КАЗУИСТИКА

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Казуистика
см. казуальность) — часть науки о морали, которая устанавливает поведение в определенных условиях и событиях; в переносном смысле — ловкость, изворотливость в доказательствах (обычно ложных или сомнительных положений); крючкотворство.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

КАЗУИСТИКА
от лат. casus [conscientiae] - известные случаи) - часть науки о морали, которая определяет поведение ("казусов совести", "меры греха") в определенных условиях и событиях; разработана стоиками, талмудистами, схоластами и иезуитами. В юриспруденции - отыскание закона, позволяющего рассматривать отдельный случай в соответствии с его спецификой.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Казуистика
(лат. casus – случай) – рассмотрение отдельных случаев в связи с общими принципами права, морали и т. д. В этике: обсуждение «казусов совести», нравственных затруднений. В теологии: формализованное учение о пределах и мере греха в различных ситуациях. Получила особенное развитие в католицизме в XVII–XIX веках. В переносном значении: ловкость, изворотливость в доказательствах (обычно ложных) сомнительных положений).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

КАЗУИСТИКА
изворотливость в споре, в доказательстве сомнит. положений; в иудаизме - ловкое толкование Торы и Талмуда. Талмудич. К. — хилук или пил-пул - это рассуждения на религ.-обрядовую тему, масса тонких хитросплетений, лишенных твердых логич. оснований. Корифеем талмудич. К. считался тот, кто мог привести доказательство в пользу разрешения того, что запрещено, найти аргументы за и против одного и того же положения.

Источник: Атеистический словарь

КАЗУИСТИКА
от лат. casus - случай), рассмотрение отд. случаев в их связи с общими принципами (права, морали и т. д.). В этике - обсуждение «казусов совести», нравств. затруднений, напр. при конфликте между различными обязанностями. В теологии (в т. н. нравств. богословии) - формализов. учение о пределах и мере греха в различных ситуациях (получило особенное развитие в католицизме в 17-19 вв.).В обыденном словоупотреблении - ловкость, изворотливость в доказательствах (обычно ложных или сомнит. положений).

Источник: Советский философский словарь

КАЗУИСТИКА
(Kasuistik; от лат. casus [conscientiae] — «случаи, казусы совести») — область науки о морали, которая исследует образ действия совести в определенных условиях и событиях; разработана стоиками, талмудистами, схоластами и иезуитами. В юриспруденции это отыскание закона, позволяющего рассматривать отдельный случай в соответствии с его спецификой; в неопределенных случаях термин «казуистический» употребляют в значении «хитроумный» и «софистический».
R. Thamin. Un problème moral dans l’antiquité. Étude sur la casuistique stoicienne. Paris, 1884; I. v. Dollinger, F. H. Reusch. Gesch. der Moralstreitigkeiten in der römischkathol. Kirche seit dem 16. Jh., I—II, 1889 (Repr. 1968); J. Klein. Ursprung u. Grenzen der K., in: Aus Theologie u. Philos. Festschrift F. Tillmann, 1950; A. R. Jonsen. The Abuse of Casuistry. A History of Moral Reasoning. Berkeley, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Казуистика
Изучение запутанных юридических дел (казусов), в частности связанное с их моральной оценкой.
С легкой руки Паскаля слово «казуистика» стало в основном употребляться в уничижительном контексте, но причиной этого были злоупотребления, допускавшиеся юристами‑иезуитами. Именно они стремились превратить казуистику в набор лицемерных оправданий, удобных софизмов, трусливых уловок, служащих одной цели – во что бы то ни стало доказать собственную невиновность. На самом деле человеку, исполняющему свой долг, вовсе не требуется вдаваться в столь мелкие детали и проводить столь глубокий анализ. С другой стороны, нельзя не признать, что и нравственный закон не может считаться самодостаточным. Он должен применяться к конкретным случаям, а здесь не обойтись без осмысления и опыта. Именно эту задачу и решает казуистика в хорошем смысле слова – своего рода прикладная мораль и воспитание суждения.

Источник: Философский словарь.

