КАЛОКАГАТИЯ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КАЛОКАГАТИЯ
единство телесной красоты и добродетели – принцип древнегреческой культуры, утверждающий гармонию «внешнего» и «внутреннего» в человеке.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

КАЛОКАГАТИЯ
прекрасный, нравственно совершенный) – понятие, широко применявшееся в античности. Обозначает гармонию внешнего и внутреннего в человеке. Под внутренним понималось, прежде всего, обладание мудростью, именно она приводила человека к калокагатии. Калокагатия выступала единством благородства, богатства, красоты, физических и духовных способностей. Она отражала цельность человека и величие его души.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Калокагатия
(греч. kalokagatia – прекрасный, добрый) – идеал физического и нравственного совершенства, гармоническое сочетание внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств человека. Важное место занимала в древнегреческих учениях о воспитании, где трактовалась как идеал воспитания человека. Особенно ярко калокагатия проявилась в классическую эпоху древнегреческой цивилизации в скульптуре, поэзии, драматургии.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

КАЛОКАГАТИЯ
от греч. прекрасный и добрый) - термин, обозначающий идеал воспитания. Сократ называет ее совершенством телесного и духовного, что включало в себя справедливость, разумность, мужество и другие добродетели. У Платона она выступала как гармония души и тела, приводящая человека к счастью. Аристотель рассматривает ее как цельность личности, величие души, достигаемое на основе подчинения влечений разуму и обеспечивающее расцвет внутренних человеческих сил.

Источник: Тематический философский словарь

КАЛОКАГАТИЯ
греч. - великодушие) - термин, которым Платон обозначил идеал воспитания у греков, сочетание благородства, богатства, физических и духовных способностей. Нем. идеализмом понимается как совокупность хорошего физического и духовного воспитания и соответствующего образа жизни. У греков калокагатия была не этико-эстетическим, а социально-этическим понятием, ибо калокагатос (человек, воспитанный в духе калокагатии) должен был предоставить себя в распоряжение общества (см. Полис).

Источник: Философский энциклопедический словарь

КАЛОКАГАТЙЯ
от греч. прекрасный и хороший), идеал физич. и нравств. совершенства. Идеал К. сложился в среде аристократии гомеровской и архаич. эпохи, где физизич. сила и ловкость, приносившие успех в атлетич. состязаниях, ставились в один ряд с высшей добродетелью доблестью воина. Идеал К. был затем усвоен греч. де мократией и ярко проявился в классич. эпоху (5 в. до н. э.) в скульптуре, в частности в творчестве Поликлета и Фидия, и в поэзии, в особенности в эпиникиях Пиндара и в трагедиях Софокла.

Источник: Советский философский словарь

калокагатия
(греч. Kalos kai hagatos – красивый и хороший)–общефилософский и общеметодологический (в частности – общеаксиологический и этико-эстетический) идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств; учение о совпадении (тождестве) основных ценностей – гносеологической (истины), этической (добро), эстетической (красоты). Фактически у греков четвертым элементом этого равенства было и бытие (онтологическая характеристика). Ведь четко развести бытие и ценность удалось только в рамках трансцендентального подхода в баденском неокантианстве. Иными словами, мир, согласно античному мировосприятию, был космосом (антонимом хаосу) – гармоничным, упорядоченным целым. Добро не могло не быть прекрасным, прекрасное не могло не существовать, истина не могла не нести вместе с собой добро (как в этическом рационализме сократа) и т.д. Очевидно, «калокагатийный» взгляд на реальность делал невозможным возникновение в античной философии такого понятия, как развитие, и служил обоснованием метафизической картины мира.

Источник: Краткий философский глоссарий

КАЛОКАГАТИЯ
греч. kalos kai hagatos - красивый и хороший) - этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств, вызревающую в смене поколений (в отличие от внезапной вспышки красоты, таланта или добродетели, взятых в отдельности); в философии Платона - идеал гармонического сочетания физических и духовных способностей человека, естественно дополняемых его богатством и благородством души. Человек - носитель К. - в истинном призвании своем должен был всецело стремиться к осуществлению коллективных чаяний полиса. Общественно-этическое измерение К. в античности трансформировалось в его этико-эстетический парафраз в границах классического философствования Европы Нового времени (гармоничное воспитание, реализующееся в адекватном образе жизни). В коммунистической идеологии идеал всесторонней (разносторонне) развитой личности - строителя коммунизма - редуцирует идеал К. применительно к индивиду, лишенному национального и социально-стратификационного своеобразия.
А .А.Грицинов

