КАТОЛИЦИЗМ

Найдено 23 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Католицизм
название западного христианского вероучения, признающего видимою главою церкви римского епископа, хотя в первые века христианства никто не пользовался ни именем, ни правами видимой главы церкви.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Католицизм
от гр. katholikos – всеобщий, вселенский) – одно из основных направлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), оформившееся в результате раскола христианских церквей в XI в.  

Источник: Словарь по культурологии

КАТОЛИЦИЗМ
одно из основных направлений в христианстве, противопоставившее себя православию после разделения церквей в 1054 г. Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, в которых нашла отражение специфика социокультурного развития Западной Европы.  

Источник: Религиоведческий словарь

КАТОЛИЦИЗМ
разновидность христианства, распространенная главным образом в странах Западной Европы и Латинской Америке. Догматические особенности католицизма: признание происхождения святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына, догматы о чистилище, о верховенстве римского папы как наместнике Христа и др. Культовые и канонические отличия католицизма от православия: безбрачие духовенства (целибат), особо развитый маринизм (культ богородицы) и т.д. Центром католицизма является Ватикан. Официальной философией его провозглашен неотомизм.

Источник: Тематический философский словарь

Католицизм
от гр. katholikos – всеобщий, вселенский) одно из основных направлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), оформившееся в результате раскола христианских церквей в XI в. направление в христианстве, возникшее в результате раскола христианской церкви в ХI в. на западное (католицизм) и восточное (православие). Догматические особенности католицизма: признание исхождения святого духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына, догматы о чистилище, о верховенстве римского папы, как наместника Христа, о непогрешимости папы и др. Центр католицизма – Ватикан, откуда папа римский и римская курия осуществляют правление всеми католиками.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Католицизм
(греч. katholikos – всеобщий, вселенский) – одно из направлений в христианстве. Вероучение и церковная организация окончательно оформились после разделения христианства в 1054 г. Источником вероучения признается Священное Писание (латинский перевод Библии) и Священное предание. Священное предание образуют постановления 21 собора, а также суждения римских пап по церковным и мирским проблемам. На Толедском соборе в 589 г. было внесено добавление к Символу веры об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (лат. filioque). Особенностью католицизма является догмат о чистилище, возвышенное почитание Богородицы, безбрачие духовенства (целибат).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

КАТОЛИЦИЗМ
от гр. katholikos, универсальный): христианская религия, признающая власть папы. Католицизм первоначально осмыслял себя как естественную религию человеческого рода. Но проблема в том, существует ли вообще какая-либо определенная религия, укорененная в человеческом сердце? Скорее наоборот, вера, естественная для человека, с прогрессом культуры и знания приобретает различное содержание. Католицизм развивается в направлении религии, основанной не столько на рефлексии или точном откровении (Библия), сколько на авторитете церкви, которая представляет собой не только вдохновительницу и путеводительницу, но непогрешимого судью. Главные догматы: тайна Троицы и воплощения, искупление грехов Христовой смертью, семь таинств.

Источник: Философский словарь

КАТОЛИЦИЗМ
разновидность христианства, распространенная главным образом в странах Западной Европы и Латинской Америки. Догматика католицизма: признание исхождения Святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына; почитание Богородицы наравне с Иисусом Христом; догмат о чистилище; о верховенстве Римского папы как наместника Христа; непогрешимость и святость Папы. В отличие от ПРАВОСЛАВИЯ (другое направление в христианстве) диктует безбрачие духовенства – целибат, особо развитый марианизм – культ Богородицы, Девы Марии; имеет отличия в символике, обрядности, храмовой культуре и архитектуре и пр. Центр католицизма – Ватикан, обладающий определенной экономической и политической независимостью. Философским основанием является учение средневекового теолога и философа ХIII в. Фомы (Томаса) Аквинского – томизм и неотомизм.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

КАТОЛИЦИЗМ
обнаружившийся в общественном сознании со времени возникновения протестантства особый характер западноевропейской и ближневосточной церкви, который развивался с первых веков нового летосчисления и сохранился до наших дней. В западных странах этот характер четко выразили папы и собор в Триденте (1545-1563). Понятие католического появляется ок. 150 после Р. X. и свидетельствует о том, что, в противоположность др. толкованиям христианства, "повсюду" (греч. katholu) распространяются и должны быть признаны исходящие от апостолов предания. Классическая формулировка этой точки зрения называет "католическим" "quod ubique, quod semper, quod ad omnibus creditum est" (лат.: "что признается повсюду, всегда и всеми"). Поэтому католицизм стоит близко к естественной религии и consensus omnium. Несмотря на это, церковь уже издавна выступала против ереси (отклонение от осн. учений), гетеродоксии (отклонение от отдельных учений) и раскола (разделение церкви). Философия католицизма, Philosophia perennis, в настоящее время развивается неосхоластикой и неотомизмом. Католичес, кий (от греч. katholikos - всеобщий, всеохватывающий) - относящийся к рим.-католич. церкви.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КАТОЛИЦИЗМ
(от греч, каШойкоз — вселенский) — римско-католическое исповедание; крупнейшее направление в христианстве, образовавшееся в результате его раскола в 1054 г. Сложился в разобщенной Западной Европе, где был лишь один христианский центр в Риме, что позволило римскому первосвященнику (патриарху) обрести всю полноту церковной власти и объявить себя папой — отцом всего христианства и одновременно претендовать на светскую власть — быть главой Церковной области, а затем государства Ватикан. Папа считается наместником Христа на земле, непогрешимым в делах веры. Помимо общехристианской основы, католицизм имеет ряд особенностей в вероучении и обрядности, отличающих его от православия и протестантизма, В частности, сформулированы новые догматы, которых не было до раскола христианства: об исхождснии Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына, о непорочном зачатии не только Христа, но и Девы Марии, а также о се телесном вознесении на небо, о существовании не только рая и ада, но и промежуточном состоянии — чистилища. Обет безбрачия дает все духовенство, а не одни лишь монашествующие, как в православии. Богослужение сопровождается органом и до 1965 г. совершалось только на латинском языке.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Католицизм
 (греч. — вселенский) — разновидность христианства, распространенная гл. обр. в странах Зап. Европы и Лат. Америки, существует с 1054. Догматические особенности К.: признание нахождения святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына, догмат о чистилище, о верховенстве римского папы, как наместника Христа, о непогрешимости папы и т. д. Культовые и канонические отличия К. от православия: безбрачие духовенства (целибат), богослужение на лат. языке, особо развитый марианизм (культ богородицы) и т. д. Единый мировой центр К. — Ватикан, связан с монополистической буржуазией идеологически, политически и экономически. К. простирает свою власть на католические партии, профсоюзы, молодежные и женские организации, учебные заведения, прессу, издательства и т. д. Совр. К. отличают попытки подтвердить свое вероучение фальсифицированными данными естествознания, воздействовать на политическую жизнь путем провозглашения католической «социальной доктрины», носящей буржуазно-апологетический и демагогический характер. Католицизм был и остается реакционной антинаучной идеологией, имеющей четко выраженную антикоммунистическую направленность. Официальной философией К. провозглашен (энциклика папы Льва XIII в 1891) неотомизм.

