Категория
бытийная черта сущего, не являющегося присутствием. См. экзистенциал
Источник: Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”)
КАТЕГОРИЯ
общее понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.
Источник: Философия науки и техники: словарь
Категория
философское понятие, являющееся формой мышления и отражающее наиболее общие и существенные связи и отношения предметов и явлений в действительности.
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
КАТЕГОРИЯ
группа лиц, предметов, явлений, объединенных общностью каких-нибудь признаков, В философии — общее понятие, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания.
Источник: Философско-терминологический словарь 2004
КАТЕГОРИЯ
предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений окружающего мира. Например,
«материя», «движение», «пространство», «время» и т.д. Каждая отрасль науки имеет свою собственную систему категорий. Категория – одна из форм организации научного знания.
Литература: [70].
Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013
Категория
гр. kategoria) – понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира в целом (материя, время, пространство, движение, причинность, качество, количество и т. д. – категории философии) или его частей, изучаемых отдельными науками (материальное, духовная культура, социальное исследование, ценность, традиции и т. д. – категории культурологии).
Источник: Словарь по культурологии
КАТЕГОРИЯ
класс людей или объектов одной природы. Эта классификация действует применительно к некоторым общим принципам, таким как идентичность «места» или «времени» (Аристотель), или применительно к общим мыслительным законам, как «количество», «качество», «отношение» или «модальность» наших суждений (Кант). Категории — общие формы разнообразных отношений, которые мы можем установить между существами или идеями.
Источник: Философский словарь
Категория
(от греч. kategoria – высказывание) – наиболее общее, фундаментальное философское понятие, выступающее формой логического мышления людей, важным основанием для развития более частных знаний. Более конкретно, категория – базовое понятие философии, отражающее наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения явлений действительности и ее познания. Примеры категорий: сущность, форма, качество, количество.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Категория
(κατηγορία, обвинение, приговор). Это слово было употреблено сначала Аристотелем в логических сочинениях как термин для обозначения форм или общих понятий рассудка, по которым ему свойственно рассматривать все вещи. Это как бы логические углы зрения; по Аристотелю, например, рассудок все рассматривает или как количество, или как качество, как действие, страдание и т. д. Позднее категории называли общими формами рассудка, общими понятиями, а в риториках — общими местами (Loci topici, communes).
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.
КАТЕГОРИЯ
[от гр. kategoria высказывание, обвинение, признак] – 1) форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов. Категория – предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и устойчивыми организующими принципами процесса мышления, категории воспроизводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщем и наиболее концентрированном виде. В каждой конкретной науке имеется своя система категорий. Категории изменяются вместе с развитием нашего познания: обогащается их содержание, изменяются взаимосвязи между категориями, меняется их состав и т.п.; 2) разряд, порядковое место, определяющие профессиональный уровень работников.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
Категория
/D/ Kategorie /Е/Category /F/ Categorie /Esp/ Categoria
Обобщенное отражение разнообразия универсальных отношений человека к миру, взятое в историческом становлении и взаимосвязи друг с другом. Философские категории отражают сущностные стороны этих отношений и, вследствие этого, подобны законам. В методологическом отношении выполняют роль узловых, системообразующих опорных пунктов, ориентаций, установок в различных практических и познавательных действиях человека. Учение о категориях в истории философии является теоретическим обоснованием и логическим развертыванием принципов универсальной взаимосвязи и развития. В науке и других формах общественного сознания область применения общих понятий ограничена соответствующими рамками, границами, тогда как философские категории отражают отношения, характерные для всех областей бытия.
Источник: Философия, практическое руководство
Категория
(греч. kategoria – признак, высказывание, заключение) – в философии – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности (онтология) и познания (гносеология). Категории – это результат обобщения исторического развития познания и человеческой практики. Исторически первой системой категорий является система Аристотеля, в которую он включил: субстанцию, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. У И. Канта категории – это чистые понятия интеллекта, врожденные понятия, относящиеся к наблюдаемым предметам, процессам, т.е. к феноменам. И. Кант классифицировал категории, разделив 12 категорий на четыре класса. По мнению И. Канта, с помощью категорий рассудок осуществляет свою деятельность, располагает «по полочкам» хаос первоначальных ощущений и благодаря категориям возможна упорядоченная мыслительная деятельность.
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
КАТЕГОРИЯ
(kategoria — высказывание, признак) — предельно общее понятие, характеризующее свойства сущего как такового. В отличие от других понятий, которые имеют смысл только применительно к определенной области знания (физике, химии, биологии, технетике, социологии, истории и др.), К. относятся к объектам любой природы. Термин введен Аристотелем, проанализировавшим следующие К.: сущность, количество, качество, отношение, мера, место, время, положение, состояние, действие, страдание (в смысле способности становиться объектом воздействия). По мере развития науки и ее языка состав К. несколько видоизменялся. Так, И. Кант добавил неизвестное античности понятие модальности (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность). Категории классической философии сохраняют свое значение, выступая в качестве смыслового ядра языка познания. В других контекстах термин «К.» иногда используется для обозначения наиболее общих понятий какоголибо конкретного дискурса.
