ЯН СЮН

Найдено 1 определение
ЯН СЮН
Ян Цзыюнь. 53 до н.э., Чэнду обл. Шу (совр. Чэнду пров. Сычуань), - 18 н.э. Философ, литератор, филолог. При императоре Чэн-ди был цензором имп. совета. В пер. правления Ван Мана (9 - 23 н.э.) занимался редактированием книг в придворном библиографич. учреждении - Тяньлугэ ("Палата небесных благодеяний"), дослужился до сановного титула дафу. Осн. филос. соч. - созд. в подражание "Чжоу и" "Тай сюань цзин)" ("[Канон] великого сокровенного") и в подражание "Лунь юю" - "Фа янь" ("Образцовые речи"). Филос. и этич. взгляды Я.С. выражены также в поэтич. произведениях гл. обр. морализирующего характера, адресованных государю: "Фань Ли сао" ("Опровержение на "Скорбь отрешенного"), "Гань цюань фу" ("Сладкий источник"), "Хэ дун фу" ("К востоку от реки"), "Цзяо ле фу" ("Об охоте"), "Чан ян фу" ("Высокий тополь") и др. Филологич. труд Я.С. "Фан янь" ("Диалекты") является одним из важнейших источников по языковой ситуации в Китае эпохи Зап. Хань (кон. 3 - 1 в. до н.э.). Первонач. сб. произв. Я.С. утерян, в эпоху Мин (14- 17 вв.) составлен сб. "Ян Цзыюнь цзи" ("Собр. произв. Ян Цзыюня"); в свод Янь Кэцзюня (кон. 18 - 19 в.) "Цюань шан гу сань дай Цинь Хань Саньго Лючао вэнь" ("Поли. собр. текстов трех древних эпох - Цинь и Хань, Троецарствия, Шести династий") вошли четыре цзюаня ("свитка") соч. Я.С. Источником мира вещей Я.С. считал "сокровенное" (сюань), присутствующее в "[вещах] десяти тыс. родов", но не обладающее видимой "формой" (син [2]), "уловляющее [силы] инь ян и тем самым производящее пневму (ци [1])". "Пневмы" инь ян, "то разделяясь, то сливаясь, уготавливают Небо и Землю" ("Тай сюань цзин", гл. "Цинь" - "Уловление"). Последние, "вступая в связь", рождают "десять тыс. вещей" ("Фа янь", гл. "Сю шэнь" - "Самосовершенствование"). Задача человеч. познания, по Я.С., не преображение природы, а "подражание" (ни) трем упорядочивающим началам космоса - Небу, Земле и человеку (см. Тянь) в их идеальных значениях. Такого рода "подражание" тождественно "почитанию небесных циклов" (цзунь тянь чжи чоу) и одновременно - "контролю за небесной изначальностью" (доу и чжи тянь юань) ("Тай сюань цзин", гл. "Доу" -"Овладение"), т.е. естеств. следованию глубинным природным закономерностям. Для их отображения Я.С. предлагал вместо 64 гексаграмм (см. Гуа) "Чжоу и" систему из 81 тетраграммы, для начертания к-рых применены черты трех видов - целые, единожды и дважды прерванные; однако система Я.С. распространения не получила. Акцентировал значение опытного подтверждения в познании ("Фа янь", гл. "Вэнь шэнь" - "Вопрошение духов"). Выделял два антагонистич. аспекта процесса мировых трансформаций - "причинность/преемственность" (инь [2]) и "сменяемость" (гэ) ("Фа янь", гл. "Вэнь дао" - "Вопрошение дао"). "Естеств. путь" (цзы жань чжи дао) всего живого видел в его конечности ("Фа янь", гл. "Цзюнь цзы" - "Совершенный муж"), отрицал возможность вечной жизни (см. С янь сюэ, Шэнь ме лунь). Рассматривал человеч. "природу" (син [1]) как "смешение добра и зла": "совершенствование" (сю) того или иного начала делает человека добрым либо злым ("Фа янь", гл. "Сю шэнь"). "Наука/учение" (сюэ) предназначена для "совершенствования [индивид.] природы", к-рую составляют "зрение, слух, речь, облик и мышление" - они м.б. либо "правильными" (чжэн [1], см. Чжэн мин), либо "испорченными" ("еретич." - се) ("Фа янь", гл. "Сюэ син" - "Учение и действие"). *Фа янь. Гл. 1, 3 - 5, 12. Тай сюань цзин (фрагменты). Вступ. ст. и пер. Е.П. Синицына // Древнекит. философия. Эпоха Хань. М., 1990; Walters D. (tr.). The Alternative I Ching. Wellingborough, 1987. **Лисевич И.О. Лит. мысль Китая на р-же древности и ср. веков. М., 1979 (по Указателю); Щуцкий Ю.К. Кит. классич. "Книга перемен". М., 1993 (по Указателю); Кобзев А.И. Учение о символах и числах в кит. классич. философии. М., 1994 (по Указателю). Ли Си

