КАНЕТТИ Элиас

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КАНЕТТИ Элиас
1905—1994) — австр. писатель, культуролог, обществовед. Лауреат многих литературных премий, в т.ч. Нобелевской премии по литературе
(1981). Продолжая филос. традицию изучения массы как феномена (X. Ортега-и-Гасет, Г. Лебон, 3. Фрейд), К. в кн. “Масса и власть” (М, 1997) представил массу как универсальное и вместе с тем загадочное явление. Она распадается так же внезапно, как и возникает. Естественная масса — это открытая масса: ее росту вообще не положено предела; закрытая масса отказывается от роста и делает упор на структуре. По мнению К., важнейший процесс, протекающий внутри массы — разрядка. Массе свойственна мания разрушения. Одна из самых важных характеристик жизни массы — то, что можно было бы назвать “чувством преследуе-мости”, — главная восприимчивость и раздражимость по отношению к тем, кто раз и навсегда записан ею во враги. Ощущение коварства массы заложено в пафосе мировых религий. Одинаковая и очевидная для всех опасность порождает одинаковый для всех страх. Панику как распад можно, считает К., предотвратить, продлив первоначальное состояние объединяющего массового страха.
К. указывает четыре главные характеристики массы: она всегда стремится расти; внутри нее господствует равенство; она любит плотность; она требует направления. Каждое из этих свойств может присутствовать в массе в большей или меньшей мере. В зависимости от того, на каком из них сосредоточить внимание, можно получить различные классификации массы. Когда речь идет об открытой и закрытой массах, такое разделение основывается на признаке роста. Медленной массе свойственна удаленность цели, такая масса движется с необычайным постоянством к незыблемой цели, все время оставаясь единой и сплоченной; преследующая масса возникает в случае быстро достижимой цели.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

КАНЕТТИ (Canetti) Элиас (1905-1994)
австрийский писатель. В 1938 в связи с аншлюсом Австрии уехал в Париж, затем в Лондон. Доктор философии университета в Вене. Основные сочинения: "Масса и власть" (1960), романы "Ослепление" и "Аутодафе". Лауреат Нобелевской премии по литературе (1981). Не являясь философом-профессионалом, К. сформулировал ряд оригинальных идей в области социальной философии и философской антропологии, творчески и глубоко развивая соответствующую традицию Ницше - Лебона - Фрейда - Ортеги-и-Гасета. Согласно К., "смерть стала естественной в последние пару тысяч лет нашей истории... В предыстории у всех народов смерть... воспринималась как нечто настолько неестественное, что каждая смерть считалась убийством". По К., смерть - идеология и центральный инструмент власти. Именно страх смерти, стремление к выживанию придают динамику системе "масса - власть". Подлинная власть не может не основываться на массовых убийствах. Не история губит массы людей, их губит антигуманная власть. И, по К., только она. В трактате "Масса и власть" К. показал роль и значение массовых процессов в развитии государств, в формировании мировых религий, вскрыл природу деспотической власти как в традиционных, так и в тоталитарных ее вариантах. По К., исходный пункт для конституирования "массы" - преодоление страха перед прикосновением другого. Человек дистанцируется от ближних и дальних при помощи различных наборов статусных различий и разнообразных социальных иерархий. Масса ликвидирует все дистанции, это - целостное существо, подчиняющееся определенным алгоритмам существования. Масса - живых или мертвых - актуальная основа всякой власти. Два аффекта - страх прикосновения и радость слияния с окружающими - граничные ипостаси жизни людей. Опираясь на феноменологическое описание элементарного опыта "пребывания в массе", К. показал различные состояния и динамику массы, проанализировал ее функции, пространственные формы и временные ритмы ее существования. В свою очередь, феноменологическое описание элементарного переживания власти позволило К. прийти к важным выводам относительно "технологий" и "механики" власти, проявляющейся как на уровне элементарных межличностных взаимодействий, так и в инстуционализированных структурах власти. Как предположил К., феномены власти и массы изначально связаны друг с другом, природа же этой связи и конкретные формы ее реализации сохраняются неизменными практически на всем протяжении человеческой истории: паранойя и власть - два аналогичных способа реализации единой тенденции любой человеческой особи. Результатом исследования оказалась своего рода политическая "антропология власти", из которой следует, что человечество обречено на бесконечное воспроизведение сценариев деспотизма. Однако, по мнению К., существует положительная альтернатива, в рамках которой угроза гибели человечества в ядерной войне делает бессмысленными попытки реализации изначальных властных импульсов и ведет к выработке новых форм взаимоотношений власти и массы.
А. А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