Источник: Философский словарь инженера. 2016
КАТЕГОРИЯ
греч. Kategoria - высказывание, обвинение; признак) - предельно общее понятие. Образуется как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов их особенных признаков. Для него уже не существует более общего, родового понятия, и, вместе с тем, он обладает минимальным содержанием, т.е. фиксирует минимум признаков охватываемых предметов. Однако это такое содержание, которое отображает фундаментальные, наиболее существенные связи и отношения объективной действительности и познания. Каждое философское направление вырабатывает и использует набор собственных К. В диалектическом материализме, напр., К. являлись понятия материи, сознания, качества, количества, сущности, явления, необходимости, случайности и др.; в объективном идеализме - идеи, мирового разума, бытия, небытия, противоречия; в экзистенциализме - экзистенции, трансценденции, свободы; в позитивизме категориальный статус обретают понятия протокольного предложения, верификации и т.д. Своя система К. присуща и каждой конкретной науке.
В.Ф. Верное
Источник: Новейший философский словарь
КАТЕГОРИЯ
от греч. kategoria - высказывание, обвинение, признак)
- предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и устойчивыми организующими принципами процесса мышления, К. воспро-
изводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщем и наиболее концентрированном виде.
Характеристику некоторых особенностей К. можно дать, опираясь на операцию обобщения понятий. Почти для каждого видового понятия можно найти более широкое по объему родовое понятие, напр. "береза" - "дерево", "человек" - "млекопитающее", "медь" - "металл". Эти родовые понятия могут включаться в еще более широкие по объему понятия: "дерево" - "растение", "млекопитающее" - "животное", "металл" - "вещество" и т. п. К К. относятся предельно широкие по своему объему понятия, т. е. те, для которых нельзя найти более широкие родовые понятия. Как правило, К. являются философские понятия - "бытие", "субъект", "сущность", "качество", "количество", "материя", "сознание" и т. п.
В каждой конкретной науке имеется своя система К. В логике к числу наиболее общих и фундаментальных понятий относятся понятия логического вывода, суждения, умозаключения, индукции, дедукции и др. К. изменяются вместе с развитием нашего познания: обогащается их содержание, изменяются взаимосвязи между К., меняется их состав и т. п.
КАУЗАЛЬНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ, см.: Онтологическая модальность.
Источник: Словарь по логике
Категория
(от греч. – высказывание, признак) – предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений окружающего мира (например, «материя», «движение», «пространство», «время», «сознание», «человек», «общество» и т. д.). Это одна из форм организации научного знания. Будучи формами и организующими принципами процесса мышления, категории воспроизводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и наиболее концентрированной форме. Каждая отрасль науки имеет свою собственную систему категорий. Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате Аристотеля «Категории», где он описал категории: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. У И. Канта категории делятся на разряды: качество (реальность, отрицание, ограничение), количество (единство, множество, цельность), отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие), модальность (возможность, действительность, случайность и т. п.). Гегель разработал систему диалектически взаимосвязанных категорий, среди которых основные: бытие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление, действительность; причём в эту последнюю входят субстанция, причина и взаимодействие), понятие (субъект, абсолютная идея, объект). В логическом позитивизме (Карнап, Нейрат) философский анализ категорий подменяется формально-логическим анализом синтаксиса и семантики научных языков. Экзистенциализм (Хайдеггер, Сартр, Ясперс) разрабатывает категории «страх», «заботы», «заброшенность» для описания кризиса личности в современном обществе.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
Категория
греч. kategoria - указание, свидетельство) в философии - основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения явлений действительности и познания (?) [2]. Категория является результатом обобщения человеческим разумом явлений действительности и выделения в них относительно устойчивых частей, представляющих самостоятельную мыслительную (познавательную) ценность. В простейшем случае категорией является любое слово. Категории осознаются и создаются по мере продвижения познания в глубь явлений.
В современной философии категории рассматриваются как чисто субъективная (что вполне естественно) и "удобная" форма упорядочения человеческого опыта (знания).
Основными категориями считаются: материя, движение, время и пространство, качество и количество, противоречие, причинность, необходимость и случайность, содержание и форма, возможность и действительность и т.д.
Как видно из списка категорий, рассматривают в основном разграничивающие стороны явлений, например: вещь = результату взаимодействия формы и содержания, которые, в свою очередь, также являются вещами.
Скажем так:
Необходимость категорирования мира определяется его непрерывностью.
Ассоциативный блок.
Зададим вопрос: "Чем отличается форма от содержания?" Или скажем точнее: "Что является содержанием формы?" Ответим на него: “Ничем?" - Форма и содержание появляются в результате вычленения этих категорий человеческим интеллектом для более удобного ориентирования в мире. Человек практически всегда может обозначить "две вещи", отношения между которыми будут соответствовать определению формы и содержания, то есть "так человек вычленяет для себя отношения между вещами". Можно сказать, что любая форма имеет форму, любое содержание имеет, в свою очередь, содержание.
