Карл Август Витфогель

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Карл Август Витфогель

1896 - 1988. Нем. историк и социолог (с 30-х гг. жил и работал в США). В 20 - 30-е гг. придерживался марксистских взглядов, тесно сотрудничал с Коминтерном. Изучал проблемы формирования кит. обществ, движений, в части, марксизма, истории, экономики, философии Китая. Одна из центр, тем в науч. творчестве В.- взаимоотношения обществ различного генезиса, социально-хоз. устройства и выработка новых государственно-политич. структур. Наиболее полно филос. концепция В. отражена в кн. "Вост. деспотизм: сравнительное исслед. тотальной власти" (1957), где он подверг анализу формы развития экономики, политич. власти, обществ, устройства, обусловленные характером природной среды, способами достижения экологич. баланса между природой и человеч. коллективами. По мнению В., вост. деспотизм как социально-политич. явление базируется на специфич. аграрно-экономич. системе, определяемой как "гидравлическое об-во": общественно-экономич. структура, существование к-рой основано на сложной сети ирригационных сооружений, создаваемых и поддерживаемых усилиями централизованной бюрократич. власти с разветвленным администр. аппаратом, принимающим на себя на разных уровнях управленческо-распорядительные, законодательные, распределительные и контрольные функции. Но деспотич. система могла отрываться от своей "ирригационной" основы и распространяться на об-ва, чья хозяйств, деятельность базировалась на различных формах неполивного земледелия,- происходил переход от хоз. доминанты к идеологич. принуждению. Разработка концепций "гидравлического об-ва" и "вост. деспотизма" изначально строилась на социологич. исследованиях, проведенных В. в Китае во главе группы специалистов-обществоведов в 1935-7. Они пришли к выводу, что в основе кит. обществ. структур лежит определенный тип семейных коллективов, обусловленный характером экономич. отношений и демографич. структурой об-ва. Взгляды В. широко обсуждались в мировой филос. и общественно-политич. литре, в т.ч. советской (в связи с проблемой "азиат, способа производства", 60 - 70-е гг.). Фактически В. положил начало традиционалистскому направлению (наряду с Э. Балашем) в исследовании истории и совр. положения кит. об-ва. Он подчеркивал, что проблема несоответствия между идеологич. футурологич. ориентирами и сложившимися формами хозяйств, жизни не может быть разрешена с помощью политич. утопич. доктрин. Концепция В. подразумевает необходимость различных подходов к традиц. формам хозяйств, жизни, с одной стороны, и тем новациям в ней, к-рые вызваны внедрением крупного промышленного производства, промышленной революцией, с другой. В части., он указывал на целесообразность разных путей в управлении сельским хоз-вом (децентрализация) и крупной промышленностью (централизация). Взгляды В. отличает направленность против абсолютизации четырехчленной схемы развития социально-экономич. формаций. *Wirtschaft und Gesellschaft Chinas. I Theil: Production-Krafte; Productions-und-Zirku la lions prozess. Lpz., 1931; New Light on Chinese Society. Ал Investigation of Chinas Socio-economic strength. N.Y., 1938; Oriental Desposition. A Comparative Study of Total Power. New Haven, 1957; Agriculture: A Key to the Understanding of Chinese Society, Past and Present. Canberra, 1970 (with Feng Chia-sheng). History of Chinese Society. Liao. Phil., 1949; **Павлова-Сильванская М.П. Зарубеж. критики о кн. К.В. "Вост. деспотизм" // НАЛ. 1971. №2; Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М., 1975, по Указателю; Его же. Место Карла Августа В. в истории "больших дискуссий" // НАЛ. 1990. №5; Кульпин Э.С. По поводу концепций кит. цивилизации М. Вебера и К. А.В. // Восток и мировое обществознание. М., 1991. Л.М. Кожин

