КАРИЙСКИЙ Михаил Иванович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

Карийский Михаил Иванович
 (1840—1917) — рус. логик и философ. В 1869—94 преподавал философию в Петербургской духовной академии и др. учебных заведениях. В соч. «Критический обзор последнего периода германской философии» (1873) выступил против нем. идеализма. В своих взглядах склонялся к материализму («Явление и действительность», 1878; «Разногласие в школе нового эмпиризма по вопросу об истинах самоочевидных», 1914; «Логика», литографированное изд., Спб., 1884—85, и др.). В докторской диссертации «Классификация выводов» (1880) К. разобрал силлогистические и индуктивное направления в логике и дал свои оригинальные взгляды по этому вопросу. В соч. «Об истинах самоочевидных» (1893) критикует догматизм и априоризм кантовской философии в вопросах теории познания. К. неоднократно выступал против неокантианцев (в т. ч. против А. И. Введенского), а также против субъективного идеализма берклианского толка. К. — автор оригинальных работ по истории античной философии («Темное свидетельство Ипполита о философе Анаксимене», 1881; «Лекции по истории древней философии», 1885; «Лекции по истории новой философии», 1884, и др.).

Источник: Философский словарь. 1963

КАРИЙСКИЙ Михаил Иванович
род. 1840, С.-Петербург - ум. 1917) - рус. логик и философ. В исследовании "Классификация выводов" пытался решить логический вопрос проблемы знания и поставить гносеологический, т.е. вопрос о предпосылках или аксиомах знания. В этом произв. он дал более широкую классификацию формул выводов, основанную на принципе тождества, сопоставлении субъектов и предикатов суждений. Отвергая субъективизм и понимая процесс познания как процесс понимания действительности, а не только явления, Карийский доказывает, что совершенно точную истину, поскольку она доступна науке, составляет утверждение, что познание имеет дело с действительностью, причем не только с внутренней, непосредственно переживаемой, но и внешней, лежащей в основании мира явлений. В двух его работах "Об истинах самоочевидных" (1893) и "Разногласие в школе нового эмпиризма&по вопросу об истинах самоочевидных" (1914) содержится критика рационалистической и эмпирической идеологии и обоснование собственной точки зрения. Типичным представителем рационализма Каринский считает Канта. В первой книге он подвергает критике его теорию познания: доказательства основоположений рассудка, категорий и аксиом не объясняют логически понятного для мысли права пользоваться ими, а представляют как бы некоторую роковую необходимость принимать их как данное. Анализируя "Критику чистого разума", он приходит к выводу, что от Канта не осталось ничего живого; он всецело принадлежит истории. Во второй работе к представителям эмпиризма, давшим ему новое обоснование, Карийский относит Дж.С.Милля и Г.Спенсера и показывает, что в действительности они не могут построить теории знания без непроверенных предпосылок и что, т. о., их эмпиризм заключает в себе внутреннее противоречие. Перу Карийского принадлежит одно из лучших в рус. философской литературе соч. "Бесконечное Анаксимандра" (1890). Кроме того, им написаны произв.: "Критический обзор последнего периода германской философии", 1873; "Лекции по истории древней философии", 1885; "Лекции по истории новой философии", 1887.

Источник: Философский энциклопедический словарь