КЕДВОРТ РАЛЬФ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КЕДВОРТ (Cudworth) Ралф
род. 1617, Адлер, Соммерсетшир - ум. 26 июля 1688, Кембридж) - англ, философ, основатель и глава кембриджской школы, защищал платонизм, опирающийся на христианство. Согласно Кедворту, нравственность обусловлена врожденными идеями, которые имеют абсолютную значимость. Осн. произв. - "The true intellectuel system of the universe", 1687.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КЕДВОРТ Ралф
английский философ; р. 1617 (Аллер, Соммерсет) — ум. 26. 7. 1688 (Кембридж); основатель и глава кембриджской школы, защищал платонизм, опирающийся на христианство; согласно ему, нравственность обусловлена врожденными нравственными идеями, которые имеют абсолютную значимость; противился всякому механистическому естественному объяснению: за каждым явлением телесного мира стоит формирующая природа духовного рода. Осн. соч.: The True Intellectual System of the Universe, 1678; A Treatise conceming etemal and immutable morality, 1731; Works, I—IV, Oxford, 1829; Collected Works, I—III, 1977 ff.
Cassirer. Die Platon. Renaissance in England u. die Schule von Cambridge, 1932; A. N. Prior. Logic and the Basis of Ethics. Oxford, 1949; I. A. Passmore. R. C., Cambridge, 1951; L. Gysi. Platonism and Cartesianism in the Philosophy of R. C., 1962.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

КЕДВОРТ Ралф
1617, Аллер, Сомерсет,20.7.1688, Кембридж), англ. философ-идеалист, ведущий представитель кембриджских платоников. Сын священника. Образование получил в Кембриджском ун-те, где испытал сильное влияние Б. Уичкота. С 1645 глава Клэрколледжа, а с 1654 Крайстколледжа Кембриджского ун-та. К. разработал спиритуалистич. и телеологич. учение о мире, в к-ром действуют духовные «пластич. природы» - непосредств. инструменты реализации божеств. целей. В гл. соч. «Истинная духовная система мира» («The true intellectual system of the universe», 1678) К. выдвинул идеалистич. интерпретацию атомистич. теории. Соглашаясь с Декартом в трактовке критерия истинности идей как ясности и отчетливости, а также принимая теорию врожденных идей, к-рой придавая теологич. окраску, К. одновременно отвергал картезианскую дуалистич. онтологию и механистич. физику. Выступал против теории обществ. договора и УТИЧ. взглядов Гоббса, учил о божеств. происхождении неизменных и вечных принципов нравственности.

Источник: Советский философский словарь

КЕДВОРТ Ральф

(1617 – 26 июля 1688) – англ. философ-идеалист, гл. представитель реакц. группы кембриджских платоников; боролся против материализма и сенсуализма "демокритовых атеистов", как он называл Гоббса и др. прогрессивных философов 17 в. К. защищал теорию сверхчувств. знания и "духовидение", к-рое, по его мнению, является основой веры в бога – первопричины мира. Признавая существование материи, К. понимал ее как пассивное вещество, к-рому дух сообщает движение. Без воли и разума, по его мнению, все было бы мертвым. Материалистич. теории причинности он противопоставлял телеологию, учение о реализации в мире божеств, предначертаний; мир – это восходящая лестница совершенства от косной материи до бога. К. выступал против этич. теории Гоббса, говоря, что нравственность имеет абсолютный и неизменный характер, что она изначально заложена в человеч. разуме, имеет божеств. происхождение и не может зависеть от человеч. соглашения или воли законодателя. В области политики К. обосновывал с теологич. позиций необходимость господства аристократии над народом. Соч.: A treatise concerning eternal and immutable morality, L., 1731; The true intellectual system of the Universe, v. 1–4, new ed., L., 1820; A treatise of freewill, L., 1838. Лит.: История философии, т. 2, [M. ], 1941, с. 212–13; Смирнов ?., История английской этики, т. 1, Каз., 1880; Tulloch J., Rational theology and christian philosophy in England in the 17. century, v. 2, 2 ed., Edin. – L., 1874; Lоwrеу Сh. E., The philosophy of Ralph Cudworth, N. Y., 1884; Schmitz К. J., Cudworth und der Platonismus, Bonn, 1919 (Diss.); Сassirer E., Die platonische Renaissance in England und die Schule von Cambridge, Lpz. – В., 1932; Beyer J., Richard Cudworth, Bonn, 1935; Aspelin G., Ralph Cudworth´s interpretation of Greek philosophy, G?teborg, 1943; Passmore J. ?., Ralph Cudworth. An interpretation, Camb., 1951. E. Вейцман. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

КЕДВОРТ РАЛЬФ

1617, Адлер, Соммерсет— 26 июля 1688, Кембридж) — ведущий философ кружка кембриджских платоников, профессор древнееврейского языка (с 1645). Автор написанного в пуританском духе «Рассуждения об истинном понятии Вечери Господней» и трактата «О союзе Христа и Церкви» (1642). Наиболее известна его книга «Истинная интеллектуальная система Вселенной, в которой все доводы и философия атеизма опровергнуты, а его невозможность доказана» (The true intellectual system of universe, wherein all the reasons and the philosophy of atheism is confuted), ее первый из четырех задуманных томов опубликован в 1678. Кедворт приводит здесь 22 аргумента античных атеистов-материалистов, разделяемых им на четыре группы: гилепатическая философия Анаксимандра, атомистическая — Демокрита, космопластическая — стоицизма и гилозоистическая философия ученика Аристотеля — Стратона. Основное внимание Кедворт уделяет атомизму Демокрита, извратившего подлинный «благочестивый» атомизм. Изобретателем атомистической физики Кедворт называет Моха Сидонского, жившего еще до Троянской войны, которого он отождествляет с Моисеем. Вслед за Климентом Александрийским он отстаивает восточное происхождение древнегреческой философии. Кедворт прилагает много усилий, чтобы обнаружить в античной философии идею единобожия, за что он был осужден папской курией. Современники считали его труд образцом эрудиции (см., напр., Локк Д. Соч., т. 3, с. 588). Замышляя свой труд, Кедворт собирался исследовать в основном проблему свободы и необходимости и дать критику различных форм фатализма: 1) атеистического; 2) теистического, но имморального, приписывающего Богу установление принципов добра и зла; 3) признающего моральные атрибуты Бога, но не оставляющего места для свободы и, следовательно, для дистрибутивной и ретрибутивной справедливости в мире. Однако истинная религия, полагает Кедворт, покоится на трех столпах: бытии Бога, вечной природе блага и свобод человека. Именно эти доктрины он противопоставляет Гоббсу, критикуя его механистический детерминизм и морально-правовой релятивизм в опубликованных посмертно трактатах «О свободе воли» (1838) и «О вечной и неизменной нравственности» (1731).
M. А. Абрамов

Источник: Новая философская энциклопедия