КАВАЙЕС Жан

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

КАВАЙЕС Жан

французский философ и математик (Сан-Мэксан, 1903 —Аррас, 1944, убит немцами). В 1938 г. защитил диссертацию по философии науки. В Страсбурге, затем в Сорбонне совмещает свои лекции, исследования по математической логике и патриотическую деятельность в рядах французского Сопротивления. Его основные произведения: «Заметки о создании абстрактной теории множеств» (1938), «Аксиоматический метод и формализм: эссе о проблеме основания в математике» (1938), «Трансконечность и непрерывность» (1947), «О логике и теории науки» (1946-1948).

Источник: Философский словарь

КАВАЙЕС Жан
(1903, Сен-Мексен – 1944, Аррас) – философ и логик. В 1923 прослушал курс в Высшей нормальной школе в Париже, где под руководством Л. Брюншвика защитил дипломную работу на тему «Философский смысл и возможности применения на практике теории вероятностей». Работал секретарем-архивистом в Центре социологической документации при Высшей нормальной школе, затем, получив грант Фонда Рокфеллера, вел исследования в научных центрах Германии. По возвращении на родину К. преподавал в лицее в Амьене. В 1938 защитил докторскую диссертацию по философии науки в Сорбонне, после чего стал профессором факультета гуманитарных наук Страсбургского университета, а затем – Сорбонны.
В годы Второй мировой войны К. был одним из организаторов Сопротивления. Расстрелян немцами незадолго до освобождения Парижа. К. считают одним из ведущих французских историков науки в период между двумя мировыми войнами. Предметом его особого интереса были теория множеств и проблема оснований математики.
Соч.: Briefwechsel Cantor–Dedekind // Hrsg. von E. Noether und J. Cavaillès. P., 1937; Méthode axiomatique et formalisme. P., 1938; Remarques sur la formation de la théorie abstraite des ensembles. P., 1938; Essais philosophiques. P., 1939; Transfini et continu. P., 1947; Sur la Logique et la théorie de la science. P., 1947 (1997); Oeuvres complètes de philosophie des sciences. P., 1994. Лит.: Canguilhem, G. Vie et mort de Jean Cavaillès. P., 1996; Sinaceur, H. Jean Cavaillès. Philosophie mathé- matique. P., 1994; Cassou-Noguès, P. De l’expérience mathématique: essai sur la philosophie des sciences de Jean Cavaillès. P., 2001; Azema, J.-P., Aglan, A. Jean Cavaillès-Résistant ou la pensée en actes. P., 2002; Ferneres, G. Jean Cavaillès: un philosophe dans la guerre, 1903–1944. P., 2003. A.B. Ястребцева

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

КАВАЙЕС Жан
1903-44) — французский философ математики, ученик Л. Брюнсвика, видный представитель структуралистской философии математики, имеющей своим истоком абстрактную алгебру, которая интенсивно разрабатывалась в 20—30-х гг. 20 в. в математических кружках Гамбурга и Геттингена. В 1934—35 гг. группа французских математиков Н. Бурбаки выдвинула идею структуры в качестве основного понятия современной математики. Для Кавайеса новая структурная математика, построенная на основе аксиоматического метода, является образцом научного познания. Понятие структуры — центральное в философии математики Кавайеса. Основная его функция состоит в организации знания. Вслед за Больцано он полагает, что теория науки совпадает с теорией структуры науки. Поскольку же наука состоит из доказанных теорий, то ее структура по существу совпадает с доказательством. Структура управляет прогрессом науки, т. к. дедуктивная цепь рассуждений по существу и создает ее содержание. Т. о., структура есть принцип движения, прогресса. Для Кавайеса аксиоматизация — это не простая дань пустому и стерильному догматизму, а подлинный принцип изобретения; это — не игра в символы, как считали некоторые, а средство обнаружения общих структур, заключенных в частных проблемах. Согласно Кавайесу, смысл теорий состоит в их концептуальном становлении: «Все содержание — объекты наблюдения для эпистемолога и манипуляции для практики: теоремы, процедуры доказательства, операции, свойства, сами теории проникнуты движением, в котором структура развертывается и демонстрирует саму себя». Структура не статична, а динамична, не ригидная схема, а момент «творческой диалектики». Именно в возрастании абстрактности Кавайес видел движущую силу развития математики, которая реализуется в процессах «тематизации» и «идеализации». Благодаря абстрактной аксиоматике, ее схематизирующей роли открываются новые, подчас неожиданные зависимости между, казалось бы, несвязанными прежде математическими теориями. Кавлпес сжато сформулировал свою концепцию математики в ходе острых дискуссий в 1939 во «Французском философском обществе». Суть его позиции сводилась к тому, что гильбертовская математика интериоризировала эпистемологическую проблему оснований, трансформировав ее в чисто математическую проблему. Исходя из этого, он выдвинул четыре основных тезиса: существует целостность или единство математики, делающее невозможным сведение ее к какому-то абсолютному началу (критика одновременно логицизма и феноменологизма гуссерлианского толка); математика развивается диалектически, идя своим автономным и в принципе непредсказуемым путем; решение математической проблемы аналогично эксперименту, производимому по программе в соответствии с правилами; существование математических объектов совпадает с актуализацией метода, т. е. дедуктивным развертыванием математической структуры.
Лит.: Benis-Sinaceur H. Lepistemologie mathematique de Cavailles.— «Revue dhistoire des Sciences». P., 1987, t. XL, № 1, p. 28; Heinvnann G. La position de Cavailles dans le probleme des fondements en mathematiques, et sa difference avec celle de Lautman. Ibid.
В. С. Черняк

Источник: Новая философская энциклопедия