КАРМАПА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КАРМАПА
Духовный глава направления Карма-кагью в тибетском буддизме, «проявленное тело Будды» — тулку. Кармапы носят головной убор черного цвета. По своему рангу Кармапа считается третьим по статусу иерархом Тибета после Панчэн-ламы и Далай-ламы.

Источник: Буддизм. Энциклопедия.

КАРМАПА
от санскр. карман, термина, обозначающего целостность и полноту всех деяний Будды) — тиб. будд. школа; восходит к традициям кагьюдпа. Известны две ее подшколы, формально различающиеся цветом носимых их приверженцами шапок: красношапочные и черношапочные кармапа. Монастырь Бригунпа (осн. в 1179) —центр черношапочных К., к-рые соперничали со школой сакьяпа в борьбе за политич. власть в Тибете. Они не имели богатых покровителей, материальную поддержку им оказывали кочевники и земледельцы; вели подвижный образ жизни, странствуя от монастыря к монастырю. Подшкола красношапочных К. возникла в 13 в.; ее представители поддерживали политич. контакты с двором монг. императоров, соперничая со школой сакьяпа. В 17 в. иерархи красношапочной К. поддерживали правителя провинции Цанг (Зап. Тибет) в борьбе за становление независимого Тибета, но потерпели поражение от школы гелугпа, к-рую поддерживал Гушри-хан. В традиции черношапочных К. в 14 в. формируется ин-т тулку, или реинкарнации учителя, как принцип передачи духовного авторитета; входит в состав учительской традиции др. школ Тибета, в т. ч. и школы гелугпа. Е. Д. Огнева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

КАРМАПА
(тиб. kar ma pa, или rgyal ba kar ma pa, т.е. Победитель — Человек действия) — духовное звание земных высших воплощений (тулку) бодхисаттвы Авалокитешвары (Ченрези) в школе карма-кагью (или дагпокагью), ведущей своё начало от ученика Гампопы (1079–1153) по имени Дюсум Кхьенпа (1110–1193), который построил два важных монастыря в Восточном и Центральном Тибете. Но первым К. он был объявлен лишь в конце XIV в., когда эту линию духовной преемственности в лице Пятого К. официально признал китайский император. В 1992 г. Семнадцатым К. был признан Ургьен Тринле Дорже (род. в 1985). Второе воплощение К. XVII — Тринле Тхайе Дордже (род. в 1983). К. считаются воплощениями не самой известной белой, а двурукой красной формы Авалокитешвары Гьялва Гьямцо (Могучий Океан). Линия преемственности кармап связана с тертонами (см. Тертон), «открывателями кладов» — тантрических текстов. Символом этой линии является «Чёрная корона» (этот головной убор из волос дакини используется в особых ритуалах). Невзирая на то что китайские власти поздно признали линию преемственности кармап, в Тибете уже сложился и был духовно и общественно признан институт традиционного избрания очередного воплощенца. При выборе К. всё начиналось с подробных письменных указаний предшествующего главы школы, о том, где и по каким признакам отыскивать его следующее воплощение.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Похожие термины:

  • КАРМАПА XVI

    (Рангжунг Ригпе Дорже, 1923–1981) — верховный глава подшколы карма-кагью, мастер махамудры, проводил мудрую религиозную политику как в самом Тибете, так и при расселении монахов в Бутане, Индии, Непале