КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗКАТЕГОРИИ

КАТЕГОРИЗАЦИЯ

Найдено 3 определения термина КАТЕГОРИЗАЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Категоризация

это мыслительная операция, основанная на отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

КАТЕГОРИЗАЦИЯ

от греч. kategoria — высказывание; признак) — когнитивные процессы, обеспечивающие распознавание и выявление у объектов, событий и т.д. “прототипных” примеров понятий (категорий). Согласно общепринятым представлениям, наши понятия (концепты) суть ментальные репрезентации классов. Совокупность необходимых свойств, присущих объектам, объединенным в класс, образуют содержание (интенсионал) понятия, а объекты, к которым это понятие относится, — его объем (экстенсионал). Классический взгляд на понятия предполагает, что каждое свойство, образующее содержание понятия, является необходимым, а все они вместе — достаточными для его определения. Если взять, напр., понятие “холостяк”, то с этой т.зр. его содержание включает в себя три решающих свойства: “мужчина”, “взрослый человек” и “неженатый”. Любое из этих свойств явля-

ется необходимым — нельзя быть холостяком, будучи одновременно женщиной, или ребенком, или женатым мужчиной. В то же время в совокупности эти три свойства образуют условие достаточности — если кто-то является мужчиной, взрослым человеком и к тому же неженатым, то он должен быть холостяком. Такие свойства обычно рассматривают как существен-н ы е, т.к. они позволяют определить соответствующее понятие. Т.о., согласно классическому взгляду, объект будет категоризирован в качестве примера к.-л. понятия, если и только если ему присущи существенные признаки этого понятия.

Однако, как свидетельствуют проведенные еще в 1970-х гг. исследования эпистемологов, лингвистов и когнитивных психологов, такой классический подход к понятиям имеет весьма ограниченную ценность и не может служить универсальной основой для понимания многообразных процессов К., которые далеко не всегда сопряжены с выделением у объектов необходимых и достаточных свойств. Как оказалось, у неточных понятий (см.: Неточность), которые мы обычно используем в нашей повседневной жизни, не удается специфицировать существенные свойства. Напр., для понятий о различных животных и растениях, а также общих артефактов — “птица”, “фрукт”, “мебель”, “автомобиль”, “ложка” и т.д. — просто не существует никаких общепринятых фиксированных определений. Исследователям в дальнейшем удалось обнаружить, что структуры человеческого знания (и памяти) включают в себя, кроме всего прочего, также и определенного рода стереотипные образные репрезентации, получившие название прототипов, в которых фиксируются перцептивно выделяющиеся свойства некоторых типичных, “образцовых”, наиболее “репрезентативных” примеров неточных понятий. В случае такого рода понятий эти свойства выступают как важнейший элемент их содержания. Но тогда меняется и сам смысл К.: К. объекта в качестве примера неточного понятия будет означать, что он достаточно схож с прототипом, т.е. что ему присуще определенное число свойств, совпадающих с аналогичными свойствами прототипа. Психологические тесты однозначно свидетельствуют, что К. более типичных, “прототип-ных” примеров понятий требует значительно меньше времени, чем К. менее типичных — напр, “яблоко” или “персик” категоризируются как случаи понятия “фрукт” быстрее, чем “изюм” или “винная ягода”. Эти тесты также показывают, что типизация влияет не только на механизмы К., именования и памяти, но и на ряд др. ментальных процессов, включая дедуктивные и индуктивные рассуждения.

Наличие прототипов в содержании неточных понятий в целом хорошо согласуется с реальными особенностями повседневного мышления людей, которые часто думают и рассуждают более конкретно, чем этого требует ситуация. Видимо, некоторые наши ментальные операции, некоторые процессы обработ-

ки когнитивной информации требуют только конкретных репрезентаций, и потому одна из функций прототипов — запускать эти процессы. Именно поэтому К. неточных понятий оказывается для испытуемых делом гораздо более легким при наличии сходства конкретных примеров этих понятий с прототипами др. понятий (категорий), а не с абстрактными репрезентациями. Выявлено также немало случаев, когда использование неаналитических стратегий, способствующих запоминанию конкретных примеров, дает больший эффект и ведет к более точной К., чем это позволяют аналитические стратегии. Однако, как бы ни были полезны прототипные репрезентации неточных понятий для нашего повседневного мышления, необходимо все же учитывать их ограниченные возможности как средств обобщения и когнитивной экономии. Содержание практически любого понятия, конечно же, не исчерпывается типичными образцами, конкретными примерами; понятие — это всегда и некая абстрактная пропозициональная сущность, включенная в семантические сети, пакеты знаний и т.д. Специфические процессы К. неточных понятий проливают дополнительный свет на когнитивные механизмы взаимосвязи пространственно-образного и знаково-символичес-кого (логико-вербального) мышления, конкретное соотношение между которыми изменяется в ходе когнитивной эволюции.

О Smith E.E., Medin D.L. Categories and Concepts. Cambridge, 1981.

