Язычество в России

Найдено 1 определение
Язычество в России
мировоззренческий комплекс представлений, к-рый лежит в основе верований, ритуалов и обрядности дохрист. племен, населявших пространство нынешней России до принятия христ-ва. У ряда обособленных племен окраинных народов Я. удерживалось веками (у вятичей — до 12 в.; у зырян — до 14–15 вв.; у карело-финского населения в Новгородской Водской пятине до 16 в.), а у народностей Сибири и Крайнего Севера пережитки Я. в виде анимизма, тотемизма и шаманизма сохранялись до недавнего времени. В раннехрист. писаниях термин «Я.» применялся для отличия иноверия варварских народов (языков) от правоверия, а затем использовался в более широком смысле, обозначая многобожие, идолопоклонство, культ природы и все относящиеся к ним нехрист. обряды, магические приемы и поверья. Верховным небесным божеством славян считается Сварог, а его сын Дажбог олицетворял Солнце. Обожествленное Солнце почиталось также под именем Хорса. Велес был покровителем скота, божеством богатства и достатка и покровителем умерших предков. Стрибог представлял воздушную, а Перун огненноводную, грозовую стихию небес. Перун считался покровителем воинства и довольно поздно был возвышен над др. богами выходившей к руководству гос-вом княжеско-боярской верхушкой, хотя ни общеславянским, ни верховным богом он не являлся. Перун, Сварог и Дажбог Хоре, олицетворяя осн. небесные явления, вместе соответствуют полифункциональному образу Сварога, олицетворявшему обожествленное небо. Обожествленная Земля олицетворялась в разных образах женских божеств. В древнерусском пантеоне Землю представляла Мокошь, в сферу ведения к-рой входило и управление судьбой долей людей. В поздних источниках небесная часть мироздания представлена Родом, а земная и силы плодородия рожаницами (см. Культ природы). В фольклорной интерпретации представлени я о рождающей Матери-Земле и небесном Отце-жизнедавце переносились на Ярилу и Ладу. Сакральные персонажи образуют синонимичные по своему значению пары мужских и женских божеств, отражая фиксацию представлений на разных исторических стадиях и в разной среде. В различных образно-символических воплощениях выражалась глобальная идея языческого сознания о космическом браке Неба и Земли, к-рым объяснялись все формы жизни. Природный мир представал не в хаосе противоборствующих сил, а в гармоническом взаимодействии обожествленных стихий, получавших свое истолкование из аналогии с живым организмом. Сферы мироздания наделялись антропоморфными (по типу божества и человека) свойствами. С вечно живой природой можно было вступать в диалог, на чем базировались многочисленные жертвы, ритуалы, заклинания (см. Магия).
Я. без достаточных на то оснований отождествляют только с политеизмом. В образах и функциях богов персонифицировались наиболее значимые объекты и явления природной действительности. Но культ богов отразил культ природы, к-рая обожествлялась как таковая, во всем многообразии ее проявлений, увиденных мифологическим взором. Следовательно, в политеистическую форму облекалось пантеистическое мировоззрение (см. Пантеизм). Все процессы в природе объяснялись действием реально существующих сил. На метафорическом языке мифа присущие природе закономерности получали наивно-материалистическую по сути и образно-поэтическую по форме трактовку. Все изменения в природе и об-ве сводились к замкнуто-круговой циклической схеме (рождение — зрелость увядание возрождение). Время — космическое и историческое — переживалось как постоянная бесконечная перемена состояний. Деятельность общинного коллектива регулировалась вековыми традициями, к-рые вместе с циклизмом, подчинявшим сознание закону неизбежного повторения, формировали установку на предопределенность событий. В славянском Я. сложился отличавшийся от фатализма мягкий тип предопределенности (судьба, к-рую можно изменить). Из осознания родства человека с вечно возрождающейся обожествленной природой развился оптимистический жизнеутверждающий тип пантеистического мироощущения.
До введения христ-ва в 988 Я. господствовало в верованиях, мировоззрении и идеологии древнерусских племен. Попытки унификации Я. и приспособления его к идеологическим задачам классового об-ва, предпринятые князем Владимиром в 980 в связи с г. наз. языческой реформой, окончились неудачей. Искусственно утвержденный офиц. культ общегосударственного пантеона, куда кроме Перуна были включены Хоре, Дажбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь, просуществовал недолго и был заменен христ-вом, более соответствовавшим новым соц. запросам об-ва и задачам общегосударственной религии. Консервативный славянский (вместе с находившимися в его орбите племенами) мир, христианизация к-рого растянулась на столетия, сохранял склонность к пережиткам Я., чему способствовали традиции общинного земледелия, близость к природе и «живое» Я. на окраинах госва. Я. в народном православии так и не уступило христ-ву, образовав с ним синкретический мировоззренческий феномен двоеверие, к-рое, как и русское православие, нельзя понять без учета идейного влияния Я. (см. Русские дохристианские верования).
В наст. вр. Я. как мировоззренческий комплекс имеет тенденцию к возрождению, но уже в новых формах, как неоязычество.

Источник: Религии народов современной России

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
168.23 кб

Жречество в современном российском язычестве

Шиженский Роман Витальевич
Рассматривается процесс формирования жреческого сословия в русских неоязыческих общинах. Уделяется внимание проблеме жреческого кодекса правил поведения. Формируется образ «идеального» жреца.
Читать PDF
136.86 кб

Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования

Белов Алексей
Читать PDF
194.22 кб

Философско-мировоззренческие и нравственно-религиозные характеристики российского язычества

Агальцов А. Н.
В статье проанализированы культурные, мировоззренческие и нравственные черты российского язычества, определены характеристики данного религиозного движения, которое представлено как мировоззрение (философско-религиозный и этически
Читать PDF
375.08 кб

Проблема иностранного влияния на развитие славянского нового язычества (родноверия) в России

Гайдуков Алексей Викторович
Обычно выявление заимствований производится с целью критики аутентичности религиозного феномена, однако в данной статье описываются примеры использования позитивного зарубежного опыта в славянском новом язычестве (родноверии).
Читать PDF
947.10 кб

Реминисценции восточнославянского язычества в современной российской культуре (статья третья)

Бесков Андрей Анатольевич
Данная работа продолжает цикл статей, посвящённых рассмотрению разнообразных форм присутствия и способов функционирования образов восточнославянского язычества в современной российской культуре.
Читать PDF
625.51 кб

Реминисценции восточнославянского язычества в современной Российской культуре (статья первая)

Андрей Анатольевич Бесков
Данная работа открывает цикл статей, посвящённых рассмотрению разнообразных форм присутствия и способов функционирования образов восточнославянского язычества в современной российской культуре.
Читать PDF
537.12 кб

Реминисценции восточнославянского язычества в современной российской культуре (статья вторая)

Бесков Андрей Анатольевич
Данная работа продолжает цикл статей, посвящённых рассмотрению разнообразных форм присутствия и способов функционирования образов восточнославянского язычества в современной российской культуре.
Читать PDF
286.54 кб

Историографический обзор изучения славянской мифологии и древнерусского язычества российскими исслед

Усенко О. В
Представлен историографический обзор изучения славянской мифологии, древнерусского язычества российскими мыслителями и историками в рамках определенных научных концепций, школ, начиная со второй половины XVIII столетия и заканчива