ЯНТРА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЯНТРА
санскр., дословно амулет, магический рисунок) — магич. диаграмма, используемая в практике медитации в индуизме и буддизме. Представляет собой схему в виде вписанных в квадрат неск. концентрич. кругов. В центре внутр.круга вписаны один или неск. наложенных друг на друга треугольников: обращенные углом вниз - символ женского начала Вселенной, повернутые углом вверх — мужского. Их переплетение — символ мировой гармонии, космич. порядка. Особую значимость Я. приобрела в буддизме ваджраяны, где она образует основу изображения на мандале. Н. Л. Жуковская

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ЯНТРА
сс. Узор. Диаграмма. Магический чертеж. Символическая композиция, функционально близкая к мандале. Известны янтры, относящиеся к ведической эпохе. Янтры применяют в магии для воздействия на какие-либо объекты, например для вызывания дождя, победы над врагом и т.п., как обереги для защиты от сглаза, порчи, действия вредоносных мантр, для защиты скота и имущества. Считают, что элементы узора структурируют энергетические поля и способны направлять энергию вовне или гасить посылы извне. Внешний контур янтры предотвращает рассеивание энергии. Как правило, янтры симметричны или имеют выраженный центр, но известны асимметричные янтры. Узор обычно содержит точку, прямые линии, спираль, геометрические фигуры, биджа-мантры, различные символы, в сочетании выражающие сущность янтры. Это может быть цветок лотоса, буквы, символ единства мужского и женского начал и т.д. Янтры используют в медитативной практике. В отличие от мандал, цвет в янтрах может отсутствовать, янтра может быть черно-белой. Созерцание янтры или совершаемый над ней ритуал могут сопровождаться распеванием мантр. Материалом для изготовления янтр может быть бумага, металл, камень, песок и др. Существуют правила их изготовления и использования.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

ЯНТРА

        (букв, амулет, магический рисунок) — термин для обозначения инструментов (не в техническом смысле), помогающих в богопочитании, т. е. идолов, карт, геометрич. диаграмм и т. п.
        Я. может служить:
        1) для обозначения персонификации божества или к.-л. его аспекта,
        2) как модель для поклонения божеству,
        3) как своеобразная карта, помогающая освоить и усилить процессы внутренней концентрации и медитации.
        Типичный пример индуистской Я. — т. наз. шри-янтра. Она представляет собой геометрическую фигуру, состоящую из внешнего квадрата, образованного изломанной линией и обращенного к четырем сторонам света. В него вписаны две серии пересекающихся треугольников: одна обращена вершинами вверх, другая — вниз. Треугольники обрамлены концентрич. кругами и стилизованными лепестками лотоса. Треугольники вершинами вверх символизируют мужскую творческую энергию, вершинами вниз — женскую, их переплетение — мировую гармонию В центре Я. (и одновременно в сердце адепта) помещается изображение почитаемого божества (иштадэва). Для обращения к каждому почитаемому божеству предписывается опред Я. Иногда Я гравируют на металлич. пластинках, вкладывают в небольшой цилиндр и носят как амулеты на шее, на поясе или на руке.
М. Альбедиль

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ЯНТРА
(инструмент, средство) — абстрактная мистическая диаграмма, используемая в тантризме. Я. — изображение вселенной и «тела» божества; в нее, как считается, может нисходить энергия данного божества. В то же время Я.—это и символ вселенной как формы божества. Типологически Я. схожа с мандолой, но отличается от нее большей схематичностью и простотой в изображении. Я. представляет собой совокупность треугольников, кругов, квадратов. В центре любой Я. находится точка-бииду, непроявленный центр мироздания. Все фигуры Я. исполнены глубокого смысла. Так, треугольник—это комбинация трех аспектов бога или богини; треугольник вершиной вниз обозначает женскую энергию, вершиной вверх—мужское начало, а их сочетание говорит о космическом равновесии. Круг—это символ воды, квадрат—земли. Определенную символику имеют и цвета фигур. Я. может наноситься на бумагу или любую другую поверхность, быть плоской или делаться из вещественных материалов, может быть цветной или черно-белой. Я. используется в магических целях, а также в целях обретения высшего состояния сознания. Существуют различные типы Я.: шакта-Я., которые символизируют какие-либо аспекты образа Богини (самой известной является шриянтра, посвященная Шакти в ее благосклонной форме Трипурасундари); вайшнаваЯ., связанные с Вишну; шайва-Я., ориентированные на Шиву, и другие. Я. всегда используются в сопровождении мантр. Зачастую соответствующие однослоговые мантры вписываются в различные места Я.

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

Янтра
Геометрическая фигура для медитации в индуизме и буддизме.
 
