КАФКА Франц

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КАФКА (Kafka) Франц
род. 3 июля 1883, Прага - ум. 3 июня 1924, Кирлинг, близ Вены) - австр. писатель, философ. Получил известность после того, как были опубликованы фрагменты его романов "Процесс" (1915) и "Замок" (1922), в которых он в поэтической притчеобразной форме воплотил мотив трагического бессилия человека перед абсурдностью мира. Кафка выступал против свойственного человеку превращения в идола исторических назначений Бога (нация, государство, церковь) и учил, что Бог непостижим, что употребление всей силы воли используется врагами индивида, чтобы сокрушить его; однако перед божьим судом нет безгрешных. Избр. соч. Кафки изданы в сборнике "Превращение" (1916).

Источник: Философский энциклопедический словарь

КАФКА Франц
писатель-философ; p. 3. 7. 1883 (Прага) — ум. 3. 6. 1924 (Кирлинг, близ Вены); происходил из немецкоязычной еврейской торговой семьи чешского происхождения; писал прежде всего поэтическую прозу («Превращение», 1916; «Сельский врач», 1919 и др.). Получил известность после того, как из его литературного наследства были опубликованы фрагменты романов «Процесс» (1925) и «Замок» (1926). Вместе с Рильке его неоднократно называли предшественником современной экзистенциальной философии. Универсальная тема «бытия» у Кафки, которое выступает в его произведениях как «закон», допускает сравнение с философией бытия (см. Фундаментальная онтология) Хайдеггера. Бытие у Кафки остается строго бессодержательным, неопределимым и поэтому невыразимым, оно постоянно вызывающе обращается к людям, но его проявление никогда не выдерживает «разукрывания» («Перед законом»). Бытие остается «законом», вследствие незнания которого человек становится виновным («Процесс»). «Прояснение» бытия, которое может быть произведено только соединением всех мыслительных процессов («Исследования одной собаки»), предает человека пустоте, которая избавляет его от всех условий жизни и делает его «свободным» для «суда», «высшего... для всех нас совершенно недостижимого суда». Отсюда желание Кафки, чтобы человек ставил себе задачи в жизни, но ему не следует бездумно предаваться данностям и сделкам мира, которые надо «не... за истинные считать... считать только за необходимые» («Процесс»). Вследствие своей трудности для понимания произведения Кафки не остались без неправильных толкований, и, пожалуй, ничье другое творчество XX столетия не использовалось в своих целях таким числом противоречивых направлений. Произведения: «Америка», «Процесс», «Замок»; кроме того, рассказы, письма и дневники.
М. Brod. F, K.s Glauben und Lehre, 1948; M. Brod. F. K. Eine Biogr., 1954; H. S. Reiss. F. K. Eine Betrachtg. Seines Werkes, 1952; W. Grenzmann. F. K.s Werke u. geistige Welt, in: Universitas, VIII, 1953; W. Emrich. Fr. K., das Baugesetz seiner Dichtung, 1958; W. Kraft. F. K. Durchdringung und Geheimnis, 1968; G. Wöllner. E. T. A. Hoffmann u. F. K., 1970; W. Hoffmann. K.s Aphorismen, 1975; H. Binder. K. in neuer Sicht, 1976; W. Ries. Transzendenz als Terror, Eine Studie üb. F. K., 1977; H. Binder. F. К., I. Bd. Der Mensch und seine Zeit, II. Bd. Das Werk und seine Wirkung, 1979.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

