КАНТОР КАРЛ МОИСЕЕВИЧ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КАНТОР КАРЛ МОИСЕЕВИЧ
(р. 1922) - отечественный философ, специалист в области философии истории. Выделяет три типа культуры: персоноцентрический, социоцентрический и смешанный. Кантор КМ. История против прогресса. Опыт культурно-исторической генетики. М., 1992.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

КАНТОР Карл Моисеевич
(22.12.1922-9.2.2008) - спец. в обл. филос. культуры и истории, эстетики; к. фи лос. н. Р. в Буэнос-Айресе (Аргентина), с 1926 в Москве. Участник Великой Отеч. войны. Окончил филос. ф-т МГУ (1952). В 1953-57 преподавал филос. в Гидромелиоративном ин-те. Канд. дисс. — «Теоретические проблемы технической эстетики» (1964). Один из основателей возрождения отеч. традиции в обл. иссл. промышленного искусства, техн. эстетики, а также совр. проблем дизайна и маркетинга. В 1965-67 возглавлял (по совм.) лабораторию теорий техн. эстетики Всероссийского НИИ технической эстетики. С 1971 — в Ин-те Международного рабочего движения АН СССР (позднее переименован в Ин-т сравнительной политол. РАН). Работы К. имеют общее теор. основание, к-рое он разработал в поел. годы. Он вводит понятие «парадигмы всемирной истории» как парадигмы истории культуры в ее движении к свободе индивида, уточняя его др. понятием — «паттерна», т. е. проекта конкретных культурно-ист. типов. Есть паттерны истории западноевроп., рос. и др. С его т. зр., нет об-ва — ни рус, ни западноевроп., ни кит., — в к-ром бы укоренялся лишь один тип паттерна. Тип культуры связан с определ. народом и формируется в процессе жизнедеятельности определ. об-ва, этноса, народа. Но он обладает способностью перемещаться в др. об-ва, входить в них наряду с др. паттернами, к-рые в нем укоренены. К. выделяет три фундаментальных типа патернальной культуры: персоноцентрический, социоцентрический и смешанный. В рос. культуре доминирует смешанный — персоно-социоцентрический. Если парадигмальность в культуре м. б. понята как ее изменчивость, способность к развитию, выходу за однажды достигнутые пределы, то патернальность культуры есть выражение ее наследственности. Процесс же ист. развития протекает во взаимодействии трех патернальных типов культуры и парадигмальной культуры. Парадигма всемирной истории, в отличие от движения доистории, не м. б. реализована без парадигмальных проектов (как пример — иудео-христ. религия).
Соч.: Красота и польза. Социологические проблемы материально-художественной культуры. М., 1967; Два проекта всемирной истории // ВФ. 1990. № 22; Тысячеглазый Аргус (Искусство и культура. Искусство и религия. Искусство и гуманизм). М., 1990; История против прогресса. Опыт культурно-исторической генетики. М., 1992; Немецкая идеология Маркса-Энгельса и русский марксизм (к проблеме социокультурных взаимоотношений России и Германии) // ВФ. 1995. № 12; О глобальном кризисе истории в социокультурном измерении // Полис. 1996. № 3; Четвертый виток истории//ВФ. 1996. №8; Дезинтеграционноинтеграционная спираль всемирной истории // ВФ. 1997. № 3; Свободная личность как идеал культуры // Свободная мысль. 1997. № 10; Глобализация? — Да! Но какая? // ВФ. 2006. № 1; Философия национальной самокритики (письмо С. Л. Франка Г. П. Федотову) // ВФ. 2006. № 3; Из мюнхенских разговоров с Александром Зиновьевым // ВФ. 2007. № 4.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009