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
КАТЕГОРИЯ
1) в разг. языке —вид, сорт, класс, ранг (напр., опред. К. учащихся); 2) в философии и науке —предельно общие, фундаментальные понятия, в концентрированной форме отражающие существенные, закономерные связи бытия и познания; формы и устойчивые организующие принципы мышления. Впервые учение о К. было разработано в др.-греч. философии. Так, Платон выделял 5 К. как форм мысли: бытие (сущность), движение, покой, различие, тождество. У Аристотеля, к-рый ввел этот термин, 10 К. —сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, состояние (положение), обладание, действие, страдание —выступают как предикаты сущего и наиболее общие понятия. Ср.-век. схоластика знала 6 К.: бытие (сущность), кач-во, кол-во, движение, отношение, обладание. В новоевроп. философии Р.Декарт и Дж.Локк различали 3 К.: сущность (субстанция), состояние (модус), соотношение. Учение о К. также развивал И.Кант, к-рый трактовал их как априорные (см. Априори и Апостериори) формы рассудка, а познание —как процесс соединения К. с чувственными созерцаниями. Он выделил 12 К., к-рые объединил в 4 группы: кол-ва (единство, множественность, целокупность), кач-ва (реальность, отрицание, ограничение), отношения (акциденция и субстанция, причина и действие, взаимодействие), модальности (возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность). Это не только формы, в к-рых познаются предметы, но также и формы их реального существования. Объективно-идеалистическое учение о К. разработал Г.В.Ф.Гегель. Представляя взаимосвязи и взаимопереходы понятий как ступени диалектич. развития абсолютной идеи, он построил логич. схему К.: бытие (кач-во, кол-во, мера), сущность (сущность сама по себе, явление, действительность), понятие (субъект, объект, идея). В диалектико-материалистич. философии К.Маркса К. —понятийно-логические формы, отражающие связи и отношения бытия и мышления; обобщение опыта истор. развития познания и практики (см. Деятельность). Р.А.Бурханов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
КАТЕГОРИЯ
(Kategorie; от греч. kategorein — «высказывать») — в разговорном языке то же самое, что вид, сорт, класс, ранг («определенная категория служащих»). В философии категории, с одной стороны, наиболее общие формы действительности, высказываний и понятий, «родовые понятия» (Кант), от которых происходят остальные понятия (категории познания, категории сознания), а с другой — первоначальные и основные формы бытия объектов познания (категории бытия, категории реального). Соотношение между категориями бытия и категориями познания исследуется теорией познания; см. также Основное отношение. Немецкий идеализм понимал это отношение как отношение идентичности; см. Марбургская школа. Основателем учения о категориях является Аристотель; он считал, что имеется десять категорий (единичного и общего): субстанция, количество, качество, отношение, место, время, действие, страдание, самообладание (манера вести себя), самонахождение (положение). По существу, уже и Платон знает четыре категории: идентичность, отличие, постоянство, изменчивость. Схоластика, которая называла категории также предикаментами (см. также Предикабилии), знала только шесть категорий: бытие, или сущность, качество, количество, движение (изменение), отношение, самообладание (габитус). Декарт и Локк различают три категории: субстанция, состояние (модус), соотношение. Кант понимал под категориями формы рассудка, которые, придавая познавательный характер чистому восприятию, обусловливают опыт и которые сами по себе, т. е. без наполнения благодаря восприятию, не имеют никакой познавательной ценности. Кант составил таблицу категорий, производную от соответствующей таблицы суждений (схемы), таблицу из 12 категорий, расположенных в четыре группы, по три категории в каждой; первые шесть категорий он назвал математическими, а шесть последних — динамическими категориями; категории количества: единство (мера), множество (величина), всеобщность (целое); категории качества: реальность, отрицание, ограничение; категории отношения: субстанция, причинность, взаимодействие; категории модальности: возможность, существование, необходимость. В XIX в. Гегель разработал систему категорий, самую всеобъемлющую и самую сложную в сравнении с бывшими до него; ему следовал с критическим отношением Э. ф. Гартман; а до сих пор последнее значительное систематически осуществленное учение о категориях создал Николай Гартман. Шопенгауэр вычеркнул из 12 кантовских категорий все, за исключением причинности: тем самым о себе заявила философия, в принципе скептически относящаяся ко всем категориям, философия, какой она затем в особенности встречается у Ницше. Вне Европы сложная система категорий была построена прежде всего индийской философией, а именно философскими учениями санкхья, вайшешика и ньяя. В настоящее время проблема категорий разрабатывается в рамках онтологии (см. Категориальный анализ).
A. Trendelenburg. Gesch. der K.nlehre, 1846; E. Lask. Die Logik der Philos, und die K.n lehre, 1911; O. Kolpe. Zur K.nlehre, 1915; H. Heyse. Einl. in die K.nlehre, 1921; H. Pichler. Einf. indie K.nlehre, 1937; N. Hartmann. Der Aufbau der realen Welt, 1940; H. Krings. Transzendentale Logik, 1964; J. L. Bell. Category Theory and the Foundation of Mathematics, in: Brit. J. Philos. Sei., 32 (1981); С. E. Reyes. Logik and Category Theory, in: E. Agazzi (ed.). Modern Logic. Dordrecht/Boston/London, 1981.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961