КАФКА (Kafka) Франц (1883-1924)
австрийский писатель. Автор романов "Процесс", "Замок", "Америка", а также ряда рассказов. Его немногочисленные произведения, совмещающие в себе элементы экспрессионизма и сюрреализма, оказали значительное влияние на философию и культуру 20 в. К., получивший широкую известность после посмертной публикации его романов в 20-е 20 в., является одним из наиболее интерпретируемых литераторов. Можно выделить четыре основные группы интерпретаций: социальные, психоаналитические, религиозные и философские. Социальные интерпретации, которые являются наиболее распространенными, рассматривают "Процесс" и "Замок" как повествования о борьбе индивида с могущественными политическими и бюрократическими структурами, несущими в себе угрозу свободе и демократии. Подобные трактовки творчества К. получили широкое распространение в кинематографе, журналистике и прочно закрепились в обыденном сознании. Психоаналитические интерпретации рассматривают произведения К. в качестве кодированных структур психоаналитических символов в подтверждение чему приводятся факты сложной личной жизни К., многие из которых нашли отражение в его дневниках и письмах. Представители психоанализа указывают на трудные отношения К. с отцом, а также с двумя невестами, ни на одной из которых он так и не женился, считая, что эти личные проблемы воплотились в сложной символике его романов. Религиозные интерпретации делают акцент на библейских мотивах, присутсвующих в произведениях К., на использовании им притч, наличии религиозных символов в его произведениях. В подобных трактовках герои романов К. заняты поиском Бога, который оказывается предельно трансцендентным миру (М. Брод). Наиболее известные философские интерпретации предлагались в экзистенциализме, который видел в К., наряду с Кьеркегором и Достоевским, писателя, наметившего основные темы трагичности бытия и экзистенциального одиночества индивида. Камю и Сартр позаимствовали у К. немало литературных приемов при создании экзистенциалистского романа. Кроме того, экзистенциализм вдохновил и чисто философские интерпретации, которые усматривают в противостоянии Землемера и Замка в "Замке", Йозефа и Суда в "Процессе", метафорическое осмысление проблемы отношения субъекта и реальности (Д. Хеллер). В 50-70-е 20 в. к К. продолжают обращаться представители структурализма и постструктурализма. С одной стороны, Барт, С. Зонтаг и другие авторы подвергают критике неутихающую волну схожих и избитых интерпретаций творчества К. и призывают оставить его произведения такими, какие они есть; с другой стороны, многие философы (Делез, Адорно) используют тексты К. для подтверждения своих концепций.
А.В. Филиппович

