Качество

Найдено 23 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КАЧЕСТВО
совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих им определенность.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

КАЧЕСТВО
это внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Качество
философская категория, выражающая существенную определенность предмета, благодаря которой он устойчиво существует именно как такой, а не другой предмет (например, “нож острый” – здесь “острый” означает качество предмета – ножа).

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Качество
(qualis какой, qualitas) вообще, как логическое понятие, выражает совокупность всех свойств, дающих вещи определенность, отличающую ее от всякой другой вещи; иными словами, качество есть такая определенность, которая неразрывна с самым бытием вещи, так что если бы мы уничтожили или изменили ее качество, то она перестала бы существовать, т. е. быть тем, чем она была.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Качество
существенная определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Благодаря качеству объект мыслится как нечто отграниченное от других объектов и одновременно характеризует весь класс однородных объектов. Г. В. Ф. Гегель определял качество как тождественную с бытием определенность предмета. Качество – одна из категорий гегелевского закона взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Качество
фигурирующая в философии еще с античных времен (входит в четверку базовых категорий познания, отобранных Аристотелем) философская категория, выражающая то, что присуще всем материальным явлениям и отличает их от других явлений, а именно: совокупность свойств, структурность, функциональность Под качественными изменениями подразумевают те изменения в свойствах и характеристиках вещи, которыми предопределяются существенные изменения ее самое.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

КАЧЕСТВО
свойство, определяющее природу предмета. В психологии два восприятия одной и той же модальности, например, теплое и холодное, горькое и сладкое, имеют различное качество, поскольку: 1) они противоположны друг другу, хотя и относятся к одному и тому же роду; 2) существует непрерывный переход от одного к другому. Мы говорим о качестве в том смысле, что природу предмета точно определить нельзя, но можно лишь схватить ее как целое с помощью интуиции. В логике качество предложения означает его утвердительный или отрицательный характер. У Аристотеля качество – одна из фундаментальных категорий мысли и реальности. Оно определяет внутреннюю субстанцию предмета. Противоположно «отношению» и «количеству».

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Качество
сложное философское и мировоззренческое понятие: свойство, специфика, «как» и «что» вещи; обозначает первоначальное и подлинное единство или многообразие реальности без ее какого-либо предполагаемого расчленения, которое может тем самым свести качество к количеству в результате пересчета качества одного и того же вида. В философии существует подразделение качества на объективные и субъективные (Демокрит, Галилей), либо на «первичные» и «вторичные» (Локк), либо, напротив, объективными априорными (идеальными) и апостериорными (реальными) (Кант), тогда как Аристотель придерживался только одной объективной стороны качества. Сведение качества к количеству — основная тенденция современного естествознания.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Качество
определенность предмета, совокупность свойств, которые формируют его таким, каким он есть; количество — степень качества. Количественное измерение качественных признаков называется квантификацией (от лат. quantum — сколько). Отношение между качеством и количеством выражается в мере. Мера — закон бытия. Нарушение меры ведет или к гибели вещи, или к переходу ее в другое качество. Поскольку качество объекта содержит многообразные свойства, то об одном и том же объекте могут быть получены различные знания вплоть до противоположных утверждений. Примером могут служить экспериментальные данные о двойственном, корпускулярно-волновом распространении света. Теоретическое обоснование этого факта привело к созданию квантовой механики.

Источник: История и философия науки

КАЧЕСТВО
то, что делает предмет таким, каков, какой он есть; одна из основных логических категорий, являющаяся определением предмета по характеризующим его, внутренне присущим ему признакам.
– философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от других объектов. Вместе с тем качество выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов.
Литература: [122, 127].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

Качество
структурно нерасчлененная совокупность признаков, свойств вещества, поля или предмета, проявляемая в системе отношений с другими веществами, предметами или тому подобными материальными образованиями. Качество есть существенная определенность вещества, поля или предмета, в силу которого они являются данным, а не иным материальным образованием и отличаются от других образований. Поэтому каждая качественная форма материи обладает определенной совокупностью свойств и признаков, которые она проявляет при отношении с другими формами материи. А как известно, внешнее проявление качественных свойств объекта в данной системе отношений есть его функция. Вот почему с изменением качественной характеристики любого материального образования меняется и его функциональная характеристика.

Источник: Тематический глоссарий по философии

Качество
философская категория, нашедшая широкое применение в бытовом языке, обозначающая те свойства вещи, которые создают понятие данной (рассматриваемой) вещи и отличают ее от других вещей, относящихся к этому же понятию.
"Мир состоит не из готовых законченных вещей, а представляет собой совокупность процессов, в которой вещи постоянно возникают, изменяются и уничтожаются. Но из этого не следует, что они не имеют определенной формы существования, абсолютно неустойчивы и неразличимы между собой. Как бы не изменялся предмет, но до поры до времени он остается именно этим, а не другим, качественно определенным предметом. Качественная определенность предметов и явлений есть то, что делает их устойчивыми, что разграничивает их и создает бесконечное разнообразие мира. Качество есть существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов" [1].

