КАСТРО Фидель

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

Кастро, Фидель
Castro, Ruz Fidel) (1926) - мелкобуржуазный кубинский революционер. Кастро вырос в зажиточной семье и учился в Соединенных Штатах. В 1950-е годы Кастро возглавил партизанское движение борьбы против коррумпированной про-американской диктатуры Батисты. Программа Кастро до его победы не выходила из рамок обычных латиноамериканских повстанцев: честная, либеральная администрация, прогрессивные налоги, передел земли в пользу безземельных батраков, и т. д. До победы Кастро, Кубинская компартия стояла на стороне статус кво, т. е. на стороне Батисты. После победы "Движения 26 июля", агрессия и неприязнь со стороны США оттолкнули Кастро в объятия СССР. Кастро перенял "социалистическую" программу национализации и "марксистско-ленинский" лексикон, обнял антиамериканизм, и за это получил массу помощи со стороны сталинистского блока. Эта экономическая помощь позволила Кастро провести ряд прогрессивных экономических и культурных мероприятий в интересах кубинских масс.
После развала Советского Союза Куба потеряла экономические субсидии и давление империалистического рынка резко усилилось. Кастро в настоящее время проводит политику хозяйственной либерализации, которая все более разлагает все прогрессивные достижения страны.

Источник: Исторический справочник русского марксиста

КАСТРО Фидель

(р. 13 авг. 1927) – организатор и руководитель революц. борьбы кубинского народа, премьер-министр революц. пр-ва (с 1959), ген. секретарь нац. руководства ??? (Объединенных революц. орг-ций). Лауреат Междунар. Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (1961). Родился в местечке Маяри (провинция Орьенте) в семье помещика. Закончил юридич. фак-т Гаванского университета, д-р права. С юношеских лет – активный участник революционного движения на Кубе. За попытку революц. свержения диктатуры Батисты и руководство вооруж. нападением на казарму Mонкада (Сантьяго-де-Куба, 26 июля 1953) был приговорен к 15 годам тюремного заключения. В речи на суде, известной под названием "История меня оправдает", подверг уничтожающей критике кровавую диктатуру Батисты и изложил программу нац.-освободит. борьбы и революционных преобразований (см. Речи и выступления, М., 1960, с. 45). Программа, предполагала проведение аграрной реформы, национализации ряда отраслей промышленности, всеобщей реформы образования. Освобожденный в 1954 по амнистии, К. Р. эмигрировал в США, а затем в Мексику. 2 дек. 1956 на яхте "Гранма" во главе отряда в 82 чел. К. Р. высадился на Кубе. В горах Сьерра-Маэстра была создана революц. орг-ция "Движение 26 июля", к-рая при поддержке широких нар. масс начала борьбу против диктатуры. Под руководством К. Р. была создана революц. армия. После 2-летней борьбы диктатура была разгромлена (1959) и в стране победила антиимпериалистич., антифеодальная, демократич. революция, переросшая в социалистич. революцию. Под руководством К. Р. кубинский народ покончил с господством иностр. империалистов, ликвидировал власть амер. монополий, осуществил ряд глубоких социальных преобразований: аграрную реформу, национализацию пром-сти, банков, ликвидацию неграмотности и приступил к строительству социализма. Под его руководством кубинский народ разгромил амер. интервенцию в апреле 1961. Воззрения К. Р. формировались в значит, степени под влиянием революц.-демократич. идей X. Марти, к-рый был "...идейным вдохновителем 26 июля..." (там же, с. 24). Еще в студенческие годы К. Р. знакомится с нек-рыми марксистскими работами. Становление марксистского мировоззрения К. Р. происходило в процессе революц. борьбы. "Революция – это не простое событие в истории народа. Революция очень трудна и сложна. Помимо всего прочего, она великий учитель. В ходе своего развития революция учит нас, укрепляет сознание народа, и мы с каждым днем все больше понимаем, что такое революция. А для этого требовалось время" (там же, с. 347). Подчеркивая, что его революционно-демократич. идеи развивались, конкретизировались, превращались в четкую марксистскую программу революц. преобразований, К. Р. говорил: "Чем более мы сталкиваемся с революционной действитель-ностью и классовой борьбой..., тем более мы убеждаемся в правильности написанных Марксом и Энгельсом истин и в подлинно гениальной интерпретации научного социализма, данной Лениным" ("Noticias de hoy", 1961, 2 de diciembre, p. 7). K.P. является не только непосредственным руководителем борьбы кубинского народа и молодого революц. гос-ва, но и одним из идейных вдохновителей борьбы кубинского народа за социализм. Социально-политич. взгляды К. Р. отчетливо изложены в ряде его выступлений, среди к-рых наибольший. интерес представляют: речь на открытии 10-го конгресса конфедерации трудящихся Кубы (18 нояб. 1959), выступление на Ген. нац. ассамблее народа: Кубы (2 сент. 1960), выступление на Ген. Ассамблее ООН (сент. 1960), выступление 1 мая 1961, речь на закрытии заседания Исполкома Всемирной федерации студентов (8 июля 1961), речь на митинге трудящихся Кубы 26 июля 1961, выступление при принятии 2-й Гаванской декларации 4 февр. 1962 (см. изложение этого выступления в "Правде"7 февр. 1962), ряд выступлений при создании ??? и др. В них дается глубокое теоретич. обоснование проблем нац.