И.П. Меркулов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: энциклопедический словарь

категоризация

КАТЕГОРИЗАЦИЯ (от греч. kategoria — высказывание, свидетельство; признак) — процесс отнесения познаваемого объекта к некоторому классу, в качестве которого могут выступать не только названия материальных предметов, но и сенсорные и перцептивные образцы, социальные стереотипы, эталоны поведения — в целом, обобщения, несущие в себе совокупный общественный опыт.         Продуктивным является рассмотрение проблемы К. в контексте культурно-исторического и социального опыта, ее понимание как фундаментальной составляющей восприятия, познания в целом, осуществляемого в контексте смыслополагающей и коммуникативной деятельности. Особенно значим опыт гуманитарных наук, которые, в отличие от естествознания, открывают иные когнитивные структуры в их соотношении с языком, психологией и с с телесностью субъекта, а также базовые способы упорядочивания и классификации (таксономии) многообразных форм знания на всех уровнях проявления когнитивной способности человека. Термин «К.» получил широкое распространение и применяется к самым различным видам деятельности и к к человеческому опыту в целом, фиксируя одно из самых фундаментальных его свойств — когнитивные способности, в первую очередь классифицирования, распределения по группам, классам, разрядам, типам, упорядочивающие воспринимаемый и познаваемый мир и позволяющие предвидеть и предсказывать объекты и другие сущности реального и воображаемого мира. При всем разнообразии способов К. — психологическом, логическом, математическом и других — всегда существует главная проблема: на основании каких критериев осуществляется эта операция и какие категории являются главными, определяющими. Ее решение не сводится к классификации на основе понятий и терминов языка, но варьируется и приобретает специфику в конкретных областях, разрабатывающих свои теории К. и открывающих множество особенностей этой фундаментальной проблемы.         В когнитивной психологии К. рассматривается, главным образом, в контексте теории восприятия (Дж. Брунер) как базовый акт, тесно связанный с языком, сохраняющий социокультурный опыт и позволяющий расширять пределы непосредственно получаемой информации. Соответственно, К. является свойством познания вообще, поскольку воспринимаемый объект как единичное обретает предметный смысл только через соотнесение с некоторыми общими категориями, иначе он оказался бы «погребенным в безмолвии индивидуального опыта». Именно с умением сопоставлять признаки объекта с эталонной системой категорий Брунер связывает возможность адекватного отражения мира в восприятии и подтверждает это примерами сенсорной К., упорядоченной по шкалам. Верность сенсорной оценки зависит от предварительного усвоения категорий и процесса К. Чем адекватнее системы категорий, построенные для кодирования среды, тем больше возможностей предсказания новых свойств и объектов. Включенность восприятия в деятельность придает познаваемым предметам и отношениям социокультурные значения; напр., естественное время обретает черты социального, а в идеальном плане становится возможным «передвигаться» во времени в различных направлениях. Расчленение действительности на настоящее, прошлое и будущее предстает как отделение их от субъекта, и тем самым — как «категоризация жизни на события, ситуации» посредством чувственных обобщений при решении чувственно-практических проблем (К.А. Абульханова-Славская). В целом происходит концептуализация действительности — создание концептуальных, категориальных схем с сохранением первичных оценок, тесно связанных с субъектом. Они имеют силу только в рамках данного контекста, события, ситуации и соответственно не являются рациональными теоретическими абстракциями.         Результаты, полученные когнитивной психологией, стали основанием для исследования К. во многих других областях. Обращение к этой проблематике стимулировалось двумя фундаментальными процессами: «лингвистическим поворотом» в философии и в других гуманитарных формах знания, а также переосмыслением самого языка как объекта изучения, существующего в единстве познания (когниции) и коммуникации. Каким образом бесконечное разнообразие действительности охватывается конечным числом языковых форм? Этот вопрос стал одним из центральных в когнитивной лингвистике, в частности во вновь складывающейся прототипической семантике, где поиск ответа опирается на два допущения: 1) в основе категорий лежат не особенности конкретного языка, но определенная модель знания; и 2) категории обладают прототипической структурой — определенной внутренней организацией, включающей ядро и периферию. Наличие такого ядра позволяет образовываться категориям не только по полному совпадению свойств, но и по той или иной степени их сходства или подобия. Между членами категорий нет равенства, но есть мотивированная связь друг с другом, и от ядерных смыслов можно перейти к периферийным путем умозаключений (Дж. Остин).         Категория возникает, существует и развивается, ориентируясь на лучший образец (прототип) и устанавливая определенную иерархию признаков, но возможны и ситуации, близкие обыденному сознанию, когда господствуют отношения по типу «семейного сходства» (Л. Витгенштейн). В отличие от понятий, созданных в системе отношения «род—вид» по правилам формальной логики и обобщающих существенные свойства и отношения, при создании «естественных» категорий образуются категории-концепты. Концептом называют некоторую целостную содержательную, оперативную единицу, своего рода образ, гештальт (Дж. Лакофф), «квант структурированного знания» (Е.С. Кубрякова), элементы которого вычленяются в зависимости от разных задач. Концепт может быть репрезентирован: представлением, схемой, понятием, фреймом, сценарием и др. Понимание языка как единства когниции и коммуникации, выражаемое, в частности, через фундаментальный процесс К., может стать предпосылкой и основанием для становления и развития методологии наук о духе и наук о культуре. Одновременно опыт когнитивной лингвистики, исследующей фундаментальную операцию К. как универсальную во всех видах познания, дает новые возможности для более глубокого понимания, в том числе в философии, природы категорий, универсалий вообще, а также для обогащения и развития эпистемологии с опорой на гуманитарные науки.         Л.А. Микешина

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено схем по теме КАТЕГОРИЗАЦИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме КАТЕГОРИЗАЦИЯ — 0

Найдено книг по теме КАТЕГОРИЗАЦИЯ — 0

Найдено презентаций по теме КАТЕГОРИЗАЦИЯ — 0

Найдено рефератов по теме КАТЕГОРИЗАЦИЯ — 0