Источник: Философский словарь. 1963

КАТОЛИЦИЗМ
(Katholizismus) — уясненный общественным сознанием со времени возникновения протестантства особый характер ближневосточной и западноевропейской христианской церкви, каким он развивался в первые столетия после Р. Хр. и сохранился до наших дней. В Западной Европе этот характер четко выразили папы и Тридентский собор (1545—1563). Наименование «католический» появляется уже ок. 150 н. э. и означает, что, в противоположность другим толкованиям христианства, «повсюду» (греч. katholu) распространяется и должно быть признано исходящее от апостолов предание. Классическая формулировка этой точки зрения называет «католическим» то, «quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est» (лат.: «что признается повсюду, всегда и всеми»). Поэтому католицизм стоит близко к естественной религии и consensus omnium (общему согласию). Философия католицизма, philosophia perennis, представлена в настоящее время неосхоластикой и неотомизмом. В современный период развития католицизм не изменился в своем притязании на первенство, что делает маловероятным присоединение католической церкви к экуменическому движению.
К. Adam. Das Wesen des К., 1924; U. Noack. Katholizität u. Geistesfreiheit, 1936; F. Heiler. Altkirchl. Autonomie und päpstl. Zentralismus, 1941; E. Przywara. Kathol. Krise, 1967; R. Groscurth (Hg.). Katholizität u. Apostolizitât, 1971.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

КАТОЛИЦИЗМ
греч. katholikos — вселенский) — разновидность христианства, распространенная гл. обр. в странах Зап. Европы и Лат. Америки. Догматические особенности К.: признание исхождения святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына, догматы о чистилище, о верховенстве римского папы, как наместника Христа, о непогрешимости папы и т. д. Культовые и канонические отличия К.от православия: безбрачие духовенства (целибат), особо развитый марианизм (культ богородицы) и т. д. Центр К.— Ватикан. К. простирает свое влияние на католические партии, профсоюзы, молодежные и женские организации, учебные заведения, прессу, издательства и т. д. Совр. К. отличают попытки подтвердить свое вероучение данными естествознания, воздействовать на социально-политическую жизнь путем провозглашения католической “социальной доктрины”. В последние гг. в К. наметились тенденции, направленные на укрепление его позиций в массах и выразившиеся в модернизации католической догматики и культов, в проведении богослужений на местных языках, в подготовке духовенства в странах Азии, Африки и Лат. Америки из местного населения, в лозунге “деполитизации” церкви и т. д. Учитывая настроения масс, мн. представители католического духовенства высказываются за социальные реформы и трезвый, реалистический политический курс, что нашло отражение, напр., в нек-рых энцикликах римских пап. Официальной философией К. провозглашен (энциклика папы Льва XIII “Этерни патрис”, 1879) неотомизм.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КАТОЛИЦИЗМ
одно из основных направлений христианства, наиболее значительное по числу приверженцев. К. отличают следующие догматические и культовые особенности: признание существования чистилища, где души могут очищаться для рая; догмат об исхождении святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына; догмат о непогрешимости римского папы; установление безбрачия духовенства; сильно развитый культ богородицы и т. д. Католической церкви присуща строгая централизация. Во главе ее стоит римский папа, являющийся одновременно и правителем карликового церковного государства Ватикана — центра К. Ватикан и католическая церковь играют значительную роль в мировой политике, осуществляют свое религиозно-политическое воздействие на массы через духовенство, монашеские ордена, клерикальные партии, профсоюзы, студенческие, женские, благотворительные и другие организации. Для современного К. характерна социальная демагогия, стремление выдать себя за защитника всех бедных и угнетенных, за некую «неполитическую» третью силу, стоящую над капитализмом и коммунизмом. На деле социальная программа К. защищает устои буржуазного общества. Идеологи К. выдвигают апологетические идеи «гармонии классов» в буржуазном обществе, «депролетаризации пролетариата» и т. д. В условиях бурных социальных изменений, быстрого научного прогресса, роста активности масс, падения престижа религии К. всячески стремится приспособиться к современным условиям, модернизировать вероучение и культ, обновить средства идейного воздействия на трудящихся. В СССР К. имеет распространение преимущественно в Латвии, Литве, Западной Украине и Западной Белоруссии.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

КАТОЛИЦИЗМ
одно из осн. направлений в христианстве(наряду с православием и протестантизмом). Вероучение и церковная организация К. окончательно оформились после разделения христианства в 1054 на западную и восточную церкви. Наибольшее количество последователей К. (св. 40 %) находится в Латинской Америке. Католики преобладают среди верующих в Италии, Испании, Франции, Португалии, Ирландии, Австрии и нек-рых др. странах Западной Европы. Значительное число последователей К. имеется в США. В последние десятилетия значительно увеличилось количество католиков в Азии и Африке. К. распространен в Польше, Венгрии, Чехословакии. На территории Советского Союза последователи К. имеются в основном в Литве, а также в Латвии, западных областях Украины, Белоруссии, Казахстане.
К. отличается строгой централизацией. Всемирным центром католической церкви является т. н. Святой престол, находящийся в Ватикане и возглавляемый папой римским (с 1978 Иоанн Павел II). К. имеет нек-рые отличия от др. разновидностей христианства: обет безбрачия для духовенства, экзальтированное почитание богоматери, культ мучеников, святых и блаженных и др. К. располагает широким, разветвленным аппаратом священников, миссионеров, благотворительных учреждений, духовными учебными заведениями, собственными средствами массовой информации, издательствами, используемыми для распространения религиозной идеологии.
Католическая церковь оказывает определенное влияние на общественно-политическую жизнь через католические партии, профсоюзы, молодежные и женские организации. Она имеет свою социальную программу, сформулированную в социальных энцикликах римских пап и приспосабливающуюся к изменяющимся социально-политическим условиям современности. Для совр. К. характерна борьба различных течений, значительная активизация левых групп, выступающих против реакционных режимов, за мир и социальный прогресс. Многие из них поддерживают, напр., «теологию освобождения», обосновывающую необходимость участия духовенства в освободительной борьбе. Реакционные силы в то же время пытаются использовать К. в антикоммунистических целях, активно участвуют в идеологической борьбе против марксизма, международного коммунистического движения.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

