КАТЕГОРИЧНОСТЬ СИСТЕМЫ АКСИОМКАТЕДЕР-СОЦИАЛИЗМ

КАТЕГОРИЯ

Найдено 10 определений термина КАТЕГОРИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Категория

бытийная черта сущего, не являющегося присутствием. См. экзистенциал

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”)

КАТЕГОРИЯ

общее понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия науки и техники: словарь

Категория

философское понятие, являющееся формой мышления и отражающее наиболее общие и существенные связи и отношения предметов и явлений в действительности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

КАТЕГОРИЯ

класс людей или объектов одной природы. Эта классификация действует применительно к некоторым общим принципам, таким как идентичность «места» или «времени» (Аристотель), или применительно к общим мыслительным законам, как «количество», «качество», «отношение» или «модальность» наших суждений (Кант). Категории — общие формы разнообразных отношений, которые мы можем установить между существами или идеями.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

Категория

/D/ Kategorie /Е/Category /F/ Categorie /Esp/ Categoria

Обобщенное отражение разнообразия универсальных отношений человека к миру, взятое в историческом становлении и взаимосвязи друг с другом. Философские категории отражают сущностные стороны этих отношений и, вследствие этого, подобны законам. В методологическом отношении выполняют роль узловых, системообразующих опорных пунктов, ориентаций, установок в различных практических и познавательных действиях человека. Учение о категориях в истории философии является теоретическим обоснованием и логическим развертыванием принципов универсальной взаимосвязи и развития. В науке и других формах общественного сознания область применения общих понятий ограничена соответствующими рамками, границами, тогда как философские категории отражают отношения, характерные для всех областей бытия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия, практическое руководство

КАТЕГОРИЯ

греч. Kategoria - высказывание, обвинение; признак) - предельно общее понятие. Образуется как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов их особенных признаков. Для него уже не существует более общего, родового понятия, и, вместе с тем, он обладает минимальным содержанием, т.е. фиксирует минимум признаков охватываемых предметов. Однако это такое содержание, которое отображает фундаментальные, наиболее существенные связи и отношения объективной действительности и познания. Каждое философское направление вырабатывает и использует набор собственных К. В диалектическом материализме, напр., К. являлись понятия материи, сознания, качества, количества, сущности, явления, необходимости, случайности и др.; в объективном идеализме - идеи, мирового разума, бытия, небытия, противоречия; в экзистенциализме - экзистенции, трансценденции, свободы; в позитивизме категориальный статус обретают понятия протокольного предложения, верификации и т.д. Своя система К. присуща и каждой конкретной науке.

В.Ф. Верное

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

КАТЕГОРИЯ

от греч. kategoria - высказывание, обвинение, признак)

- предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и устойчивыми организующими принципами процесса мышления, К. воспро-

изводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщем и наиболее концентрированном виде.

Характеристику некоторых особенностей К. можно дать, опираясь на операцию обобщения понятий. Почти для каждого видового понятия можно найти более широкое по объему родовое понятие, напр. "береза" - "дерево", "человек" - "млекопитающее", "медь" - "металл". Эти родовые понятия могут включаться в еще более широкие по объему понятия: "дерево" - "растение", "млекопитающее" - "животное", "металл" - "вещество" и т. п. К К. относятся предельно широкие по своему объему понятия, т. е. те, для которых нельзя найти более широкие родовые понятия. Как правило, К. являются философские понятия - "бытие", "субъект", "сущность", "качество", "количество", "материя", "сознание" и т. п.

В каждой конкретной науке имеется своя система К. В логике к числу наиболее общих и фундаментальных понятий относятся понятия логического вывода, суждения, умозаключения, индукции, дедукции и др. К. изменяются вместе с развитием нашего познания: обогащается их содержание, изменяются взаимосвязи между К., меняется их состав и т. п.

КАУЗАЛЬНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ, см.: Онтологическая модальность.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по логике

Категория

греч. kategoria - указание, свидетельство) в философии - основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения явлений действительности и познания (?) [2]. Категория является результатом обобщения человеческим разумом явлений действительности и выделения в них относительно устойчивых частей, представляющих самостоятельную мыслительную (познавательную) ценность. В простейшем случае категорией является любое слово. Категории осознаются и создаются по мере продвижения познания в глубь явлений.

В современной философии категории рассматриваются как чисто субъективная (что вполне естественно) и "удобная" форма упорядочения человеческого опыта (знания).

Основными категориями считаются: материя, движение, время и пространство, качество и количество, противоречие, причинность, необходимость и случайность, содержание и форма, возможность и действительность и т.д.

Как видно из списка категорий, рассматривают в основном разграничивающие стороны явлений, например: вещь = результату взаимодействия формы и содержания, которые, в свою очередь, также являются вещами.

Скажем так:

Необходимость категорирования мира определяется его непрерывностью.

Ассоциативный блок.

