КАЙВАЛЬЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КАЙВАЛЬЯ
сс. Отделенность. Изолированность. Независимость. Состояние сознания, полностью отрешенного от внешних раздражителей. Согласно Патанджали, в нем происходит переход на интуитивный способ постижения мира
Абсолютный ментальный покой. Освобождение от перерождений (кайвалья-мукти). В йоге и санкхе кайвалья рассматривается как разъединение духа (Пуруша) с материей (пракрити). В буддизме кайвальей называют стадию транса (самадхи) перед наступлением нирваны.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

КАЙВАЛЬЯ
(одиночество, совершенство) — важное понятие санкхъи и йоги Патанджали. Это состояние абсолютного освобождения, понятого как полное отъединение индивидуального духа от первоматерии. В этом состоянии дух пребывает в своей совершенной чистоте и безмятежности, не будучи затронут никакими желаниями, волениями, эмоциями, мышлением и внешней деятельностью. Его бытие — чистое и бесстрастное самосозерцание. В более поздний период развития индуизма понятие К. часто отождествляется с понятием мокша.

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

КАЙВАЛЬЯ
(санскр. kaivalya — обособление, изоляция) - популярный термин инд. сотериологии, акцентирующий во всей полноте «отрицательное» ядро «освобождения» (см. Мокша). Семантика К. определяется производностью данного термина от интерпретации Атмана как «изолированного» (kevala, kevalin - одинокий, уединенный) и от внешнего мира, и от психофизического агрегата индивида. Это позволяет осмыслить задачу духовной практики как восстановление изолированности посредством разрыва его «связанности» (см. Бандха) как результата безначального неведения. Поэтому, согласно «Майтри-упанишаде» (VI. 21), тот, кто достиг вершины экстатического состояния в непричастности как радости, так и страданию, достигает и «изолированности», а поздняя «Кайвалья-упанишада» посвящена достижению истинного знания, кульминирующего в осознании единства адепта с Брахманом через уединение как «отречение».
В дидактических текстах «Махабхараты» это обретение адептом К. через реализацию своей идентичности так или иначе понимаемому абсолютному духовному началу мира уже канонизируется. Духовное начало — пуруша, достигающее через метод санкхьи истинного самоосознания, становится реально «изолированным» (XII.294.43, ср. 296.13, 306.77); медитируя на «изолированное», первоначало, «практикующий» после разрушения тела достигает К.
В «Санкхья-карике» возможность практики, направленной на обретение К., соотносится с «изолированным» онтологическим состоянием пуруши; ради достижения этой цели осуществляется и сама космическая связь мировых первоначал — ПервоматерииПракрити и пуруш. Указанная же конечная цель характеризуется как «надежная и завершенная К.» — она оказывается возможной лишь после конечного развоплощения, когда «устраняется» сама Первоматерия, обеспечивавшая до того закабаленность духовного начала (ст. 17, 19, 21, 68). Согласно комментарию Вачаспати Мишры, при этом семена даже не начавших еще прорастать накопленных в прошлом действий (см. Карма) сжигаются огнем истинного знания после «потребления» уже проросших семян.
В «Йога-сутрах» К. пуруши, или «видящего», достигается через его разъединение с интеллектом-буддхи как «продуктом» Первоматерии, коему на уровне «субъективном» соответствует направленность индивидуального сознания к «обособлению»; она является результатом полного бесстрастия (vairagya) — даже по отношению к самому «изолирующему» различительному знанию; онтологическим условием этого состояния оказывается полное очищение благоприятной гуны саттва в интеллекте буддхи от всех примесей начал страстности и инерции, а в конечном счете — полное прекращение функционирования всех трех гун. По комментарию Вьясы, при приближении к состоянию К. семена аффектов уже не могут плодоносить — подобно прокаленным на огне семенам риса.
В приписываемом Шанкаре трактате «Вакьявритти» К., к-рая ассоциируется с высшим убежищем Вишну, рассматривается как завершающая стадия «освобождения», коей предшествует стадия «освобожденного при жизни» — когда еще не исчерпаны все кармическое плодоношение.
В полемике с концепцией Бхартрипрапанчи, также разделявшего две стадии «освобождения» (см. Апаварга), ученик Шанкары Сурешвара утверждает, что во время достижения К. все кармы оказываются исчерпанными.
В шиваитско-ведантистском сочинении «Манасолласа» при обсуждении правильного именования Божества указывается, что условием достижения К. является устойчивое осознание адептом своего единства со светоносным Атманом всего сущего (III. 32—40). Л и т.: Смирнов Б.Л. Нирвана, кайвалья, мокша в философских текстах «Махабхараты» // Материалы по истории и филологии Центральной Азии. Вып. 3. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1968. С. 14-21. В.К.Шохин

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001