КАТОЛИЦИЗМ
(или католичество) - одно из основных направлений в христианстве, наряду с православием и протестантизмом. От возникновения христианства существовала еда пая христианская церковь, именовавшаяся вселенской, кафолической, т.е. соборной. С IX в. началось и в XI в. (¡054) завершилось разделение ее на две отдельные церкви - восточную с центром в Константинополе и западную с центром в РИМЕ. Каждая из них оставила за собой название кафолической, или по романо-латинскому произношению - католической; в русском языке ему соответствует термин «соборная». Основные расхождения между католицизмом и православием в области вероучения состоят в следующем: 1) католицизм утверждает похождение святого Духа «и от Сына», в то время как православие допускает его исхождение только от Бога-Отца; 2) В католицизме принят тезис о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии (матери Иисуса Христа), в православии же непорочное зачатие связано с рождением только самого Христа; 3) католицизм считает римского первосвященника (папу Римского) главой не только римско-католической церкви, ко и истинным наместником Христа, отцом и учителем всех христиан, независимо от их принадлежности к тому или иному направлению в христианстве. В православии, естественно, столь широкая власть папы Римского не признается; 4) Ватиканский собор 1870 г. утвердил тезис о непогрешимости «когда говорит с кафедры» папы Римского. В церковной же жизни православия непогрешимость ни одного из церковных иерархов не признается: высшей церковной инстанцией считается исключительно церковный Собор; 5) в учении о спасении души и отпущении грехов католицизм исходит из тезиса о заслугах, согласно которому следует подводить своеобразный баланс между добрыми делами и греховными поступками на каждом отдельном отрезке жизни человека. В отличие от этого, в православии добрые дела имеют смысл исключительно в свете стремления оправдать весь земной путь человека в его целом, т. е. в свете стремления к блаженной жизни после земной смерти. Существует рад отличий в обрядах, главное из которых касается обряда крещения: в католицизме крещение совершается через кропление и обливание, а не через погружение, что считается правильным для православия. К числу авторитетов, произведениям которых придается важнейшее богословское и философское значение, католицизм относит наряду с авторами патристики (святоотеческой литературы), также и схоластов, особенно Фому Аквинского и Бонавентуру. Католицизм характеризуется мощной церковной организацией, которая помимо собственно церкви включает в себя целый ряд разнообразных институтов. В настоящее время число приверженцев католицизма наибольшее среди всех направлений в христианстве. Особое распространение он имеет в романоговорящих странах Европы, в Латинской Америке, Польше и др.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Католицизм
(греч. katholikos, лат. catholicismus — вселенский, всеобщий) — одно из трех основных направлений христианства. Окончательное разделение христ. церкви на зап. (католическую) и вост. (православную) произошло в 1054 г.; фактически же оно совершилось намного раньше в связи с различиями в исторических судьбах Запада и Востока. После разделения церквей К. оформился как вероучение и церк. орг-ция. Источниками вероучения католич. церковь считает Библию в лат. переводе («свящ. писание») и религ. традицию («свящ. предание»), в к-рой гл. внимание уделяется решениям пап и их толкованиям религ. проблем. Признание «свящ. предания» в качестве одного из источников вероучения обеспечивает возможность приспособления К. к изменяющимся социальным условиям. Вероучение К. имеет ряд особенностей, отличающих его от православия. В области религ. догматики, признавая троицу, К. иначе, чем православие, толкует «исхождение святого духа», считая, что он исходит и от бога-отца и от бога-сына. К. признает догмат о главенстве римского папы над всем христ. миром. В 19 в. был принят догмат о непогрешимости папы. Утверждая, что путь спасения верующий может найти только с помощью церкви. К. обращает особое внимание на укрепление церк. дисциплины и орг-ции. Приспособившись к условиям буржуазного об-ва, К. превратился в активную силу, защищающую капитализм. Централизованная иерархическая орг-ция К., включающая верховные органы церкви, клир, монашество объединенное в орденах, различного рода массовые (благотворительные, молодежные, женские, профсоюзные и др.) орг-ции, располагающие большими средствами, стала важным элементом совр. буржуазного строя. Гл. социальной задачей К. в условиях капитализма является освящение авторитетом церкви буржуазной собственности, капиталистической эксплуатации, политического строя капиталистического об-ва. Защищая буржуазный строй, К. активно выступил против рев. рабочего движения, предавал марксизм анафеме, запрещал верующим чтение марксистской литературы под страхом отлучения от церкви. Католич. церковь организовала католич. профсоюзы, а затем и католич. политические партии. С помощью их церковь стремится направить рабочее движение в русло, безопасное для капитализма. Католич. церковь враждебно встретила Великую Октябрьскую социалистическую революцию, после разгрома интервентов и белогвардейцев неоднократно выступала с призывами к «крестовым походам против большевиков», осуществляла деятельность, враждебную Советскому гос-ву, активно сотрудничала с фашистскими режимами Муссолини и Гитлера. В наст. вр. К., учитывая изменения, происшедшие в мире, проводит более реалистическую политику, выступает против применения силы в решении международных споров, за сближение с др. церквами и вероисповеданиями. В Советском Союзе К. представлен двумя епархиями в Прибалтике и небольшим количеством последователей в западных областях Украины и Белоруссии.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

КАТОЛИЦИЗМ
самое крупное по числу последователей направление в христианстве. Преимущественно распространен в Западной, Юго-Западной, Центральной Европе, в Латинской Америке и США. Католицизм исповедует часть населения прибалтийских государств, а также западных областей Украины и Белоруссии.
Раскол единой христианской церкви на католическую и православную назревал в течение нескольких столетий. Он определялся распадом в 395 году Римской империи на Восточную и Западную, особенностями их политического, экономического и социального развития, конкурентной борьбой между ними.
Окончательный распад христианской церкви на западную и восточную (католическую и православную) произошел в XI веке. С этого времени в римско-католической церкви при сохранении ею существенных черт общехристианского учения ясно обозначился ряд особенностей в догматах, в устройстве церковного управления, дисциплине и канонах.
Особенности католицизма по сравнению с православием: добавление к догмату Троицы филиокве, то есть утверждения примата божественного начала в Иисусе Христе над человеческим; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марии, ее телесном вознесении (вообще характерно возвышенное почитание Девы Марии); непогрешимость папы римского.
Помимо общего для христианских течений признания существования ада, католическая церковь сформировала учение о чистилище - промежуточном месте, где очищаются души грешников, проходя суровые испытания.
Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером. Главой католической церкви является папа римский (резиденция - Ватикан), избираемый пожизненно собранием (конклавом) кардиналов, которые, в свою очередь, назначаются папой. В настоящее время главой католической церкви является папа Иоанн Павел ((.
Для католицизма характерно резкое разграничение между клиром и мирянами, а также целибат, т.е. обязательное безбрачие всего духовенства.
Долгое время единственным языком католической церкви являлся латинский. Только на нем должны были совершаться богослужения и произноситься молитвы. Лишь после начала Реформации и оформления протестантизма руководство католической церкви было вынуждено смягчить это установление, разрешив перевод Библии на различные языки и молитвы на родном языке верующих.
Разделение православной и католической церквей не сразу создало глубокую пропасть между ними. В Древнерусском государстве, где христианство было принято в качестве государственной религии "из рук" Византии, довольно долго не делалось резкой разницы в догматах католической и православной церквей. В Х(( - Х((( веках существовали латинские церкви в Киеве, Переславле, Пскове, Новгороде и других городах. Русские митрополиты отправляли в Рим своих послов и принимали оттуда мощи святых. Князья обращались к папе за помощью.
В дальнейшем в связи с нарастанием религиозных расхождений, усиливавшихся с течением времени, отношения между Русской Православной Церковью и Ватиканом складывались по-разному: прерывались, восстанавливались, вновь прерывались и т.д.
В 1917 году Советское правительство прекратило всякие отношения с Ватиканом, возобновлены они были в конце 80-х - начале 90-х годов.

