К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МОНИСТИЧЕСКОГО ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

 "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю"
произв. Г. В. Плеханова, вышедшее в 1895 под псевдонимом Н. Бель-това. На этой книге «воспиталось целое поколение русских марксистов...» (Ленин, т. 16, с. 243). В ней дан содержательный анализ домарксовой философии и социологии, критически рассмотрены взгляды фр. материалистов 18 в., фр. буржуазных историков периода Реставрации, социалистов-утопистов, идеалистическая нем. философия. Плеханов вскрывает историческую и классовую ограниченность этих теорий и показывает, что только Маркс и Энгельс создали научную, материалистическую философию, что только марксизм дал подлинную науку об об-ве, открыл материальную основу его развития. Наряду с изложением марксистской философии в книге дана глубокая критика ненаучных взглядов народников, к-рая имела в тот период особо важное значение. Это произв. Плеханова и в настоящее время служит одним из лучших пособий для изучения философии марксизма.

Источник: Философский словарь. 1963

«К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МОНИСТИЧЕСКОГО ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ»
произв. Г. В. Плеханова, направленное против субъективного идеализма народничества и посвященное вопросам материалистич. понимания истории. Книга была задумана Плехановым как вторая часть его соч. «Наши разногласия» и должна была быть издана нелегально. Плеханов окончил работу над книгой в Лондоне в 1894. Благодаря неожиданной возможности издать книгу легально она под псевд. Бельтов вышла в янв. 1895 в России.
Работа была написана в период, когда центр тяжести идейной борьбы между рус. марксистами и народниками переместился в область философии и социологии. Проанализировав с марксистских позиций историю мировой обществ. мысли 18-19 вв. (франц. материализм 18 в., учение франц. историков времен Реставрации, теории социалистовутопистов, нем. идеалистич. философию), Плеханов показал преемств. связь марксизма с предшествующим духовным развитием человечества; он объяснил возникновение марксистской философии как закономерный и необходимый результат развития человеч. общества. Только появление марксизма дало возможность отказаться от несостоят. идеалистич. концепций в понимании общества, а также преодолеть ограниченность метафизич. материализма и научно объяснить все стороны обществ. жизни.
Книга написана в полемич. форме. Но значение ее выходит за рамки раскрытия несостоятельности народнич. субъективного идеализма. Плеханов охарактеризовал то принципиально новое, что дает марксистская философия. Он оценил как огромное достижение человеч. мысли выделение К. Марксом экономич. структуры общества в качестве объективной материальной основы обществ. жизни. Вместе с тем Плеханов вслед за Ф. Энгельсом указал на обратное воздействие надстроечных явлений на экономику, раскрыл относит. самостоятельность развития идеологии, роль идей в жизни общества.
Большое значение имела книга в обосновании марксистского решения вопроса о роли масс и личности в истории. Разоблачая представление о народе как чуждой всякого творч. элемента массе, приобретающей историч. значение только в том случае, когда во главе ее становится «герой», Плеханов писал, что лучшее будущее возможно лишь в том случае, если «...сама „толпа" станет героем исторического действия и когда в ней, в этой серой „толпе", разовьется соответствующее этому самосознание» (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956, с. 693). Задачу выдающейся личности Плеханов видел в том, что она должна быть неразрывно связана с массой, выражать ее интересы и стремления, пробуждать в массах героич. самосознание, ускорять движение общества.
Плеханов решительно выступил против тех, кто обвинял марксистский материализм в фатализме. Он писал: «... Диалектический материализм не только не стремится, как это приписывают ему противники, убедить человека, что нелепо восставать против экономической необходимости, но он впервые указывает, как справиться с нею. Так устраняется неизбежный фаталистический характер, свойственный материализму метафизическому» (там же, с. 691).
Плеханов подверг критике попытки расчленить (разрушить) марксизм как единое и цельное учение. Он подчеркивал, что историч. материализм неразрывно связан с диалектич. материализмом, что материалистич. понимание истории предполагает диалектико-материалистич. понимание природы. Плеханов раскрыл органич. единство филос., социологич. и экономич. теорий Маркса и охарактеризовал марксизм как целостное революц. мировоззрение пролетариата.
Произв. Плеханова было опытом систематич. изложения осн. положений диалектич, и историч. материализма и марксистской оценки осн. этапов истории философии. Энгельс в письме к В. И. Засулич от 30.1.1895 писал: «Книга Георгия появилась очень кстати» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 39, с. 331). Ленин высоко ценил эту работу Плеханова, отличая, что на ней «...воспиталось целое поколение русских марксистов...» (ПСС, т. 19, с. 313, прим.).