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

КАЧЕСТВО
устойчивая совокупность свойств предмета, отличающая его от всех других предметов и помогающая установить сходство с определенными группами предметов. Свойства, специфические для данного предмета, называются признаками. Некоторые свойства несущественны для данного предмета или класса предметов, их называют акциденциями . Другие являются неотъемлемым свойством предмета, это атрибуты . Таким атрибутивным свойством для всех явлений материального мира является, например, способность к изменению. Существуют также актуальные (проявившиеся в настоящее время) свойства и потенциальные (или диспозиционные, скрытые) свойства. Качественная однородность ряда предметов (наличие у них общих свойств) открывает возможность количественного подхода к ним, т. е. к измерению. Подход к предметам с точки зрения их количественных характеристик основан на отвлечении, абстрагировании от их качественной определенности, только тогда можно сравнивать скорость протекания процессов в различных областях, размеры, вес, массу, температуру и т. п.

Источник: Краткий философский словарь.

КАЧЕСТВО
взаимосвязанная совокупность (кластер) свойств и отношений предметов, явлений, процессов, которая отличает их от других предметов, явлений, процессов и делает их теми, что они есть. Познание вообще, научное познание, в частности, часто начинает с фиксации качественной определенности интересующего ее объекта исследования (качественное описание предмета исследования). Однако в отличие от других видов познания, наука всегда стремится понять то или иное качество через его количественные характеристики («больше», «меньше», «равно»), ответить не только на вопрос «что», но и на вопросы «как» и «сколько» в отношении и самого объекта, и составляющих его свойств. Познание качества объектов через количественные характеристики их проявления — вот главная цель науки. Это имеет огромное адаптационное значение для человечества, так как позволяет ему познавать предметы более точно и определенно, а следовательно, более эффективно ориентироваться в окружающем мире и использовать количественное знание качества в своих практических целях. (См. количество).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Качество
философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определённость, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от другого. Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от других объектов. Вместе с тем качество выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных предметов. Впервые категория качества была проанализирована Аристотелем, определявшим её как видовое отличие сущности. В средние века качества трактовались как вечные, неизменные «формы»; в Новое время сложилось представление о первичных и вторичных качествах; Гегель определял качества как начальную ступень познания вещей и становления мира, как непосредственную характеристику бытия объекта. Диалектический материализм исходит из признания объективности и всеобщности качественной определённости вещей. Категория качества объекта не сводится к отдельным его свойствам. Она выражает целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определённости, относительной устойчивости, его отличия от других объектов или сходства с ними.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

Качество

/D/ Qualitat; /E/ Quality; /F/ Qualite; /Esp/ Calidad
Философская категория, отражающая целостную, устойчивую, внутреннюю определенность отношений человека к процессам и явлениям бытия. Качество как целостная характеристика проявляется в многообразных свойствах. Более высокий уровень организации и развития взаимодействующих систем обусловливает большее многообразие качеств, им присущих. Универсальная взаимосвязь является основой и источником качественной неисчерпаемости бытия и его состояний. Изменение качества приводит к появлению другого, нового процесса, объекта, отношения.
В XVI – XVII веках философы решают проблему дифференциации первичных, объективных и вторичных, субъективных качеств. Первичными качествами Р.Декарт, Т.Гоббс, Д.Локк, Б.Спиноза, Г.Лейбниц считают те чувственно воспринимаемые качества, которые представляют пространственно-геометрические свойства вещей. Остальные были отнесены к вторичным, субъективным, выражающих не объективные качества, а субъективные состояния, образы, переживания субъекта познания.
В XVIII – XIX веках философы рассматривают эти проблемы как со стороны формы, так и со стороны содержания. И. Кант относит первичные качества к априорным по природе, а вторичные – к апостериорным. Г. Гегель и К. Маркс анализируют проблему качества в диалектической взаимосвязи с количеством как философской категорией.

