КАСТАНЕДА Карлос

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Кастанеда Карлос
(1935-1998) - автор «Учения Дон Жуана: путь познания индейцев яки» (The Teaching of Don Juan: A Yangui Way of Knowledge, 1968), а также ряда других книг, посвященных антропологии религиозных обрядов шаманства коренных американцев. Несмотря на то, что в 1973 г. Калифорнийский университет присвоил Кастанеде степень доктора философии за его труд, многие ученые сомневаются в подлинности проведенных им исследований, и ставят под вопрос решение о присвоении ему степени доктора философских наук. Его книги пользовались популярностью, а его учение внесло весомый вклад в развитие духовности контркультуры, повысив интерес к эзотерике.

Источник: Новые религиозные движения.

КАСТАНЕДА Карлос
(1896 - 1958) американский ученый мексиканского происхождения, профессор антропологии Калифорнийского университета. Предприняв в 1960 г. экспедицию в Мексику с целью собрать сведения о местных целебных травах, он случайно познакомился со старым индейцем, назвавшимся доном Хуаном. Продолжение неожиданного знакомства принесло Кастанеде удивительные открытия и заставило его написать и издать целую серию весьма необычных книг, спор вокруг которых не утихает и по сей день. Прежде всего, дискутируется вопрос о том, является дон Хуан реальным лицом или он - плод литературного воображения автора, некий прием, чтобы более выпукло представить свои философские соображения. Так или иначе, но в дневниках (или сделанных «под дневники») записях Кастанеды перед нами предстает первичная и поистине удивительная реальность магического мира, гае нарушен закон физической причинности, смешены позиции формальной логики, разрушены основы времени, пространства и здравого смысла, а мир открывается нам как таинство сил, превращений, абсолютной и неуловимой текучести, в «просвет» которой может протиснуться только маг, покинувший пределы человеческого мира и расширивший свое сознание до невыразимости в обыденном языке. Тонко подмечая природу кризиса рационального научного мышления, а также несостоятельность социальных форм общения, Кастанеда предлагает свой способ преодоления субъект-обьектной противоположности, который, по существу, означает преодоление философского сознания вообще, ибо требует молчания и волн вместо системы, текста и объяснения. Кастанеда сталкивается с принципиальной невыразимостью индивидуального опыта. Его можно пережить, но нельзя передать. Кризис классической системы понятий и требований к философскому мышлению находит свое яркое выражение в почти бесструктурном тексте кастанедовских работ.

Источник: Краткий философский словарь 2004

КАСТАНЕДА Карлос
25 декабря 1931, СанПауло, Бразилия, по другим данным 25 декабря 1925, Каджамарке. Перу — 19 апреля 1998, Вествуд, США) — американский писатель и антрополог. Кастанеде принадлежит 11томная хроника, излагающая историю ученичества у Дона Хуана, индейца племени яки, шамана и «человека Знания». За третью книгу хроники «Путешествие в Икстлен» Кастанеда получил степень доктора философии (1973), однако академическая карьера не была продолжительной и оборвалась в соответствии с изложенной в его трудах стратегией «стирания личной истории».
В книгах Кастанеды описан сверхъестественный мир шамана, мир «видящих» людей Знания. Реальность, по утверждению автора, представляет собой принятое обществом воззрение на мир, которое может быть изменено и преодолено с помощью дисциплины, ритуала и концентрации. Маг способен видеть и использовать энергию, из которой состоит все, и т. о. управлять пространством и временем, но путь к этому знанию тяжел и опасен. Согласно Дону Хуану, для путешествий в неведомое необходимы неограниченный прагматизм и трезвость.
С момента публикации в конце 1960-х гг. первого тома саги об ученичестве книги Кастанеды были изданы миллионными тиражами и высоко оценены критиками. Американская писательница Дж. К. Оутс назвала их «изумительными образцами искусства».
Соч.: Разговоры с доном Хуаном; Отдельная реальность; Путешествие в Икстлан; Сказки о силе (все — София, 1992); Второе кольцо силы; Огонь изнутри; Сила безмолвия (все — София, 1993); Искусство сновидения. София, 1996; Активная сторона бесконечности. София, 1997; Тенсегрити; Колесо Времени (обе — София, 1998). Лит.: Абеляр Т. Магический переход. София, 1994;ДоннерФ. Сон ведьмы. София, 1994; Он лее. Шабоно. София, 1994; Он лее. Жизнь в сновидении. София, 1994; Санчес В. Учение дона Карлоса. София, 1997; Кастанеда М. Р. Магическое путешествие с Карлосом Кастанедой. Красноярск,1998.
В. А. Подорога