-освободит. борьбы в Лат. Америке, конкретизируется ряд важных положений марксизма-ленинизма в условиях Кубы и других лат.-амер. стран. К. Р. уделяет значит. внимание разработке теоретич. вопросов революции. Он сумел донести до кубинцев понимание глубокого социального характера революции, необходимость коренных экономич. преобразований. Раскрывая социальные корни кубинской революции, К. Р. показывает, что по этому пути должны пойти все другие страны, угнетенные империализмом, ибо "кубинская революция доказывает, что империализм несет в себе зародыши своего собственного разрушения" ("Noticias de hoy", 1961, 9 de junio, p. 5). К. Р. отметил, что движущими силами кубинской революции являются рабочий класс и крестьянство, и подчеркнул, что решающая роль в революции принадлежит рабочему классу: "Мы превратили рабочий класс в решающую силу и сделали его правящим классом в политической жизни страны" ("Речи и выступления", с. 200–01). Историч. заслуга K.P. состоит также в том, что он сумел показать, что вооруж. массовая борьба является необходимым условием развития революции на Кубе (см: Блас Рока, Куба – свободная территория Америки, М., 1961, с. 53). Победа кубинской революции развенчала миф о "географическом фатализме", отрицающий возможность победы нар. революции в странах, расположенных рядом с США. К. Р. обосновал важное положение о том, что без ликвидации господства иностр. монополий невозможно осуществление революц. преобразований. Решая с Марксистских позиций вопросы о движущих силах революции, К. Р. ведет неустанную борьбу за единство революц. сил, за укрепление союза рабочего класса и крестьянства. К. Р. решительно выступил против догматизма и сектантства, имевших место среди определенных групп революц. сил Кубы, что мешало правильному решению проблем социалистического строительства в стране. Призывая творчески подходить к марксизму, К. Р. говорил, что марксизм не собрание предписаний и рецептов на каждый случай жизни. "Марксизм – это совокупность принципов и норм, которые учат нас правильно интерпретировать и анализировать события" ("Noticias de hoy", 1961, 11 de noviembre). Большое внимание уделяет К. Р. проблемам нар. образования, просвещения и культуры. Отмечая, что первые победы революции на Кубе открыли доступ народу к знаниям, К. Р. говорил: "...наше время стало для нас как бы рассветом, как бы пробуждением сознания, в процессе которого народ начинает ясно различать факты и понимать истину" ("Речи и выступления", с. 245). Вся деятельность революц. пр-ва Кубы направлена на то, чтобы сделать реальными слова его руководителя о том, что "будущее нашей родины должно быть будущим людей науки, должно быть будущим людей мысли..." (там же, с. 253). К. Р. – выдающийся борец за мир между народами. Подчеркивая, что "войны с "самого начала существования человечества возникали в основном по одной причине – стремления одних овладеть богатствами других" ("Obra Revolucionaria", 1960, No 26, p. 30) и что сегодня угроза новой военной катастрофы исходит из грабительской сущности монополий, К. Р. говорит, что "когда исчезнет философия грабежа, тогда исчезнет и философия войны" (там же). Соч.: Pensamiento politico, econ?mico y social de Fidel Castro, [3 ed. ], La Habana, 1959; Informe econ?mico sobre Cuba, [Habana, 1959 ]; Una sola bandera, un solo ideal: Cuba!, [Habana ], 1959; I Patria о muerto! [Habana, 1960 ]; Y la juz se hizo. Declaraciones des comandante R. Castro Ruz..., [Habana, 1960 ]; в рус. пер.: Речь нa XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН 26 сентября 1960 года, М., 1960. Р. Бургете. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
111.76 кб

Феномен личности Фиделя Кастро в историческом и политическом процессах

Миклухо Е.В., Субботина И.А.
Статья посвящена проблеме политического лидерства. В статье рассмотрен вопрос о влиянии личности Фиделя Кастро, лидера кубинской революции, на исторический и политический процессы.