Источник: Философия, практическое руководство

КАЧЕСТВО
свойство, специфика, "как" и "что" вещи; обозначает первоначальное и подлинное единство или многообразие реальности, которое еще не предполагает пространственного или даже мыслимого расчленения, осуществляя его скорее наглядно. Напр., горький, соленый, пестрый, мягкий, твердый берутся как некие совершенно индивидуальные горечь, соленость, пестрота, мягкость, твердость, а не как всеобщее, абстрактное понятие этих качеств, которое уже имеет в своей основе количество, ибо в таком случае становится возможным пересчитать качества одного и того же вида. Элеаты, а позднее Беркли и Юм утверждали, что качества вещей являются только состояниями субъекта. Объективные качества (т.е. такие, которые присущи самим природным вещам) и субъективные качества (содержащиеся только в человеческих восприятиях) различает уже Демокрит, позднее - Галилей, затем - Локк, впервые применивший термины "первичные" (т.е. объективные математически-физические) и "вторичные" (т.е. субъективные, образующиеся благодаря психике) качества. Что касается Канта, он считал локковские объективные качества априорными (идеальными), а субъективные - апостериорными (реальными); в этом и состоял "коперниковский переворот" Канта. Напротив, Аристотель и схоластика (в частности, Альберт Великий) проповедовали объективность качества. Сведение качества к количеству - осн. тенденция современного естествознания (см. Квантифицирование, квантификация, а также Категория).

Источник: Философский энциклопедический словарь

КАЧЕСТВО
определяется на уровне живого созерцания через понятие «свойство». Свойство же есть способ проявления сущности данной системы по отношению к другим системам, с которыми она вступает во взаимодействие. Однако есть свойства случайные, несущественные и свойства глубинные, сущностные. Как их отличить, как выбрать главные свойства, непосредственно связанные с качеством? В философской литературе предложен такой подход: свойства изучаемого объекта перебирают до тех пор, пока набор не начнет вести себя детерминирование; если исключение какого-либо свойства из набора не изменяет его детерминированного поведения, то, значит, это свойство не относится к числу существенных; если же комплекс ведет себя неоднозначно, т.е. на одно и то же воздействие реагирует по-разному, значит, система является неполной и необходимо учесть какое-то новое свойство; если же некоторый набор свойств детерминирует все остальные свойства так, что они могут быть из него получены, то этот набор и может рассматриваться как эквивалент всей качественной определенности. Исходное определение понятия качества: качество - это система важнейших, необходимых свойств предметов. Важен, затем, переход на сущностный уровень, выявление структуры, основного закона связи элементов материального объекта. Общее определение понятия качества будет таким: качество - это внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Качество
То, что отвечает на вопрос «какой?». Например: «он большой и сильный; он очень мил и немножко глуповат и т. д.». Все это суть качества, и отсюда ясно видно, что в философии понятие качества совсем не обязательно означает что‑то хорошее (качество в гораздо большей степени противостоит сущности или количеству, чем недостатку, какой является всего лишь отрицательным качеством). Качество есть то, благодаря чему существо является таковым, каковое оно есть (в отличие от сущности, благодаря которой существо есть то, что оно есть), или констатация этого; способ быть или свойство, дополняющее субстанцию или видоизменяющее ее. У Аристотеля качество выступает в виде третьей категории: «Качеством я называю то, благодаря чему предметы называются такими‑то» («Категории», глава 8; см. также «Метафизика», 14).
У Канта категориями качества являются реальность, отрицание и ограничение. Они соответствуют трем качествам суждения, которое может быть утвердительным, отрицательным либо бесконечным («Критика чистого разума», «Аналитика понятий», раздел II).
Иногда, в особенности после Локка, выделяют первичные качества, неотделимые от материи и словно бы объективные (твердость, протяженность, форма, скорость и т. д.), и вторичные качества, существующие только благодаря субъекту и его восприятию (цвет, запах, вкус, звук и т. д.). Последние объясняются первыми (например, цвет – воздействием световой волны определенной длины на нервные клетки сетчатки глаза), но по‑своему так же реальны, как они. Говоря о том, что данное дерево сейчас покрыто зеленой листвой, я, очевидно, произношу истинное высказывание. Ошибаться я могу только в том случае, если полагаю, что цвет не зависит от света и зрения. Но если бы я заявил, что дерево покрыто красной или синей листвой, я ошибся бы еще больше. Субъект тоже является частью реальности.

Источник: Философский словарь.

