греч. "kataroz" , "чистые") - еретическое течение, распространившееся в Средние века в Западной Европе, особенно на юге Франции, севере Испании (Пиренеи, Лангедок и т.д.). Как и балканские богомилы, которые на них сильно повлияли, катары считали католическую церковь безблагодатной и утратившей дух "истинного христианства". Катары имели свои обряды, которые должны были способствовать спасению, недостижимому иными способами. Катары считали, что истинное светлое божество находится бесконечно далеко, а миром - включая его сакральные институты - правит "темный бог". Вероучение катаров легло в основу учения альбигойцев.
Катары
Катары
Источник: Философия политики: глоссарий
КАТАРЫ
от греч. katharos - чистые) - еретич. секта 11—14 вв. в Зап. Европе. Догматика К. заимствована ими у богомильства. К. придерживались дуалистич, учения о наличии двух начал — доброго (бога) и злого (дьявола), духовного и телесного. Они отрицали догматы о смерти и воскресении Христа, считали ненужными крест, храмы, иконы. К. объявили дьявольским обманом 7 таинств, практиковали публичную исповедь. Большинство К. отвергали Ветхий завет, феод. суд, светскую власть и ее законы, проповедовали аскетизм, безбрачие и непротивление. К. состояли гл. обр. из купцов, ремесленников, крестьян. Ожесточенное преследование К. католич. церковью и светскими властями привело к кон. 13 в. к их расслоению и упадку, а в 15 в. - к окончат, исчезновению. Учение К. было воспринято альбигойцами.
Источник: Атеистический словарь
КАТАРЫ
одна из крупнейших средневековых ересей в Западной Европе (гл. о. — в Италии, Провансе и Фландрии) в 11—13 вв. В Провансе катары назывались альбигойцами (по городу Альби). Учение их сложилось под опосредованным влиянием манихейства (через византийских павликиан и болгарских и далматинских богомилов) и отличалось дуализмом. Истинный Бог противопоставлялся князю тьмы, демиургу — творцу материального мира, отождествляемому с дьяволом. Катары подразделялись на ряд течений. Наиболее радикальные из них проповедовали крайний аскетизм, доходящий до полного отрицания половых отношений и осуждения деторождения как процесса умножения зла. Катары отрицали основные церковные таинства и резко критиковали католическую церковь за примирение с миром. В конце 12 в. катары фактически господствовали в Провансе. Крестовый поход, предпринятый против них в 1209 по инициативе папы Иннокентия III, положивший начало кровопролитным Альбигойским войнам (продолжались до 1229*), и жестокие репрессии инквизиции привели к их исчезновению к концу 13 в.
Ист.: Livre (cathare) des deux principes, ed. С. Thouzelier. P., 1973 (Sources Chretiennes, t. 198); Rituel cathare, ed. C. Thouzelier. P., 1977 (Sources Chretiennes, t. 236).
Лит.: Осокин H. A. История альбигойцев и их времени, т. 1—2. Казань, 1869—72; Карсавин Л. П. Очерки религиозной жизни в Италии XII— XIII вв., СПб., 1912; Солодовников В. Оболганные инквизицией. М., ( 1996]; Soederbeg H. La religion des cathares. Uppsala, 1949; Borst A. Die Katharer. Stuttg., 1953; NelU R. Le phenomene cathare. Toulouse, 1964; Idem. La philosophie de catharisme: Le dualisme radical au XIII-e siecle, P., 1975; ThouylierC. Catharisme et valdeisme en Languedoc a la fin du XI 1-е au debut du XII 1-е siecle. P., 1969.
H. В. Шабуров
Ист.: Livre (cathare) des deux principes, ed. С. Thouzelier. P., 1973 (Sources Chretiennes, t. 198); Rituel cathare, ed. C. Thouzelier. P., 1977 (Sources Chretiennes, t. 236).
Лит.: Осокин H. A. История альбигойцев и их времени, т. 1—2. Казань, 1869—72; Карсавин Л. П. Очерки религиозной жизни в Италии XII— XIII вв., СПб., 1912; Солодовников В. Оболганные инквизицией. М., ( 1996]; Soederbeg H. La religion des cathares. Uppsala, 1949; Borst A. Die Katharer. Stuttg., 1953; NelU R. Le phenomene cathare. Toulouse, 1964; Idem. La philosophie de catharisme: Le dualisme radical au XIII-e siecle, P., 1975; ThouylierC. Catharisme et valdeisme en Languedoc a la fin du XI 1-е au debut du XII 1-е siecle. P., 1969.
H. В. Шабуров
Источник: Новая философская энциклопедия
КАТАРЫ
(от греч. kataros - чистый) - последователи широко распространившейся из Южн. Франции с конца XII в. бюргерской ереси в нач. XIII в. проникшей в Англию и Сев. Германию, вплоть до Пруссии, и сомкнувшейся с еретич. движением Сев. Италии. Движение К. охватило слои населения, недовольные крупными феодалами, в т. ч. и церковью: значит. массы горожан (особенно ремесленников-текстилыциков), часть зависимого от городов низшего дворянства и часть крестьян, испытывавших усиление феод. эксплуатации. Одной из ветвей К. были альбигойцы. По условиям времени К. подходили к антифеод. борьбе через пересмотр религ. учения и церк. порядков. К. исходили из дуалистич. противопоставления «божьего мира» «миру дьявольскому», под к-рым понимались вся земная жизнь и весь материальный мир. Такие идеи исповедовали еще в первые века христианства манихеи, а впоследствии приверженцы павликианства и богомильства (IX—X вв.), от к-рых эти идеи и были заимствованы сев.-итальянскими патарами (латаренами) и южнофранц. К., приспособившими эти идеи к своим целям. Считая все зло, существующее в мире, порождением дьявола, К. получали возможность религ. осуждения всего, что вызывало возмущение в широких массах (преимущественно бюргеров): феод. эксплуатации, повинностей и поборов, войн и усобиц, социального и экономич. неравенства, в какой-то мере и частной собственности. Поскольку же церковь освящала подобные «порождения дьявола», К. объявляли ее дьявольской силой и отвергали ее и ее учение.
Они отрицали христ. догматику, а также всю церк. обрядность, церк. иерархию и духовенство вообще. Особенно резко они выступали против признания папской власти. Евангелие они также подвергали критике в отд. частях (рождение, крестная смерть и воскресение Христа и др.). Они не признавали и языка католич. церкви (латыни). К. создали свою религ. орг-цию во главе с наставниками-«совершенными», получавшими особое посвящение («утешение») и обязанными вести аскетич. образ жизни. К. поощряли добровольный уход от жизни и нередко кончали жизнь самоубийством. Посвящение у них считалось единств. средством «спасениям. Его можно было принять лишь один раз, обычно на смертном одре. Против К. церковь повела ожесточ. борьбу, пустив в ход все свои средства и вступив в союз со светской властью. В нач. XIII в. в Южн. Франции были организованы истребительные «альбигойские войны». Тогда же была создана инквизиция - в первую очередь именно для окончат, уничтожения К. (альбигойцев). Сочетая открытое насилие с лицемерной демагогией, католич. церковь сумела почти полностью подавить движение К. к концу XIII в. Этому способствовали также элементы непротивленчества в учении К.
Они отрицали христ. догматику, а также всю церк. обрядность, церк. иерархию и духовенство вообще. Особенно резко они выступали против признания папской власти. Евангелие они также подвергали критике в отд. частях (рождение, крестная смерть и воскресение Христа и др.). Они не признавали и языка католич. церкви (латыни). К. создали свою религ. орг-цию во главе с наставниками-«совершенными», получавшими особое посвящение («утешение») и обязанными вести аскетич. образ жизни. К. поощряли добровольный уход от жизни и нередко кончали жизнь самоубийством. Посвящение у них считалось единств. средством «спасениям. Его можно было принять лишь один раз, обычно на смертном одре. Против К. церковь повела ожесточ. борьбу, пустив в ход все свои средства и вступив в союз со светской властью. В нач. XIII в. в Южн. Франции были организованы истребительные «альбигойские войны». Тогда же была создана инквизиция - в первую очередь именно для окончат, уничтожения К. (альбигойцев). Сочетая открытое насилие с лицемерной демагогией, католич. церковь сумела почти полностью подавить движение К. к концу XIII в. Этому способствовали также элементы непротивленчества в учении К.