Источник: Новейший философский словарь

КАЛОКАГАТИЯ
от греч. calos — прекрасный и agathos — хороший, нравственно совершенный) — одно из центральных понятий античной эстетики, обозначающее гармонию внешнего и внутреннего, к-рая является условием красоты индивида. Термин «К.» толковался по-разному в различные периоды социально-исторического развития античного об-ва и в зависимости от типов мышления. Пифагорейцы понимали его как внешнее поведение человека, определяемое внутренними качествами. Старинно-аристократическое понимание К. присуще Геродоту, рассматривавшему ее в связи с жреческими традициями, Платону, к-рый связывал ее с воинскими доблестями, «природными» качествами или с родовыми особенностями. С развитием античного индивидуального хозяйства термин «К.» стали применять для обозначения практичных и рачительных хозяев, а в сфере политической жизни он прилагался (как имя существительное) к умеренным демократам. В конце V в. до н. э. с появлением софистики термин «К.» стал употребляться для характеристики учености и образованности. Ксенофонт, Платон и Аристотель понимали К. философски — как гармонию внутреннего и внешнего, причем под внутренним понималась мудрость, осуществление к-рой в жизни и приводило человека к К. С развитием индивидуализма и психологизма в эпоху эллинизма К. стала трактоваться не как естественное качество, а как результат моральных упражнений и тренировки, что привело к моралистическому ее пониманию. Как идеал физического и нравственного совершенства К. получила отражение в иск-ве: в скульптуре, в частности в творчестве Фидия и Поликлета (V в. до н. э.), в поэзии и трагедии, напр. у Софокла (ок. 496— 406 до н. э.).