1 Небесный «бездеятельный» бог. Далее: деус оциозус.
2 Сиддхартха — собственное имя, Гаутама — родовое имя. Достигнув Просветления, Сиддхартха Гаутама стал Буддой.
3 Санскр.: «Мудрец из (племени) Шакья.
4 Дерево «Бодхи» (дерево «Просветления»).
5 Состояние окончательного освобождения, достигнутое тем, кто уже никогда не возродится в мире живых существ.
6 Двоюродный брат царевича Гаутамы и его любимый ученик (сопровождал Будду как слуга в течение 45 лет).
7 Собрание самых авторитетных членов «сангхи» называется «сангити» (букв, «совместное монотонное пение»).
8 Четыре касты (упоминаются уже в «Ригведе»): брахманы (жрецы); кшатрии (воины); вайшьи (крестьяне); шудры (слуги).
9 Раскол произошел на втором «сангити» в Вайшали. Через 200 лет, на третьем «сангити» в Паталипутре Ашока признал истинным учение тхеравады.
10 Санскр.: «Те, которые проповедуют учение о потустороннем».
11 «Отдельный», «независимый» Будда — мудрец, достигший личного Просветления.
12 Причастность, преданность, служение (богу). В качестве концептуального термина впервые встречается в Бхагавадгите, где означает служение Бхагавану (Кришне).
13 «Тело закона» или «космическое тело Будды».
14 Титул политического (до 1951 г.) и духовного владыки тибетского народа. Титул по происхождению монгольский. В 1578 г. монгольский князь Алтан-хан присвоил его Соднам Джамухо, 3-му наместнику школы «гелугпа».
15 Букв. «ось мира» (лат.)
16 Другое название Ёрмунганд — мировой змей.
17 Букв. «Книга о пути и добродетели».
18 Возникновение Дао цзан связано с деятельностью даоса Лу Сюцзиня (406–477 гг. н.э.). В VI в. сложился образец, который воспроизводится во всех последующих изданиях. В 1012–1019 гг. по приказу императора Чжэн-цзуна Дао цзан был кодифицирован. В 1191 г. вырезан на досках, посредством которых отпечатаны все собранные тексты. В 1923–1926 гг. был издан фототипическим способом единственный сохранившийся полный экземпляр Дао цзан.
19 Точнее: Цинь Ши-хуанди.
20 Первым провозгласил себя «тянь-ши» («Небесным наставником») Чжан Даолин в середине II в. После его смерти главой секты стал его сын Чжан Хэн, а затем внук Чжан Лу, который создал даосское государство на территории провинции Сычуань. В 214–215 гг. государство Чжан Лу подчинилось войскам Цао Цао — будущего основателя династии Вэй (220–264). Вплоть до 1927 г. теократическое государство «даосского папы» существовало на правах полуавтономии.
21 Более распространенный вариант: «одетые сторонами света».
22 Другое священное дерево Махавиры — ашока, под которым он дал обет отречения от мира.
23 Чаше именуется Махатма Ганди. Это не имя, а эпитет (досл. «великий Атманом»), которым величают высокодуховных, сверхмирских личностей.
24 Самвара — «остановка» притекания кармического вещества к дживе. При соблюдении всех правил аскетического служения можно достичь полного уничтожения карм («ннрджара»).
25 Согласно манихейской традиции, отец Мани забрал его в возрасте четырех лет в иудео-христианскую общину элхасаитов близ г. Месена (ныне Басра). Из обычаев секты следует отметить аскетизм, безбрачие, вегетарианство, ежедневные ритуальные омовения и очищение пищи водой
26 В египтологии совокупность примерно пятнадцати текстов называют обычно «Песнь арфиста».
27 Более точное название: «Поучение царя Гераклеопольского» (своему сыну Мерикара).
28 Маат — богиня порядка и истины, супруга бога мудрости Тота.
29 Служил эмблемой египетских богов и символом бессмертия. Слово «анх» означает «жизнь», «процветание».
30 Точнее «поля рая» (иару) на восточном небе, откуда восходит бог солнца Ра. В конечном счете, стали не только местом блаженства Ра и фараона, но и всех тех, кто получил оправдание на суде Осириса.
31 Более точное название — «Видэндат».
32 Название означает «Создание основы» («Первотворение»).
33 Мусульманская форма имени Варахран.
34 Букв.: Мост судебного разбора.
35 Слово имеет два значения: а) высшая варна в древнеинд. обществе; б) объяснение Брахмана — часть ведийского канона Шрути.
36 «Вайшьи» — крестьяне (третья каста). Название произошло от слова виш — народ. К этой касте принадлежало большинство населения. Занятиями вайшьев считались земледелие и скотоводство, а также торговля.
37 Имя мудреца — легендарного автора «Рамаяны».
38 Позиции пальцев или рук, в отличие от асан — телесных поз.
39 Европеизированное название — Бенарес.
40 Правильно: «руку». Ракат — это цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением молитвенных формул, следующих друг за другом в строго определенном порядке.
41 Правильнее: ал-Аббас.
42 Мамлюк (мамлук): букв, «тот, кем владеют». Первоначально — приобретенный раб в отличие от раба по рождению. C XI в. — синоним слова гулам (раб-воин). Мамлюкские эмиры, захватившие в 1250 г. власть в Египте, пополняли свою армию мамлюками — тюрками и кавказцами.