Источник: Советский философский словарь

"К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МОНИСТИЧЕСКОГО ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ"
филос. работа Г. В. Плеханова, направленная против субъективного идеализма народничества и посвященная вопросам материалистич. понимания истории. Сыграла большую роль в распространении марксизма в России. Была задумана Плехановым как вторая часть его сочинения "Наши разногласия" и должна была быть издана нелегально. В конце 1892 у Плеханова уже имелся первонач. текст той главы книги, к-рая затем стала заключительной. Глава предназначалась для легального журн. "Северный вестник", но помещена там не была (впервые эти редакции последней главы под назв. "Странное недоразумение" и "Маленькое недоразумение" увидели свет в 1937 в IV сб. "Литературного наследия Г. В. Плеханова"). Плеханов окончил работу над книгой в Лондоне в 1894. Неожиданно возникла возможность издать книгу легально в России. Под псевд. Бельтов книга вышла в январе 1895. "...Большой успех уже то, что Вам удалось добиться ее издания в с а м о й с т р а н е", – писал Ф. Энгельс в письме Плеханову от 8 февр. 1895 ("Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями", 1951, с. 338). Произведение было написано в период, когда центр тяжести идейной борьбы между рус. марксистами и народниками переместился в область философии и социологии. Несостоятельность народнич. идеалистич. концепции особого, некапиталистич. пути развития России была уже не только доказана теоретически, но и опровергнута самой жизнью. Идеологи либерального народничества пытались подкрепить свои позиции экскурсами в историю философии. Проанализировав с марксистских позиций историю мировой обществ. мысли 18–19 вв. (франц. материализм 18 в., учения франц. историков времен Реставрации, теории социалистов-утопистов, нем. идеалистич. философию), Плеханов показал преемств. связь марксизма с предшествующим духовным развитием человечества; он объяснил возникновение марксистской философии как закономерный и необходимый результат развития человеч. общества. Только появление марксизма сделало возможным отказаться от несостоят. идеалистич. концепции в понимании общества, а также преодолеть ограниченность метафизич. материализма и научно объяснить все стороны обществ. жизни. Плеханов дал отпор тем рус. и зап.-европ. противникам историч. материализма, к-рые, не будучи в силах опровергнуть марксизм, пытались подменить его либо вульгарным "экономическим" материализмом, либо даже расизмом или мальтузианством. Книга написана в полемич. форме и непосредственно направлена против Михайловского, Кареева и др. народников. Но значение ее выходит за рамки разоблачения несостоятельности народнич. субъективного идеализма, что уже само по себе в условиях России было очень важно. Плеханов показал духовное родство рус. народников 80-х гг. с нем. идеалистами-левогегельянцами 40-х гг., наголову разбитыми Марксом и Энгельсом (см. Избр. филос. произведения, т. 1, 1956, с. 607). Плеханов охарактеризовал то принципиально новое, что дает марксистская философия. Он оценил как огромное достижение человеч. мысли выделение Марксом экономич. структуры общества как объективной материальной основы обществ. жизни. Вместе с тем Плеханов вслед за Энгельсом указал на обратное воздействие надстроечных явлений на экономику, раскрыл относит. самостоятельность развития идеологии, роль идей и теорий в жизни общества. Большое значение сыграла книга в разгроме народнич. теории "героев" и "толпы" и в обосновании марксистского решения вопроса о роли масс и личности в истории. Разоблачая представление о народе как чуждой всякого творч. элемента массе, получающей благотворное значение только в том случае, когда во главе ее становится "герой", добрая "критически мыслящая" единица, Плеханов писал: "Пока существуют "герои", воображающие, что им достаточно просветить свои собственные головы, чтобы повести толпу всюду, куда им угодно, чтобы лепить из нее, как из глины, все, что им вздумается, – царство разума останется красивой фразой, благородной мечтою. Оно начнет приближаться к нам семимильными шагами лишь тогда, когда сама "толпа" станет героем исторического действия и когда в ней, в этой серой "толпе", разовьется соответствующее этому самосознание" (там же, с. 693). Отсюда и задача выдающейся личности – быть неразрывно связанной с массой, выражать ее интересы и стремления, пробуждать в массах героич. самосознание, ускорять движение общества. Плеханов решительно выступил против тех, кто обвинял марксистский материализм в фатализме и хвостизме. "...Диалектический материализм не только не стремится, как это приписывают ему противники, убедить человека, что нелепо восставать против экономической необходимости, но он впервые указывает, к а к справиться с нею. Так устраняется неизбежный фаталистический характер, свойственный м а т е р и а л и з м у м е т а ф и з и ч е с к о м у" (там же, с. 691). Плеханов боролся с попытками врагов марксизма расчленить это единое и цельное учение и подчеркивал, что историч. материализм неразрывно связан с диалектич. материализмом, материалистич. понимание истории предполагает диалектико-материалистич. понимание природы. Плеханов раскрыл органич. единство филос., социологич. и экономич. теорий Маркса и охарактеризовал марксизм как целостное революц. мировоззрение пролетариата. Произв. "К вопросу о развитии..." было опытом систематич. изложения осн. положений диалектич. и историч. материализма и марксистской оценки осн. этапов истории философии. В истории философии Плеханов стремился раскрыть историю материализма в его борьбе с идеализмом как закономерный и поступательный процесс движения филос. мысли человечества. Энгельс в письме к В. Засулич от 30 января 1895 писал: "Книга Георгия появилась очень кстати... Тем лучше, если Георгий произвел фурор" ("Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями", 1951, с. 336–37). По свидетельству современников, после выхода книги революц. молодежь сплошными рядами покидала народнич. позиции и становилась под знамя марксизма (см. Лядов, История РСДРП, ч. 1, 1906). Один из противников марксистской философии – М. Антонов – выпустил даже в 1907 кн. "Евангелие русской социал-демократии", специально посвященную "критике" работы Плеханова. Ленин высоко ценил эту работу Плеханова, отмечая, что на ней "...воспиталось целое поколение русских марксистов..." (Соч., т. 16, с. 243, прим.). "К вопросу о развитии..." многократно переиздавалась. За годы Советской власти только отд. изданиями книга вышла на 12 языках общим тиражом св. 580 тыс. экз. Лит.: Энгельс Ф., [Письмо ] В. И. Засулич 30 янв. 1895 г., в кн.: Переписка К. Маркса и ?. Энгельса с русскими политическими деятелями, 2 изд., [л. ], 1951; его же, [Письмо ] Г. В. Плеханову 8 февр. 1895 г., там же; Иовчук М. Т., О произведении Г. В. Плеханова "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", М., 1940; его же, Г. В. Плеханов и его труды по истории философии, М., 1960; Фомина В. ?., Философские взгляды Г. В. Плеханова, М., 1955; ее же, Г. В. Плеханов и его роль в защите и обосновании философии марксизма, в кн.: Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956. Н. Каримская. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.