Источник: Новейший философский словарь

КАФКА Франц

(3 июля 1883 – 3 июня 1924) – австр. писатель-экспрессионист, оказавший значит. влияние на бурж. философию 20 в., гл. обр. на экзистенциализм. Мировоззрение К. формируется в кружке экспрессионистов – Ф. Верфеля и М. Брода. Согласно эстетич. концепции экспрессионизма, цель художника не в том, чтобы показать, как он видит мир, а в том, чтобы дать через себя заговорить самому миру. Художник, заявляют экспрессионисты, должен передать тот крик, к-рый испускали бы вещи, если бы они не были немыми. Однако это требование-парадоксально превращается в экспрессионизме в свою противоположность – крайний субъективизм: мир становится средством выражения настроения художника. Эти принципы получают отражение в творчестве К. Мир, изображаемый К., не имеет ни ясных очертаний, ни устойчивых границ, ни определ. логики развития. Это мир – сон, мир – кошмар, мир – иллюзия. Фантастич., ирреальный мир кафковских героев противостоит им в качестве враждебной действительности, к-рая всегда таит в себе неизвестную угрозу. Характерен в этом отношении роман К. "Процесс" ("Der Prozess", 1925), где человек преследуется неизвестным судом за неизвестное ему самому преступление; и в конце концов он оказывается жертвой неизвестного ему палача. Смысл этого романа К. – показать, что жизнь человека – это непрерывный процесс, суд над ним, в к-ром все неопределенно: он не знает ни тех, кто его судит, ни того, за что его судят, но в конце концов начинает чувствовать себя виноватым. Эта беспредметная вина порождает у него страх перед миром и чувство беспомощности. Т. о., у К. звучат уже все мотивы, к-рые позднее развиваются в философии экзистенциализма: человек "заброшен" в мир, в к-ром он одинок и беспомощен и перед к-рым постоянно испытывает неопределенный страх. Если в ранних рассказах К. нашло отражение-предчувствие близкой катастрофы, разразившейся в 1914, то в произведениях зрелого К. на первый план выдвигается тема затерянности человеч. личности в автоматизированно-бюрократич. механизме совр. капиталистич. действительности. Аллегорич. изображение кабинетно-канцелярского лабиринта, где невозможно добраться до последнего звена и поэтому невозможно установить смысл всей системы, – осн. тема романов К. "Процесс" и "Замок" ("Das Schloss", 1926). Творчество К. выражает беспомощность личности в "отчужденном" мире капиталистич. отношений. Как форма выражения этого "отчуждения" творчество К. несет на себе яркий отпечаток иррационализма. Совр. бурж. писатели используют творчество К. для обоснования реакц. филос. концепций. Так, напр., А. Камю утверждает, что в своих произведениях К. стремился показать бессмысленность, абсурдность человеческого существования ("L´espoir et l´absurde dans l´oeuvre de Franz Kafka", в кн.: Саmus ?., Le mythe de Sisyphe, P., 1954). С этих позиций К. сближается с Кьеркегором и Хейдеггером. Попытку представить К. религ. мыслителем предпринимают М. Бубер, М. Брод – биограф К., издатель его сочинений (см. Вrod M., Verzweiflung und Erl?sung im Werk Franz Kafkas, Fr./M., 1959). Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1–6, [В., 1935–37 ]; Beschreibung eines Kampfes. Novellen, Skizzen, Aphorismen aus dem Nachlass, [Fr./M. ] – N. Y., [1946 ]; Erz?hlungen, [Fr./M. ] – N. Y., 1946; Tageb?cher, 1910–1923, [Fr./M. ] – N. Y., [1951 ]; Hochzeitsvorbereitung auf dem Lande und andere Prosa aus dem Nachlass, [Fr./M. ] – N. Y., [1953 ]. Лит.: Затонский Д., Смерть и рождение Франца Кафки, "Иностр. литература", 1959, No 2; Вrоd M., F. Kafkas Glauben und Lehre..., M?nch., [1948 ]; его же, F. Kafka als wegweisende Gestalt, St. Gallen, [1951 ]; ?nders G., Kafka, Pro und contra, M?nch., [1951 ]; Janouch G., Gespr?che mit Kafka..., [Fr./M. ], 1951; Вense M., Die Theorie Kafkas, K?ln, [1952 ]; Grenzmann W., F. Kafkas Werk und geistige Welt, "Universitas", 1953, [Bd ] 8, [No ] 8; Heller E., Enterbter Geist, [В. – Zehlendorff ], 1954; Reiss H. S., F. Kafka; eine Betrachtung seines Werkes, Hdlb., 1956; Goth M., F. Kafka et les lettres fran?aises, P., [1957 ]; Emriсh W., Die Weltkritik F. Kafkas, Mainz, [1958 ]; J?rv H., Die Kafka-Literatur. Eine Bibliographie, Malm? – Lund, [1961 ]. П. Гайденко. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Кафка (Kafka) Франц
1883- 1924) Австрийский писатель, с небывалой силой описавший потерянность человека в самом себе и в непонятном для него мире, метафизическое чувство вины и тоски по недостижимой божественной благодати. При жизни почти никому не известный, завещавший сжечь, не читая, все свои рукописи. После Второй мировой войны К. становится одним из самых известных и влиятельных писателей. По сей день его творчество является одной из «горячих точек» мировой литературы. Сначала пытались связывать его творчество с экспрессионизмом (деформация реальности, крик боли вместо гармонии), затем, в 40-е годы, с сюрреализмом (фантастика, алогизм и абсурдизм), еще позже и уже окончательно его принял в свое лоно экзистенциализм (затерянность человека в непонятном для него мире, страх, вина и тоска как первичные переживания). Внешние биографические обстоятельства, казалось бы, не способствовали рождению такого причудливого и уникального художника. К. родился в состоятельной еврейской семье, его отец был владельцем крупного галантерейного магазина, и будущий писатель никогда не знал нужды. На отца, который всего добился сам, маленький Франц смотрел со страхом и в то же время с благоговением. Знаменитое «Письмо к отцу» (вполне реальное, не художественное произведение), хотя и объемом в небольшую книжку, написано в 1919 г., когда отец и сын жили вместе, и начинается словами: «Дорогой отец! На днях ты спросил меня, почему я так тебя боюсь...» Незадолго перед этим Франц поднес ему два своих только что вышедших сборника — «В штрафной колонии» и «Сельский враг», которые отец не удосужился даже перелистать, настолько он был убежден в никчемности всех литературных опытов своего сына. К. получил юридическое образование в Пражском немецком университете (снова влияние отца, хотевшего солидной профессии для сына), хотя втайне мечтал изучать немецкую филологию в Мюнхене. В некрологе 1924 г., составленном близкими, говорится о нем только как о докторе правоведения и ни слова о его литературных занятиях. После университета целых пятнадцать лет (1908-1922) К. проработал в «Обществе страхования производственных травм» и только за два года до смерти, в связи с обострением туберкулеза, досрочно ушел на пенсию. Он умер холостяком, хотя в течение жизни был помолвлен сначала с Фелицией Бауэр, затем с Юлией Ворыжек (причем с каждой по два раза и каждый раз расторгал помолвку). Первый серьезный приступ туберкулеза (кровь хлынула горлом) произошел в сентябре 1917 г., а в декабре К., ссылаясь на болезнь, второй раз расторг помолвку с Фелицией Бауэр). Очевидно, туберкулез К. носил психосоматический характер, как и астма М.Пруста. К. был убежден, что размеренная семейная жизнь не позволит ему отдаваться литературной работе с такой полнотой, как раньше (работа в страховом обществе заканчивалась в два часа дня, оставляя всю вторую половину дня свободной). Следует назвать еще двух женщин, сыгравших большую роль в жизни писателя: эта молодая (и замужняя) переводчица его книг с немецкого на чешский Милена Есенская, которая, может быть, как никто понимала душу Кафки (к ней обращен целый том его писем) и 20-летнюю Дору Димант, с которой К. провел последний и, может быть, самый счастливый год своей жизни. Яркий психологический портрет К. — человека оставила Милена Есенская в письме к М. Броду: «Для него жизнь — нечто совсем иное, чем для всех других людей, и прежде всего такие вещи, как деньги, биржа, пишущая машинка — для него это совершенно мистические вещи (они в сущности такими и являются, только не для нас, других). Для него же все это причудливые загадки... Для него любая контора, включая ту, где он работает, — нечто настолько загадочное, достойное удивления, как для маленького мальчика — движущийся паровоз... Весь этот мир для него остается загадочным. Мистической тайной. Чем-то таким, что еще не по силам и чем можно только восхищаться, потому что оно функционирует». Тут даны истоки и «магического реализма» К., но совсем не замечена его глубокая религиозная серьезность. Может быть, эпиграфом к творчеству К. можно поставить слова из его дневника: «Иногда мне кажется, что я понимаю грехопадение человека лучше, чем кто-либо на земле». Каждый человек виновен уже тем, что он рожден и пришел в этот мир. К. это чувствовал с тысячекратной силой — может быть, из-за чувства вины перед отцом или потому, что говорил на немецком языке, живя в славянском городе, или потому, что не мог даже формально исполнять все предписания иудаизма, как исполнял его отец. В дневнике читаем: «Что у меня общего с евреями? У меня мало общего даже с самим собой». В то же время в быту это был легкий и веселый человек, которого любили сослуживцы и ценило начальство. Один из друзей пишет: «С ним никогда нельзя было поздороваться первым, он всегда опережал вас хоть на секунду». При жизни К. успел выпустить всего шесть небольших брошюр. В первой из них — сборнике миниатюр «Созерцание» (1913) он еще ищет свой путь и стиль. Но уже в написанном за одну ночь рассказе «Приговор» мы видим зрелого К. Далеко не каждому читателю понятно, почему кончает с собой, слепо повинуясь приказу отца, главный герой рассказа. Здесь решающим является стократно обостренное чувство вины перед родителем, которое трудно понять современному читателю. Знаменитый рассказ «Превращение» всего лишь реализация самооценки: герой К. недостоин человеческого облика, для него соразмернее облик отвратительного насекомого. Наконец, озадачивающий своей жестокостью рассказ «В исправительной колонии», в котором либеральная и марксистская критика сразу же усмотрела предвидение фашизма, на самом деле лишь сопоставление Ветхого и Нового заветов и попытка увидеть своеобразную правоту Ветхого завета (не случайно старый комендант бесстрашно бросается в смертоносную машину). Вообще К. следовало бы сопоставлять не с пражской группой немецких экспрессионистов (Г.Мейринк, М.Брод и др.), а с такими мыслителями, как Паскаль и Киркегор. Особенно важна была для К. мысль Киркегора о несоизмеримости человеческих и божественных представлений о справедливости, грехе и воздаянии. Характерно, что все три романа К. остались незаконченными, и он просил их уничтожить. Значит, для него это была какая-то сложная форма психотерапии, которую он считал необходимой для себя и бесполезной для других. В романе «Процесс» (создавался в 1914-1915 гг., опубликован в 1925) сновидческая атмосфера не может помешать догадке читателя, что речь идет о процессе против самого себя (заседания суда на чердаках, то есть в верхних этажах сознания, сам герой романа регулярно приходит на них, хотя его никто не приглашает. Когда героя везут на казнь, он встречает полицейского, но вместо того, чтобы обратиться за помощью, тянет своих спутников подальше от стража порядка). В последнем и самом зрелом романе «Замок» (создавался в 1922 г., опубликован в 1926) мы встречаем уже прямо-таки киркегоровскую притчу о недостижимости и непостижимости творца и его благодати. Герой романа только перед самой смертью должен получить разрешение поселиться — и то не в Замке, а всего лишь в прилегающей к нему деревне. Но ведь сотни жителей деревни без всякого труда получили это право. Кто ищет, тот не найдет, а кто не ищет, тот будет найден — хочет сказать К. Читателя потрясает контраст между кристально ясным, простым языком романа и фантастичностью изображенных в нем событий. Соч.: Gesammelte Werke. Bd 1-8. Munchen, 1951-1958; с 1982 года выходит полное критическое издание, где каждому роману посвящено два тома — со всеми вариантами (изд. продолжается); Соч. в 3-х т., М.-Харьков, 1994. Лит.: Затонский Д. Франц Кафка и проблемы модернизма, М., 1972; Emrich W. Franz Kafka. Bonn, 1958; Brod M. Franz Kafka. Eine Biographie. Frankfurt/Main, 1963; Binder H. Kafka: Hamdbuch. Bd 1-2. Stuttgart, 1979-80. С. Джимбинов