КАНЕТТИ Элиас
(1905–1994) – австрийский философ и писатель, проживший большую часть жизни в Англии; разрабатывал проблемы философской антропологии, теории культуры в русле постмодернистской традиции. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Основное сочинение – «Масса и власть».
Центральной для К. является проблема власти. Власть – не политологическая категория; К. использует это понятие в широком философском контексте. Власть как принуждение – это естественное порождение человеческого взаимодействия с миром, это «воля к жизни», к выживанию. Шопенгауэровские интуиции претворяются К. в исследование сложной символики власти, ее ритуалов. Вместе со стремлением к власти в жизнь человека входит смерть, оборотная сторона власти. «Момент выживания – это момент власти. Ужас от ощущения смерти переходит в удовлетворение от того, что мертв не ты, а другой». Жизнь – борьба за выживание. Выживание становится победой, знаком счастья и удачи. Власть – подтверждение уникальности, исключительности человека, она и есть «он сам». Вопреки распространенному мнению, в основе власти находится отнюдь не инстинкт самосохранения. Самосохранение предполагает изолированного, «обороняющегося» индивида.
Знаковое оформление присутствия власти в человеческой жизни порой выглядит шокирующе: зачатие, переживание смерти близких, доживание до старости, отношение к далеким предкам. «Выживающий-победитель» один свободен по отношению к растущей массе умерших. Выживающий выходит из массы, питается ею, получает подтверждение своей единственности только благодаря ей. Отношение «человек-масса» – это выражение сущности человека к окружающим как властвующего индивида. Человек хочет «стать массой», разрушить собственные границы, за которыми притаилась смерть, и боится быть поглощенным ею. Масса – это «двойной» символ: это и носитель бессмертия (огонь, река, звёзды, море, лес – символы массы); но масса – это и угроза жизни. За каждым индивидом просвечивает масса: человек стремится поглотить другого, растворить в себе.
К. считает ложной идею духовного преображения индивида, находящегося в «пограничной» ситуации; он также критически оценивает идею уникальности человеческого существования как подлинного. Человек не стремится к уникальности, он стремится к тотальности.
Вся человеческая культура, с точки зрения К., – это порождение взаимодействия «выживающих». Метафора социальности для философа – это «охота» и «поглощение» добычи. Выслеживание, подглядывание, прыжок, прикосновение, хватание, съедение, усвоение, убегание, превращение, обман, утаивание – все эти элементы охоты трансформировались в обществе в формы социального контроля, общение, обучение, любовь, наказание, познание. «Всё, чем человек является и что он может, всё, что представляет собой его культура, он сперва присвоил себе путем превращений». Орудием власти является невинный вопрос, за которым стоит «допрос», суждение, за которым стоит «судья». От отношений власти нельзя укрыться и в молчании, недеянии, тайне. «Молчащий» не может «превратиться», не способен нигде укрыться. Даже классические образы метафизики оказываются объективациями «выживания»: принудительность каузальности, познавательная мощь, всевластие Бога, бесконечность пространства и времени («преодоление границ» – смерти), даже язык («язык – это кулак, в котором зажат мир»). Творчество есть также понятие мира власти, творчество – это «превращение», за пределами которого человека ждет смерть.
Человек не может перестать быть «выживающим»; власть нельзя ликвидировать, но ее можно «усмирить» жертвоприношением – добровольным расточительством («потлач» североамериканских индейцев), искусством как даром слова, замещающим реальный дар. Выводы К. более радикальны, чем идеи современных философов относительно репрессивного характера современной культуры. К. считает, что всё, к чему когда-либо прикасался и прикоснется человек, обретает причастность к отношениям власти.

Источник: Краткий философский словарь.

КАНЕТТИ (Canetti) Элиас
1905-1994) - писатель, драматург, социальный мыслитель. Лауреат многих литературных премий, в том числе Нобелевской премии по литературе (1981). Род. в Рущуке (Русса), в Болгарии в семье испанских евреев. Жил в Манчестере, учился в Вене, Цюрихе, Франкфурте; изучал естественные науки в Венском ун-те. В 1938 после присоединения Австрии к нацистской Германии переехал в Лондон, где остался до конца своих дней. Писал на немецком языке. Автор нескольких романов, пьес, мемуарных и публицистических книг, сборников афоризмов. Идеи К.-писателя близки К. Краусу, Г. Броху, Ф. Кафке.
Главное социально-философское произведение - "МАССА И ВЛАСТЬ" (1960). В кн. получили оригинальное освещение темы взаимоотношения власти и массы, поднимавшиеся ранее Ницше, Лебоном, Ортегой-и-Гассетом, Фрейдом. Исходный феномен массы - преодоление страха перед прикосновением. Человек страшится и избегает прикосновений других людей, старается держаться от них на некотором отдалении (социальные дистанции, системы статусов - одна из форм такого дистанцирования). В массе страх перед прикосновением снимается, все дистанции ликвидируются. Происходит психологическая разрядка. В массе один человек равен другому. Масса живет своей особой жизнью как целостное существо со своими закономерностями возникновения, существования и распада. Изначальный феномен власти - выживание (das Uberleben). Властитель - это тот, кто выживает, когда другие гибнут. В изначальном феноменологическом смысле властитель - это тот, кто стоит, когда все вокруг пали. Архетип властителя - герой, стоящий над трупами павших, причем не важно даже, кто эти павшие - уничтоженные им враги, или погибшие друзья, союзники и т.д. В счет идет лишь выживание. Чем больше тех, кого он пережил (все равно, враги это или друзья), тем величественнее, "богоравнее" властитель. Подлинные властители всегда остро чувствуют эту закономерность, подлинная власть всегда воздвигает себя на грудах мертвых тел, как в фигуральном, так и в прямом смысле. Масса есть предпосылка и фундамент власти, независимо от того, идет ли речь о массе живых или массе мертвых. Угроза смерти - основное орудие власти в управлении массой. Любой приказ - это отложенная угроза смерти. Другими словами, страх смерти - конечная мотивация исполнения любого приказа. Голос власти - это "львиный рык", от которого приходят в ужас и бросаются в бегство стада антилоп (масса).
Первоначальный импульс к разработке этих идей К. получил, наблюдая массовый экстаз на улицах Вены в 1914 в начале первой мировой войны. Вообще, нынешнее столетие - "самое варварское из всех эпох мировой истории". Но в "Массе и власти" XX век остается "за кадром". В поисках основы тех ужасов, что пережило человечество в XX столетии, К. использует исключительно историческую архаику, записи древних историков, разнообразный и богатейший этнологический материал. Он дает не описание и критику современности, но выявляет архетипические структуры взаимоотношений власти и массы. Современность оказывается "частным случаем" всеобщей закономерности, справедливой для всех эпох истории. Применительно к современности К. проследил обнаруженные им принципы на примере взаимоотношений массы и властителя в нацистской Германии (эссе "Гитлер по Шпееру"). В некоторых главах "Массы и власти", а также в ряде эссе К. вскрывает изначальную связь структур мышления параноика и властителя. Паранойя - не просто болезнь "власти". Паранойя и власть - это два способа реализации одной и той же тенденции, имеющейся в любом человеческом существе. Таким образом К. универсализирует открытые им закономерности отношений массы и власти, обосновывает их всеобщий и фундаментальный характер. Результатом становится формирование основных принципов политической антропологии, родственной по стилю идеям Хоркхаймера и Адорно ("Диалектика просвещения") и "микрофизике власти" у Фуко, но оригинальной по фундаментальным интуициям. Одновременно возникает более или менее целостная общеантропологическая концепция, коренящаяся в идее напряженной динамики страха перед прикосновением другого и радостного (рсвобождающего) слияния с другим и другими. Именно в реализации этих двух аффектов воплощается человеческая жизнь. Этому служат многочисленные и разнообразные ритуалы (систематически разобранные К.), составляющие в своей совокупности основополагающие институты человеческого общежития (стая, религия, война и др.). В этом смысле концепция К. представляет собой также теорию культуры.
Личная позиция К. по отношению к власти (выраженная в художественных произведениях, в публицистике и афористике) - интеллектуальный анархизм. Власть смертоносна и отвратительна, власть это смерть. Борьба против власти - это борьба против смерти. Его призыв к каждому человеку - вырвать из себя "жало приказа", т.е. ликвидировать в себе тот психологический отпечаток, который оставляет каждый приказ, как исполненный, так и отданный. Попросту говоря, это призыв не исполнять приказов власти. В то же время его анализ психологической динамики отдачи и исполнения приказов, данный в "Массе и власти", показывает, что призыв этот по сути дела неисполним. Это призыв к гуманизму в мире, который антигуманен по глубинному своему устройству.
В художественном творчестве К. исследует другими средствами по сути дела те же самые феномены - взаимоотношения массы и власти "в силовом поле смерти".
Л. Г. Ионин
Гитлер по Шпееру // Социологические исследования. 1986, №4; Человек нашего столетия. Художественная публицистика. М.,1990; Масса и власть. М.,1997.
Canetti lesen. Munchen, 1975; Einladung zur Verwandlung. Essays zu Canettis "Masse und Macht". Munchen, 1996.

