КАМАЛАШИЛА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КАМАЛАШИЛА
8 в.) — крупный индо-будд. мыслитель, развивавший философию йогачара-сватантрика-мадхьямиков, ученик Шантаракшиты и его сподвижник по распространению буддизма в Тибете, где он был убит в начале 90-х гг. 8 в. после победы в знаменитом диспуте с кит. чань-буддистом. В тиб. Данджуре сохранилось 18 трудов К. (из к-рых лишь немногие дошли до нашего времени на санскрите), примерно половина из них - комментарии к махаянским сутрам, осн. соч. Шантаракшиты, а также к работам Дхармакирти и Шантидевы. Среди ориг. текстов К. наиб. известностью пользуется «Бхавана-крама», представляющая собой 3 руководства по мадхьямиковской духовной практике «постепенного совершенствования», а также по критике школ виджнянавады и чань. В. П. Андросов

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

КАМАЛАШИЛА
санскр. - Kamalasila) (ок. 700 - 750 или 713—794) — представитель школы йогачара-мадхьямика-сватантрика, основанной Шантаракшитой. Жил в Магадхе, некоторое время преподавал буддийскую тантру в Наланде. Незадолго до смерти учителя или сразу же после был приглашен царем Тибета для защиты позиций индийского буддизма от нападок сторонников китайского чань-буддизма. В Тибете Камалашила в публичных диспутах представлял идеи Самбхавы, Нагарджуны и Шантаракшиты. После его победы на диспуте в Самъе (792—94) сторонники побежденной партии китайского монаха Хо-Шанга, по свидетельству Бустона, напали на победителей. Камалашила был убит тибетцем Бонпосом, а его сподвижники изгнаны. До нас дошли пять сочинений Камалашилы: комментарий «Панджика» на «Компендиум категорий» Шантаракшиты, «Мадхьямика-алока» («Рассмотрение мадхьямики») и три трактата «Бхаванакрама» («О созерцании»). В тибетском каноне Камалашиле приписываются еще четыре сочинения: три по праджняпарамите, одно — по ваджраяне.
Н. А. Канаева

Источник: Новая философская энциклопедия

КАМАЛАШИЛА
(санскр. kamala-sëla, тиб. kam la shi- la, Добродетельный, Подобный Цветку Лотоса) — индо-буддийский мыслитель подшколы сватантрика-мадхьямака VIII в., автор религиозно-философских трудов, ученик Шантаракшиты и его сподвижник в распространении буддизма в Тибете. Родился в Восточной Индии, учился и преподавал в знаменитом буддийском университете Наланда, стал известным философом. После смерти Шантаракшиты К. был приглашён тибетским царём Трисонгом Децэном принять участие в религиозном диспуте с китайским чань-буддистом, который состоялся примерно в 792–794 гг. Проходил он в первом тибетском буддийском монастыре Самъе, построенном Шантаракшитой и Падмасамбхавой. Победа индийца в полемическом состязании знаменовала окончательное установление в Тибете индийской формы буддизма, а также учения о постепенном Просветлении в течение нескольких жизней, в отличие от чаньского учения о мгновенном озарении, что было главным предметом спора. Однако эта победа стоила К. жизни: его убили из-за угла тибетские сторонники китайского философа (впрочем, современными исследователями эта версия ставится под сомнение). В тибетском Тенгьюре сохранилось 18 произведений К. (из которых только немногие имеются на санскрите), примерно половина из них — комментарии к махаянским сутрам, к основным трудам Шантаракшиты, а также к работам Дхармакирти и Шантидэвы. В философии К., как и его учитель, стремился преодолеть разногласия между мадхьямиками и йогачарами, активно привлекал воззрения и методы последних для решения новых задач буддизма и был сторонником объединённой философско-синкретической Махаяны. Среди его оригинальных сочине ний наиболее важна «Бхавана-крама» («Стадии развития созерцания»), представляющая собой три руководства по мадхьямиковской духовной практике постепенного совершенствования, которую он и защищал в диспуте с китайским чань-буддистом. Кроме того в этом трактате критикуются отдельные положения йогачары и чань-буддизма. Фрагменты санскритского манускрипта трактата находятся в рукописных фондах Санкт-Петербурга, они изучались русским буддологом Е.Е. Обермиллером и были изданы.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.