Зададим вопрос: "Чем отличается форма от содержания?" Или скажем точнее: "Что является содержанием формы?" Ответим на него: “Ничем?" - Форма и содержание появляются в результате вычленения этих категорий человеческим интеллектом для более удобного ориентирования в мире. Человек практически всегда может обозначить "две вещи", отношения между которыми будут соответствовать определению формы и содержания, то есть "так человек вычленяет для себя отношения между вещами". Можно сказать, что любая форма имеет форму, любое содержание имеет, в свою очередь, содержание.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

КАТЕГОРИЯ

1) в разг. языке —вид, сорт, класс, ранг (напр., опред. К. учащихся); 2) в философии и науке —предельно общие, фундаментальные понятия, в концентрированной форме отражающие существенные, закономерные связи бытия и познания; формы и устойчивые организующие принципы мышления. Впервые учение о К. было разработано в др.-греч. философии. Так, Платон выделял 5 К. как форм мысли: бытие (сущность), движение, покой, различие, тождество. У Аристотеля, к-рый ввел этот термин, 10 К. —сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, состояние (положение), обладание, действие, страдание —выступают как предикаты сущего и наиболее общие понятия. Ср.-век. схоластика знала 6 К.: бытие (сущность), кач-во, кол-во, движение, отношение, обладание. В новоевроп. философии Р.Декарт и Дж.Локк различали 3 К.: сущность (субстанция), состояние (модус), соотношение. Учение о К. также развивал И.Кант, к-рый трактовал их как априорные (см. Априори и Апостериори) формы рассудка, а познание —как процесс соединения К. с чувственными созерцаниями. Он выделил 12 К., к-рые объединил в 4 группы: кол-ва (единство, множественность, целокупность), кач-ва (реальность, отрицание, ограничение), отношения (акциденция и субстанция, причина и действие, взаимодействие), модальности (возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность). Это не только формы, в к-рых познаются предметы, но также и формы их реального существования. Объективно-идеалистическое учение о К. разработал Г.В.Ф.Гегель. Представляя взаимосвязи и взаимопереходы понятий как ступени диалектич. развития абсолютной идеи, он построил логич. схему К.: бытие (кач-во, кол-во, мера), сущность (сущность сама по себе, явление, действительность), понятие (субъект, объект, идея). В диалектико-материалистич. философии К.Маркса К. —понятийно-логические формы, отражающие связи и отношения бытия и мышления; обобщение опыта истор. развития познания и практики (см. Деятельность). Р.А.Бурханов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

КАТЕГОРИЯ

от греч. kategorein высказывать) - в разговорном языке то же самое, что вид, сорт, класс, ранг ("определенная категория служащих"). В философии категории, с одной стороны, наиболее общие и вместе с тем простейшие формы действительности, высказываний и понятий, "родовые понятия" (Кант), от которых происходят остальные понятия (категории познания, сознания), а с другой - первоначальные и осн. формы бытия объектов познания (категории бытия, категории реального). Соотношение между категориями бытия и категориями познания исследуется теорией познания; см. также Основное отношение. Основателем учения о категориях является Аристотель; он считал, что имеется всего 10 категорий (единичного и общего): сущность, количество, качество, отношение, место, время, действие, страдание, обладание, самонахождение (положение). По существу, уже и Платон знает 4 категории: идентичность, отличие, постоянство, изменчивость. Схоластика, которая называла категории также предикаментами (см. также Предикабилии), знала только 6 категорий: бытие (сущность), качество, количество, движение (изменение), отношение, обладание (Habitus). Декарт и Локк различают 3 категории: субстанция, состояние (модус), отношение. Кант понимал под категориями формы рассудка, которые, придавая познавательный характер чистому восприятию, обусловливают опыт и которые сами по себе, т.е. без использования ощущений, не имеют познавательной ценности. Кант составил таблицу категорий, производную от соответствующей таблицы суждений (схемы), систематизировал 12 категорий в 4 группы по 3 категории в каждой; первые 6 категорий он назвал математическими, а 6 последних - динамическими; категории количества: единство (мера), множество (величина), цельность (все); категории качества: реальность, отрицание, ограничение; категории отношения: принадлежность, причинность, общение; категории модальности: возможность, существование, необходимость. В 19 в. Гегель разработал систему категорий, более обширную и сложную, чем все прежние. Э. Гартман также дал свое последовательно проведенное и доныне сохранившее значение учение о категориях. Шопенгауэр выбросил из 12 кантовских категорий все, кроме причинности: тем самым о себе заявила философия, в принципе скептически относящаяся ко всем категориям, особенно в том виде, как она встречается у Ницше. Кроме западной философии, сложная система категорий была построена прежде всего индийской философией, а именно философскими учениями санкхья, вайшешика и ньяя. В настоящее время проблема категорий разрабатывается в рамках онтологии (см. Категориальный анализ).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

Найдено схем по теме КАТЕГОРИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме КАТЕГОРИЯ — 0

Найдено книг по теме КАТЕГОРИЯ — 0

Найдено презентаций по теме КАТЕГОРИЯ — 0

Найдено рефератов по теме КАТЕГОРИЯ — 0