Источник: Эстетика: Словарь

КАЛОКАГАТИЯ
греч. ???????????, от ????? – прекрасный и ?????? – хороший, нравственно совершенный) – непереводимый термин антич. эстетики, обозначающий гармонию внешнего и внутреннего, которая является условием красоты индивида. Термин этот понимался по-разному в связи с различными периодами социально-историч. развития антич. общества и типами мышления. Первое упоминание о К. содержится в материалах, относящихся к т.н. семи мудрецам. Солон рекомендует хранить К. "нрава вернее клятвы" (Diels973а, 2, 4); Биант же понимает под К. внешний вид человека в зеркале, к-рый должен указывать ему на его моральные качества (73а, 6, 2). Пифагорейцы понимали К. как внешнее поведение человека, определяемое его внутр. качествами (58, D5). В дальнейшем в связи с социальной дифференциацией в антич. обществе это общее значение термина "К." уточняется и получает разный смысл. Старинно-аристократич. понимание К. содержится у Геродота (II 143) в связи с жреческими традициями, у Платона (Theaet., 142 b), к-рый связывает ее с воинскими доблестями, "природными" качествами (Prot. 315 d) или с родовыми особенностями (Charm. 157 с – 158 а) и др. В условиях развития индивидуального хозяйства термин "К." стали применять для обозначения хороших, практичных и расчетливых хозяев (Xenoph. Oecon. VI 12–17; VII 1–3), а в связи с политич. развитием этот термин в виде существительного прилагается к умеренным демократам (Xenoph. Hell. II 3, 12.15.38. 53; III 3, 19, ср. Aristot, Polit. IV 8). В конце 5 в. до н.э. в связи с появлением софистики термин "К." употреблялся для обозначения учености и образованности (Plat. Prot. 328в; Lach. 186с; Aristoph. Nub. 100 sq, сл.). В этом смысле К. применялся не только к софистам, а вообще к людям высокой культуры (Plat. Alcib. I 124 е – 125 a; Theag. 127 а). Ксенофонт, Платон и Аристотель понимали К. философски. Она выступала у них как нек-рого рода гармония внутреннего и внешнего, причем под внутренним у них понималась мудрость, осуществление к-рой в жизни и приводило человека к К. У Ксенофонта таким идеалом гармонич. благородства являлся Сократ (Меnor. I, 1, 16; III 9, 4), причем эту К. он отличал от просто добрых поступков, от добродетели и красоты (там же, III 9, 5; I, 3, 11; I, 2, 29), так что К. являлась у них чем-то единым и нераздельным, в к-ром уже нельзя различать внутреннее и внешнее (там же, III 8,5). Платон трактовал К. как особого рода соразмерность, а именно как гармонию души и тела (Tim. 87 с – 89 d). Другие тексты Платона (R. Р. III 401 d е; Раrm 127 а b; Euthyd. 271 b; Gorg. 470 e; R. P. IV 425 d; Lach. 192 c) связывали К. со счастьем, разумностью, свободной убежденностью, к-рая не нуждается во внешних законах и заключается в естеств. умении правильно пользоваться жизненными благами. Аристотель при выяснении К. исходил из чувственных и естеств. благ (богатство, здоровье и др.), трактуя их безболезненное употребление как К. (Magn. mor. II 9). Здесь прекрасным оказывается не внешнее, а именно то внутреннее, к-рое одухотворяет чувственные блага. С нек-рыми деталями та же самая мысль проводится Аристотелем и в др. текстах (Ethic. Eud. VII 15). К. есть цельность человеч. личности и величие души (Ethic. Nic IV 7) она свойственна всем людям, но только в разной степени). Дальнейшее развитие индивидуализма и психологизма, происходящее в эпоху эллинизма, привело к тому, что К. стала трактоваться не как нечто природное и естественное, но как результат моральных упражнений и тренировки. Это приводило к моралистич. пониманию К., чуждому классич. К. (см. трактат, приписываемый Исократу: "Увещание к Демонику"). К. является одним из центр. понятий антич. эстетики на всех главнейших социально-историч. ступенях ее развития. Лит.: Лосев А. Ф., Классическая калокагатия и ее типы, в сб.: Вопр. эстетики, 1960, вып. 3;Walter J., Die Geschichte der ?sthetik im Altertum..., Lpz., 1893, S. 121–47; Utitz E., Geschichte der ?sthetik, В., 1932, S. 11–14; его же, Bemerkungen zur altgriechiscben Kunsttheorie, В., 1959, S. 14–19; Вerlage J., De vi et usu vocum ????? ??????? ???????????, "Mnemosyne", ?. Ser., 1932/33, v. 60, p. 20–40; J?thner J., Kalokagathia, в кн.: Charisteria A. Rzach, Reichenberg, 1930, S. 99–119. А. Лосев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

КАЛОКАГАТИЯ
термин античной этики (приблизительный перевод «нравственная красота»), составленный из двух прилагательных: прекрасный и добрый. Более всего значим для философии классического периода (Сократ, Платон и Аристотель), однако имеет свою историю и в ранней традиции: как понятие засвидетельствовано для Бианта и Солона. Калокагатия стала одним из важнейших терминов нравственного учения Сократа, о чем можно судить по сократическим сочинениям Ксенофонта и Платона. В «Меморабилиях» Ксенофонт изображает «разговор Сократа с Аристиппом о калокагатии» (Mem. Ill 8), в ходе которого Сократ отождествляет понятия «прекрасное», «хорошее» и «полезное» (для души); соответственно, благом и красотой нетелесной души, если она существует правильно, оказывается добродетель. В другой беседе он противопоставляет калокагатию «постыдному», делая это в ходе характерного отождествления «мудрости» (=рациональное мышление) и «благоразумия» (=нравственное сознание), сближая т. о. калокагатию с последним. В платоновской «Апологии» 21d4 термин «калокагатия» появляется в знаменитой формуле Сократа о незнании: в пер. Вл. С. Соловьева «оба ничего в совершенстве не знаем» (букв. «не знаем ничего прекрасного), — подчеркнуто этическое содержание философии Сократа. И в платоновском «Пире» 222а6 говорится, что речи Сократа касаются всех вопросов, которыми занимается тот, «кто хочет достичь калокагатии».
Для Платона калокагатия была термином важным, но не центральным, ибо и философия его не исчерпывается этикой, в отличие от сократовской. Термин редко встречается у него в значении внешней красоты (Euthyd. 271b4; Farm. 127b3), в основном же—в значении красоты нравственной, выступая как синоним понятия «добродетель»: Gorg. 515a6 («человек достойный», противопоставлен дурному, т. е. несправедливому, распущенному и безрассудному); 527d2 («поистине достойный человек и предан добродетели» ); Symp. 204a5 («тем-то и скверно невежество, что человек и не калокагатийный, и не умный вполне доволен собой») и во многих других местах. Исключением из этического толкования выглядит пассаж из «Тимея» 88с6, в котором обозначает красоту тела, a души; здесь Платон имеет в виду гармонично развитого человека, прекрасного и душой и телом.
В платоновской Академии калокагатию определяли как «умение избирать наилучшее нравственное решение» (Ps.-Plat. Definitiones 412e8). Аристотель продолжает разрабатывать этот термин, причем делает это не в «Никомаховой», а в «Евдемовой этике» VII 3, 1248b8-1249al6 и «Большой этике» II 9. По Аристотелю, калокагатия — совершенная добродетель (такая же, как справедливость «в широком смысле»): «О нравственной красоте (калокагатии) говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями» (Magna тог. II 9, 1207b23—26). В «Евдемовой этике» калокагатийным называется тот, кто «обладает прекрасными благами как таковыми и практически действует ради прекрасного как такового» (1248Ь34—36), т. е. кто стремится жить добродетельно (согласно благу как таковому) не ради внешнего «природного» блага (здоровья или силы, как граждане Спарты). По существу, калокагатия, определяемая как «полнота добродетели» (1249а16), является содержательным ответом на формулу счастья («полнота жизни в полноте добродетели», 1219а38—39). Аристотель также подчеркивает, что для совершенного в моральном отношении человека внешние блага (богатство, слава, почет) не несут никакой опасности в смысле повреждения нрава, и более того, без внешних благ тоже не может быть полноты и совершенства. Но все это относится к достаточно небольшой части граждан (собственно, истинным философам), ибо «многие не способны обратиться к калокагатии, поскольку они привыкли повиноваться не стыду, но страху» («Никомахова этика»Х10,1179Ь10-11).
После Аристотеля термин еще встречается у ранних стоиков (Хрисипп учил, что равносильны выражения «жить по природе», «жить прекрасно» и «жить хорошо» и, в свою очередь, «калокагатия» и «добродетель», см. SVF II 16), но постепенно исчезает из разговорного философского языка. Византийский словарь Суда фиксирует память о главном содержании термина: «калокагатия — это доброта» (К, 244). Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития, кн. 2. M., 1994, с. 386—439.
M. A. Солопова

Источник: Новая философская энциклопедия

Калокагатия
греч. calos - прекрасное, agathos -доброе) - совокупность достоинств, всеобщих, принятых «добродетелей», делающих их носителя грека-мужчину признанным членом общества (сначала гетерии, содружества, затем полиса - города-государства) чтимым, достойным славы и признания и соответственно воспринимаемым как носителя общественного блага, добра, а потому и как воплощение прекрасного. Первоначально «калой кагатой» (множ. число) служило выражением военного (и слитного с ним гражданского) превосходства, которое использовалось в поэмах Гомера для обозначения лучших («аристой», «агатой», аристократов) в противоположность массе, толпе («какой», плохим). В дальнейшем «калокагатия» воспринимается как идеал гражданских достоинств, соответствующих интересам, специфике и исторической эволюции античного полиса. В частности, переходу от «военных» (аристократических) добродетелей - мужество, смелость, отвага, к «мирным» (полисным) - справедливость, разумность, рассудительство. Превращаясь в идеал полисного воспитания, в цель подготовки граждан полиса (см. статью «пайдейя»), военные и гражданские добродетели сливаются в обобщенном, а значит подлинном (для греков подлинно то, что есть общее, а не единичное, типичное, а не его индивидуальные отклонения) облике воина-гражданина, которым теперь становится не всадник-аристократ, а пехотинец - гоплит и гребец на судне. Слияние военных и гражданских добродетелей как основная цель воспитания и формирования человека соответствовала специфике античного полиса как своеобразного союза вооруженных мужчин, гражданской корпорации, гражданской общины, т. е. поселения, в котором над родовыми нормами взаимоотношений и передаваемыми от поколения к поколению родовыми нормами («тесмой») стали преобладать принятые, установленные и равнообязательные для всего населения законы. В соответствии с этим город как укрепленное поселение превращается в город — государство. Античный идеал гражданина-воина породил в истории западной мысли иллюзию «гармонического развития личности», слияния телесного развития и нравственного совершенства. Иногда так калокагатия и характеризуется — как «совершенство и телесного сложения, и духовного нравственного склада», объединение эстетического и этического достоинства, «прекрасного (kalon) и «доброго» (agathon). Между тем нельзя говорить о таком объединении, поскольку в греческом понимании красоты не было такого разъединения. Для греков все полезное, нужное, а потому и редкое, недоступное всем или нечасто встречающиеся и было прекрасным. И простоватый софист Гиппий в диалоге с Сократом так и говорит о прекрасном, объединяя в своем понимании прекрасного и прекрасный горшок, и прекрасную кобылицу, и прекрасную девицу. Но и до Гиппия и Сократа поэт Феогнид писал: «Что прекрасно, то приятно, что не прекрасно, приятным не является». И поэтесса Сапфо вторит ему почти теми же словами: «Прекрасный, как видим, есть хороший (agathos -Г. Д.), а хороший вместе с тем будет прекрасным (kalos)». Да, греки ценили и понимали красоту, но красоту не в отрыве от полезной сущности вещей, а как благо, как естественное выражение порядка вещей, природной целесообразности, пользы, которую человек воспринимает с восхищением, удивлением и признанием, т. е. человек от природы наделен способностью отличать прекрасное от безобразного и видеть доброе (а оно всегда прекрасно) и злое (а оно всегда безобразно). Добро как полнота жизни, как природное совершенство всегда захватывает, зачаровывает человека, объясняет ему, во имя чего он живет - так красота Елены заставляет старцев говорить о ней как о женщине, ради которой стоило вести войну. Другое дело, что красота и украшательство могли быть и без добра: Ксенофан смеется над привычками колофонян носить прекрасные пурпурные одеяния, сладкоголосые сирены увлекают проплывающих мимо них путников на гибель, но добро всегда прекрасно, а зло всегда безобразно. Лучше всего этот эстетический (и одновременно этический) принцип виден в сцене спора Одиссея с Терситом в собрании ахейцев. Воссоздается достойный (прекрасный) образ Одиссея, удерживающего ахейцев от постыдного (безобразного) поступка — бегства от стен Трои: К каждому он подходил и удерживал кроткою речью: «Муж знаменитый! тебе ль, как ребенку, страху вдаваться? Сядь, успокойся и сам, успокой и других меж народа; Ясно еще ты не знаешь намерений думы царевой; Терсит же описан как воплощение зла и безобразия: Все успокоились, тихо в местах учрежденных сидели; Только Терсит меж безмолвными каркал один, празднословный; В мыслях вращая всегда непристойные дерзкие речи, Вечно искал он царей оскорблять, презирая пристойность, Все позволяя себе, что казалось смешно для народа. Муж безобразный, он меж данаев пришел к Илиону; Был косоглаз, хромоног; совершенно горбатые сзади Плечи на персях сходились; глава у него подымалась Вверх острием, и была лишь редким усеяна пухом. Подлинные греки прекрасны своим обликом и делами, которые неразрывно слиты. Встречающиеся в сражении Главк и Диомед выполняют свой долг во имя чести и славы, но и слава и честь — это право занимать почетное место на пиру, на лучшую часть военной добычи, право владеть тучпы-ми пастбищами и лучшими землями. Античность не знает добра, блага, одетого в скромные, простые одеяния, самоистязания и неполноты, ущербности. Жизнь полна сил и изобилия, и это есть добро и благо. Очарование, гармония космоса — Это и есть красота. Космос — это порядок вещей, который наблюдается человеком, и этом порядок содержит прекрасное, это и есть прекрасное устройство. Человек) удивляясь и восхищаясь, сам живет в соответствии с мерой и красотой, тем благом, которое присутствует в космосе. Отсюда греческое представления о созерцательности, о пайдейе (обучении граждан), о «лучших мужах»—победителях состязания —«агона». С переходом приоритета от военных к мирным добродетелям утверждается мысль о духовной красоте (и ее отличии от физической), ее развивал, в частности, Сократ. Но красота вещей и самой души связывается по-прежнему с природой, природной целесообразностью, а не с духовным абсолютом, которого античность не знает. Да и сам Сократ говорит о прекрасном то же самое, что говорил и о добре. И в этом смысле калокагатия остается идеалом в достижении природного совершенства.

