), поклонника Платона и неоплатонизма. Наиболее известные члены кружка — Г. Мор, Д. Смит (1618—52) и Р. Кедворт; близки им Д. Гленвилл (1636-80) и Д. Норрис (1657—1715) из Оксфорда. Д. Бернет (1643—1715) оставил интересные воспоминания о членах кружка («История моего времени», т. 1—2,1723—34). По его свидетельству, кембриджские платоники больше читали Платона, Цицерона и Плотина, чем Евангелие. Из современных философов в кружке наибольший авторитет тел Декарт, с которым они переписывались и на которого ссылались, критикуя эмпиризм Ф. Бэкона. Однако картезианскую физику отвергали. По своим религиозным взглядам кембриджские платоники противостояли кальвинизму, особенно в вопросе о свободе ваяй и предопределении. Их философская позиция может быть охарактеризована как рационализм: по выражению Уичкота, разум — это «самый голос Божий». Они также критиковали теологический волюнтаризм, выводивший критерии добра и зла из установлений Божьей воли (позиция, занимаемая Локком), Ф. Бэкона — за противопоставление веры и разума, Г. Гоббса, который, по мнению Кедворга и Мора, реанимировал релятивизм софистов. Кембриджские платоники выступали против попыток Высокой Англиканской церкви стать господствующей церковью Англии. За свою широкую веротерпимость они были названы латитудинариями — людьми с «широкими глотками».
Лит.: The Cambridge platonists, ed. by С. A. Patrides. L., 1969; TuHoch J. Rational Theology and Christian Philosophy in England in Seventeenth Century, v. 1—2. Edinburgh—L., 1874; CassirerE. Platonic Renaissance in England. Edinbourgh, 1953.
M. А. Абрамов

