КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ
Категории диалектики
основные понятия, характеризующие всеобщие свойства развивающегося мира, например, возможность и действительность, причина и следствие и т. п.
КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ
наиболее общие познавательные структуры, с помощью которых человек улавливает противоречивость, изменчивость, всеобщую связь всего существующего. Категории в самом широком смысле – это предельно общие понятия. Вместе с тем категориями в философской традиции называли не только теоретические образования, но и те предельно общие человеческие формы видения, созерцания мира, которые присущи каждому человеку и часто не формулируются им в понятийной форме. В философии эти два смысла термина «категория», как правило, совпадают. Вместе с тем некоторые философы (например, Аристотель ) шли еще дальше, рассматривая категории как «роды бытия». Количество категорий, насчитываемое философами, различно. У Аристотеля можно обнаружить 10 категорий; Кант выделил 12 категорий, Шопенгауэр оставил только одну – категорию причинности. Для Гегеля категории – это формы движения абсолютной идеи, это К. Д.
К. Д. – это так называемые «парные» категории: сущность и явление, количество и качество, часть и целое, свобода и необходимость, возможность и действительность, единичное и всеобщее, причина и следствие. Эти категории выражают стороны противоречия, показывают разные типы и формы противоречий. Законы и К. Д. нераздельны, законы есть принципы связи этих парных, противоречащих друг другу и связанных друг с другом категорий.
Попытка сторонников диалектики как универсального метода научного познания представить категории в качестве системы, в основе которой лежат отношения субординации, оказалась неудачной. Учитывая, что диалектика объективного мира и диалектика мышления совпадают в основном, но не тождественны, за основу классификации были взяты два принципа – рассмотрение категорий как «ступенек познания мира» и как «родов бытия». Субординация категорий в мышлении должна была отражать субординацию реальных процессов. Задача эта оказалась практически неосуществимой, поскольку уже на основе использования принципа единства логического и исторического очевидно, что логика познания и логика объективная – «обратные» процессы.
К. Д. – это так называемые «парные» категории: сущность и явление, количество и качество, часть и целое, свобода и необходимость, возможность и действительность, единичное и всеобщее, причина и следствие. Эти категории выражают стороны противоречия, показывают разные типы и формы противоречий. Законы и К. Д. нераздельны, законы есть принципы связи этих парных, противоречащих друг другу и связанных друг с другом категорий.
Попытка сторонников диалектики как универсального метода научного познания представить категории в качестве системы, в основе которой лежат отношения субординации, оказалась неудачной. Учитывая, что диалектика объективного мира и диалектика мышления совпадают в основном, но не тождественны, за основу классификации были взяты два принципа – рассмотрение категорий как «ступенек познания мира» и как «родов бытия». Субординация категорий в мышлении должна была отражать субординацию реальных процессов. Задача эта оказалась практически неосуществимой, поскольку уже на основе использования принципа единства логического и исторического очевидно, что логика познания и логика объективная – «обратные» процессы.
Источник: Краткий философский словарь.