КАЗУИСТИКА
(лат. casus - случай, казус) - теория «казусов совести», регулирующая поведение индивида в случаях нравственных затруднений, исходя из системы абстрактно формулируемых правил. Поприще К. - конфликты между различными обязанностями человека, когда необходимо определить приоритет одной из них перед другой. К. была невозможна, пока жизнь индивида еще не выделилась со своими особыми проблемами совести из патриархальной родовой жизни; она не была нужна, пока полисное гражданское сознание не выявило присущих ему противоречий и общественное мнение еще было способно непосредственно ориентировать индивида, освобождая его от потребности в теоретической рефлексии в области морали. Цель К. — создать такую разветвленную интерпретацию долженствующего, в к-рой можно было бы найти непосредственные указания для любого варианта действительности; способ, к-рым это достигается, — выведение из несомненных исходных тезисов все более дифференцированных положений, подводящих к конкретным «казусам». Понимание конкретного как последней фазы дифференциации общего характерно для ряда форм знания, достигших классической зрелости еще в древности (логика Аристотеля, геометрия Евклида, римское право, теория риторики и т.п.). К. в широком смысле — явление, общее для всех развитых культур, понимавших нравственность как «закон». Она свойственна, напр., морали конфуцианства, регламентирующей поведение «благородного мужа» на все случаи жизни и устанавливающей иерархию обязанностей.
В Греции К. заявляет о себе у софистов и Сократа, родоначальников рефлективной самоориентации индивида. К К. приводили все попытки стоиков выйти за пределы максималистских парадоксов и предложить систему поведения для реальных людей (у Панетия, Сенеки и др.; см. Стоицизм). Классическое выражение античной К., оказавшее влияние на европейских моралистов средневековья и Нового времени, - трактат Цицерона «Об обязанностях» (особенно III кн., посвященная конфликтам между честью и пользой). Ювелирная разработка К. чрезвычайно характерна для зрелой схоластики, в частности, для творчества Фомы Аквинского. Для православной традиции К. менее характерна, хотя мы находим ее присутствие в византийских и др.-рус. руководствах для священников, принимающих исповедь. Европейская культура в целом отвергла К. Сам термин «К.» приобрел негативный смысл как обозначение пустого формализма в морали (разделив судьбу таких слов, как «резонер» и т.п.), что само по себе явилось важным симптомом трансформации общественного сознания, отходившего от безусловного авторитета абстрактно формулируемых этических аксиом. Последним значительным представителем католической К. в ее классической форме был ит. религиозный деятель, основатель ордена редемптористов А.Лигуори, современник Вольтера, Д.Дидро и Ж.Ж.Руссо. Некоторое возрождение К. можно усмотреть в современной прикладной этике (напр., в попытках согласовать случаи эвтаназии с общими требованиями гуманизма). Для теоретического анализа и выявления этического смысла К. важное значение имеет вопрос о том, чем она вызвана — желанием личности укрепить рациональными доводами моральную стойкость или, напротив, найти оправдание для отступления от моральных норм. См. Прикладная этика. С.С.Аверинцев