КАЧЕСТВО
(Qualität; от лат.) — свойство, своеобразие, «как» и «что» вещи; обозначает первоначальное и подлинное единство или многообразие реальности, которое еще не предполагает пространственного или даже мыслимого расчленения, осуществляя его скорее наглядно. Например, горькое, соленое, пестрое, мягкое, твердое, взятые как некие совершенно индивидуальные горечь, соленость, пестрота, мягкость, твердость, а не как их всеобщее, абстрактное понятие, которое уже дает основу количеству, ибо в таком случае становится возможным измерить качества одного и того же вида. Элеаты, а позднее Беркли и Юм, учили, что качества вещей являются только состояниями субъекта. Объективные и субъективные качества, т. е. такие, которые присущи вещам от природы, и такие, которые встречаются только в человеческих восприятиях, различают уже Демокрит, позднее — Галилей, затем — Локк, впервые применивший термины «первичные» (т. е. объективные, математическо-физические) и «вторичные» (т. е. субъективные, возникающие благодаря психике) качества. Что касается Канта, то он считал локковские объективные качества априорными, а субъективные — апостериорными (реальными). Аристотель и схоластика (особенно Альберт Великий), напротив, учили об объективности качества. Сведение качества к количеству — основная тенденция современного естествознания (см. Квантифицирование). Для диалектического материализма возникновение новых качеств и качественных состояний есть закономерный процесс, который объясняется количественными изменениями и скачкообразными преодолениями границ (ср. Категория).
Е. Mach. Beiträge zur Analyse der Empfindungen, 1886; E. v. Hartmann. Kategorienlehre, I—III, 1896; J. Nogué. Esquisse d’un système des qualités sensible. Paris, 1943;
J. P. Moreland. Universels, Qualities and Q.instances. Lanham, 1985; A. Lisson u. a. (Hgg.). Q. — die Herausforderung, 1987; G. Botz (Hg.). Q. u. Quantität, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

КАЧЕСТВО
филос. категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря к-рой он является именно этим, а не иным объектом. К. отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, к-рое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря К. каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от др. объектов. Вместе с тем К. выражает и то об, щее, что характеризует весь класс однородных объектов.
Категория К. впервые была проанализирована Аристотелем, определявшим ее как видовое отличие сущности. Аристотель отмечал текучесть К. как состояний вещей, их способность превращаться в противоположное. Ср.-век. схоластика толковала т. н. скрытые К. как вечные и неизменные «формы». На почве механистич. мировоззрения и философии нового времени сложилось деление на первичные и вторичные качества. Гегель определил К. как логич. категорию, составляющую начальную ступень познания вещей и становления мира, как непосредственную характеристику бытия объекта.
Диалектич. материализм исходит из признания объективности и всеобщности качеств. определенности вещей. К. объекта обнаруживается в совокупности его свойств. При этом объект не состоит из свойств, не является своего рода «пучком свойств», а обладает ими: «...существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 547). Под свойством понимается способ проявления определ. стороны К. объекта по отношению к др. объектам, с к-рыми он вступает во взаимодействие. Категория К. объекта не сводится к отд. его свойствам. Она выражает целостную характеристику функционального единства существ. свойств объекта, его внутр. и внеш. определенности, относит. устойчивости, его отличия от др. объектов или сходства с ними.
Категория К. выражает определ. ступень познания человеком объективной реальности. На начальном этапе познания объект исследования выступает перед субъектом прежде всего к.-л. отд. свойством или рядом свойств. В непосредств. чувств. восприятии К. выступает как нек-рое множество свойств. «Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто - потом развиваются понятия качества... (определения вещи или явления) и количества... Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество...» (Лени н В. И., ПСС, т. 29, с. 301). Познание идет от К. к количеству и далее к их единству - мере. Любой предмет представляет собой единство К. и количества. См. ст. Переход количественных изменений в качественные и лит. к ней.

Источник: Советский философский словарь

КАЧЕСТВО
философская категория, выражающая существенную определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет. Содержание категории качества неоднократно изменялось на протяжении истории философской мысли. Первое достаточно ясное истолкование категории качества восходит к Аристотелю, который связывал качество вещи с ее сущностью: «...сущность связана с качеством, а качество имеет определенную природу» («Метафизика», 1063 а 25). В Средние века под скрытыми качествами вещей понимали их вечные и неизменные формы. У философов Нового времени категория качества отчасти отождествляется с категорией свойства. Дж. Локк, в частности, называет качеством «силу, вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею. Так, снежный ком способен порождать в нас идеи белого, холодного и круглого. Поэтому силы, вызывающие эти идеи в нас, поскольку они находятся в снежном коме, я называю качествами» (ЛоккДж. Опыт о человеческом разуме.— Соч. в 3 т., т. 1. M., 1985, с. 183). Локк разделяет все качества на первичные — присущие самим телам (плотность, протяженность, форма, движение или покой и число) и вторичные — не присущие самим по себе вещам, а представляющие собой лишь ощущения субъекта (цвета, звуки, вкусы и т. п).
В философии Гегеля категория «качество» получает двоякое истолкование. В гносеологическом смысле качество определяется как начальная ступень познания вещей. Как онтологическая категория «качество», по Гегелю, «есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность. нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» (Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М-, 1974, т. 1, с. 228). Именно такое понимание качества вошло в марксистскую философию и развивалось советскими философами гл. о. в связи с законом перехода количественных изменений в качественные.
В настоящее время категорию качества обычно определяют с помощью понятия свойства. Свойство есть любой признак, относительно которого предметы могут быть сходны между собой или отличаться один от другого, т. е. форма, величина, цвет, объем и т. п. Для каждого данного предмета свойства подразделяются на существенные и несущественные. К несущественным свойствам предмета относят те, которые предмет может приобретать или терять, оставаясь в то же время все тем же самым предметом. Существенным называют такое свойство, утрачивая которое предмет перестает быть самим собой, становится чем-то иным. Совокупность или система существенных свойств предмета и есть его качество. Именно качество определяет существование предмета как особой сущности, отличной от других, и детерминирует его свойства, проявляющиеся в отношениях с другими предметами.
А. Л. Никифоров