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Карл Август Витфогель

(1896-1988) нем.-амер. историк и полит. философ. Образование получил в Германии; учился у Вундта, Лампрехта, М. Вертгеймера, А. Фиркандта. В 1928 защитил докт. дис. во Франкфурт. ун-те. В юности придерживался радикальных полит. взглядов, увлекался марксизмом, писал пьесы. С 1921 — член коммунистич. партии. Под влиянием К. Грюнберга, первого директора Ин-та социальных исследований во Франкфурте, занялся социальными науками. В 1924 опубликовал первую крупную работу “История бюргерского об-ва”. В 1928-33 сотрудничал в Ин-те социальных исследований, из к-рого ушел, не разделяя целей нового директора ин-та М. Хоркхаймера. В юности у В. зародился интерес к вост. об-вам, в особенности к Китаю, во многом определивший направление его исследований. В 1931 он выпустил книгу “Хозяйство и об-во в Китае”, в к-рой развил гипотезу Маркса об особой социально-экон. структуре, характерной для азиат. об-в. В 1934 эмигрировал в Нью-Йорк, в 1941 получил амер. гражданство. С 1947 — проф. в Сиэттле. В США он продолжил разработку концепции азиат. способа производства; в его осн. труде “Вост. деспотизм” (1957) получила развитие концепция “гидравлических цивилизаций”. В. поставил целью универсализировать марксистский метод объяснения истор. развития и сделать его применимым не только к зап., но и к незападным об-вам. В кач-ве исходного пункта анализа он взял Марксову концепцию азиат. способа производства и идею, что способ производства определяется прежде всего средствами производства и отношениями собственности. Он предположил, что вост. об-ва, хоз. жизнь к-рых зиждется на ирригационном земледелии, принципиально отличаются своей общественно-экон. структурой от западных, в к-рых костяк экономики составляет промышленность. Для проверки и разработки этой гипотезы В. предпринял сравнит. анализ азиат. об-в. Осн. средством производства в вост. об-вах, как отметил В., являются крупные системы ирригации и водоснабжения, от эффективного функционирования к-рых непосредственно зависит обеспечение продовольств. потребностей населения. Поддержание ирригационных систем в исправном состоянии требует решения двух крупных задач: строительства ирригационных систем и их восстановления в случае стихийных бедствий и износа. Эти задачи требуют принудит. привлечения большого количества рабочей силы, что под силу только мощной централизованной гос. власти. Усиление гос-ва, вызываемое данной необходимостью, приводит к тому, что оно полностью монополизирует полит. власть в об-ве и становится крупнейшим собственником. Этим определяется специфика отношений собственности, отличающая вост. цивилизации (к-рые В. назвал ирригационными, или гидравлич. цивилизациями) от зап. об-в. Гос-во, поддерживаемое армией, контролирует все сферы обществ. жизни, осуществляет полное распоряжение находящимися у него в подчинении людскими ресурсами, пользуется правом передела собственности и конфискации имущества у подданных для пополнения гос. казны. Обычно гос. власть идентифицируется с господствующей религией. Важнейшей характерной особенностью полит. системы таких об-в является формирование огромного бюрократич. аппарата, призванного обеспечить эффективность функционирования системы принуждения и решения общехоз. задач. Для обозначения такого рода полит. систем В. ввел термин “вост. деспотизм”. Стремясь поместить свои открытия в более широкий контекст, В. сопоставил азиат. об-ва с др. древними цивилизациями. В число гидравлич. цивилизаций он включил не только азиат. об-ва (Египет, Месопотамию, Китай, Индию), но также древние цивилизации Мексики и Перу. Многие элементы “вост. деспотизма” были также обнаружены В. в Советской России: сильное централизованное гос-во, владеющее всеми осн. средствами производства, мощная бюрократич. система, всеобщая трудовая повинность. Советское об-во было характеризовано им как индустриализированный деспотизм. Влияние концепций В. распространилось гл. обр. на зап. марксистскую мысль, вызвав оживленные споры и дискуссии. Критике подвергалась осн. гипотеза В., что ирригационное земледелие является причиной развития деспотич. формы правления; приводились аргументы, что не во всех деспотич. об-вах обнаруживаются особенности, указанные В., а нек-рые из характерных черт описанной полит. системы проявляются и при отсутствии ирригационных систем. Между тем, нек-рые критики причисляли В. к числу наиболее талантливых и творч. марксистов 20 в. Соч.: Geschichte der biirgerlichen Gesellschaft von ihren Anfangen bis zur Schwelle dergrossen Revolution. W., 1924; Wirtschaft und Gesellschaft Chinas: Versuch der wissenschaftl. Analyse einergrossen asiatischen Agrargesellschaft. Bd. 1. Lpz., 1931; New Light on Chinese Society. N.Y., 1938; History of Chinese Society: Liao (907-1125) (with Feng Chia-Sheng) // American Philosophical Society: Transactions. V. 36. Phil., 1949; Oriental Despotism: A Comparative Study of Total Power. New Haven, 1957; Agriculture: A Key to the Understanding of Chinese Society, Past and Present. Canberra, 1970. Лит.: Ulmen G.L. The Science of Society. The Hague etc., 1978; Mainz R. Die Thiniten. Dusseldorf, 1992. В. Г. Николаев. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии