КАЛЬВИНИЗМ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КАЛЬВИНИЗМ

- одна из основных протестантских традиций, связанная с деятельностью французского реформатора Ж.Кальвина (1509-1564). Восприняв основные положения лютеранства, Кальвин придал им следующий вид: 1) Бог абсолютно всемогущ и является первопричиной всего происходящего в мире, Его справедливость и милость не так важны, как Его предопределяющая воля; 2) человек после грехопадения зол по природе и, погрузившись в царство зла, не может иметь ни спасения, ни воли к спасению, ни добрых дел, ни веры в Бога и духовного блаженства; 3) заслуги Христа, умершего на кресте, открывают человеку возможность обрести веру и благодать, а также оправдание его благочестивым делам; 4) Бог предопределяет к спасению или к погибели и Его решение непреложно, поэтому спасающая благодать, если она получена, уже никогда не может быть потеряна; 5) вера в Бога равнозначна вере в непреложность благодати, спасающей в вечности; 6) Библия несет в себе все, что необходимо для исполнения нашего долга перед Богом, ее авторитет удостоверен свидетельством Св. Духа; 7) таинства истолкованы символически - как свидетельство благодати; 8) государство должно быть теократически подчинено Церкви.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

КАЛЬВИНИЗМ
одно из 3 осн. течений протестантизма (наряду с лютеранством и англиканством), принявшее идеи Ж. Кальвина. Возникнув в эпоху Реформации, К. наиболее полно выразил ее бурж. направленность. Центр, место в кальвинист, теологии, основанной на принципе «оправдания верой», занимает учение о предопределении, согласно к-рому судьбы людей предопределены богом и никакие «добрые дела» не могут этого изменить. С учением об абсолют. предопределении связаны кальвинист, представления о «мирском призвании» и «мирском аскетизме», в к-рых выражен дух «бурж. бережливости», а преуспеяние в делах рассматривается К. как признак предызбранности к спасению. С т. зр. К. политич. цели должны быть подчинены задаче осуществления «царства божьего» на земле. Основой веры признается «слово божье», выраженное через св. писание. Культ в К. упрощен- Почитание креста, икон отвергается. Из 7 христ. таинств сохраняются лишь крещение и причащение, к-рые рассматриваются как символич. обряды. Пасторы и проповедники в общинах избираются верующими. С сер. 16 в. К. начинает распространяться за пределами Швейцарии - во Франции (гугеноты), в Шотландии и Англии (пуритане), в Нидерландах, Германии, Венгрии, Польше. В наст. вр. К. представлен реформатскими и пресвитерианскими церквами, а также конгрегациона-лизмом.

Источник: Атеистический словарь

Кальвинизм
разновидность протестантизма, основателем к-рой был Ж. Кальвин (1509 – 1564). К. возник в период Реформации и отвечал требованиям нарождавшейся буржуазии, явился религ. выражением ее интересов. Специфическим для К. является признание догмата об абсолютном предопределении. Согласно этому догмату, человек еще до своего рождения предопределен либо «спастись», либо «погибнуть». Вскрывая социальные корни учения Кальвина, Ф. Энгельс писал, что оно «было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих» (т. 22, с. 308). Предызбранность человека к спасению выражается в успешном ведении им дел (если дела идут хорошо — человек «избран», если плохо — осужден). К. выступил против дорогой и пышной обрядности католич. культа. Он устранил из церкви алтари, иконы, кресты и свечи. Пасторы не имеют специального облачения. Богослужение сводится в основном к чтению Библии и пению псалмов. Из обрядов сохранились крещение и причащение, к-рые понимаются не как таинства, а как символы. Руководящую роль в общинах кальвинистов играют пасторы и проповедники, к-рые избираются верующими. Несколько общин образуют ассоциацию во главе с пресвитерией, состоящей из пасторов и проповедников. Над ассоциациями стоят провинциальные и национальные синоды во главе с суперинтендантом. В наст. вр. К. существует в трех формах: реформатства, пресвитерианства и конгрегационализма. К. распространен гл. о. в Швейцарии, Голландии, Англии, Шотландии и ФРГ. Защищая интересы буржуазии, он стремится примирить людей с капиталистическим строем. Идеологи К. нередко выступают в духе антикоммунизма. В СССР имеются кальвинисты-реформаты в Закарпатье.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

КАЛЬВИНИЗМ
протестантское вероучение, основателем к-рого был Кальвин, возникшее в 16 в. в результате Реформации. К. отвечал требованиям нарождающейся буржуазии и явился религ. выражением ее интересов. Основу богословия Кальвина составляло учение об "абсолютном предопределении", согласно к-рому бог еще до "сотворения мира" предопределил одних людей к "спасению", других к "погибели", и этот приговор бога абсолютно неизменен. Однако учение об "абсолютном предопределении" не имело фаталистич. характера. Согласно К., каждая профессия – "божье предначертание", и предизбранность отд. человека к спасению выражается в успешном осуществлении этого призвания. В К., т.о., получили религ. оправдание бурж. накопление и бурж. деятельность вообще. К., как идеология буржуазии, оправдывал ростовщич. проценты и считал, что рабство вполне допустимо с религиозной точки зрения. Учение Кальвина обосновывало принципы т.н. мирского аскетизма, к-рый выражался в простоте жизни и скопидомстве, в уничтожении многочисленных католических праздников, и "... весь секрет которого состоит в буржуазной б е р е ж л и в о с т и" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 378). К. явился религ. оболочкой для выступления буржуазии в двух ранних бурж. революциях – нидерландской 16 в. и английской 17 в. "В кальвинизме нашло себе готовую боевую теорию второе крупное восстание буржуазии. Это восстание произошло в Англии" (Энгельс ?., Развитие социализма от утопии к науке, 1953, с. 17). К. являлся орудием борьбы не только с католич. церковью, освящавшей феод. отношения, но и с нар. движениями. В отличие от народных "еретических" учений, отрицавших "необходимость" церкви, К. проповедовал, что "спасение" возможно исключительно через церковь, но не католическую, а кальвинистскую; всем верующим вменялось в строжайшую обязанность исполнение всех ее предписаний. К. требовал жесточайшего истребления "еретиков", нисколько не уступая в этом католицизму. Как догматика, так и церк. организация К. с самого начала были враждебны нар. массам. К. имеет широкое распространение в совр. Англии и США. Гл. идеи К. являются основой догматики многочисл. протестантских сект США. Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Виппер Р. Ю., Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века. Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма, М., 1894; Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1931.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

КАЛЬВИНИЗМ
разновидность протестантизма, возникшая в период Реформации как наиболее последовав воплощение антифеод. устремлений и требований тогдашней буржуазии в области религии и церк. устройства. Разработанное Ж. Кальвином и победившее в Женеве, новое исповедание быстро приобрело общеевроп. значение, проникнув во Францию (см. Гугеноты), Шотландию, Англию (см. Пуритане), Венгрию, Чехию, Германию и др. страны. Отличит. черта кальвинистского учения, к-рое исходит из Библии как из «свящ. писания», - положение о безусл. предопределении. Все люди делятся, согласно К., на «избранных» и «осужденных»; первые еще до своего рождения предопределены богом к небесному блаженству, вторые - к вечным мукам, и ни действия человека, ни вера не могут изменить ого судьбу, т. к. не потому человек «спасается», что верит, а потому верит, что предопределен к «спасению», «избран» богом. Это фаталистич. учение не вело кальвинистов к апатии, т. к. дополнялось утверждением, что успех в делах (обогащение) - свидетельство возможной избранности. Вскрывая социальные корни учения Кальвина, Ф. Энгельс писал, что оно «было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 22, с. 308). Это учение освящало бурж. успех и деление людей на немн. «избранных» и массу обездоленных, обойденных «самим богом». Успокоение на достигнутом, непроизводит. растрату средств и времени К. рассматривал, по крайней мере в период первонач. накопления капитала, как тягчайший грех. В реформе церк. устройства, как и в др. отношениях, К. был радикальнее лютеранства. Его церковь проще, дешевле. В ней введено республик, устройство, отменен ин-т епископов, она отделена от светских властей, кальвинистское духовенство (пасторы) и церк. руководство (пресвитеры) избираются мирянами. Община управляется консисторией из пресвитеров, пастора и дьяконов. Несколько общин образуют ассоциацию во главе с пресвитерией (коллоквиумом), состоящей из пасторов и пресвитеров от каждой общины. Над ассоциациями стоят провинц. и нац. синоды во главе с суперинтендантами. В кальвинистских храмах нет алтаря, икон, свечей, креста, пасторы не имеют особых облачений. Богослужение сводится к проповедям, совместному молению и нению псалмов (в последнее время, однако, в кальвинистское богослужение вводятся элементы литургии). В понимании таинств, из к-рых К. признает крещение и причащение, он также более далек от католицизма (и православия), чем лютеранство. Присутствие тела и крови Христа в хлебе и вине принимается только в «духовном» смысле.
Совр. кальвинисты распадаются на реформатов, пресвитериан и конгрегационалистов. Первые две формы К. объединены во «Всемирный альянс реформатских церквей, придерживающихся пресвитерианского вероисповедания» (существует с 1875). Кальвинисты особенно многочисленны в Швейцарии, Голландии, Англии, Шотландии, ФРГ, США. Стремясь примирить людей с капиталиста, строем, совр. К. служит целям торможения обществ, прогресса, мн. его идеологи активно выступают в духе антикоммунизма. В К. зародилось одно из наиболее реакц. течений бурж. идеологии - т. п. диалектич. теология. В СССР кальвинисты (реформаты) имеются в Прибалтике и Закарпатье.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