Источник: История и теория культуры

КАТОЛИЦИЗМ
от греч. katholikos - всеобщий, позже - вселенский) — одно из осн. (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. К. (зап. или римско-католич. исповедание) окончательно оформился как вероучение и церк. орг-ция после разделения церквей в 1054. К. имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религ. орг-ции, в к-рых отразились специфич. черты развития зап.-европ. феодализма. Католич. церковь строго централизована, имеет единый всемирн. центр (Ватикан), единого главу - папу римск., к-рый венчает многоступенчатую иерархию авторитарно-монархич. орг-ции К. В К. папа считается наместником Иисуса Христа на земле, непогрешимым в делах веры и нравственности, его власть выше власти вселен. соборов. Источником вероучения католики считают (в отличие от протестантов) не только св. писание (Библию), но и св. предание, к-рое в К. (в отличие от православия) включает в себя и постановления вселен, соборов католич. церкви и суждения пап. Духовенство дает обет безбрачия (см. Целибат) . Особенностью К. является также экзальтированное почитание богоматери, признание догматов о ее непорочном зачатии и телесном вознесении, добавление к символу веры - филиокве, догмат о чистилище. К. присущи пышный театрализованный культ, широкое почитание всевозможных реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. На протяжении столетий богослужение в К. совершалось на лат. языке, лишь II Ватикан. собор (1962-1965) разрешил службу и на нац. языках. Офиц. филос. доктриной католич. церкви является учение Фомы А квинского, приспособленное папством к совр. условиям (см. Неотомизм). Совр. католич. церковь располагает огромной, подчиненной строгой дисциплине армией духовенства, многочисл. монаш. орденами, миссионерскими, благотворит, и пр. религ. орг-циями и учреждениями. К ней примыкают также светские массовые орг-ции - политич. партии, профсоюзы, молодежные, женские и др. объединения (см. «Католическое действие»). Для распространения религ. идеологии и соц.-политич. идей К. широко использует прессу, радио, кино, телевидение, издательства, католич. уч. заведения и т. д. К. (особенно современный) и его орг-ции отличает умение приспосабливаться к изменениям в мире. Под влиянием требований верующих папство вносит новые моменты в соц. программу К. (см. Эн-циклики пап социальные). Внутри К. идет непрекращающаяся борьба между сторонниками обновления (модернистами) и его противниками (традиционалистами). От откровенного антикоммунизма, восхваления капиталистич. строя и частной собственности Ватикан вынужден переходить к поиску новых подходов, к «диалогу с миром». Все большую роль начинают играть различные левые течения в К., к-рые занимают антиимпериалистич. позиции в международ, отношениях, выступают в защиту прав трудящихся, осуждают реакционные, особенно фашистские, режимы. Значительно расширяется участие трудящихся католиков в клас. и общедемократич. движениях, они выступают за единство действий всех демократич. сил против антинародной политики монополий, за мир на земле (см. Диалог марксистов и верующих). По церк. статистике к нач. 80-х гг. насчитывалось ок. 800 млн. католиков. Господств, конфессией К. является в Италии, Испании, Португалии, во Франции, в Бельгии, Австрии, латино-америк. странах. В социа-листич. странах среди верующей части населения католики преобладают в Польше, Венгрии, Чехословакии, на Кубе. В СССР последователи К. имеются в Прибалтике (гл. обр. в Литве), в зап. областях Белоруссии, Украины.

Источник: Атеистический словарь

КАТОЛИЦИЗМ
от греч. katholikos всеобщий, главный, вселенский) - одно из основных направлений в христианстве. Разделение христианской церкви на К. и православную произошло в 1054 - 1204 гг., в XVI в. от К. откололся протестантизм. Примерное число католиков - 600 млн., священников около 400 тыс., монахов - более 330 тыс., монахинь - более 10 млн Источники вероучения - Св. Писание и Св. Предание. Католическая церковь строго централизована. Ватикан - ее единый всемирный центр, а папа римский - единый глава, которому подчиняется вся многоступенчатая иерархия К. Папа считается непогрешимым в делах веры и нравственности, в нем видят наместника Иисуса Христа на земле. Духовенство дает обет безбрачия. Между мирянами и клиром наблюдается резкое разграничение.Отличительной особенностью католического вероучения является вера в то что Св Дух исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (филиокве - "ц сына"); это добавление принято в 589 г Помимо общего для христианских течений представления об аде и рае, К в 1439 г. принял догмат о чистилище, т е о промежуточном месте-состоянии, где души грешников очищаются через страдания. Характерно особое почитание Девы Марии. В 1854 г. был принят догмат о ее непорочном зачатии, а в 1950 г - о телесном вознесении; в 1954 к установлен праздник в честь "королевы небес" К. присущи культ мучеников, святых блаженных, почитание икон и реликвий, пышное театрализованное богослужение (ранее на латинском языке, а ныне также на национальных языках). К. признает семь таинств: причастие (квасной хлеб - для всех, а вино только для священников), крещение (окропление водой), покаяние (исповедь перед священником), миропомазание (конфирмация в семь-восемь лет), соборование перед смертью, священство, брак. Святым днем католики признают воскресенье Они веруют в бессмертие души, загробную жизнь, существование рая и ада, а также в возможность приобрести за деньги прощение (индульгенция).
Исторически римская католическая церковь расценивает 66 книг Ветхого и Нового заветов как богодухновенное Слово Божие. Апокрифические книги они также считают продиктованными Богом. Учение о Боге сходно в К., православии и протестантизме: есть три личности Божественного существа - Отец, Сын и Дух Святой, и все три являются одним Богом, и все они одной сути и равны в могуществе и славе. Иисус был человеком: он рос физически и интеллектуально, нуждался в пище, уставал, нуждался во сне, плакал, умер, но Иисус был также Богом во плоти наравне с Богом создал все сущее, поддерживает все сущее, направляет и руководит ходом истории, дарует вечную жизнь, воскресит мертвых, будет судить людей в день Последнего суда. Католики веруют в то, что Христос обладает качеством не зависеть ни от кого и ничего в Своем существовании, что Он вечен, всезнающ, всесилен, вездесущ, свят, праведен, принимал поклонение Себе как Богу. Доктрина физического воскресения - центральная· ".. и явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием" (Деян., 1:3). Святой Дух также обладает всеми атрибутами Бога - всемогущ, вечен, всеведущ, был вовлечен в божественные дела, включая творение, новое рождение, воскресение Христа.
Учение о человеке в К. совпадает с обшехристианским: Бог сотворил человека, мужчину и женщину по Своему подобию, со знаниями, праведностью, святостью, с властью над всеми созданиями; но из-за грехопадения Адама и Евы была порвана связь человека с природой, на земле стали произрастать тернии и плевелы, животные перестали быть покорными, человек стал отделен сам от себя, он начал ощущать пустоту и незаполненность внутри, чего не было до грехопадения. Доктрина спасения связана с искупительной смертью Христа на кресте: смерть Христа была жертвой за грехи мира. Спасение - дар Бога.
К. использует концепцию Августина о "граде Божием". Официальная философия К - учение Фомы Аквинского, приспособленное к современным условиям (неотомизм). Социально-догматическая основа К. - идея власти духовенства (иерократия), сопряженная с учением о подвластности всего сущего Богу (с учением о теократии) Поэтому К. всегда озабочен проблемами власти, политическими задачами, расширением роли папской власти и привилегий духовенства. Требование беспрекословного соблюдения церковной дисциплины подкрепляется учением о том, что вне церкви нет спасения и что путь к спасению человек может отыскать лишь с помощью церкви История человечества, с этой т зр., предстает прежде всего как история борьбы за победу папской власти на всей земле.
Современный К. оказывает активное влияние на международные отношения, опираясь при этом не только на многочисленное духовенство, монашеские ордена и миссионерские организации, но также на примыкающие к нему светские массовые организации - политические партии, профсоюзы, молодежные, женские и др. объединения. Для своих целей К. широко использует прессу, радио, кино, телевидение, издательства, католические учебные заведения. Внутри К. не прекращается дискуссия между модернистами и традиционалистами по вопросу о мере и формах приспособления церкви к нынешним условиям жизни. Ватикан ведет "диалог с миром" (со светским искусством, наукой, материалистической философией, медициной и т. д.), поддерживает политику мирного сосуществования государств с различными социальными системами, отстаивает права человека, трудящихся, осуждает реакционные режимы, призывает к объединению всех демократических сил мира. Немалые надежды К. возлагает на экуменическое движение в христианстве, стремясь возглавить это движение и подчинить его папскому влиянию.
К. является господствующей конфессией в Италии, Испании, Португалии, во Франции, в Бельгии, Австрии, латиноамериканских странах; католики преобладают среди верующих в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии и на Кубе.
Д. В. Пивоваров