Источник: Современная западная философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
308.39 кб

«Акустические эксперименты» Элиаса Канетти

Шастина Елена Михайловна
Австрийская самобытность в эпоху смены культурных парадигм ХХ века находит отражение в поэтике Э. Канетти (1905-1994).
Читать PDF
391.14 кб

Своеобразие поэтики «Заметок» Элиаса Канетти

Зиганшина Найля Фанизовна
В данной статье рассматриваются особенности поэтики «Заметок» австрийского писателя Элиаса Канетти.
Читать PDF
339.51 кб

Авто)биография Элиаса Канетти и мифотворчество

Шастина Е. М.
Анализируется биография Э. Канетти (1905-1994) как пример мифотворчества, раскрываются понятия «автобиографический миф» и «биографический миф» писателя.
Читать PDF
115.83 кб

Рецепция античных мотивов в творчестве Элиаса Канетти

Барова А. Г.
Анализируются особенности употребления античных сюжетов в творчестве австрийского писателя лауреата Нобелевской премии Элиаса Канетти (1905-1994).
Читать PDF
134.75 кб

Рецепция русской литературы в творчестве Элиаса Канетти

Шастина Е. М.
Рассматривается рецепция русской литературы в творчестве Э.
Читать PDF
358.94 кб

Постмодернистские тенденции в творчестве Элиаса Канетти

Гладилин Никита Валерьевич
В статье автор размышляет о том, что ярко выраженные черты постмодернистской художественной парадигмы прослеживаются в творчестве австрийского писателя Элиаса Канетти задолго до наступления постмодернистской эпохи.
Читать PDF
310.35 кб

Мифопоэтическое пространство романа Элиаса Канетти «Ослепление»

Шастина Елена Михайловна
Анализируется мифопоэтическое пространство романа «Ослепление» австрийского писателя, лау-реата Нобелевской премии Элиаса Канетти (1905–1994).
Читать PDF
2.26 мб

Типизация эпохи в «50 характерах» Элиаса Канетти: к проблеме жанра

Шастина Елена Михайловна
Рассматривается жанровое своеобразие книги «Недреманное ухо. 50 характеров» (“DerOhrenzeuge. 50 Charaktere”) австрийского писателя, лауреата Нобелевской премии (1981) ЭлиасаКанетти (1905-1994).
Читать PDF
1.21 мб

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ ЭЛИАСА КАНЕТТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Поляруш Альбина Анатольевна
В статье представлен краткий анализ книги социолога Элиаса Канетти «Массы и власть» Книга актуальна для описания состояния современных обществ и представляет собой глубоко обоснованный дидактический ресурс преподавания социологии
Читать PDF
1.69 мб

«Комедия тщеславия» Элиаса Канетти в контексте исследования «Масса и власть»

Барова Алена Геннадьевна
Читать PDF
877.86 кб

Генезис мотива слепоты в творчестве Элиаса Канетти: Канетти и живопись (Рембрандт «Ослепление Самсон

Зозуля Наталья Михайловна
В статье анализируется мотив слепоты / ослепления в романе Э.