КАРЛГРЕН БернхардКАРЛЕЙЛЬ Карлайл Томас

КАРЛЕЙЛЬ

Найдено 1 определение:

КАРЛЕЙЛЬ

Carlyle), Томас (2 апр. 1795 – 5 февр. 1881) – англ. реакц. историк, публицист, философ, представитель т.н. феодального социализма. Род. в Шотландии. Учился в Эдинбургском ун-те. В 1834 переехал в Лондон, где занимался пропагандой нем. лит-ры и издал написанный в духе нем. классич. идеализма филос. роман "Сартор Резартус" ("Sartor Resartus", 1833–34, рус. пер. 1902, букв. "Заштопанный портной"). Под влиянием идей утопического социализма и чартизма К. обратился к социальным вопросам современности, к-рым посвящены памфлеты "Чартизм" ("Chartism", 1839) и др. В 1841 К. выступил с чтением лекций, изданных впоследствии отдельной книгой "Герои, культ героев и героическое в истории" ("On heroes, hero-worship and the heroic in history", 1840, рус. пер. 1891). К. "принадлежит та заслуга, что он выступил в литературе против буржуазии в то время, когда ее представления, вкусы и идеи полностью подчинили себе всю официальную английскую литературу". Однако, хотя "выступления его носили иногда даже революционный характер", критика современности у К. была "тесно связана с на редкость антиисторическим апофеозом средневековья". Он восторгался прошлым, но "современность приводит его в отчаяние, а будущее страшит" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 268 и 269). Подвергая критике бурж. общество, К. видел единств, выход в создании класса "новой аристократии" из просвещенных и нравственных пром. магнатов, к-рые могли бы создать новую организацию труда с опекой сверху и добровольным подчинением снизу (см. "Прошлое и настоящее"– "Past and Present", 1843; рус. пер. 1906). Революция 1848, по словам Энгельса, "сделала из Карлейля законченного реакционера" (там же, т. 2, с. 513, прим.), что нашло отражение, в частности, в его последнем крупном труде "История Фридриха II" ("History of Friedrich II of Prussia", V. 1–13,1858–65). На мировоззрение К. большое влияние оказали нем. философия (Фихте, Шеллинг) и нем. реакц. романтизм. Философия К. носила религ.-идеалистич. характер; но он был противником ходячих религ. представлений и офиц. церкви: "Весь его образ мыслей пантеистический, и притом немецко-пантеистический" (Энгельс Ф., там же, т. 1, с. 589). К. утверждал, что Вселенная – это "град божий" и что величественный на вид материальный мир в сущности есть видимое и осязаемое проявление божеств. силы. Согласно сформулированной им "философии одежды" (см. "Сартор Резартус"), весь мир, вся история представляются в виде ряда внешних, преходящих одеяний, эмблем, за к-рыми пребывает вечная божеств. сущность – единств, реальность. Объективно-идеалистич. установки переплетаются в воззрениях К. с идеями, близкими кантианству. Пространство и время К. рассматривал как "формы мысли", "глубочайшие из всех призрачных видимостей". Чтобы проникнуть в истинную сущность мира, нужен, по К., не разум, а "воображение" – надо уметь смотреть так, чтобы сделать одежду "прозрачной". Филос. идеализм и мистика сочетались у К. с субъективизмом и волюнтаризмом в социологии. Применив положения о творч. божеств. начале к истории, К. создал свой культ героев, "...как единственное спасение от чреватого безнадежностью настоящего, как новую религию" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 269). В героях К. видел творцов истории, т.к. они – представители и носители идеи "божественного", тогда как масса "убога во всех отношениях" и предоставленная самой себе должна пассивно повиноваться вождям. Никакого равенства, согласно К., не существует. Движение истории вперед всецело зависит от отд. личностей, одаренных необыкновенным талантом и посылаемых в мир провидением. Между массой и героем существует связь в виде культа, поклонения. Первоначально люди обожествляли героя, затем видели в нем пророка, в последующие эпохи – поэта, пастыря, писателя и, наконец, политич. вождя. Современная К. эпоха, по его мнению, – эпоха упадка, т.к. в ней нет героя и поэтому нет атмосферы, к-рая бы заряжала творческой духовной энергией. Под флагом культа героев К. оправдывал в конечном счете угнетение и порабощение нар. масс и стремился теоретически защитить эксплуататорское общество от революции. Восхваляя "героев", К. старался выделить в их поступках элементы террора, деспотизма, жестокости. Напр., в деятельности Кромвеля он особо подчеркивал жестокое подавление им ирл. освободит. движения; в статьях 50–60-х гг. он восхвалял реакц. политику англ. пр-ва, его колониальную агрессию, расистский шовинизм. Его пропаганда "новых" методов силы позволяет совр. бурж. идеологам сближать К. с Ницше и ссылаться на него при оправдании культа "сверхчеловека". Теория "героев и толпы" подверглась решит, критике марксизмом, исходящим из принципа, согласно к-рому главной, решающей силой обществ. развития являются трудящиеся массы, народ, что не герои творят историю, а история выдвигает героев. Соч.: Works..., v. 1–30, L., 1896–1901; Letters. 1826– 1836, v. 1–2, L.–?. ?., 1888; в рус. пер. – Французская революция, СПБ, 1907; Исторические и критические опыты, М., 1878; Этика жизни, СПБ, 1906. Лит.: Энгельс Ф., Положение Англии. Томас Карлейль, "Прошлое и настоящее", Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1; Маркс К. и Энгельс Ф., Томас Карлейль. "Современные памфлеты. No 1. Современная эпоха. No 2. Образцовые тюрьмы", там же, т. 7; История философии, т. 3. М., 1943; История философии, т. 2–3, М., 1957–59 (см. Именной указатель); Трахтенберг О. В., Очерки по истории философии и социологии Англии XIX века, [М. ], 1959; Яковенко В. И., Т. Карлейль, его жизнь и литературная деятельность, СПБ, 1891; Гензель П., Т. Карлейль, пер. с нем., СПБ, 1903; Дауге А. Г., Томас Карлейль, М., 1916; Кареев Н., Томас Карлейль. Его жизнь, его личность, его произведения, его идеи, П., 1923; Gаrnеtt R., Life of Thomas Carlyle, L., 1895; Frоude J. ?.; Thomas Carlyle, v. 1–2, L., 1897; Вasсh V., Carlyle, l´homme et l´oeuvre, 8 ?d., P., [1938 ]; Yоung L. M., Th. Carlyle and the art of history, Phil.–L., 1939; Ballmer ?., Carlyle´s Stellung zu Theorie und Praxis des modernen Kapitalismus, Basel, 1940 (Diss.); Lea F. ?., Carlyle, L., 1943. ?. Вейцман. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме КАРЛЕЙЛЬ — 0

Найдено научныех статей по теме КАРЛЕЙЛЬ — 0

Найдено книг по теме КАРЛЕЙЛЬ — 0

Найдено презентаций по теме КАРЛЕЙЛЬ — 0

Найдено рефератов по теме КАРЛЕЙЛЬ — 0