КАТКОВКатков, М. Н

КАТКОВ Михаил Никифорович

Найдено 2 определения термина КАТКОВ Михаил Никифорович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

КАТКОВ Михаил Никифорович

1(13). 01. 1818, по др. сведениям - 6(18). И. 1817, Москва - 20. 07(1. 08). 1887, с. Знаменское Подольского у. Московской губ.) - публицист, философ, филолог и общественный деятель. Род. в семье мелкого чиновника. В 1838 г. окончил словесное отд. Московского ун-та, получив в 1839 г. степень магистра. Еще в ун-те примкнул к кружку Станкевича. Наиболее близкие отношения у него складываются с М. А. Бакуниным и Белинским. К этому времени относится и его увлечение философией Шеллинга и Гегеля, идеи к-рых он пытался приложить к рус. истории. В конце 1840 г. он уезжает в Берлин, где в течение двух семестров слушает лекции Шеллинга. После возвращения К. в Россию происходит его идейное размежевание с Белинским, к-рый не принял его шеллингианства. В 1845 г., защитив диссертацию "Об элементах и формах славяно-русского языка", К. становится адъюнктом по кафедре философии Московского ун-та. Его перу принадлежит работа "Очерки древнейшего периода греческой философии" (1851-1853). В 1850 г. К. становится редактором газ. "Московские ведомости", а с 1856 г. - журн. "Русский вестник". Общественно-политическая позиция К. этого времени - либерализм правого толка. Он выступает за отмену крепостного права, введение института мировых судей, гласность и т. д. При этом "постепенность" в общественном развитии является для него осн. ключевым понятием. Он остро полемизирует с журн. "Современник", с Чернышевским и Герценом, к-рых обвиняет в отрыве от народа, в нигилизме. (Есть основания полагать, что сам термин "нигилизм" был впервые введен именно К.) После восстания в Польше (1863) К. занимает шовинистическую позицию, требуя применения в Польше самых жестких военно-полицейских мер. В кон. 70-х гг. переходит на позиции крайней реакции. В своих статьях К. нападает на суды и земские учреждения, становится самым агрессивным критиком либерализма. Из умеренного либерала К. превращается в идеолога контрреформ.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Русская философия: словарь

КАТКОВ Михаил Никифорович

1(13) февраля 1818, Москва — 20 июля (1 августа) 1887, с. Знаменское Подольского у. Московской губ.] — русский философ, публицист, общественный деятель. Из семьи мелкого чиновника. В 1834—38 учился на словесном отделении Московского университета. В середине 1830-х гг. вошел в кружок Н. В. Станкевича. Увлечение мистицизмом сблизило его с М. А. Бакуниным. Увлекался философией Шеллинга и Гегеля. Сотрудничал в «Московском наблюдателе» (1838—39) и «Отечественных записках» А. Краевского (1839—40). В первых статьях «О русских народных песнях», «Об истории древней русской словесности Максимовича», написанных в патриотическом духе, пытался применить основные принципы философии истории Гегеля. В конце 1840-х гг. уезжает в Берлин, где посещает лекции Шеллинга. По возвращении в Россию в 1843 происходит его разрыв с В. Г. Белинским. В 1845 защитил диссертацию «Об элементах и формах славяно-русского языка», до 1850 — адъюнкт на кафедре философии Московского университета, преподавал логику и историю философии, построенную на основных идеях философии откровения Шеллинга. С 1851 — редактор «Московских ведомостей».

Эклектичность, стремление связать идеи Гегеля и позднего Шеллинга характерны для его основного философского сочинения «Очерки древнейшего периода греческой философии» (М., 1853). С 1856 вместе с А. В. Станкевичем, Е. Ф. Коршем, П. Н. Кудрявцевьм, П. М. Леонтьевым, ас 1858 самостоятельно издавал журнал «Русский вестник» умеренно либерального направления. В этот период Катков — дворянский либерал, англоман, убежденный сторонник буржуазных реформ: выступал за отмену крепостного права, судебную реформу и свободу печати. В то же время возрастало его враждебное отношение к философскому материализму и революционному демократизму; его оппонент — Н. Г Чернышевский, А И. Герцен. Катков полемизирует с журналом «Современник», обвиняя его в нигилизме. В «Русском вестнике» (апрель 1861) поместил статью П. Д. Юркевича «Из науки о человеческом духе», содержавшую резкую критику материализма и в частности работы Чернышевского «Антропологический принцип в философии», что явилось началом философской дискуссии 1860-х гг. В 1863 совместно с П. М. Леонтьевым возглавлял «Московские ведомости». Во время Польского восстания 1863 занял шовинистическую позицию. С этого времени отходит от позиции умеренного либерализма в сторону консерватизма, а с конца 1870-х гг. занимает реакционную позицию. Обвинил в убийстве Александра II 1 марта 1881 демократическую интеллигенцию и поляков. Выступал с резкой критикой либерализма и либеральных реформ.

Соч.: Собр. статей по польскому вопросу, в. 1—2. М., 1887; Наша учебная реформа. М., 1890; Собр. передовых статей «Московских ведомостей» (1863-87). М., 1897-98.

Лит.: Любимов Н. А. М. Н. Катков и его историческая заслуга. СПб., 1889; Сементкоескт Р. И. М. Н. Катков. Его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1892; Зайончковский Российское самодержавие в кон. 19 столетия: Политическая реакция 80 — нач. 90-х гг. М., 1970; Твардовская Идеология пореформенного самодержавия (М. Н. Катков и его издания). М., 1978.

Архивы: РГАЛИ, ф. 262; ГАРФ, ф. 1718; ОР РГБ, ф. 120.

И. Ф. Худушина

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме КАТКОВ Михаил Никифорович — 0

Найдено научныех статей по теме КАТКОВ Михаил Никифорович — 0

Найдено книг по теме КАТКОВ Михаил Никифорович — 0

Найдено презентаций по теме КАТКОВ Михаил Никифорович — 0

Найдено рефератов по теме КАТКОВ Михаил Никифорович — 0