Источник: Новая философская энциклопедия

КАСТАНЕДА (Castaneda) Карлос (1896-1958)
латиноамериканский антрополог, автор ряда книг, посвященных изложению миропонимания мексиканского индейца яки До на Хуана Матуса, одного из (согласно К.) Учителей человечества. (Сочинения К.: "Учение Дона Хуана: Путь знания индейцев яки"; "Отдельная реальность", "Путешествие в Ик-стлан", "Сказки силы" и др.). Встреча состоялась в 1960. Сочинения К. наглядно демонстрируют практически полное взаимное исключение подходов миропонимания мистика Дона Хуана, с одной стороны, и мировоззрения западного интеллектуала 20 ст. После первого расставания и воссоединения Учителя и ученика (т.е. К.) Дон Хуан постулирует необходимость своеобразного и нетрадиционного взгляда на мир с целью его постижения: "Ты испугался и удрал из-за того, что чувствуешь себя чертовски важным. Чувство важности делает человека тяжелым, неуклюжим и самодовольным. А чтобы стать человеком знания, нужно быть легким и текучим". Эксперименты К. на себе самом с психотропными растениями (прием галлюциногенов - пейота, дурмана Datura inoxia, гриба из семейства Psylocybe - был ошибочно принят К. за основную методику миропостижения у индейцев яки), а также совместные попытки постижения основ колдовства исполняли роль (в контексте имплицитного понимания ситуации Дон Хуаном) лишь средства для высвобождения из инертных мировоззренческих, категориально-понятийных, логистических, двумерных пространственно-временных и пр. тисков известного мира. ("Ты считаешь себя слишком настоящим", - говорил Дон Хуан К.). Несомненно более важной явилась, в частности, техники видения и "остановки мира", которыми владел, согласно К., Дон Хуан. Видение у Дона Хуана не аналогично традиционалистскому смотрению. Последнее предполагает истолковывание, оно - процесс мышления, в границах которого мысли об объекте весомее нежели истинное его видение. В процессе же смотрения индивидуальное "я" замещается, вытесняется видимым объектом. Обретается свобода от ига каких бы то ни было предзаданных оценок, комментариев и пр. Мир, на который мы смотрим, по Дону Хуану, - это лишь одно из его возможных описаний. Увидеть ЭТО (объект в собственной безграничной ясности превосходящий любые обозначения себя) - и означает постижение его скрытой бытийности. Видение призвано заместить "думание" - дискретный поток мыслей индивида, инициируемых по поводу всего, чего угодно. Сравнения в таком контексте бессмысленны - все вещи равно важны и неважны. "Человек действия", по Дону Хуану, живет действием, а не мыслями о действиях. Такой человек менее всего озабочен тем, что ему будет "думаться", когда действие прекратится. Человек, созревший для "осуществления действий, не думая", - это человек знания, способный исполнить действие и исчезнуть, не обременяя себя мыслями о результатах. "Чтобы стать человеком знания, - отмечал Дон Хуан, - нужно быть воином. Нужно биться и не сдаваться, не жалуясь и не отступая до тех пор, пока не станешь видеть лишь для того, чтобы понять - ничто не имеет значения". Главный смысл таких оценок в том, что помимо мира наших восприятий правомерно полагание иных возможных миров, признание плюрализма наличного бытия. Дон Хуан у К. для изобажения архитектоники мироздания вводит понятия "тональ" и "нагваль". "Тональ" - все, чем человек является в собственном понимании; "регистратор" мира; все, что он способен описать (любая вещь, для которой у человека находится слово, относима к "тональ"). "Нагваль" (вечный, неизменный и спокойный) - актуально и потенциально неописуемое, истинный творец мироздания (а не его свидетель), доступный для обнаружения лишь в состоянии элиминации собственных умственных убеждений. Все "фрагменты" будущего "я" человека (телесные ощущения, чувства и мысли) до рождения индивида располагаются в нагвалеоб-разных "челноках", впоследствии их соединяет вместе "искра жизни". Родившись, человек сразу же теряет ощущение на-гваля и погружается в ипостаси тоналя. В отличие от индуистского "Это", лежащего вне бытия людей, нагваль Дона Хуана может быть использован колдуном в своих целях, придавая человеку неизмеримые возможности. Смысл данного учения сводим, вероятнее всего, не к описаниям невероятных способностей "посвященных" людей. Дон Хуан К. видит, что люди обманывают себя, давая имена миру, ожидая при этом, что он будет соответствовать их обозначениям, схемам и моделям; люди ошибаются, полагая, что человеческие действия конституируют мир, и что они и есть мир. "Мир непостижим, а... мы все время стремимся открывать его тайны. Его же надо принимать таким, каков он есть - таинственным!".
А.А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
420.08 кб

Специфика личности и мировоззрения Карлоса Кастанеды

Ежова О. А.
Статья посвящена анализу особенностей биографии Карлоса Кастанеды в виду неоднозначности утверждений о ней самого автора.