КАЛАЧАКРА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КАЛАЧАКРА
(санскр. ka–la-cakra, тиб. duskhor, колесо времени) — 4-головый и 24-рукий йидам тёмно-синего цвета, созерцаемый (и изображаемый) в соитии с женским воплощением мудрости (праджня). К. олицетворяет слияние в сознании времени и пустоты (шуньята). Культ К. способствует благополучию на земле, а также создаёт условия для связи с миром Шамбалы. Йидам К. — символ Учения К.-тантры.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Калачакра
др. – инд.) – «колесо времени» – в ваджраяне – учение о тесной связи Вселенной с человеком, изложенное Буддой Шакьямуни по просьбе Сучандры, царя мифической страны Шамбхалы. Согласно К. все внешние явления и процессы взаимосвязаны с телом и психикой человека, поэтому, изменяя себя, человек изменяет и мир. С К. связано представление о цикличности времени, в котором выделяли 12- и 60-летние циклы.

Источник: Мифологический словарь

КАЛАЧАКРА

        (колесо времени) — осн. категория джайнских представлений о "мировой истории". По этим представлениям мир вечен и неизменен, однако условия существования его центр, части, на уровне срединного мира, включающей области Бхарата и Айравата, подвержены ритмическим колебаниям. Остальная часть мира пребывает в постоянном неизменяющемся потоке времени. "Колесо времени" имеет 12 "спиц" — веков; шесть из них относятся к "прогрессивному", восходящему полуобороту колеса, а шесть — к нисходящему.
А. Терентьев

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

Калачакра
Колесо времени. Учение о циклическом времени, принятое во многих индийских школах. В джайнизме калачакра символизирует колебания времени в центральной части мира и изображается в виде колеса, шесть спиц которого (шесть веков) соответствуют периоду прогресса (утсарпини), развертывание мира, шесть других — регрессу (авасарпини). В раннем индуизме циклическое развитие мира связывается с пробуждением и бодрствованием Брахмана, разрушение — с его сном. Теория временных циклов, кальп (кала-чакравада), разработана в школе ваджраяна как буддийская версия. Сведения о ней сохранились в тибетском собрании «Ганджур». Кроме описания циклического существования вселенной в учении присутствует концепция абсолюта (Адибудда), изображаемого в виде двадцатичетырехрукого божества Калачакры, владыки времени. Его женский аспект — восьмирукая богиня, олицетворяющая мудрость (праджня). Их союз символизирует единство времени и пустоты. Будда Шакьямуни, согласно легенде, обсуждал учение с царем Шамбалы Сучандрой.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

КАЛАЧАКРА
санскр., букв. «колесо времени») — одна из важн. систем будд. тантры, относящаяся к разряду «ануттара-йога»; текст, излагающий эту систему. В Индии К. появляется лишь в 10 в. н. э.: согл. традиции, в 965 ее приносит Цилупа из полулегендарной страны Шамбалы, где учение сохранялось с того времени, когда оно было поведано Буддой царю Шамбалы Сучандре. К.— позднейшая из общепринятых доктрин ваджраяны и, заметно отличаясь своей терминологией и мифологией от других тантр класса «ануттара-йога», несет отпечаток влияния небудд, филос.-религ. систем: вишнуизма, шиваизма, манихейства и др. Особенно заметно влияние ислама: так, первым годом в хронологич.системе К.считается год хиджры (ошибочно 624 вместо 622). Астрологич. и астрономич. исчисления К., на к-рых строился календарь 60-летних циклов, распространенный во мн. странах Азии, придали большую известность этому учению, филос.новизна К. обнаруживается прежде всего в том, что здесь на уровне тантры доводятся до ло-гич. завершения монистич. тенденции махаяны, вводится концепция Адибудды — первоисточника бытия, персонифицируемого в образе 24-рукого Калачакры и его праджни, олицетворяющих слияние Времени и Пустоты. Внутр. реализация тождества микро- и макрокосма, понимаемая как «пробуждение» (бодхи), достигается с помощью сложной психотехники, проводимой, как правило, по методу «шестичленной йоги». Осн. текст традиции К.— Калачакра-мула-тантра считается утраченным. Важнейшим из сохранившихся сокращенных версий считается Калачакра-лагху-тантра-раджа, а наиб. ранний и важный из комментариев, Вималапрабха, приписывается третьему (начиная с Сучандры) царю Шамбалы — Пундарике.         А. А. Терентьев

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

КАЛАЧАКРА
Целостное мироздание, синтез макрокосма и микрокосма, вселенной и человека. Согласно «Калачакра-тантре», изменяя себя, человек изменяет мир. По легенде, учение калачакры было изложено Буддой Шакьямуни по просьбе царя мифической страны Шамбхала Сучандры. В Индии калачакру проповедовал мудрец Питопа, который попал чудесным образом в Шамбхалу и был посвящен царем Калки в учение калачакры.
Как писал Ю. Н. Рерих в статье «К изучению калачакры», «важность системы калачакра в религиозной жизни очевидна из наличия многочисленной литературы, посвященной системе, и того мощного влияния, которое она оказала своим учением на буддийский мир Центральной Азии. Большинство крупных монастырских учреждений в Тибете и Монголии наставляют своих адептов в этой чрезвычайно сложной системе мистицизма. Многие из этих учреждений имеют специальные факультеты, предназначенные для изучения системы калачакра. Программа обучения в этих школах в основном сходна с программой тантристских факультетов. Она включает трех-четырехлетний курс обучения, в течение которого монах-студент обретает твердые знания четырех основных тантристских систем. В дополнение к ним адепты калачакра-дацанов должны овладеть всеми сложностями индийской астрономии и астрологии и получить основательные знания санскрита (хотя сегодня и редко встречаются монахи, которые хорошо им владеют, но не следует думать, что они совсем перевелись). Система калачакра принадлежит к „ануттара-йога-тантре“ — наивысшей из четырех тантр.
Обширная литература по системе калачакра написана в тантристском стиле, изобилует специальными тантристскими терминами и аллегорическими выражениями, тайное значение которых известно только посвященным. Эзотерический характер системы, ее глубокий символизм, трудность в приобретении текстов калачакры и комментариев к ним до сих пор препятствуют ученым проникнуть в тайны ее доктрин. Тем не менее эта литература чрезвычайно важна для изучения буддизма Центральной Азии. Для верного понимания этой чрезвычайно специфической литературы необходимо знание тантристской терминологии в индийской системе астрономии и астрологии. В целом же вопрос системы калачакра тесно связан с проблемой происхождения тибетского шестидесятилетнего цикла, а также с проблемой Шамбхалы, загадочной страны, откуда эта система проникла в Индию во второй половине Х века».

Источник: Буддизм. Энциклопедия.

Похожие термины:

  • КАЛАЧАКРА ТАНТРА

    (Тантра Колеса Времени) — одно из наиболее авторитетных текстов тантрического буддизма Ваджраяны (см.). Известный в настоящее время текст принимается традицией за «лагху тантру» (сокращенную тант