КАРУНА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КАРУНА
санскр.) — активное сострадание. Наряду с мудростью — один из двух столпов буддизма махаяны, а также — одно из 4-х божеств. состояний, достигаемых через отказ от личных склонностей. См. также Бодхисаттва, Метта. Н. А. Канаева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

КАРУНА
сс. Сострадание. Согласно Будде Шакьямуни, человек не должен причинять другому ничего, что могло бы стать причиной его собственных страданий. В основе чувства сострадания лежит подсознательное врожденное ощущение единства всего живого, сопереживание, эмоциональная интуиция, эмпатия и перенесение ситуации страдания другого на самого себя. Способность к состраданию предотвращает многие проявления зла. В буддизме махаяны святой (бодхисаттва) испытывает великое сострадание ко всем существам (махакаруна). Он откладывает свой переход в высшее состояние (нирвана, татхата и т.д.) ради спасения других и всего мира в целом, в связи с чем его сострадание называют вселенским. Синоним каруны — анукампана (анукампайя, анукампая).

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

КАРУНА
(санскр. karun a–, тиб. snying rje, сострадание) — основополагающее понятие для всех направлений буддизма. К. признаётся одним из главных, «неизмеримых» качеств будд (наряду с любовью, радостью, невозмутимостью) и бодхисаттв. Обет последних целиком и полностью опирается на К. Великое сострадание (махакаруна) доступно только буддам и мастерам четвёртой стадии медитации (дхьяна). В Махаяне К. понимается как главная движущая сила духовного совершенствования, действующая в неразрывной связи с мудростью (праджня). Источники сравнивают сострадание и мудрость с двумя крыльями, с помощью которых существа перелетают на «остров Просветления». Согласно Нагарджуне, такая практика осуществляется единицами практикующих («Ратна-авали», IV, 96). К. — это не сочувствие и жалость, и вообще не предмет этики (шила), и даже не даяние, или щедрость, (дана-парамита), в качестве одного из буддийских совершенств. Хотя просветлённые испытывают К. ко всем существам (ибо по обету их всех следует привести в нирвану), но действительно оказать помощь могут именно тем, кто встал на Путь освобождения. См. Авалокитешвара.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

КАРУНА
санскр. karuna — жалость, сострадание) — одна из основных категорий индийского альтруизма, в которой акцент делается на сострадании с другими существами. Каруна как сострадание ко всем живым существам завершает перечисление добродетелей лесного отшельника в «Законах Ману» после изучения Веды, скромности, дружелюбия, внимательности и щедрости (VI.8). По «Йога-сутрам», очищение сознания достигается посредством культивирования дружелюбия (см. Майтри), каруны, радости и беспристрастности по отношению к радующимся, страждущим, добродетельным и порочным (1.33). По толкованию Вьясы (6 в.), каруна соотносится со страждущими, а Вачаспати Мишра (9 в.) уточняет, что каруна есть желание разрушить чужое страдание, как если бы оно было своим. Тот же смысл имеет сутра Умасвати из «Татгвадхигамасутры» (до 5 в.), где каруна означает сострадание к заблуждающимся (VII.6). В сочинении другого джайнского философа Джинавардхана Сури (15 в.) каруна наряду с некоторыми другими проявлениями души относится к классу желания (иччха) — в отличие от нетерпения, эгоизма и т. д., относимых к ненависти (двеша).
Наиболее полное развитие концепция каруны получает в буддизме. В Палийском каноне каруна, наряду с дружелюбием, симпатической радостью и равнодушием, относится к четырем совершенным интенциям сознания (первые две считаются дополнительными к двум последним — основным). В комментарии к собранию ранних палийских суп «Сугга-нипате» 128 (к супе 73) каруна определяется как желание устранить несчастье и печаль в жизни других. В буддизме махаяны каруна составляет первое совершенство (парамита) стремящегося следовать путем бодхисаттвы и соответствует щедрости. В махаянских текстах каруна описывается как любовь ко всем существам и уподобляется любви матери к ребенку, но, в отличие от «обычной» любви (прия, кама, тришна), не укоренена в дихотомиях (свое — чужое и т. п.) и не является эгоцентричной, не связана с незнанием, как «обычная» любовь, которая часто порождает противоположную страсть — ненависть. Образцом каруны считается сам Будда; в сочетании с мудростью (праджня) она составляет один из двух столпов буддизма. Каруна входит в знаменитый обет бодхисаттвы, который может быть сформулирован примерно так: «Пока есть хотя бы одно несчастное существо в мире, мое счастье не может быть полным». Онтологическая основа этого обета — представление об абсолютном единстве себя и других (паратмасамата) и «взаимозаменимость» себя и другого (паратмапаривартана), так, что один может брать на себя страдания других. С точки зрения высшей истины, однако, никто на себя ничьих страданий не берет, потому что при их взаимозаменимости нет никакого «себя», а следовательно, и «другого». Буддисты частично это осознавали, т. к. связывали идеал каруны с учением о пустоте: «я» и другие, хорошее и плохое, приятное и неприятное и т. д. относятся лишь к разграничениям обыденного сознания, к сфере относительной истины. В махаяне популярно понятие «махакаруна» («великое сострадание»), соотносимое с самой природой будд. «Великим состраданием» обладали Шакьямуни (исторический Будда), Вайрочана, Бхайшьяджаягуру, Амитабха, Акшобхья и др. Среди категорий махаяны, особенно близких к каруне, — пуньякшетра («поле заслуги»), ибо каруна (как щедрость) в наибольшей степени приносит заслугу.
Лит.: Hamilton H. The Idea of Compassion in Mahayana Buddhism.— «Journal of American Oriental Society», 1950, v. 70, p. 145—51; BurtfA. The Teachings of the Compassionate Buddha. N.Y, 1955; Weiler R. W. The Buddhist Act of Compassion.— Indological Studies in Honour of W. Norman Brown, ed. by E. Bender. New Haven, 1962, p. 238-50.
В. К. Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия

КАРУНА
(санскр., пал. karuna - жалость, сострадание) - одна из двух основных категорий инд. альтруизма, означающая (в отличие от второй — майтри, к-рая выражает со-радование) преимущественно сострадание людям и другим живым существам.
В брахманистской традиции термин «К.» появляется сравнительно поздно.
В «Законах Ману» (первые века новой эры) соответствующая добродетель — сочувствие всем существам (носитель ее называется bhutanukampaka — симпатизирующий, сострадающий живым существам) - завершает перечень достижений лесного отшельника, следуя в нем за изучением Вед, щедростью, самоконтролем, дружелюбием (майтри) и сосредоточенностью (VI.8). Согласно «Йога-сутрам», очищение сознания достигается посредством культивирования дружелюбия, К., радости и беспристрастности по отношению к, соответственно, радующимся, страждущим, добродетельным и порочным (1.33). По толкованию к этой сутре Вачаспати Мишры, К. есть желание разрушить чужое страдание, как если бы оно было собственным. Тот же смысл термин «К.» имеет и в основоположном тексте джайнов «Таттвартхадхигама-сутре» Умасвати, где он означает сострадание к несчастным в ряду дружелюбия, обращенного ко всем живым существам, радости — к высшим и индифферентности - к неправедным (VI 1.6). Нет сомнения, что эта четырехчастная схема благих состояний сознания была и брахманистами, и джайнами заимствована у буддистов, у к-рых концепция К. получила значительно более полное и последовательное развитие.
В текстах Палийского канона К., наряду с дружелюбием, симпатической радостью и равнодушием, относится к четырем совершенным, предназначенным для культивирования интенциям (первые две считаются вспомогательными по отношению к двум последним - основным).
В комментарии к древнему сборнику дидактической поэзии и прозы «Суттанипате» К. истолковывается как желание устранить у других людей несчастье и страдание, тогда как майтри — как желание принести им благополучие и радость, и, т.о., четко проводятся «отрицательная» и «утвердительная» акцентировки двух аспектов альтруистической практики (толкование к «Суттанипате» 73). Сострадание наряду с тремя названными совершенными состояниями сознания неоднократно фигурирует в абхидхармических текстах. Эта четверка сопровождает медитативные упражнения (Дхаммасангани 1.1.2.5; Вибханга XIII. 1), а ее составляющие именуются четырьмя «безграничными вещами», также соотносимыми с медитативной практикой (Сангитипарьяя II 1.43, 1V.7). При этом существенно различны великое сострадание (mahakaruna) Будды и сострадание обычных людей: первое реализуется только на четвертой стадии медитации-дхьяны и локализуется лишь в теле «великого человека», рождающегося на материке Джамбудвипа (Махавибхаша 1.3.2).
В буддизме махаяны К. - первая добродетель того, кто стремится следовать путем бодхисаттвы, практически соответствующая первому «совершенству» (парамита) — щедрости (дана). Махаянисты неоднократно цитировали «Дхармасангити-сутру», по к-рой вес действия бодхисаттв, совершаемые телом, словом или мыслью, направляемы состраданием ко всем живым существам. Здесь же утверждается, что бодхисаттве нет нужды совершенствоваться во всех добродетелях — вполне достаточно одной, и таковой является К.
В махаянских текстах она описывается и «положительно» — как любовь ко всем существам - и уподобляется любви матери к ребенку, но при этом подчеркивается, что в отличие от обычной любви-привязанности К. не укоренена в дихотомиях (первая из к-рых «свое» - «чужое») и не является эгоцентричной. Различие и в том, что обычная любовь связана с незнанием и часто является полем порождения прямо противоположного аффекта ненависти. Бесстрастие К., однако, никак не мешает махаянистам противопоставлять се нормам нравственного поведения. Большой популярностью пользовался рассказ о принявшем на себя обет целомудрия подвижнике Джйоти, к-рый из чувства «сострадания» решил удовлетворить любовную страсть домогавшейся его женщины. При этом «мученик сострадания» нашел для себя на редкость удачную аргументацию: лучше, решил он, ему пострадать в аду, чем сделать женщину несчастной и заставить ее умереть от неудовлетворенного желания. Образцом сострадания считается сам Будда; указывается, что в сочетании с мудростью (праджня) оно составляет один из двух столпов буддизма, и именно этими добродетелями в первую очередь считаются наделенными будды, составляющие «второе тело» Будды (самбхогакая). К. включается в знаменитый обет бодхисаттвы (врата), к-рый может быть в краткой редакции сформулирован примерно так: «Пока есть хотя бы одно несчастное существо в мире, мое счастье не может быть полным». Сострадательный аспект пути бодхисаттвы подчеркивается во множестве махая нских памятников, ярче всего, вероятно, в «Бодхичарьяватаре» Шантидэвы. «Великое сострадание» демонстрировали, по махаянской мифологии, прежде всего Шакьямуни (исторический Будда), а также будды Вирочана, Бхашьяджаягуру, Амитабха, Акшобхья. Воплощением К. считается также бодхисаттва Авалокитешвара. Помогая людям избавляться от похоти, ненависти и заблуждения, он, согласно и махаянистам и ваджраянистам, облегчает им освобождение от дальнейших перевоплощений. Весьма популярно его изображение в виде «Одиннадцатиголового с великим состраданием» (экадашамахакаруника): столь много ликов ему необходимо для того, чтобы нигде в мире не «пропустить» страдания и немедля прийти на помощь страждущим (для вящего успеха в этом деле он наделен еще и глазами на каждой из тысячи своих рук). Среди понятий махаяны, близких К., можно выделить пуньякшетру («поле заслуги»), ибо сострадание (как щедрость) в наибольшей степени приносит заслугу (пунья). Онтологическая подкладка обета сострадания трактуется у Шантидэвы и других философов и поэтов махаяны в виде представления о бытийном единстве себя и других (паратмасамата) и «взаимозаменимости» себя и другого (паратмапаривартана), так, что А может принять страдания В. Однако мы имеем здесь дело с очевидным с логической т.з. парадоксом: никто не может быть ни в единстве с другим, ни принять его страдания, поскольку буддизм, отрицая личностную идентичность человека, не позволяет видеть реальности ни в «себе», ни в «другом». Буддисты и сами это хорошо осознавали, не только связывая учение о сострадании с учением о «пустоте» (шуньята), но и настаивая, как это делали мадхьямики, на их глубинной идентичности.
В знаменитом резюме махаянского учения у Шантидэвы «Шикшасамуччая» («Сводка наставления») утверждается, что энергетика человека опирается на совершенство щедрости, к-рая, в свою очередь, укоренена в «пустоте» и сострадании (ст. 23). Я и Другой, приятное и неприятное, хорошее и плохое и даже страдание и освобождение, т.е. все составляющие «этики сострадания» относятся лишь к разграничениям профанического сознания, к сфере конвенциональной истины, тогда как на уровне конечной истины ничего этого не существует. В.К.Шохин

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Похожие термины: