КАМПАНЕЙЩИНАКАМПАНЕЛЛА Томмазо

Кампанелла

Найдено 3 определения термина Кампанелла

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

КАМПАНЕЛЛА (Томмазо)

итальянский философ (Стило, Калабрия, 1568 — Париж; 1639). Боролся со схоластикой и отстаивал экспериментальный метод. Провел 27 лет в тюрьме за желание реформировать христианство и объединить все народы под одним гражданским законом и одной «естественной религией», по отношению к которой все существующие религии — лишь ее разновидности. В тюрьме написал «Испанскую монархию», «Политические афоризмы» и особенно известный «Город Солнца» (1602), предвещающий коммунистическую систему.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

Кампанелла

Философия Кампанеллы удивительным образом совмещает в себе все три главных направления новой философии - эмпирическое, рационалистическое и мистическое, которые в раздельном виде выступили у его младших современников Бэкона, Декарта и Я. Бема. Бэкон родился несколько раньше Кампанеллы, но первое философское сочинение Кампанеллы ("Lectiones phisicae, logicae et animasticae") вышло в 1588 г., а первое Бэконово - только в 1605 г. Подобно Бэкону, Кампанелла задается "восстановлением наук" (instauration scientiarum, ср. Instauratio magna Бэкона), т. е. созданием новой универсальной науки на развалинах средневековой схоластики. Источниками истинной философии он признает внешний опыт, внутренний смысл и откровение. Исходная точка познания есть ощущение, сохраняемое памятью, и воспроизводимые воображением мозговые следы ощущений дают материал рассудку, который приводит их в порядок по логическим правилам и из частных данных, посредством индукции, делает общие выводы, создавая, таким образом, опыт - основание всякой "мирской" науки. Но это основанное на ощущениях познание само по себе недостаточно и недостоверно, - недостаточно потому, что мы познаем в нем не предметы, каковы они на самом деле, а лишь их явления для нас, т. е. способ их действия на наши чувства (ср. с Кантом); недостоверно это познание потому, что ощущения сами по себе не представляют никакого критерия истины даже в смысле чувственно-феноменальной реальности: во сне и в безумном бреду мы имеем яркие ощущения и представления, принимаемые за действительность, а затем отвергаемые как обман; ограничиваясь одними ощущениями, мы никогда не можем быть уверены, не находимся ли мы в бреду или во сне. Но если наши ощущения и весь основанный на них чувственный опыт не свидетельствуют о действительном существовании данных в нем предметов, которые могут быть сновидениями, или галлюцинациями, то и в таком случай, т. е. даже в качестве заблуждения, он свидетельствует о действительном существовании заблуждающегося. Обманчивые ощущения и ложные мысли доказывают все-таки существование ощущающего и мыслящего (ср. с Декартовым cogito - ergo sum). Таким образом, непосредственно в собственной душе или во внутреннем чувстве мы находим достоверное познание о действительном бытии, опираясь на которое мы, по аналогии, заключаем и о бытии других существ (ср. с Шопенгауэром). Внутреннее чувство, свидетельствуя о нашем существовании, вместе с тем открывает нам и основные определения или способы всякого бытия. Мы чувствуем себя: 1) как силу или мощь, 2) как мысль или знание и 3) как волю или любовь. Эти три положительных определения бытия в различной степени свойственны всему существующему, и ими исчерпывается все внутреннее содержание