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

КАЗУИСТИКА
от лат. casus — случай, казус), формализованная система прикладной морали, рассматривающая сложные случаи коллизии нравственных обязанностей по типу анализа правовых «казусов» в юриспруденции. Для К. характерна сложная техника определения тяжести вины («смертные» и «простительные» грехи); особое внимание уделяется спорным зонам на границе дозволенного и недозволенного. Зарождение и развитие К. обусловлено пониманием нравственности в буквальном смысле слова как «нравственного закона» (обязательного и обязывающего с объективной действительностью юридического закона), данного раз и навсегда (меняются лишь его приложения) и универсального. Когда архаическая регламентация жизни обычаем как непосредственно данным единством морали и права отходит в прошлое, ориентация человека в усложнившемся социальном бытии обеспечивается заново уже искусственными средствами системы и метода, в основном — индукции и аналогии, при помощи которых К. стремится заранее учесть все многообразие жизни, предвидеть неожиданности и создать практически осуществимое равновесие между требуемым и возможным. Лишь в своих вырождениях К. доходит до циничной «растяжимости» нравственных норм, но дух ригористического максимализма ей чужд всегда; один из ее принципов — «никто не обязывается к невозможному» (ad impossibile nemo tenetur). Ее цель — создать (посредством выведения из несомненных исходных тезисов все более дифференцированных положений) такую разветвленную интерпретацию долженствующего, в которой можно было бы найти указания для любой конкретной ситуации (метод, характерный для целого ряда областей знания, достигших классической формы еще до подъема новоевропейской научности, — напр., для логики Аристотеля, геометрии Евклида, римского права, литературной теории античной и средневековой риторики и т. п. ).
Таким образом, К. в широком смысле есть явление, общее для всех развитых культур, понимавших нравственность как закон. Она окрашивает, напр., мораль конфуцианства, регламентирующую поведение «благородного мужа» на все случаи жизни и для этого устанавливающую иерархию обязанностей. К К. приводили все попытки Стой выйти за пределы максималистских парадоксов и предложить систему поведения для реальных людей (напр., у Панетия). Классическое выражение античной К., оказавшее широкое влияние на европейских моралистов Средневековья и Нового времени, — трактат Цицерона «Об обязанностях», особенно его 3я кн., посвященная конфликтам между честью (honestum) и пользой (utile). Концепция сакрального права, включающего в себя область морали и область ритуала, породила в иудаизме более авторитарную разновидность К., кодифицированную в Талмуде; нормативная регламентация жизни (т. н. галаха), тяготевшая к детальному перечислению дозволенного и запретного (когда, напр., библейская заповедь о субботнем покое превращается в каталог 39 действий, которые возбраняется производить в субботу), строилась в основном на сопоставлении авторитетных мнений, хотя для восполнения того, о чем не сказали авторитеты, применялась техника рассудочных приемов (т. н. миддот, букв. «меры»). Типологически однородное явление — моральноправовая К. ислама, классифицирующая все возможные человеческие действия по пяти категориям («предписанные», «похвальные», «дозволенные», «непохвальные», «запретные»), основываясь на авторитетах (Коран, хадисы, согласие чтимых законоведов — т. н. иджмас) и восполняя пробелы рассудочной аналогией (т. и. кийас). К. могла выступать не только как средство конкретизировать исходный закон, но и как средство обойти его (в Евангелиях содержится критика такой практики книжников, см. Мк. 7:1 16). Отсутствие К. в новозаветных текстах объясняется их первичным, основополагающим характером: К. всегда вторична по самому своему заданию — не создавать и устанавливать, а только уточнять и приводить в согласие.
Элементы К. не чужды ни византийской , ни древнерусской традиции православия (жанр авторитетных «ответов» на вопросы, касающиеся бытового поведения верующего, «Заповедь ко исповедающимся сыном и дщерем»); однако К. в узком смысле специфична для католицизма, где получает уникальное развитие, начиная со зрелой схоластики (Раймунд из Пеньяфорта, ок. 11801275, «Сумма о казусах»); сам термин «К.» заимствован из католического обихода. Для католической К. характерен синтез античного морализма (влияние Аристотеля, Цицерона, концепция «естественного закона») и навыков римского правового мышления с традицией толкования авторитетных текстов (Библия, сочинения Отцов Церкви, церковные определения) и согласования авторитетных мнений. В XVIXVII вв. в центре полемики оказывается К. иезуитов, отличавшаяся особым вниманием к намерениям и мотивам действующего лица, к степени его осведомленности о характере его собственных действий и т. п., а также т. н. пробабилизмом — учением о том, что в сомнительных случаях дозволено следовать простой вероятности (Г. Бузенбаум, 16001658). Не только опасные стороны этой теории, но и принцип К. как таковой вызвал горячий протест Паскаля («Письма к провинциалу», 1656). Столетием позже явилась самая стройная, разработанная и уравновешенная система К. — «Моральная телогия» А. М. ди Лигуори (16961787); она основана на принципе пробабилизма, согласно которому при отсутствии непреложных критериев человек обязан следовать наиболее вероятной точке зрения. В кругу католического вероучения Лигуори оставался непререкаемым авторитетом до последнего времени. Европейская культура в целом отвергла К. Сам термин «К.» приобрел негативный смысл как обозначение пустого формализма в морали.

Источник: София-Логос. Словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
309.67 кб

Мораль и казуистика на службе иезуитов

Коротков Владислав Олегович
Данная статья посвящена проблеме морали в системе философско-религиозной догматики ордена иезуитов.
Читать PDF
272.72 кб

Варианты решений вопроса о спасении жизни человека в казуистической ситуации средствами этики И. Кан

Троцак Алексей Иванович
Демонстрируется применение этических законов И. Канта и А. Шопенгауэра к реальной казуистической ситуации, которая возникла при трансплантации непроверенного на ВИЧ-инфекцию органа от донора к реципиенту