Источник: Новая философская энциклопедия

КАЧЕСТВО
фиксируемая созерцанием определенность того или иного предмета, не отделимая от самого факта его существования как данного предмета; наиболее простая и абстрактная (т.е. бедная определениями) ступень логич. воспроизведения чувственно данной конкретности. К., проанализированное со стороны его пространственно-временных границ и структуры (т.е. количественно), есть уже не К. как таковое, а качественно-определенное количество, т.е. мера. Познание на ступени К. характеризуется тем, что все качеств. характеристики предметов непосредственно оправдываются и подтверждаются чувств. опытом людей, отражаясь в нем до и независимо от какой бы то ни было теоретич. рефлексии и прежде всего до специально количеств. анализа. "Сначала м е л ь к а ю т впечатления, затем выделяется нечто, – потом развиваются понятия к а ч е с т в а... (определения вещи или явления) и количества... Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в н е м неизбежно и к а ч е с т в о..." (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 314–15). К. непосредственно выступает в созерцании как бесконечное многообразие свойств рассматриваемой вещи. Т.о., свойство выступает как отражение К. вещи в К. другой вещи (всех других вещей). Поэтому попытка определить К. как полную совокупность свойств уводит в бесконечность. В силу этого чисто качеств. характеристика вещи еще не вскрывает ни сущности, ни причины, ни внутр. противоположностей в составе вещи. Здесь фиксируются и выражаются в определениях лишь чувственно данные границы, различия, сходства и другие непосредственно данные характеристики. С этим связана и абстрактность, недостаточность К. как ступени логич. отражения окружающего мира, как логич. категории. Впервые категория К. была подвергнута специальному анализу Аристотелем, к-рый определял его как "...видовое отличие...", т.е. как "тот пребывающий видовой признак, который отличает данную сущность в ее видовом своеобразии от другой сущности, принадлежащей к тому же роду" (Met. V 14 1020 а 33–1020 в 1; рус. пер., М., 1934). Аристотель полагал, что "отличительным признаком качества может считаться то обстоятельство, что о сходном и несходном говорится лишь в применении к нему" ("Категории", с. 32). Аристотель подчеркивает текучесть К. как состояний вещей, их способность превращаться в противоположное (напр., здоровье превращается в болезнь, холодное в теплое, черное в белое и т.д.). Разбирая софизмы ("куча", "лысый"), Аристотель намечает проблему связи К. с количеством. Ср.-век. схоластика, догматизировавшая его учение, устранив все элементы диалектич. подхода к проблеме К., оформила представление о т.н. скрытых К., толковавшихся как вечные и неизменные "формы". Каждое чувственно воспринимаемое свойство объявлялось особым К. По-иному встала проблема К. на почве сложившегося к 16–17 вв. односторонне-количественного, механистич. мировоззрения. Философия этой эпохи почти единодушно разделила все известные до этого К. на т.н. первичные и вторичные. Первичными стали считаться лишь те чувственно воспринимаемые К., к-рые представляют собой пространственно-геометрич. свойства вещей, связанные с протяженностью. Все остальные К. стали рассматриваться как субъективно окрашенные иллюзии, как продукты деятельности органов чувств человека. Острее всего это различение было проведено в филос. системах Декарта, Локка и Гоббса. Этот взгляд, по существу ликвидировавший категорию К. путем сведения ее к чисто количеств. характеристикам вещей в пространстве и времени, составил один из методологич. устоев механистич. мировоззрения. Представляя собой решительный шаг вперед по сравнению со ср.-век. схоластич. пониманием К., этот взгляд ориентировал науку на количественно-математич. анализ. Однако исторически неизбежная ограниченность механистич. понимания К. состояла в том, что количественно-математич. интерпретация К. принималась за единственную и исчерпывающую задачу научной, логически-теоретич. переработки чувственно данных фактов. Диалектич. понимание К. стало впервые после Аристотеля развиваться в нем. классич. философии конца 18 – нач. 19 вв. Кант, связывая К. со спецификой эмпирич. сознания, считал т. н. первичные качества априорными, а вторичные – апостериорными. "К а ч е с т в о ощущения всегда имеет чисто эмпирический характер и никоим образом не может быть представлено a priopi (напр., цвета, вкус и т.п.)" ("Критика чистого разума", П., 1915, с. 137). Преодолевая кантовский дуализм, Гегель определил К. как логич. категорию, составляющую первую, очень бедную и абстрактную фазу мыслящего познания и становления мира силой мышления, как характеристику непосредств. бытия явлений. "К а ч е с т в о есть вообще тождественная с бытием, непосредственная определенность... Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть" (Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 157). В ходе рассмотрения проблемы качества Гегель раскрыл в нем диалектику тождества и различия, определенности и ее отрицания, дискретности и непрерывности качеств. различий и сходств и т.д., а также наметил пути перехода от К. к количественно-математич. интерпретации К., т.е. к категории количества, как следующей и потому более конкретной, чем К., категории логики. Различные и бесконечно многообразные по своему чувственно созерцаемому облику вещи и явления постоянно изменяются, возникают и исчезают в поле зрения мыслящего духа. Т. о., непосредственно фиксируемые чувственностью различия (границы) между вещами оказываются неистинными, не совпадающими с бытием характеристиками. Лед становится водой, вода – паром, но они от этого не перестают быть вообще. То, что остается за вычетом всех бесконечно варьирующихся чувственных образов, различий между вещами в их наличном бытии, – т.е. их различий по К., – есть К. вообще, как абстракция от любого определенного, частного К. Но что же остается в таком случае в составе определения К. вообще, как логич. категории? Только чистое абстрактное представление о бесконечном многообразии, каждый из элементов к-рого есть, с одной стороны, то же самое, что и другой, но, с другой стороны, не то же самое. Возникает представление о бытии "многих одних", где "...