бытия. Впрочем, как в нас самих, так и в существах внешнего мира бытие соединено с небытием или ничтожеством, поскольку каждое данное существо есть это и не есть другое, есть здесь и не есть там, есть теперь и не есть после или прежде. Этот отрицательный момент распространяется и на внутреннее содержание или качество всякого бытия, в его трех основных формах; ибо мы имеем не силу только, но и немощь, не только знаем, но и находимся в неведении, не только любим, но и ненавидим. Но если в опыте мы видим только смешение бытия с небытием, то наш ум относится отрицательно к такому смешению и утверждает идею вполне положительного бытия или абсолютного существа, в котором сила есть только всемогущество, знание есть только всеведение или премудрость, воля - только совершенная любовь. Эта идея о Божестве, которой мы не могли извлечь ни из внешнего, ни из внутреннего опыта, есть внушение или откровение самого Божества (ср. с Декартом). Из нее выводится затем дальнейшее содержание философии. Все вещи, поскольку в них есть положительное бытие в виде силы, знания и любви, происходят прямо из Божества в трех его соответственных определениях; отрицательная же сторона всего существующего или примесь небытия, в виде немощи, неведения и злобы, допускается Божеством как условие для полнейшего проявления его положительных качеств. По отношению к хаотической множественности смешанного бытия эти три качества проявляются в мире, как три зиждительные влияния (influxus): 1) как абсолютная необходимость (necessitas), которой все одинаково подчинено, 2) как высшая судьба или рок (fatum), которым все вещи и события определенным образом связаны между собой и 3) как всемирная гармония, которой все согласуется или приводится к внутреннему достоинству. - При своей внешней феноменальной раздельности все вещи, по внутреннему существу своему или метафизически, причастны единству Божьему, а через него находятся в неразрывном тайном общении друг с другом. Эта "симпатическая" связь вещей или естественная магия предполагает в основе всего творения единую мировую душу - универсальное орудие Божье в сознании и управлении мира. Посредствующими натурфилософскими категориями между мировой душой и данным миром явлений служили у Кампанеллы пространство, теплота, притяжение и отталкивание. В мире природном метафизическое общение существ с Богом и между собой проявляется бессознательно или инстинктивно; человек в религии сознательно и свободно стремится к соединению с Божеством. Этому восходящему движению человека соответствует нисхождение к нему Божества, завершаемое воплощением божественной Премудрости во Христе. Приложение религиозно-мистической точки зрения к человечеству, как общественному целому, еще в юности привело Кампанеллу к его теократическому коммунизму (см. выше). Кампанелла был если не самым глубокомысленным, то, без сомнения, самым широким и универсальным умом между представителями новой философии, не исключая Лейбница и Шеллинга. Он не был достаточно оценен, потому что его идеи с разных сторон претили людям самых различных направлений. Одних отпугивало его учение о причастности всего существующего Богу, что могло оказаться прямо пантеизмом; других отталкивал его коммунизм; третьим были неприятны его религиозные верования и теократические идеалы. Помимо своего философского значения, Кампанелла был передовым бойцом современной ему положительной науки и твердо защищал Галилея, на что после него не осмелился Декарт.