Источник: Современный философский словарь

КАТОЛИЦИЗМ
(лат. catholicismus, от греч. katholikos - всеобщий, всеохватывающий, позже - «вселенский») - одно из наиболее распростран. направлений в христианстве (с соответств. религ. учреждениями). К. сформировался как господств. религия феод. общества в странах Зап. Европы. Христианство, ставшее в IV в. гос. религией Римской империи, разделилось на два гл. направления (вост. и зап.) в ходе углубления экономич., полит. и культурных различий между вост. и зап. частями империи. Со временем сложились два гл. самостоят. христ. исповедания: православие (вост. или греко-католич. исповедание) п К. (зап. или римско-католич.), со своими особенностями в догматах и обрядах, с самостоят. орг-циями (церквами). Т. н. разделение церквей было завершено в 1054.
Католич. церковь, как указывал Ф. Энгельс, «окружила феодальный строй ореолом божественной благодати» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, Т. 22, с. 306). Она и свою собств. иерархию установила по феод. образцу. В период складывания бурж. общества К., на протяжении ср. веков будучи религией феод. мира, не сразу сумел приспособиться к новым условиям (см. Реформация, Протестантизм). Однако с укреплением господства буржуазии и возрастанием угрозы для эксплуатат. мира со стороны рев. рабочего движения К. в промышленно развитых странах приспособился к условиям бурж. общества и стал одним из важных орудий, используемых капиталом в борьбе за упрочение своей власти. Орг-ции католич. церкви свойствен иерархич. и монархич. характер. Во главе церкви стоит римский папа. Но католич. вероучению, он - наместник мифич. Христа на земле, непогрешимый в делах веры и нравственности. Он же является одновременно и неограниченным правителем церк. государства - Ватикана., Будучи одним из направлений в христианство, К. исповедует все то, что характерно для этой религии, его вероучение мало отличается от православного. К. исповедует веру в бога-отца («творца мира»), в троицу, в смерть и воскресенье Христа и т. д. Признание верховной власти и непогрешимости папы - осн. догматич. особенность К. Источником вероучения в К. признаются Библия («писание») и «традиция», или «предание», т. е. устные рассказы, якобы дошедшие через апостолов и «отцов церкви», решения пап и церк. соборов. К. разработал сложную систему воздействия на чувства верующих, к-рая запугивает их загробными муками, приучает к смирению и покорности.
Широко распространено в К. почитание мощей, реликвий, святых, культ богородицы (мадонны). Таинства в К. те же, что и в православии, но совершаются они несколько по-иному. Католич. духовенство дает обет безбрачия (см. Целибат). Богослужение в К. совершается, как правило, на лат. яз. Система взглядов К. непримирима с передовой наукой. Наивысшим филос. авторитетом в К. считается ср.-век. богослов Фома Аквинский, учение к-рого приспособлено папством к совр. условиям и используется для борьбы с прогрессом (см. Неотомизм). Как и в ср. века, центр совр. К., Ватикан, издает списки запрещенных католикам для чтения книг («Индекс»), куда включаются лучшие произведения человеч. мысли. На протяжении всей своей истории католич. церковь проявляла нетерпимость к др. религиям, стремилась искоренять «язычество», беспощадно преследовала и уничтожала «еретиков», инаковерующих и атеистов - людей, опасных для господств. классов и церкви, борцов, мыслителей, ученых (см. Миссионерство, Инквизиция). По инициативе или при активной поддержке римских пап и католич. церкви в ср. века были организованы крестовые походы. В наше время наиболее агресс. круги буржуазии используют лозунг «крестовых походов» для пропаганды войны против СССР и всех др. социалистич. стран.
Созданные католицизмом церк. и светские орг-ции (религ. ордена, полит. партии, католич. профсоюзы, объединение «Католич. действие» и др.) являются защитниками бурж. строя. Центр К., Ватикан, координирует и направляет действие всех этих орг-ций. К. используется буржуазией в колониальной политике. Он был одним из орудий колониальных грабителей в прошлом; в наше время кризиса п распада колониальной системы империализма орг-ции католич. церкви часто используются для проведения политики неоколониализма, сохранения колониальными державами своих позиций, тормозят развитие нац.-освободит. движения. Усиление влияния католич. идеологии в среде буржуазии в эпоху империализма и возрастание полит. активности католич. учреждения связано с общим упадком бурж. культуры и возросшей реакционностью буржуазии, видящей в К. одно из важных средств нейтрализации влияния коммунизма в массах. Для К. и его орг-ций характерно умение приспосабливаться к местным условиям и к изменениям в мире. Эта гибкость помогает К. сохранять свои позиции и оттеснять др. религии. Ряд мероприятий, направленных к приспособлению К. к изменившимся в мире условиям, был намечен папством в связи с подготовкой II Ватиканского вселенского собора. Сюда относятся применение местных языков в католич. богослужении, включение в католич. культ элементов местных религий с учетом бытовых особенностей народов (в Азии и Африке), подготовка духовенства из местного населения, децентрализация римской курии, вовлечение мирян в религ. пропаганду и др.
Коммунистич. и рабочие партии, разоблачая реакционность идеологии К. и связь представителей католич. иерархии с буржуазией, настойчиво борются за единство действий с трудящимися-католиками для совместной защиты мира, свободы и насущных интересов масс. В СССР К. имеет последователей в Литве, Латвии, Зап. Белоруссии, Зап. Украине. Не занимая к.-л. особой позиции в вопросах вероучения, католич. церковь в СССР по общему для К. правилу признает над собой высшую власть папы римского. В отношении же к Сов. гос-ву она после мн. лет борьбы с ним в наст. вр. занимает лояльную позицию. Как всякая религия, К. при всех условиях остается антинаучным учением, к-рое мешает верующим людям в полную меру сил включиться в строительство коммунистич. общества.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