каждое из м н о г и х есть то же самое, что и другие многие, каждое есть одно или же одно из многих..." (там же, с. 167). Больше ничего в определении К. вообще (как логич. категории) мыслить нельзя, не путая общее определение К. с частной характеристикой к.-л. одного из бесконечно многообразных качеств, или, точнее, одной из чувственно воспринимаемых вещей. Т.о., когда из представления о К. испарились все чувственно воспринимаемые различия и сохранилась лишь абстрактно-логич. характеристика К. вообще, то оказалось, что в этой характеристике любая из чувственно воспринимаемых вещей абсолютно тождественна любой другой, есть то же самое, что и другая, и, тем не менее, эти вещи мыслятся как различные, а не сливаются в сплошное и не различенное внутри себя тестообразное нечто. Каждая из них мыслится существующей в себе и для себя и имеет вне себя другие такие же абсолютно тождественные себе вещи, фиксируется как одно из многих одних, без дальнейших различий и определений. Иными словами, К. вообще (в отличие от определенного К., от качественно определенной вещи) при ближайшем рассмотрении оказывается тем же самым, что и количество вообще (в отличие от определенного количества, от величины): "качественная определенность, которая достигла в одном своего в-себе и для-себя-определенного бытия, перешла, таким образом, в определенность к а к с н я т у ю, т.е. в бытие как количество" (там же). Т.о., последняя, результативная характеристика К. есть в то же время первая, исходная характеристика или дефиниция количества. Марксистско-ленинская философия, развивая на материалистич. основе диалектич. понимание К., угаданное Гегелем, считает К. прежде всего объективно-предметной, универсальной категорией, охватывающей как явления внешнего мира, так и сознания человека. Поскольку чувственность человека, отражающая К., принадлежит тому же самому чувственно- предметному миру, что и внешние вещи, постольку К. есть не только субъективная, но и объективная реальность, данная в ощущении именно как субъективный образ объективного К., объективной непосредственно данной определенности внешнего мира. Марксистско-ленинская философия тем самым сняла механистич. различение между первичными и вторичными К. Все чувств. образы внешнего мира, выступающие в сознании как различия внутри К., имеют свою предметную основу, безразлично, идет ли речь о пространстве или о цвете, вкусе и запахе. Физич. (пространственное оптич., акустич. или физико-химич.) подобие всегда входит в состав субъективного образа объективно существующего К., и К. никогда полностью не разрешается в чисто количеств. его изображение, хотя количеств. (пространственно-временная) структура К. и есть необходимая ступень к более глубокому пониманию К. Качеств. многообразие универсума бесконечно и неисчерпаемо, что и фиксируется непосредственным созерцанием, живым созерцанием внешнего мира. Поэтому К., выступая во всем богатстве со стороны чувственно конкретного материала, является в то же время самым бедным определением предмета с т. зр. его теоретич. характеристик. Маркс, рассматривая товар, характеризует его следующим образом. "Каждую полезную вещь, как, напр. железо, бумагу и т.д., можно рассматривать с двух точек зрения: со стороны качества и со стороны количества. Каждая такая вещь есть совокупность многих свойств и поэтому может быть полезна различными своими сторонами" ("Капитал", т. 1, 1955, с. 41). Вещь, рассматриваемая как совокупность многих непосредственному созерцанию и опыту людей открытых свойств, и есть вещь в аспекте ее К. В политич. экономии К. вещи непосредственно фиксируется как ее полезность, как способность удовлетворять ту или иную общественно-человеческую потребность. Однако политич. экономию интересует, строго говоря, не это К. вещей, а исключительно то их К., что все они суть продукты общественно-человеч. труда. Выступая в этом К., товары и фиксируются как специальный предмет политич. экономии, подлежащий далее чисто количеств. анализу. Качеств. тождество предметов и явлений является здесь, как и везде, необходимой предпосылкой их анализа в аспекте количества. Марксистско-ленинское понимание проблемы К. развивалось в борьбе против механистич. и идеалистич. концепций (Дюринг, Мах и др.), по существу ликвидировавших категорию К. как объективную категорию и сводивших ее к субъективной иллюзии органов чувств, к-рая будто бы должна быть рассеяна точным количеств. анализом. Это субъективистское толкование К. предполагает, что материя есть нечто абсолютно бескачественное, однородное и внутри себя нерасчлененное, что все границы и различия между явлениями сводятся исключительно к границам во времени и пространстве, а движение – к чисто механич. перемещению. Энгельс и Ленин показали, что попытка раз и навсегда свести все качеств. различия к чисто количественным методологически несостоятельна и приводит к неразрешимым парадоксам даже внутри математики. Напр., то обстоятельство, что кривая и прямая сохраняют качеств. различие между собой, выражается в количеств. аспекте как невозможность закончить числовой ряд, выражающий число "пи". Дурная бесконечность дроби является в данном случае прямым показателем того факта, что кривая и прямая до конца, без остатка, друг к другу несводимы. Материалистич. диалектика считает К. сравнительно бедной категорией. На ступени этой категории явления постигаются далеко не полностью. Углубление познания требует исследования количественных, причинно-следств. отношений, внутр. противоречий и т.д. Вместе с тем анализ этих отношений приводит к более глубокому пониманию и природы К. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38; Аристотель, Категории, пер. [с греч. ], М., 1939; Гегель, Логика, Соч., т. 1, М.–Л., 1929; его же, Наука логики, там же, т. 5, М., 1937; Кедров Б. М., О количественных и качественных изменениях в природе, [М. ], 1946. А. Касымжанов. Алма-Ата. Н. Ицкович. Вильнюс.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
165.94 кб

