Кейзерлинг Герман
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
(20 июля 1880 – 26 апр. 1946) – реакц. нем. философ-иррационалист (см. Иррационализм), пытающийся сочетать субъективный идеализм с объективным идеализмом. Исходным пунктом учения К. является иррационалистич. концепция души. Интеллект, чувств. восприятие внешнего мира и т.д. являются, с т. зр. К., внешними проявлениями этой иррац. сущности человека. Эти внешние проявления сокровенной душевной жизни человека направлены, соответственно, на внешний мир. Чувственно воспринимаемая и рационально познаваемая действительность, окружающая человека, также представляет собой внешнее проявление внутренней иррац. сущности, недоступной науке и познанию вообще, поскольку последнее является, согласно К., лишь интеллектуальным, т.е. односторонним, ограниченным отношением к действительности. Метафизически противопоставляя внутреннее и внешнее, К. тем не менее объявляет задачей своей философии создание "нового синтеза духа и души", установление единства между мышлением и созерцанием, теорией и практикой. Однако на деле задача К. сводится к тому, чтобы подчинить сознательное подсознательному, разум интуиции. Такого рода концепция является по существу одной из разновидностей фидеизма. Антиинтеллектуализм К. проявляется далее в резком противопоставлении философии положи. наукам, в нигилистич. оценке науч. познания, к-рому противопоставляется интуитивистское (см. Интуитивизм) понимание существующего, характеризуемое как особая душевная деятельность, аналогичная художеств. творчеству. Иначе говоря, К. отрицает филос. значение познания, поскольку последнее является отражением внешнего мира. Философия рассматривается К. как особая способность воображения, благодаря к-рой философ соприкасается с объективно существующим иррациональным, сознает его присутствие, общается с ним. Подвергая критике рационализм, эмпиризм, теоретич. мышление, К. высоко оценивает др.-вост. мистицизм и утверждает, что философия должна возвратиться к этому первоисточнику мудрости, от к-рого она отклонилась в новое время. Призывая к попятному движению, к возрождению мистич. идеализма древности, К. называет себя "реформатором духа", указывающим человечеству путь к мудрости. Философия тем и отличается от др. наук, что она является не просто знанием, а мудростью; последняя же есть особый род внутреннего, духовного бытия, к-рым живут избранные натуры, мудрецы. Учение К. носит резко выраженный антидемократич., аристократич. характер. На филос. воззрения К. оказали большое влияние А. Шопенгауэр, А. Бергсон и др. бурж. философы- иррационалисты. Сам К., впрочем, отрицал эти влияния. К. является одним из ближайших непосредственных предшественников фашистской идеологии в Германии. Соч.: Prolegomena zur Naturphilosophie, M?nch., [1910 ]; Die metaphysische Wirklichkeit, в кн.: Atti del IV Congresso internazionale di filosofia, [Bologna ] – Gen., [1911 ]; Das Reisetagebuch eines Philosophen, 4 Aufl., Bd 1–2, Darmstadt, 1920; Philosophie als Kunst, 2 Aufl., Darmstadt, 1922; Politik, Wirtschaft, Weisheit, – Darmstadt, 1922; Die deutsche Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen, Bd 4, Lpz., 1923. Лит.: Feldkeller P., Graf Keyserlings Erkenntnisweg zum ?bersinnlichen, Darmstadt, 1922; Vоllrath W., Graf Keyserling und seine Schule, Lpz., 1923; R?hr R., Graf Keyserlings magische Geschichtsphilosophie, Lpz., 1939. Т. Ойзерман. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
(1880-1946), граф нем. философ, противник рационализма. Окончив рус. гимназию в Пярну, изучал зоологию, химию и геологию в Дерпт., Женев., Гейдельберг. и Вен. ун-тах. К 1903 К. сформировался как культуролог и философ в кантианском духе. В 1906 выходит его первая кн. “Строение мира”, посвященная англ. философу Х.С. Чемберлену, чьи идеи относительно единства мира были восприняты К. В 1907 появилась кн. “Бессмертие”, обобщающая взгляды К. по основным филос. проблемам. В том же году в Гамбурге К. выступает с лекциями, гл. положения к-рых вошли в кн. “Введение в натурфилософию” — вершину творчества К. в качестве критич. философа. Большое влияние на К. оказал Дильтей, позднее существ. значение в творчестве К. имели идеи Бергсона. В своих трудах К. излагал “философию жизни” в самой общей и неопр. форме, обращаясь к “силе понимания”, к чувству как духовной сути, совпадающей с истоками жизни. К. увлекается “философией чувств”, заменяя филос. построения культурными и критич. размышлениями. В 1910 появилась кн. “Шопенгауэр как фальсификатор”, свидетельствующая о формировании К. как метафизика. Еще до Первой мир. войны К. посетил многие страны, в 1911-12 совершил кругосветные путешествия, изучая формы культуры и образ жизни разных народов (“Путевой дневник философа”, 1919). В 1920 К. основал “Школу мудрости” в Дармштадте и взял девизом осн. формулу из своего дневника: “Самоосуществление в путешествии сквозь мир...” К. считал себя философом культуры, но не систематизатором, а “человеком факта”. Культура для К. — человеч. дух, к-рый, возвращаясь к человеку из окружающей среды, воздействует на него как формообразующий. Дух не может быть постигнут разумом, но только посредством творч. интуиции, восприятием чувств. космоса. Разл. жизненные и культурные формы, сохраняя свою чувств. достоверность, соотносятся с глубочайшей безобразностью, с гармонией, в к-рой все силы приходят в равновесие. В этой надистор. гармонии должен воплощаться идеал личности и об-ва. К. называл себя “реформатором” духа и считал задачей философии создание “нового синтеза духа и души”, а основным инструментом постижения жизни — интуицию, скептически относясь к возможности познания. Он придавал большое значение мифу и начальному “пра-слову в понимании сущности мира”. К. считал, что совр. теориям познания мира присущ прагматизм и механистич. понимание явлений. Пророческим оказалось соч. К. “Препятствие в развитии: слово-предостережение нашему времени” (1908), где он предсказывал, что вера во всесилие физики и химии, разума может привести к экологич. катаклизмам. К. считал, что от идеала абстрактного мышления он поднялся до более высокой жизненной мудрости. Система взглядов К. определяется подходом к миру скорее не с позиций философа, а художника, унифицировавшего идеи в духе глубокого эстетич. восприятия мира. Соч.: Das Gefilge der Welt. Versuch einer kritischen Philosophie. Miinch., 1906; Unsterblichkeit. Munch., 1907; Schopenhauer als Verbilder. Lpz., 1910; Prolegomena zur Naturphilosophie. Munch., 1910; Uber die innere Beziehung zwischen den Kulturproblemen des Orients und des Okzidents. Jena, 1913; Philosophie als Kunst. Darmstadt, 1920; Schopferische Erkenntnis. Darmstadt, 1922; Das Reisetagebuch eines Philosophen. Bd. 1-2. Darmstadt, 1923; Menschen als Sinnbilder. Darmstadt, 1926; Das Buch vom personlichen Leben. Stuttgart; В., 1936; Reise durch die Zeit. Innsbruk, 1948. Лит.: Volirath W. Graf Keyserling und seine Schule. Lpz., 1923. Ф.А. Федорова. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996