Источник: Новая философская энциклопедия

КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ
группа англ. философов-богословов 2-й пол. 17 в., идеологов Реставрации, боровшихся против материализма и атеизма. К их числу принадлежали профессора Кембриджского ун-та: Кедворт, Гленвиль, Г. Мор, епископ Кемберленд и др. Материализм Гоббса, Гассенди, отчасти учение Декарта они считали возобновлением атомистики и религ. свободомыслия Демокрита и противопоставляли ему теорию идей Платона, преим. в форме неоплатонизма, более близкого христ. теологии. Гл. задачей философии К. п. считали нахождение разумного оправдания истин религ. веры, а поэтому философию – только учением, опирающимся на теизм и спиритуализм, признающим наличие бога в мире и бессмертной души в человеке. Кто отрицает духовное начало в человеке, неизбежно отрицает и бога, т.е. приходит к "пагубному" атеизму. В основе учения К. п. лежит представление о боге-творце, как о существе, удаленном от мира и не имеющем с ним внутр. связи. В отличие от антич. неоплатонизма они принимали не "эманацию", но, согласно учению христианства, "творение" мира богом. Но между богом и миром имеется посредник – мировой бессознат. разум ("пластическая натура"), исполняющий волю творца. В вопросе о происхождении знания они противопоставляли сенсуализму Гоббса идеалистич. теорию, согласно к-рой орган знания – ум, свободный от всякой примеси материи, обнаруживает свою познават. деятельность без всякой помощи органов чувств и мозга. Объект знания – идеи, существующие от века в божеств. уме как неизменные сущности, как прототип всех единичных вещей. Процесс познания есть процесс обнаружения того, что заключалось в душе в потенциальном состоянии, ибо душа человека, как особое начало психич. жизни, происходит от мирового разума. Материалистич. детерминизму К. п. противопоставляли индетерминизм, абс. свободу воли. Основой морали они считали вечные и неизменные принципы, имеющие божеств, происхождение. Для К. п. характерно увлечение мистикой, они сыграли реакц. роль в истории англ. философии. Лит.: История философии, т. 2, [М. ], 1941, с. 212–13; Смирнов ?., История английской этики, т. 1, Каз., 1880; Tullоch J., Rational theology and christian philosophy in England in the 17. century, 2 ed., v. 2, L., 1874; Campagnac E. T., Cambridge platonists, Oxf., 1901; Сasslrer E., Die platonische Renaissance in England und die Schule von Cambridge, Lpz.–В., 1932. Е. Вейцман. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ
группа философов, моралистов, теологов, к-рая образовалась в Кембриджском ун-те в сер. 17 в. вокруг Б.Уичкота и просуществовала до нач. 18 в.
С морально-философской т.з. наибольший интерес представляют ГМор — автор «Руководства по этике» («Echiridion ethicum», 1667, англ. пер. — «An Account of Virtue», 1690) и Р.Кадворт - автор «Истинной интеллектуальной системы универсума» («The True Intellectual System of Universe», 1678), «Трактата о вечной и неизменной морали» («A Treatise Concerning Eternal and Immutable Morality», 1731). Значительное влияние Уичкота испытывал, не разделяя всецело его взглядов, Р.Камберленд.
В Оксфорде сторонником ключевых идей Мора был Дж.Глэнвилл. Главный пафос философствования К.п. состоял в стремлении основать религию и мораль на разумных началах. Их объединяла не столько приверженность единой философской системе, сколько общее мировоззрение, к-рое составляли вера в разум, неприятие любых проявлений фанатизма и привлечение для обоснования своих взглядов античной философии, гл.о. философии Платона, Плотина и стоиков, греч. патристики и ренессансных гуманистических идей, почерпнутых в платонизме флорентийской Академии. К.п. испытывали также значительное влияние Р.Декарта. Однако, считая Декарта своим союзником в борьбе против схоластики, они в то же время опасались безграничного распространения механистического мировоззрения, несовместимого, по их мнению, с духовным пониманием универсума. Свои религиозные и этические взгляды К.п. противопоставляли доктрине Ж.Кальвина как догматической, иррациональной и тем самым, с их т.з., противоречащей подлинному назначению религии и морали. Уичкот, помимо Кальвина, критиковал Ф.Бэкона за концептуальное отделение веры от разума, а Мор и Кадворт своим главным оппонентом считали Т.Гоббса как автора волюнтаристской теории морали в ее секулярном выражении.
В противостоянии религиозному и секулярному вариантам волюнтаризма К.п. провозгласили ис211 киники точником веры и морали разум. Это положение они основывали на представлении о рациональной природе Бога и человека. Быть хорошим христианином для них означало не слепо исполнять всемогущую волю, а следовать велениям своего разума. Библейскую метафору «Светильник Господень — дух человека...» (Притч. 20:27) К.п. интерпретировали в том смысле, что разум — «Божественный руководитель» (Divine Governor) жизни человека, поэтому «идти против Разума значит идти против Бога» (Уичкот). К.п. выступали за создание единой церкви — широкого христианского сообщества, закрытого лишь для атеистов и папистов, в к-ром ритуалам отводилась вспомогательная роль. Высшую религиозную и нравственную ценность К.п., в отличие от протестантов, видели не в Божественной справедливости, а в Божественной любви.
В интерпретации К.п. мораль предстает как сфера особого рода идей: они самодостаточны, не сводимы к иным идеям, ибо выражают саму природу вещей, необходимость и абсолютную истину. Именно поэтому моральные дистинкции доброго и злого, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного не могут быть произвольными (Кадворт) или предметом повеления или приказа. Даже воля Бога не в силах изменить природу вещей, она сама руководствуется неизменными и вечными моральными различениями. Нечто является добрым не потому, что повелевается Богом, а нечто повелевается Богом, потому что является по своей природе добрым. Та же логика действует и в отношении мнений, общественных законов и договоров: не они конституируют справедливость (как полагал Гоббс), но естественная справедливость утверждает их. Исходя из существенных особенностей моральных различений, Кадворт вслед за Платоном и Декартом настаивает на том, что способностью, априорно воспринимающей различения такого рода, может быть только разум, а не ощущения. Положения о своеобразии моральных идей и об их интеллектуальной природе стали основанием для осмысления К.п. специфики моральной обязанности как обязанности, к-рую разумное существо само налагает на себя, и к-рая не имеет внешнего источника (будь то воля Бога или законодателя, государственные законы и договоры, обычаи, общественное мнение и т.п.). Возможность постижения морали разумом, с т.з. К.п., обусловлена врожденными структурами человеческого духа и присущей душе активностью. Кадворт указывал, что абстрактные моральные понятия реально содержатся в духовной познавательной способности человека и в соответствующих обстоятельствах актуализируются разумом.
В трактовке К.п. моральный разум выступал по существу в качестве источника духовной жизни человека в ее единстве, целостности и полноте. Поэтому разум как источник морали и как высшая моральная способность, выполняющая познавательную и побудительную функции, был для К.п. а) интуитивным, б) положительно определенным в отношении добра, в) эмоционально окрашенным. Мор называл такой разум «Божественной проницательностью» (Divine Sagacity) или «благообразной способностью» (boniform faculty), к-рая по значению превосходила разум, открывающий теоретические истины, и сфера действия к-рой охватывала весь универсум. Кадворт различал, с одной стороны, спекулятивное и дискурсивное виды понимания (understanding), с другой — любовь к благу самому по себе как высший по отношению к ним «витальный принцип», центр активности души и самой жизни, к-рый являлся первичным, вечным источником и принципом всех моральных суждений человека и его сознательных поступков. Освященная разумом любовь в философии К.п. выступала в качестве источника власти самого Бога и принципа всех его деяний. Утверждение К.п. о побудительной роли разума в морали имело и то значение, что собственно моральный мотив является осознанным и «чистым» - т.е. определенным лишь восприятием самотождественных моральны*идей, к-рые не выводятся извне и не редуцируются к другим идеям. Несмотря на то что интеллектуализм К.п. был далеко не всегда последовательным (напр., Мор настаивал на необходимости веры в ведьм, т.к. отказ от нее, по его мнению, ведет к атеизму), именно концептуальное утверждение индивидуального человеческого разума, к-рый вместе с тем представлял универсальное начало в человеке в качестве главного авторитета в религиозной и моральной сферах, ставится в заслугу К.п. в истории философии. Идеи К.п. прямо или косвенно развивались в сентиментализме этическом, в интеллектуализме этическом.
В моральной философии К.п. были сформулированы и так или иначе осмыслены темы, впоследствии ставшие ключевыми в этике категорического императива. Л и т.: Cassirer E. The Platonic Renaissance in England. Austin: University of Texas Press, 1953; Darwall S.L. Cambridge Platonists// Encyclopedia of Ethics/Eds. L.C.Becker, Ch.B. Becker. V. I.Chicago and London: St. James Press. 1992; Passmore J. Cambridge Platonists// The Encyclopedia of Philosophy. New York: The Macmillan Company & The Free Press; London: Collier-Macmillan Limited. V. 2, 1967; The Cambridge Platonists Selections / Ed. by C.A.Patrides. Cambridge: Cambridge U.P., 1980. О.В.Артемьева

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
583.13 кб

Кембриджские платоники: в защиту созерцания

Гладышева Стелла Геннадьевна
В статье рассматривается проблема идентификации «кембриджских платоников» представителей философии ренессансного неоплатонизма в Англии XVII в.