Источник: Художественно-эстетическая культура XX века

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
220.46 кб

Франц Кафка

Галинская И.Л.
Читать PDF
181.87 кб

Франц Кафка

Г. В. Ходасевич
Его имя известно даже тому, кто никогда не читал его книг и не видел снятых по ним фильмов.
Читать PDF
2.70 мб

Франц Кафка и Китай

Шастина Марина Владимировна
Статья посвящена исследованию малоизученного в отечественном литературоведении аспекта в творчестве немецкоязычного писателя, представителя «пражского круга», одного их выдающихся мастеров европейской литературы Франца Кафки (1883
Читать PDF
61.20 кб

Франц кафка: опыт поэзии и перевода

Секацкий Александр Куприянович
Публикация переводов поэзии Франца Кафки приурочена к 130-летию со дня рождения писателя.
Читать PDF
5.55 мб

Франц Кафка - персонаж в литературе XX–XXI вв.

Москвина Екатерина Владимировна
Статья посвящена обзору художественных текстов XX–XXI вв.
Читать PDF
69.58 кб

Франц Кафка (1883–1926): к 130-летию со дня рождения

Махлина Светлана Тевельевна
Публикация переводов поэзии Франца Кафки приурочена к 130-летию со дня рождения писателя.
Читать PDF
278.73 кб

В.И. ПОЛИЩУК. ФРАНЦ КАФКА: ПОЗНАНИЕ ЖИЗНИ И ЛЮБОВЬ К БЫТИЮ

Э. Ж.