Источник: Человек и общество. Культурология

КАЛОКАГАТИЯ
КАЛОКАГАТИЯ (греч. ???????????, ?? ????? ???????), термин античной этики, образованный из прилагательных ????? (прекрасный) и ?????? (хороший, добрый) и переводимый как «нравственная красота»; ????? ??????? - человек прекрасный, добродетельный. Известный в ранней традиции (возможно, уже у Семи мудрецов, ср. изречение Солона «калокага-тии верь больше, чем клятве», D. L. I 60), наибольшее распространение получил в философии классического периода (софисты, Сократ, Платон и Аристотель), был употребим и в дальнейшем, напр., в Поздней Стое.     Калокагатия стала одним из ключевых терминов учения Сократа, синонимом совершенной добродетели. Сократ и современная ему интеллектуальная традиция эпохи полисной демократии переосмыслили исходное значение термина, связанного с аристократической этикой (ср. Thuc. VIII 48, 3-6; Aristoph. Ran. 717 сл., Xen. Oec. VI, 8; 12). Калокагатия стала выражать не высшую нравственную оценку представителя аристократической элиты, прямо связанную с его природной арете, которая получает надлежащее воспитание, но такую универсальную добродетель, которая зависит от воспитания и постоянного совершествования в занятиях философией, что преодолевает все возможные недостатки телесной природы. По Ксенофонту, калокагатия была целью философствования Сократа (Ibid. I 6, 14), который отождествляет понятия «прекрасное» (?????), «хорошее» (??????) и «полезное» (????????) для души, в результате благом и красотой нетелесной души оказывается добродетель (Xen. Mem. Ill 8). Калокагатию Сократ противопоставляет «постыдному», делая это в ходе характерного отождествления «мудрости» (= рациональное мышление) и «благоразумия» (= нравственное сознание), сближая т. обр. калокагатию с последним. Термин может быть применим не только к отдельной личности, но и к полису (III 5, 15: «нашему городу далеко до совершества»), и в таких контекстах он служит для уточнения понятий «полисная справедливость», «правильное устройство полиса».     В платоновской «Апологии Сократа» (Apol. 21d4) термин появляется в знаменитой формуле Сократа о незнании: мы «не знаем ничего хорошего» (????? ???????, рус. пер. М. С. Соловьева: «ничего в совершенстве не знаем»), чем подчеркнуто этическое содержание его философии. В платоновском «Пире» с помощью того же термина Сократ характеризуется как философ, думающий о вопросах нравственного совершенствования (Symp. 226а6).     Для Платона калокагатия была термином важным, но не центральным, ибо и философия его не исчерпывается этикой. Калокагатия иногда встречается в значении внешней красоты (Euthyd. 271b4; Рапп. 127ЬЗ), но чаще в значении красоты нравственной, выступая как синоним понятия «добродетель»: Gorg. 515а6 («человек достойный», противоположный дурному, т. е. несправедливому, распущенному и безрассудному); 527d2 («поистине достойный человек и предан добродетели», ????? ???????, ????? ??????); Symp. 204а5 («тем-то и скверно невежество, что человек и не калокагатий-ный, и не умный вполне доволен собой»), и др. Исключением выглядит пассаж из «Тимея» (Tim. 88c6), в котором Платон имеет в виду гармонично развитого человека, прекрасного и душой, и телом, относя ????? к красоте тела, а ?????? — к красоте души.     В Академии калокагатия получила школьное определение как «умение избирать наилучшее нравственное решение» ([Plat.] Def. 412e8). Аристотель продолжает разрабатывать этот термин, см.: ?. ?. VII, 1248Ь8-1249а16; М. М. II9; Е. N. X, 1179Ы0-11. Калокагатия в указанных текстах выступает как синоним всецелой нравственной добродетели (синоним «справедливости вообще», в отличие от «справедливости частной»): «О нравственности говорят в связи с добродетелью: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями» (М. М. II 9, 1207Ь23-26). Человек добродетельный (калока-гатийный) «обладает прекрасными благами как таковыми и практически действует ради прекрасного как такового» (Е. Е. 1248Ь34-36). Калокагатия, определяемая как «полнота