Вл. С.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый словарь по философии

КАМПАНЕЛЛА

Campanella), Джованни Доменико (в монашестве – Т о м м а з о) (5 сент. 1568 – 21 мая 1639) – итал. философ, утопич. коммунист. 15 лет ушел в монастырь ордена доминиканцев, где изучал соч. антич. мыслителей, особенно Аристотеля, ср.-век. теологов (Фомы Аквинского и др.), натурфилософов эпохи Возрождения, в частности Телезио, а также астрологов и представителей каббалы. Первые выступления К., в частности его защита натурфилософии Телезио ("Философия, доказанная при помощи чувств" – "Philosophie sensibus demonstrata", 1591), и др. проявления свободомыслия навлекли на него преследования инквизиции. В дальнейшем К. замыслил свержение исп. гнета в Неаполитанском королевстве и учреждение теократич. республики. К концу 1599 заговор был раскрыт. Присужденный в 1602 к пожизненному заключению, К. провел 27 лет в неаполитанских тюрьмах, где написал ряд соч. ("Защита Галилея" – "Apologia pro Galileo", 1622, "Город Солнца" – "La citt? del Sole", 1602, и др.). Освобожденный в 1629, К. бежал во Францию и поселился в парижском монастыре доминиканцев, где до конца жизни занимался филос., социально-политич. и астрологич. проблемами. Агенты инквизиции и там вели за К. тайное наблюдение и преследовали его своими происками. Философские воззрения К. изложены в ряде произведений, важнейшие из к-рых "Об ощущении вещей и магии" ("De sensu rerum et magia", libri 1–4, 1620), "Побежденный атеизм" ("Atheismus triumphatus", 1631), "Три части универсальной философии или учения о метафизических вещах" ("Universalis philosophiae, seu metaphysicarum rerum juxta propria dogmata, partes tres", 1638). К. выступал здесь как последний крупный представитель итал. натурфилософии эпохи Возрождения. Он боролся против схоластики, защищал Галилея от церковников и обскурантов, отвергал авторитет Аристотеля, призывал к опытному познанию природы, усматривая задачу философии и науки в увеличении могущества человека, усовершенствовании самой его природы и выдвигал интересные технич. проекты и изобретения. Вместе с тем он разделял многие ср.-век. заблуждения и фантастич. представления (особенно представления астрологии и магии). Вместо изучения фактов сам К. часто ограничивался материалом, почерпнутым из схоластич. лит-ры; он не смог оценить по достоинству гелиоцентрич. теорию Коперника, труды Гильберта по магнетизму. В своих филос. взглядах К. примыкал к материализму, принявшему у него форму пантеизма. Под влиянием Патрици ой учил, что каждая ступень реальности одновременно причастна как к бытию, так и к небытию (эти воззрения К. восходят к неоплатонизму). Осн. качествами действительности ("прималитетами"), восходящими к бытию, должны быть признаны, по К., определяющие свойства человека – мощь, обнаруживающаяся в силе, мудрость, сказывающаяся в способности представления, и любовь, проявляющаяся как желание. Противоположные им свойства, восходящие к небытию, – немощь, незнание и ненависть. Как бытие, так и небытие устроены, по К., богом, всемогущим и всеведущим. Натурфилос. воззрениям К. свойственны элементы диалектики, к-рые состояли в утверждении, что отрицат. свойства действительности составляют необходимые условия возможности проявления положительных. В разработке вопросов гносеологии и методологии К. проявлял себя как один из наиболее последовательных для своего времени сенсуалистов. В самом понимании ощущения К. – материалист, без колебаний признающий независимость объектов ощущения от ощущающего субъекта. В третьем из названных выше соч. К. выступил против скептиков. Как крайний сенсуалист, К. недооценивал познават. возможности математич. знания и не понял прогрессивной сущности аналитич. метода исследования. В. Соколов. Москва. Коммунистическая утопия К. отражала смутные чаяния угнетенных и обездоленных плебейских масс в период глубокого упадка Италии в 16–17 вв. В идеальном городе-государстве К., где осуществлен разумный и совершенный обществ. порядок, нет тунеядцев: все граждане, в т.ч. и женщины, занимаются производит. трудом, чем обеспечивается изобилие и возможность распределения продуктов по потребностям. Здесь нет ни частной собственности, ни семьи, а произ-во, потребление, регулирование деторождения, воспитание подрастающего поколения осуществляются обществом. Воспитание граждан, особенно подрастающего поколения, основано на соединении обучения с производит. трудом. Гл. правитель, избираемый пожизненно, должен владеть всей совокупностью знаний своего времени, а также иметь общее знакомство со всеми видами практич. деятельности. Различными отраслями обществ. жизни ведают его помощники, – трое, также избираемых, первейших ученых: Мощь (в компетенции к-рой находятся вопросы войны и мира), Мудрость (ведающая иск-вами, ремеслами и науками) и Любовь (наблюдающая за деторождением и воспитанием). Непосредств. руководство жизнью и деятельностью граждан доверяется должностным лицам, избранным из числа людей, по своим знаниям и добродетелям наиболее пригодным для того, чтобы ведать обществ. делами. Утопия К. была проявлением раннего, еще примитивного, грубого коммунизма с его мелочной регламентацией быта. Историч. ограниченность утопии К. сказалась также в том, что он сохранял религию, правителей-священников, предлагал использовать магию и т.п. Вместе с тем утопич. коммунизм К. был важным этапом в развитии социалистич. мысли. "Город Солнца" ("La citt? del Sole") – соч. К., в к-ром изложена его утопия. Написанное в 1602 в форме рассказа генуэзского флотоводца о вновь открытой стране, на итал. языке, это соч. было опубликовано лишь в 1904 в Модене, а критич. его издание в 1920 в Неаполе "Scritti scelti", Torino, 1949. Первой публикацией является издание в 1623 лат. пер., сделанного в 1613 самим автором [в его кн.: "Realis Philosophiae epilogisticae partes IV. Hoc est: de rerum natura, hominum moribus, politica (cui Civitas Solis iuncta est) et Oeconomica", Fraricofurti ]. За ним последовали переиздания в 1637 (в Париже, при жизни автора, с дополнениями) и в 1643 (в Утрехте, посмертное, перепечатанное с парижского). Это Соч. К. переводилось на англ., нем., франц., итал., исп., польский и др. яз Рус. переводы были сделаны А. Г. Генкелем (СПБ, 1906 и [П. ], 1918) и Ф. А. Петровским (М.–Л., 1934 и 1947, 1954; вступит. статьи ко всем изд. В. П. Волгина). Соч.: Opere..., v. 1–2, Torino, 1854; Tutte le opere, v. 1, Mil.–Verona, 1954; Opuscoli Inediti, Firenze, 1951; Lettere, Bari, 1927; Philosophiae rationalis partes quinque, P., 1638; Poesie filosofiche, Lugano, 1834; в рус. пер.: Об ощущении вещей, в Книге для чтения по истории философии, под ред. А. Деборина, т. 1, М., 1924, с. 163–72 (отрывок из книги "Об ощущении вещей и магии"). Лит.: Квачала И. И., Фома Кампанелла, "Ж. Мин-ва народного просвещения", Нов. сер., 1906, No 10; 1907, No 1, 5, 8, 12; Лафарг П., Томас Кампанелла. Страница из истории социализма, М.–Л., 1926; Волгин В. П., Очерки по истории социализма, 4 изд., М., 1935, гл. Кампанелла-утопист; Асмус В. ?., Томмазо Кампанелла, "Под знаменем марксизма", 1939, No 7; Кружков В. С., Томмазо Кампанелла, "Советская наука", 1939, No 6, июнь; История философии, т. 2, М., 1941 (см. Именной указатель); т. 1, М., 1957 (см. Именной указатель); Штекли А. Э., Кампанелла, М., 1960; Amаbillе L., Fra Tommaso Campanella..., v. 1–3, Napoli, 1882; Wuttge H., Erkenntnislehre und Ethik bei Campanella, Halle, 1897; Meineсke F., Die Idee der Staatsraison in der neueren Geschichte, 3 Aufl., M?nch.–В., 1929; Doren ?., Campanella als Chiliast und Utopist, в кн.: Festschrift f?r W. Goetz, [s. 1. ], 1927; Mattei R. de, Studi campanelliani..., Firenze, [1934 ]; Amerin R., T. Campanella, Brescia, 1947; Napoli G. di T. Campanella filosofo della restauratione cattolica, Padova, 1947; Firpо L., Bibliografia degli scritti di Tommaso Campanella, Torino, 1940; его же, Ricerche campanelliane, Florenze, 1947; его же, Appunti campanelliani, "Giornale critico della filosofia italiana", 1951, [No 30 ]; Jасоbelli Isoldi A. M., T. Campanella..., Mil., [1953 ]; Bonansea В., The theory of knowledge of T. Campanella, Wash., 1954. И. Зильберфарб. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме Кампанелла — 0

Найдено научныех статей по теме Кампанелла — 0

Найдено книг по теме Кампанелла — 0

Найдено презентаций по теме Кампанелла — 0

Найдено рефератов по теме Кампанелла — 0