Качество жизни в контексте социально-философского знания

Щёткин А. В.
В статье осуществлен анализ представлений о качестве жизни, сложившихся в рамках философского знания.
Читать PDF
167.51 кб

Концептуализация категории «Качество» в историко-философской ретроспективе

Матронина Лилия Федоровна
Рассматриваются философско-методологические основания современных научных подходов к качеству как объекту управления.
Читать PDF
82.82 кб

Субъектность как экзистенциальное и социальное качество личности (гуманистическая парадигма

Перевозчикова Л. С.
The article is devoted to subjectivity research as an existential and social quality of a person.
Читать PDF
123.10 кб

Качество жизни в контексте философского знания

Щеткин А. В.
В статье осуществлен анализ представлений о качестве жизни, сложившихся в рамках философского знания.
Читать PDF
389.34 кб

Количество, качество и противоположности: вчера, сегодня, завтра

Имянитов Наум Соломонович
Читать PDF
360.71 кб

Качество педагогической деятельности: проблемы измерения

Федоров В. , Колегова Е. , Мазаева Л.
Читать PDF
315.00 кб

«Качество» как философская категория

Фрайман Антон Семенович
Приводятся результаты систематизации и исторического анализа определений категории «качество», опубликованных в трудах отечественных и зарубежных авторов, с позиции философского подхода.
Читать PDF
168.27 кб

«Качество жизни» как аксиологическая категория

Казакова Ульяна Александровна
В статье проведён анализ категориального статуса понятия «качество жизни».
Читать PDF
378.64 кб

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО КАК СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ

Смирнов Д. Г.
Читать PDF
526.97 кб

95. 03. 003. Мензис П. , Прайс x причинность как вторичное качество. Menzles P. , price H. causation

Панченко А. И.
Читать PDF
370.71 кб

Качество образования в контексте философского дискурса онтологии

Кравцов Юрий Сергеевич
В статье автор обосновывает содержание концепта «образовательная реальность», раскрывает его онтологическую природу и структуру, исследует особенности его трансформации в современных условиях.
Читать PDF
329.89 кб

Влияние технологий возделывания и удобрений на урожайность кукурузы и её качество в северо-западной