КАЛЬВИНИЗМ
реформатская церковь) — одно из главных направлений Реформации, основанное Ж Кальвином. Вероучение кальвинизма последовательно развивает принципы протестантизма: священной (богодухновенной) книгой признается только Библия, отвергается католическая церковная иерархия и ее посредничество в деле спасения; отрицается свобода воли человека; грех признается явлением неизбежным; спасает только личная вера (sola fide); из семи таинств сохраняются крещение и причащение, но как символические обряды (Христос лишь воображаемо присутствует в евхаристии), упраздняются монашество, почитание святых, икон, пышный католический культ. Отличительной чертой кальвинизма является доктрина абсолютного предопределения, согласно которой Бог еще до сотворения мира в силу непостижимого решения «избрал» одних людей к спасению, других — к вечной погибели и никакие усилия не могут спасти тех, кто обречен на погибель.
Основу кальвинистской церкви составляют автономные сообщества (конгрегации), управляемые консисториями в составе пастора, диакона и старейшин, выбранных из числа мирян. Конгрегация полностью независима в решении духовных вопросов. Наибольшее воздействие на развитие не только протестантизма, но и западного общества в целом оказало учение Кальвина о взаимоотношении светской власти и церкви. В отличие от лютеранства, резко разграничивавшего сферу Евангелия и мирского закона, кальвинизм утверждал обязанность государства не только сотрудничать с церковью в управлении обществом, но и следовать ее предписаниям, неуклонно добиваясь божественной справедливости. Эту установку Кальвин проводил на практике во время своего правления в Женеве, постепенно сосредоточив всю религиозную и светскую власть в руках послушной ему консистории.
Предельно сблизивший церковную и мирскую сферы деятельности, кальвинизм представлял собой не только церковь, но и монолитное религиозно-политическое движение, игравшее заметную роль в социальных битвах своей эпохи. Согласно кальвинизму, Бог время от времени посылает на землю «небесных мстителей», чтобы сокрушить «кровавые скипетры тиранов», т. е. противников Реформации. Эта идея давала кальвинистским деятелям веру в собственное провиденциальное призвание, неиссякаемую силу и энергию в борьбе с монархами и католическими иерархами. Примером может служить деятельность «железного канцлера» О. Кромвеля и шотландского проповедника Дж. Нокса. Существенную роль в становлении капитализма сыграла развитая последователями Кальвина оценка профессиональной трудовой деятельности как наилучшей формы служения Богу, а ее успехов — как косвенного свидетельства «избранности». Поскольку, согласно доктрине кальвинизма, вне церкви нет спасения, то любое диссидентство является преступлением против закона и оно должно быть устранено. Но становление буржуазного строя, идеалов индивидуализма и свободы совести все очевиднее вступало в противоречие с религиозным деспотизмом. Так было в Англии начала 17 в., когда в борьбе с кальвинизмом, получившим здесь название пресвитерианства, стали возникать разновидности сектантства (баптисты, квакеры, методисты и др.), выступавшие за веротерпимость и полное разграничение светской и церковной власти. Ключевую роль при этом играла полемика относительно свободы воли человека. История повторилась в Северной Америке: там первые пресвитериане-колонизаторы попытались установить теократический режим в Новой Англии, что вызвало активное сопротивление других протестантских конфессий. В 20 в. влияние кальвинизма на протестантскую теологию заметно возрастает (неоортодоксия, евангелическое христианство, религиозные правые). Сейчас наиболее сильные кальвинистские церкви (реформаторские, пресвитерианские, конгреционалистские) действуют в Нидерландах, США, ФРГ, Франции, Шотландии, ЮАР См. лит. к ст. Кальвин.
Л. Н. Митрохин

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
428.83 кб

Кальвинизм и европейская модернизация XVI - XVIII веков:

Клочков Виктор Викторович
Данная статья освещает социально-правовые аспекты влияния кальвинизма на европейскую модернизацию XVI-XVIII вв.
Читать PDF
508.11 кб

Учение о свободе и необходимости в философии кальвинизма

Тулянская Юлия Тихоновна
Статья раскрывает преемственность философии лютеранства и кальвинизма по отношению к августинианству, особенный акцент делается на проблеме свободы воли.

Похожие термины:

  • Тайный кальвинизм

    (CryptoCalvinism). В XVI в. встал вопрос о том, в какой мере допустимо проникновение в лютеранство идей кальвинизма. Филиппу Меланхтону и некрым его последователям (филиппистам) предъявили обвинение в том,