43 В 762 г. См. «Ислам. Энциклопедический словарь. М, 1991.
44 Умер в тюрьме в 799 г. Прозвище его означает «Обуздывающий гаев».
45 Правильнее: «великое воскресение».
46 Букв. «знающие»: богословы-законоведы.
47 Букв. «испытание».
48 Центральный обряд хаджжа — стояние (вукуф) у горы Арафат с полудня до захода солнца.
49 Энциклопедический словарь: 875 г.
50 Букв. «Наш господин».
51 «Стоянка» на «мистическом пути».
52 Цезарь, сделав фактическим правителем Иудеи Антипатра, даровал Гиркану титул «первосвященника и этнарха всех иудеев».
53 Впервые эта схема была предложена немецкими учеными в 1835 г. Затем появились и другие, более дробные деления. См. статью «Пятикнижие» в «Еврейской энциклопедии».
54 «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их».
55 Титул, принадлежавший главе вавилонских евреев, которые со времени пленения носили общее название «гола», т.е. диаспора.
56Апокрифический текст договора «Омара I с христианами Иерусалима» впервые появляется в начале XII в. Ограничения для иноверцев («зиммии», букв. «покровительствуемые») были введены при Омаре II (717–720) и особенно при Йезиде II (720–724), хотя сам термин «зимма» встречается уже в посланиях Мухаммеда к арабским племенам и в 9-й суре Корана.
57 Совр. Вильнюс.
58 Келл-дара (совр. Килдэр) — означает «храм из дуба». Так назывался монастырь, покровительницей которого считалась Бригита.
59 Точнее: Нантосвельта.
60 Холм Уснех — место, где сходились границы пяти королевств.
61 Ульстер (совр. Ольстер) — одно из четырех (а затем пяти) королевств. Цикл обычно именуется «Уладским».
62 Лю цзин — «Шесть канонов», «Шестиканонье», «Шестикнижие». Сложилось к IV в.
63 Другое название: «Чжоу И» («Чжоуские перемены»).
64 В I в. до н.э. появился канон из пяти книг (без «Книги музыки») — «У цзин». Книга «Чжоу ли» входила в так называемые «Тринадцать канонов» («Ши сань цзин»).
65 Царство Лу (совр. провинция Шаньдун).
66 В 27 лет поступил на службу в главную кумирню царства Лу.
67 Имел более трех тысяч учеников — как простого звания, так и представителей знати.
68 «Жэнь» («гуманность») — центральное понятие в конфуцианстве. «Совершенный муж» именуется «цзюнь цзы». Его синонимы: «Да жэнь» («великий человек») или «жэнь жэнь» («гуманный человек»). Антоним — «сяо жэнь» («ничтожный человек» или «маленький человек»).
69 190 или 179 — 120 или 104. См. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.
70 В официальной конфуцианской литературе именовался «Вторым совершенномудрым» («я шэн»).
71 Более известен под именем Лу Цзююань.
72 «Сы шу» или «Сы цзы шу».
73 Условное название по первым словам поэмы.
74 «Путь богов»; син = ками.
75 Другое название: «Нихон секи».
76 «Фукко синто» — «возрождение синто древности», школа синто, возникшая в конце XVIII в.
77 Букв. «Просвещенное правление».
78 Ассоциация синтоистских святилищ. (Дзиндзя хонте) была создана в 1946 г. высшими представителями синтоистского духовенства.
79 Букв. «успокоение земли».
80 Точнее: Управление по делам небесных и земных божеств. В 1871 г. было преобразовано в Министерство по делам небесных и земных божеств (дзингисе). В марте 1872 г. было преобразовано в министерство религиозного образования.
81 Стола — парадная длинная туника.
82 В сочинении «Против Цельса».
83 Наилучший, величайший (лат.) — эпитеты Юпитера.
84 Баал-Зебул (досл. «Повелитель мух») — отсюда Вельзевул.
85 Соответствует еврейскому кодашим.
86 «Когда вверху»  — условное название поп первым двум словам поэмы.
87 По обету Керет должен был отдать Асират (Ашера) две трети веса своей супруги серебром и одну треть золотом.
88 Досл.: «при усилии более действенно» (лат.).
89 От слова фидаи («жертвующие собой»),
90 Ал-мухаммира («одетые в красное»).
91 Букв. «невольники» (араб.) — воины-рабы, составлявшие гвардию династии Айюбидов. В 1250 г. свергли египетскую ветвь Айюбидов и основали династию мамлюкских султанов, правившую до 1517 г.
92 «И сына» (лат.).
93 Видимо, имеется в виду скандинавское происхождение династии Рюриковичей.
94 Седьмой вселенский собор состоялся в 787, окончательная победа над иконоборчеством (Торжество Православия) — в 843. Собор 869–870 г. Римская Церковь считает Восьмым Вселенским, а на Востоке он не признается.
95 Низложен в 870, восстановлен в 877 императором; на соборе 879–880 с этим, действительно, согласились папские легаты.
96 Несторий умер до Халкидонского собора.
97 Видение блаженного Ездры (лат.).
98 В действительности лет на сто раньше — Григорием Синаитом.
99 Гороскоп мира (лат.).
??
??
??
??

Источник: Словарь религий, обрядов и верований