Ступаков Иван Александрович, Шумаков Александр Васильевич
Результаты исследований показали, что внесение удобрений и увеличение их доз при вспашке гарантируют рост продуктивности кукурузы. Поверхностная обработка почвы не способствует увеличению урожайности и качеству.
Читать PDF
167.78 кб

Многомерность экологического сознания как системообразующее качество человека (философско-антрополог

И. Б. Костина
Статья посвящена рассмотрению вопроса о многомерности экологического сознания.
Читать PDF
425.54 кб

Качество жизни и ценности человека

Баева Людмила Владимировна
Качество жизни одна из основных ценностей современного высокотехнологичного общества, определяемая во многом экономическими и социальными параметрами.
Читать PDF
266.58 кб

Мудрость как феноменологическое качество человеческой деятельности

Козловец Николай Адамович, Лисовский Петр Николаевич
В статье осуществлен социально-философский анализ феноменологии мудрости в контексте духовного капитала постсовременности, что представляет научное определение понятия «мудрость» в смыслообразующем горизонте жизненного мира и его

Похожие термины:

  • Слава, уважение, честь, положение, ранг, высокое качество

    Философский смысл термина: Намерение, решение (Софокл, Демосфен); "аксиома" - утверждение, интуитивно верное предположение (Аристотель); положение, не требующее доказательств, высказывание в логике
  • КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО

    философские категории. Каждая вещь выступает как совокупность свойств и отношений. Количество — это величины свойств и отношений. Качество вещи — это ее свойства и отношения, взятые в абстракции
  • Закон перехода количества в качество

    так называется один из важнейших и наиболее общих законов развития природы, человеческого общества и мышления. Такова традиционно установившаяся его формулировка, но более корректно его можно бы
  • КАЧЕСТВО СУЖДЕНИЯ

    свойство категорич. суждений субъектно-предикатного строения быть либо утвердительными, либо отрицательными. См. Суждение.
  • КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ

    [англ. information quality] – совокупность свойств, отражающих степень пригодности конкретной информации об объектах и их взаимосвязях для достижения целей, стоящих перед пользователем.
  • Качество нормы

    показатель, отражающий качество реализации процедуры нормирования по критерию близости к нижней границе переменного доверительного интервала. Понятие качества нормы основывается на понимании
  • КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

    категория, выражающая качественную сторону удовлетворения материальных и культурных потребностей людей: качество питания и одежды, комфортность жилища, качество здравоохранения, образования, с
  • КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

    совокупность свойств (в т.ч. мера полезности) продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные общественные и личные потребности.
  • КАЧЕСТВО ТРУДА

    общественная значимость, степень сложности (квалификация), ответственности, напряженности (интенсивности) и тяжести труда.
  • Основное Качество

    То, что отвечает на вопрос «Что это?» или «Что это такое?». Обычно ответом на него служит дефиниция. Поэтому эта книга могла бы называться «Основные качества», если бы его уже раньше не использовал К
  • КАЧЕСТВО КОЛИЧЕСТВО МЕРА

    понятия, взаимосвязь между которыми выражает одну из основных диалектических закономерностей. Каждый объект обладает множеством свойств, которые подразделяются на внутренние и внешние, существ
  • КАЧЕСТВА БОГА

    - то, каким предстает Бог в Своих действиях в мире: Его благость, жизнь, простота, всемогущество, всеведение, истинность, любовь, активность и др. В томизме качества Бога понимаются как следствие тог
  • ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

    понятия, получившие распространение после работ Дж. Локка. Первичные качества - объективные свойства материальных тел. Вторичные качества - субъективные ощущения, не совпадающие со свойствами вне
  • ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

    см. Первичные и вторичные качества.
  • КАЧЕСТВА ВЫРАЖЕНИЯ

    см. Wesen.
  • ГЕШТАЛЬТ-КАЧЕСТВА

    (Gestaltqualitäten) (свойства целого, качества Эренфельса) — свойства целостностей, в особенности свойства гештальтов, которые не вытекают из свойств частей этих гештальтов, а присущи самим гештальтам в ц
  • Качества жизни концепции 

    широко распространенные в современной буржуазной философии, социологии, политологии, политической экономии представления о социально-экономических, политических, культурных и экологических ус
  • КАЧЕСТВА МОРАЛЬНЫЕ

    такие особенности личности, к-рые являются добродетелями или пороками. В эпоху строительства коммунизма положительными моральными качествами являются честность, скромность, трудолюбие, верност
  • ПЕРВИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

    термин теории познания механистического материализма, введенный Р. Бойлем и распространенный Локком, ранее встречался еще у Аристотеля, а затем у ср.-век. схоластов, напр. Альберта фон Больштедта,
  • КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНЫЕ

    концентрации человеческого опыта, совместной и индивидуальной деятельности людей, различные их комбинации, композиции, синтезы. К. с. воплощаются в условиях, средствах, орудиях и инструментах чел