КАРМАТЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

КАРМАТЫ
мусульм. секта, наиболее радикальное ответвление исмаилитов. Движение К., возникшее в кон. 9 в. в Юж. Ираке и затем распространившееся на Сирию и Йемен, носило антифеод, характер. Соц. базу К. составляли крестьяне, кочевники-бедуины, ремесленники, боровшиеся за возвращение к общинному землепользованию, равенству для свободных при сохранении рабства. К. возглавили ряд восстаний в Багдад, халифате и в 899 образовали гос-во в Бахрейне (Воет Аравии), просуществовавшее до кон. 11 в. В гос-ве К. было запрещено ростовщичество, не признавались нормы шариата, не было мечетей, свободные крестьяне и ремесленники не платили налогов. Однако жестокость К. по отношению к тем, кто не признавал их учения, оттолкнула от них широкие народные массы, и к нач. 12 в. секта фактически распалась.

Источник: Атеистический словарь

КАРМАТЫ
последователи мусульм. секты, возникшей в конце 9 в. в Юж. Месопотамии на почве антифеод. движения крестьян. Учение К. распространилось в Сирии, Хорасане и Йемене. В идео-логич. отношении учение К. было одним из течений исмаилитов. К. не признавали религ. авторитета халифа, не выполняли обрядовых предписаний ислама, не считали обязательными нормы шариата, не почитали объектов мусульм. культа (в т.ч. храма Каабы и ее "черного камня") и т.д. После подавления движения К. войсками халифа в Месопотамии (906) К. создали особое гос-во в Эль-Ахсе (Вост. Аравия), куда они проникли еще в конце 9 в. Это гос-во существовало до конца 11в. Местные крестьяне не платили податей и в случае нужды получали пособие от гос-ва; ростовщичество было запрещено. Гос-во К. существовало за счет эксплуатации. Секта К. распалась в конце 11 – нач. 12 вв. Лит.: Насир-и Хусрау. Сафар-намэ. Книга путешествия, пер. и вступ. ст.е. Э. Бертельса, М.–Л., 1953; Беляев Е. ?., Мусульманское сектантство, М., 1957; Gоeje M. J. de, M?moire sur les Carmathes du Bahrain ..., Leiden, 1886. E. Беляев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

КАРМАТЫ
приверженцы- мусульм. секты, являвшейся одним из ответвлений исмаилитов. Движение К. (значение этого слова не установлено) началось в Южн. Ираке в конце IX в. и привело к восстаниям в Ираке, Сирии и Палестине. При возникновении этого движения его социальной базой было закрепощаемое крестьянство в Багдадском халифате, к-рое вело антифеод. борьбу. В X в. эта борьба приняла особенно ожесточ. характер, когда К., ослепленные религ. фанатизмом, истребляли не только феодалов и богатых горожан, но и трудящихся, не признававших их учения. В Аравии К. грабили и убивали паломников, а иногда захватывали и продавали их в рабство.
В 930 отряд К. предпринял набег на Мекку, где учинил побоище горожан и паломников. В числе добычи К. увезли знаменитый фетиш - «черный камень», возвращенный в Мекку лишь через 20 л. Власть в общинах К. к этому времени захватили представители тех группировок феодалов, к-рые составляли оппозицию аббасидским халифам. Они стали использовать рядовых К. как орудие в межфеод. борьбе. В гос-ве, образованном К. в Вост. Аравии в нач. X в. и существовавшем до конца XI в., был учрежден институт гос. рабов, подвергавшихся эксплуатации на землях феодалов. Ростовщичество в гос-ве К. было запрещено. К. не признавали шариата, не соблюдали мусульм. обрядов, не имели зданий религ. культа. Их религ.-филос. система была заимствована у исмаилитов. Духовные наставники К. приписывали себе способность мистически понимать сущность вещей и явлений и проникать в тайны «невидимого мира».

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.