КАТОЛИЦИЗМ
одно из трех (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Окончательно оформился после разделения христианства в 1054 на два направления — западное и восточное. Католическое вероучение основывается на Священном Писании и Священном Предании.
В качестве канонических католицизм признает все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Священное Предание образуют постановления 21 собора, официальные решения Римских пап. Признавая Никео-Константинопольский символ веры, принятый на I и II Вселенских соборах (325 и 381), другие решения первых семи общехристианских Соборов, католическая церковь ввела ряд новых догматов. Так, уже на Толедском церковном соборе (589) в символ веры было внесено добавление об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (лат. Filioque — «и Сына»), которое и послужило формальным предлогом к разделению. Католическое вероучение провозглашает церковь необходимым инструментом спасения, т. к. только она может восстановить утраченную вследствие первородного греха сверхприродную способность людей стремиться к высшей цели — Богу Церковь может возместить эту утрату с помощью т. н. сокровищницы сверхдолжных добрых дел, совершенных Христом, Богоматерью и святыми.
Католическая экклезиология (учение о церкви) рассматривает церковь как божественное установление, сущность которого составляют единство, святость, католичность (всеобщность). Единство церкви покоится на учении Христа о Церкви как едином Теле Господнем, святость ей дает божественное происхождение. Будучи вселенской (католической), церковь распространяет свое влияние на весь мир. Учение апостолов о церкви и факт основания ее апостолом Петром придают ей апостольский характер.
Католическая церковь представляет собой особый социальный институт, построенный по принципу строгой иерархии власти. Основу ее составляют три ступени священства (диакон, священник, епископ); низший уровень организации образуют установленные церковью субдиаконат и др. институты. Наряду с этим внутри церковной иерархии существует подразделение на два ранга: высший, состоящий из тех, кто получает свою власть непосредственно от папы (кардиналы, папские легаты, апостолические викарии), и низший, включающий тех, чья власть исходит от епископа (генеральные викарии, которые представляют епископа в выполнении его юрисдикции, и синодики, т. е. члены церковного трибунала). Главой католической церкви является римский епископ — папа, избираемый пожизненно специальным собранием коллегии кардиналов; одновременно он является главой города-государства Ватикан. Для всех католических священнослужителей обязательно безбрачие (целибат).
Роль церкви как непременного посредника в деле спасения обосновывается также учением о таинствах, при совершении которых верующему передается божественная благодать. Католицизм, как и православие, признает семь таинств (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, соборование), но в их понимании и совершении существуют различия. Таинство крещения в католичестве производится путем поливания водой головы крещаемого или погружения его в воду, в то время как в православии только погружением. Таинство миропомазания (конфирмация) совершается не одновременно с крещением, а по достижении детьми 7—12-летнего возраста. Помимо общего для христианских течений признания существования ада и рая, в 15— 16 вв. в католичестве сформулирован догмат о чистилище — промежуточном месте пребывания душ умерших до окончательного решения их судьбы. В 1870 I Ватиканский собор провозгласил догмат о непогрешимости папы в делах веры и морали. Догмат о непорочном зачатии Девы Марии был принят в 1854, а в 1950— догмат о Ее телесном вознесении. Подобно православию, католицизм сохраняет культ ангелов, святых, икон, реликвий, мощей. Католицизм практикует пышный театрализованный культ, включающий различные виды искусства (росписи, фрески, скульптурные изображения, органную музыку и пр.).
Важные позиции в католицизме занимает монашество, организованное в конгрегации и братства. В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которых руководит ватиканская Конгрегация по делам институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни.
Философию католицизма составляет комплекс разнообразных школ и течений, таких, как неотомизм, католический спиритуализм, учения Ф. Суареса и Д. Скота, католический экзистенциализм, персонализм, тейярдизм и др. По своему генезису они представляют два направления: католический спиритуализм, экзистенциализм, персонализм своими корнями восходят к платоновско-августинистской традиции, а т. н. неосхоластические течения — суарезианизм, скотизм и неотомизм — к аристотелево-томистской. Наиболее влиятельным течением в католицизме является томизм — учение Фомы Аквинского, сумевшего на основе «христианизации» аристотелизма создать приспособленную к нуждам средневековой католической церкви универсальную философско-теологическую систему. Его главная особенность — стремление рационально обосновать католическую веру. Энцикликой папы Льва XIII «Aetemi patris» (Отцу вечному, 1879) обновленная философия Фомы Аквинского (неотомизм) была провозглашена вечной и единственно истинной. Отличаясь рядом преимуществ схоластической философии — системностью, синтетичностью, концептуальностью, широким арсеналом категорий и логических аргументов, неотомизм мог довольно конструктивно реагировать на новые явления современной культуры. Однако на II Ватиканском соборе (1962—65) монополия неотомизма в католицизме не была подтверждена, поскольку она препятствует использованию других, более дееспособных и современных философских систем. Сегодня неотомизм выступает преимущественно как «ассимилирующий неотомизм», т. е. активно воспринимающий и приспосабливающий к потребностям католицизма идеи феноменологии, экзистенциализма, философской антропологии, неопозитивизма и др. Громадное воздействие на становление философии католицизма оказало творчество Аврелия Августина (4—5 вв.). Августинизм, игравший в 5—13 вв. ведущую роль, сегодня представлен рядом неоавгустианских школ: философия действия (М. Блондель), философия духа (Л. Лавель, М. Ф. Шакка), католический экзистенциализм (Г. Марсель), активизм, персонализм (Э. Мунье, Ж. Лакруа, М. Недонсель). Эти школы объединяет признание достаточности внутреннего человеческого опыта для постижения окружающего мира; убеждение в непосредственно переживаемой связи человека с Богом; акцент на эмоционально-интуитивных средствах познания мира; особое внимание к проблемам отдельной личности. Что касается теологической системы католичества, то она первоначально также формировалась на основе трудов Августина, соединившего традиции патристики с идеями неоплатонизма. Со временем в католической теологии выявились новые тенденции: мистическое обоснование концепции Бога (Бернар Клервоский, Ф. Бонавентура), предельная рационализация процесса богопознания (П. Абеляр), теория «двойственной истины» (Сигер Брабантский и др.). Противодействуя этим тенденциям, Фома Аквинский в качестве дополнения к «сверхразумной теологии» (теологии откровения) разработал естественную теологию.
Своеобразной формой эволюции католицизма стало появление т. н. «новой теологии», которая, с одной стороны, связана с пересмотром традиционной догматики, созданием нового теоретического обоснования вероучения, с другой — с обновлением церковного социального учения. В рамках первой тенденции ряд ведущих теологов (П. Шооненберг, И. Борос, А. Гульсбош) при объяснении происхождения человека принимает за отправную точку не традиционную концепцию моногенизма (все люди ведут свое начало от одной пары людей — Адама и Евы), а теории эволюции и полигенизма. Вторая тенденция нашла свое выражение в появлении т. н. социальных теологии (теологии труда, теологии свободного времени, теологии культуры, теологии освобождения и др.); «социальные» теологии пытаются преодолеть традиционное для католичества противопоставление «земного» и «небесного», а потому осуществляют поиски «сакрального» в различных сферах жизни социума.
Официальное социальное учение католицизма, закрепленное в папских энцикликах, конституциях и в решениях соборов, стало формироваться в конце 19 в., и процесс этот продолжается. Его специфическая особенность проявляется не только в обосновании с позиций философии, социологии и этики, но и в обязательной теологической аргументации, апеллирующей к библейским текстам. В социальной доктрине католицизма отмечаются многочисленные проявления кризиса цивилизации: угроза существованию окружающей среды, разгул истребительных вооруженных конфликтов, терроризма, наркомании, кризис института семьи и т. д. Источник кризиса усматривается прежде всего в отрыве человека от Бога, предопределяющем ложное понимание Его сущности, в восприятии современной цивилизацией ценностей светской, а не христианской культуры. Церковь волнуют земные проблемы.
Подчеркивая сугубо религиозную природу своей миссии, она расширяет свое участие в их решении, о чем свидетельствует создание социальной программы, многочисленных институтов, обществ, комиссий. Современная католическая церковь (свыше 1 млрд верующих) имеет своих приверженцев в Италии, Испании, Португалии, Франции, Австрии, Польше, Венгрии, Литве, странах Латинской Америки. На территории СНГ католики проживают преимущественно в западных областях Украины и Белоруссии. Католические приходы действуют и в России.
Лит.: КазановаА. Второй Ватиканский собор. М., 1973; Теияр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987; БиффчД. Я верую: Краткое изложение католического вероучения. Милан, 1992; Любак А. де. Католичество: социальные аспекты догмата. Милан, 1992; Мунье Э. Что такое персонализм. М., 1994; ЖильсонЭ. Философ и теология. М., 1995; Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995; МаритенЖ. О человеческом знании.— «ВФ», 1997, №5, с. 106—117; Blondel M. Le Probleme de la philosophie catholique. R, 1932; KiingH. Strukturen der Kirche. Freiburg, 1963; Lavelle L, Science. Esthetique. Metaphysique. P., 1967. См. также лит. к ст. Августин, Фома Аквинский, Неотомизм.
Ф. Г. Овсиенко

Источник: Новая философская энциклопедия

КАТОЛИЦИЗМ
от греч. ????????? – всеобщий, главный, вселенский) – одно из трех гл. направлений в христианстве наряду с православием и протестантизмом. К. возник и развился в условиях формирования феодализма в Зап. Европе в противоположность православию, к-рое развивалось восточной, византийской церковью. Разделение христианства на западное (католицизм) и восточное (православное) направления завершилось разделением церквей в 1054. К. свойственна религ. нетерпимость, претензия рассматривать всех не-католиков как еретиков, заблудших или схизматиков, а католич. церковь как единственно истинную. Социально-догматич. основой К. является идея иерократии (власть духовенства), прикрываемая учением о теократии (букв. – боговластие), противоречиво сочетающемся с идеей христ. аскетизма. Особое значение идеи теократии отражает тот факт, что главным в деятельности К. на протяжении всей его истории неизменно оставались политич. задачи, какие бы конкретные формы в различных историч. условиях они ни принимали. Они всегда определяли собой отношение к религ. стороне католич. вероучения, его догме и культу. Среди этих задач К. первенствующей всегда являлась и остается поныне отстаивание особой роли папской власти и привилегированности духовенства. Как лит.-теоретич. основу К. использует концепцию Августина о "Граде божьем" и превращении церкви воинствующей в церковь торжествующую. Идея аскетизма, обращенная к массам верующих и внушающая им пренебрежение ко всему мирскому, играет на протяжении веков реакц. роль и является действенным орудием духовного порабощения масс. Из двух осн. видов источников христ. вероучения – Священного писания и Священного предания – К. фактически уделяет первое место преданию. При этом первостепенное значение К. придает решениям и суждениям пап. Социально-политич. смысл приоритета "предания" состоит в том, что благодаря ему К. получил возможность истолкования догм раннего христианства в соответствии с интересами господств. класса, менять их толкование в зависимости от изменяющихся социально-историч. условий. Особенность К. проявляется также в требовании беспрекословного соблюдения церк. дисциплины, к-рое обосновывается учением о единоспасающей силе церкви, заключающемся в том, что, поскольку все человечество "греховно по своей природе", спасение души может обеспечить только церковь, вне которой нет спасения. В этой же связи К. развил учение о роли божественного предопределения и свободе воли, согласно к-рому человек может найти путь к спасению только благодаря церкви и с ее помощью. Социальный смысл этого учения К. – в стремлении усилить прямую зависимость судьбы мирян от духовенства, укрепить представление об особой благодати, к-рой якобы наделено духовенство, благодаря чему оно должно пользоваться особыми социальными привилегиями. В связи с этим К. ожесточенно борется с исповедуемой нек-рыми христ. направлениями (см. Ереси, Кальвинизм) идеей об абс. предопределении к спасению или погибели, выводимой из понятия божеств, всеведения и тем самым снижающей роль духовенства, создавая представления о прямой связи между верующим и божеств. силами. Придавая исключит. значение утверждению об единоспасающей роли церкви, К. объявляет ересью даже идею о возможной на земле окончат. победе добра, т.к. в этом случае исчез бы смысл дальнейшего существования церкви. Осн. социально-догматич. положения К. были разработаны господствующим направлением ср.-век. философии, пытавшейся сделать догматику К. исходным моментом и основой всякого мышления и привести содержание всех наук "...в соответствие с учением церкви" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495). В борьбе с передовыми рационалистич. и материалистич. идеями религ.-схоластич. философия К. фальсифици-ровала учение Аристотеля, стремясь приспособить его к защите К. и феод. строя. Особую роль в выполнении этой задачи сыграл Фома Аквинский, пытавшийся в своих сочинениях создать всеобъемлющую систему католич. философии, охватывающую также проблемы гос-ва, экономики, права и морали. Именно это учение (см. томизм) было объявлено папой Львом XIII единственной истинной философией К. К. изображает всю историю человечества как борьбу за победу церкви, что практически означает борьбу за торжество папской политики, поскольку К. отождествляет церковь и папство, изображая папу преемником и наместником апостола Петра. Помимо признанных общехристианских догматов веры, К. устанавливает и новые, объявляемые им столь же обязательными для всякого верующего. Главный среди них: догмат о чистилище, связанный с учением об индульгенциях, о непогрешимости папы и т.д. К. придает особое значение внешней, обрядовой стороне культа: молитве, посещению мессы, исповеди и т.п. Все богослужение ведется на непонятном массам верующих лат. языке. Таинства и обряды объявляются действующими автоматически в силу самого соблюдения установл. формы, безотносительно к духовным устремлениям того, по отношению к кому данная культовая церемония совершается. Важной особенностью К. является свойственное ему понимание духовенства как особо привилегиров. обществ. группы, важной опоры господств. класса. Эта особая привилегированность духовенства, признававшегося в средние века первым сословием, была закреплена учением церкви о благодати, даруемой духовенству таинством посвящения. На протяжении веков духовенство играло роль сословия, монополизировавшего контроль и руководство духовной жизнью феод. общества. Особую роль К. придает и папской власти. В ходе борьбы папства за преобладание оно выступало с претензиями на мировое господство, как светское так и духовное (при Григории VII, Иннокентии III, Бонифации VIII), но в связи с возникновением централизованных гос-в оно потерпело поражение, временно превратившись в орудие королевской власти во Франции (1309–77), а затем пришло к глубочайшему кризису 15 в. и краху своего исключит. положения с эпохи Реформации. Тем не менее, борьбу за свою первенствующую роль папство продолжало и в новых условиях роста капитализма. Для борьбы с Реформацией и нар. движениями К., создает в 1540 орден иезуитов. В ходе обострения классовой борьбы и поляризации обществ. классов папство и К. становились все более необходимой опорой для реакц. сил буржуазии и с конца 19 в. делаются важным идеологич. орудием воинств. империализма. Эта новая роль К. получила яркое выражение в 1870, когда был провозглашен догмат о папской непогрешимости. Политика папы Пия IX, открыто провозглашавшего борьбу против прогресса и демократии, Льва XIII, продолжавшего эту борьбу, маскируя ее лозунгами рабочей политики, получила развитие в деятельности Ватикана и пап 20 в. вплоть до Иоанна XXIII. К. создал широкую, весьма разветвленную действенную систему. Гл. центром этой системы совр. К. является Ватикан с его многочисл. ведомствами (конгрегациями), дипломатич. и миссионерской службой, монашескими орденами, сетью учебных заведений, науч. учреждений, издательских предприятий, радио-, теле- и киностудий и т.п. В совр. мире К. открыто вторгается в политич. жизнь, пытается оказать влияние на междунар. отношения и политику гос-в, стремится к контролю над умств. жизнью и культурой нар. масс во мн. странах. Католич. пропаганда, искусно приспосабливающаяся к конкретным условиям, осуществляется с помощью католич. партий, профсоюзов, культурно-просветит., спортивных обществ и др. объединений. Создаются нац. и междунар. объединения этих организаций – "Католическое действие", "Мирской апостолат" и мн. др., призванные осуществлять политику К., направленную на отвлечение масс от классовой борьбы. Упорное отстаивание совр. К. позиций реакц. империалистич. сил объясняется не только историч. традициями, в силу к-рых католич. церковь всегда выступала как орудие реакции, но прежде всего прочными экономич., политич. и личными связями деятелей этой церкви с хозяевами совр. империалистич. мира, особенно амер. фин. капиталом. Источником обогащения католич. церкви остается до сих пор и спекуляция на религ. чувствах верующих: святые и юбилейные годы, места паломничества, индульгенции. Большие доходы получает церковь и от гос. субсидий, выплачиваемых ей в силу заключенных с рядом гос. конкордатов (Зап. Германия, Италия, Испания, Португалия, латино-амер. страны и др.). Реакционность совр. К. усугубляется его ролью и на различных участках идеологич. борьбы. За последние годы наблюдается растущая активность К., стремящегося оказывать свое идейное воздействие в области естеств. и обществ. наук, в художеств. лит-ре и в иск-ве. Можно констатировать изменение тактики К. в борьбе с наукой, примером чего явились выступления папы Пия XII по различным вопросам за последние 10 лет. На основе неотомизма, ставшего еще с конца 19 в. официальной философией К., церковь ищет возможности сделать совр. науку, под предлогом сотрудничества с ней, служанкой теологии, требует от науки служить укреплению веры и т.п. Те же требования выдвигаются К. перед иск-вом и лит-рой. В этой связи наблюдается возросшая активность К. в попытках фальсифицировать науку. Наряду с философией неотомизма в К. за последние десятилетия значит. распространение получили и субъективно-идеалистич. направления. Уже в начале 20 в. М. Блондель, А. Луази и др. развивали "новое учение", т. н. католический модернизм. Несмотря на резкую критику со стороны неотомистов и Ватикана, обвинявших модернистов в понимании бога только как феномена субъективного сознания и отказе от рацион. познания бога, в соответствии с учением Фомы Аквинского, воззрения модернистов получили дальнейшее развитие. В сер. 20 в. сформировался католич. экзистенциализм, выступающий в духе открытого иррационализма и мистики. Глава этого филос. направления Г. Марсель претендует на создание истинной религ. философии и открыто защищает религ. идеи и особенно католич. учение о смерти и бессмертии. Вся деятельность совр. К. определяется ненавистью к марксизму, освободит. рабочему движению, нац.-освободит. движению народов против империализма. Для осуществления своей антикоммунистич. деятельности, распространения этих идей в массах Ватикан создает множество нац. и междунар. организаций, как, напр., отряды патера Леппиха в Зап. Германии, "марианские" союзы, руководимые иезуитами ("Легион Марии", "Синяя армия Марии" и др.). Чрезвычайно возросла политич. активность К. за последнее время в странах Азии и Африки, где он поддерживает все стремления империалистов сохранить разваливающийся колониальный режим и всемерно препятствует развертывающейся борьбе народов за свое освобождение от остатков колониального рабства, пытаясь безуспешно использовать в этой политике методы католич. экспансии (миссионерство, создание кадров местного духовенства и т.п.). Огромные успехи мирового коммунистич. движения и тесные связи совр. К. с пмпериалистич. реакцией вызвали глубокий кризис в католич. лагере. Этот кризис развивается на базе все более общего кризиса религ. идеологии, к-рая вынуждена отступать и сдавать свои позиции одерживающей все новые победы передовой науке и науч. мировоззрению, проникающему в массы. Кризис в католич. лагере ознаменовывается отходом от политики Ватикана десятков миллионов католиков, в т.ч. духовенства и руководителей католич. организаций, прежде всего в странах нар. демократии (Венгрия, Польша, Чехословакия, ГДР) и в Сов. Союзе; трениями и конфликтами в руководстве церкви и крупных католич. организаций ("Католическое действие", орден иезуитов, Христианско-демократич. партия в Италии и т.п.); борьбой группировок в самом Ватикане. К. всей своей историей доказывает глубокую справедливость того осн. положения марксизма-ленинизма, к-рое рассматривает всякую религию как непримиримую и абс. противоположность науке, а "...все и всяческие религиозные организации..., как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса" (Ленин В. И., Соч., т. 15, с. 371–72). Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, М., 1952; его же, Развитие социализма от утопии к науке. Введение к английскому изданию, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1949; его же, Юридический социализм, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 1, М., 1937; его же, Франкский период, там же; Коровин ?. ?., Католицизм, как фактор современной мировой политики, М., 1931; Мэнхэттен ?., Ватикан. Католическая церковь – оплот мировой реакции, пер. с англ., М., 1948; Шейнман M. M., Ватикан между двумя мировыми войнами, М.–Л., 1948; его же, Идеология и политика Ватикана на службе империализма, [М. ], 1950; его же, Ватикан и католицизм в конце XIX – начале XX в., М., 1958; его же. Папство, М., 1961; Kiefl F. X., Katholische Weltanschauung und modernes Denken, 3 Aufl., Regensburg, 1922; Die Religion in Geschichte und Gegenwart, Hrsg. von K. Galling, 2 Aufl., Bd 3, T?bingen, 1959; Algermissen ?., Konfessionskunde..., 4 Aufl., Hannover, 1930; Steck K. G., Politischer Katholizismus als theologisches Problem, M?nch., 1951; Loewenich W., Der moderne Katholizismus. Erscheinung und Probleme, Witten, 1956; Adam K., Das Wesen des Katholizismus, 12 Aufl., D?sseldorf, 1957; Mоllnаu К. ?., Aus dem Schuldbuch des politischen Katholizismus, В., 1958. Б. Рамм. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
101.90 кб

Понтификат Бенедикта XVI и основа социальных воззрений католицизма в начале XXI в

Богомазов Валентин Михайлович
В статье исследуется отношение главы Римо-Католической Церкви Папы Бенедикта XVI к стержневым социальным проблемам современности.
Читать PDF
100.77 кб

К истокам политической аргументации современного католицизма

Кондратенко Сергей Евгеньевич
Автор анализирует истоки политической аргументации современного католицизма, обращаясь к классическим трудам по политической философии и современным папским энцикликам.
Читать PDF
71.23 кб

Социально-философское учение Иоанна Павла ii в контексте теологии католицизма

Иоселева Марина Александровна
В статье рассмотрено социальное учение католической церкви периода понтификата Папы Иоанна Павла II с точки зрения теологических положений католицизма.
Читать PDF
5.27 мб

Категории «Открытой» и «Закрытой» религии в современном польском католицизме

Полянская Елена Константиновна
Статья посвящена проблематике современного польского католицизма и исследованию кризисного течения культуры в целом. Непосредственно рассматривается этическая составляющая категорий «открытой» и «закрытой» религии.
Читать PDF
700.30 кб

Метафизический аспект понятия Церкви в католицизме, протестантизме и православии

И. И. Евлампиев
Читать PDF
128.01 кб

Между просвещением и испанским католицизмом: случай падре А. Х. Родригеса

Василенко Юрий Владимирович
Статья посвящена анализу идей, взглядов и ценностей выдающегося испанского теоретика медицины и католического философа второй половины XVIII в. Антонио Хосефа Родригеса.

Похожие термины:

  • КАТОЛИЦИЗМ , или РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ

    первоначально осмыслял себя как естественную религию человеческого рода. Но проблема в том, существует ли вообще какая-либо определенная религия, укорененная в человеческом сердце? Скорее наобор
  • Католицизм в России

    получил распространение с 9 — 11 вв. К нач. 20 в. катол. население Российской империи насчитывало свыше 10,5 млн чел. В России действовало в общей сложности более 5 тыс. катол. храмов и часовен, в к-рых с