добродетели» (????? ???????, 1249а 16), как правильное соединение нравственных и мыслительных добродетелей, является у Аристотеля раскрытием содержания формулы счастья как «полноты жизни в полноте добродетели» (1219а38-39); при этом калокагатия открывает путь к созерцанию бога (1249b). Аристотель подчеркивает, что совершенному в моральном отношении человеку, истинному философу, внешние блага (богатство, слава, почет) не могут повредить, более того, без них не может быть полноты и совершенства. В отличие от философов «многие не способны обратиться к калокагатии, поскольку привыкли повиноваться не стыду, но страху» (?. ?. ? 10, 1179Ы0-11).     Вэллинистической философиикалокагатия/калокагатийныйвстречаются у стоиков (Хрисипп, Музоний Руф), вероятно, в связи с высокой оценкой в школе образа Сократа. Хрисипп учил, что равносильны выражения «жить по природе», «жить прекрасно» и «жить хорошо» и, в свою очередь, равносильны «калокагатия» и «добродетель» (SVF II16). Музоний принимал это школьное отождествление и школьное почитание Сократа; по его мысли, человеческой душе врождено стремление к нравственности (???? ????????????) и в каждом из нас заключено зерно добродетели (Diss. II24 Lutz). Калокагатия - конечная цель философии, философствовать - это и означает стараться быть добродетельным (???????????? ???????????, fr. 8, p. 38, 16 ?. = Diss. IV 99).     Филон Александрийский охотно использует калокагатию как термин классического платонического словаря в значении «нравственное совершенство», «добродетель» (Philo. De virt.; Legg.; Somn.; Vit. contemp. и др.), при этом понимая совершенство как богопознание и богопочитание.     В сочинениях христианских авторов калокагатия встречается редко, сохраняя свой базовый смысл «добродетель» (Ign. Ер. 11, 14, 1; Bas. Caes. Ер. 15,1; 32,1; 313, 1; Greg. Naz. Ep. 62, 1). Византийский словарь Суда (s. v. ???????????, 244) фиксирует память о главном содержании классического термина: «калокагатия - это ????????».     Лит.: Wankel H. Kalos kai agathos. Diss. W?rzb., 1961. N. Y., 1979; Donlan W. The origin of kalos kagathos, - AJP 94, 4, 1973, p. 365-374; Bourriot F. Kalos Kagathos, -Kalokagathia. D´un terme de propagande de Sophistes ? une notion sociale et philosophique. ?tude de l´Histoire ath?nienne. Bd. I—II. Hldh.; Z; N. Y., 1995; Лосев А. Ф. Классическая калокагатия и ее типы, - Вопросы эстетики, 1960, 3, с. 417 сл.; Он же. ИАЭ VIII. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 2. М., 1994, с. 386-439; Никитюк Е. В. К развитию представлений об идеальном человеке в греческой литературе V-IV вв. до н. э.: понятие и образ ????? ??????? у Ксенофонта, - ВСПбГУ, сер. 2, 1994, вып. 1 (2), с. 111-116.     М. А. СОЛОПОВА

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
585.14 кб

Античная калокагатия как общечеловеческий идеал совершенства

Сёмушкин Анатолий Васильевич
В статье предпринята попытка аналитического и оценочного описания смыслового горизонта калокагатии ценностного понятия эллинской мысли, обозначающего достоинство и совершенство человеческой личности вне зависимости от ее социально
Читать PDF
128.96 кб

Калокагатия в корпусе текстов Платона

Санженаков Александр Афанасьевич
В статье анализируется древнегреческое понятие «калокагатия». Выявлены случаи употребления этого понятия в корпусе текстов Платона. Произведен анализ смыслового контекста словоупотребления «калокагатии» в сочинениях Платона.
Читать PDF
180.18 кб

Калокагатия: соотношение истины, добра и красоты

Прокопьева М.Ю.
В статье дается обзор античной калокагатии и прослеживается ее связь с базовыми ценностями: истиной, добром и красотой.
Читать PDF
502.60 кб

Доказательство теоремы о калокагатии в аксиоматической системе философской эпистемологии (оптимизм и

Лобовиков В.О.
Впервые в мировой научной литературе дается точная формулировка на искусственном языке мульти-модальной логики и конструируется формальное дедуктивное доказательство принципа калокагатии как теоремы в аксиоматической системе униве