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
6.34 мб

Педагогическое наследие Сюнь-цзы

Германович Анастасия Андреевна
Влияние конфуцианства на духовную, философскую культуру и педагогическую практику Китая, Кореи, Японии и Вьетнама сложно переоценить.
Читать PDF
608.98 кб

Кант и Сюнь-цзы о злой природе человека

Крыштоп Людмила Эдуардовна
Читать PDF
105.66 кб

Гуманность- жэнь в философской системе Сюнь-цзы

Титов Алексей Леонидович
Данное исследование дает представление о роли и месте жэнь одной из важнейших категорий китайской философии в учении Сюнь-цзы.
Читать PDF
343.52 кб

Критика Сюнь-цзы в адрес Мо-цзы: опыт логического анализа аргументации

Руденко Николай Владимирович
Статья приводит анализ критики древнекитайским философом Сюнь-цзы (IV-III вв. до н.э.) философа Мо-цзы (V нач. IV в. до н.э.), представленной в трактате Сюнь-цзы.
Читать PDF
680.60 кб

Элита сюнну Центральной Азии (по материалам анализа погребальных памятников)

Дашковский Петр Константинович, Мейкшан Илья Александрович
Рассматривается проблема изучения характеристик элитных погребальных памятников сюнну (хунну), расположенных на территории Забайкалья и Северной Монголии.
Читать PDF
287.43 кб

"Метис, рожденный от Сюнсуй и Мопассана": восток и Запад в творчестве и жизни Нагаи Кафу

Санина К. Г.
Nagai Kafu was one of the giants of modern Japanese literature. He was one of those, who brought the example of European literature to Japanese prose and poetry.
Читать PDF
162.13 кб

Сюнга: мудрость Востока и пуританство Запада (сюнга: паттерн сексуальной культуры для Востока или по

Аброзе Е. А.
Читать PDF
162.13 кб

Сюнга: мудрость Востока и пуританство Запада (сюнга: паттерн сексуальной культуры для Востока или по

Аброзе Евгений Артурович
Читать PDF
142.07 кб

2007. 04. 038. Накаока Сюнсукэ. Появление современных богатых в Японии: социальное происхождение эко

Корнилов М. Н.
Читать PDF
2.82 мб

Сюнейдофрения и инет-сюнейдофрения (Ф. М. Достоевский, «Чрезмерное сознание» и его онтологические ис

Павленко А.Н.
В работе рассматривается феномен «чрезмерного сознания», который был впервые художественно описан в работе Ф. М. Достоевского «Записки из подполья».

Похожие термины:

  • Сюнчан

    В фольклоре китайцев чудесное дерево, из коры которого делают одежду, когда на престол восходит мудрый правитель.
  • СЮНЬ ЮЭ

    Сюнь Чжунъюй. 148, Инъинь обл. Инчуань (совр. Сюйчак пров. Хэнань), - 209. Философ, каноновед (см. Цзин сюэ), историк. Потомок конф. мыслителя 4 - 3 вв. до н.э. Сюнь Куана. Состоял на гос. службе. Осн. соч. - "Шэнь ц
  • СЮНЬ ЦЗЫ

    род. ок. 313 - ум. ок. 238 до Р. X.) - один из наиболее влиятельных кит. мыслителей, предпринявший удачную попытку систематизировать учение Конфуция. В противоположность Мэн-цзы учил, что человек зол от при
  • СЮНЬ ЦАНЬ

    Сюнь Фэн-цянь. 209, Инъинь обл. Инчуань (совр. Сюйчан пров. Хэнань), - 238. Представитель филос. направления сюань сюэ. Сведения о жизни и взглядах содержатся, в частности, в "Сань го чжи" ("Троецарствие", 3 - 1
  • ЦЗЯО СЮНЬ

    Цзяо Литан. 1763, Ганьцюань (совр. г. Янчжоу пров. Цзянсу), - 1820. Каноновед (см. Цзин сюэ), математик, философ-ицзинист, теоретик кит. оперы и драмы. После сдачи экзаменов провинц. уровня служил инспектором
  • СЮНЬ КУАН

    Сюнь-цзы, Сюнь Цин, Сунь Цин. Ок. 313 до н.э., царство Чжао (южн. часть совр. пров. Шаньси),- ок. 238 до н.э., Ланьлин (совр. пров. Шаньдун). Крупнейший философ и просветитель древнего Китая, принадлежал к конф.
  • Сюньхуацао

    В фольклоре китайцев чудесная трава-однодневка, которая утром зеленеет, а вечером гибнет.
  • ДАДЗАЙ СЮНДАЙ

    Дзюн, 1680-1747) - яп. философ, противник неоконфуц. идеализма и будд. мистики. Под лозунгом возвращения к др. конфуцианству Д. С. выступал с критикой чжусианской морали, являвшейся офиц. гос. идеологией в
  • СТЕПАНОС СЮНЕЦИ

    ум. 735) – арм. философ, представитель арм. патристики эпохи раннего средневековья. Природа, по С. С., есть низшее проявление божеств. духа. Сущностью телесного является идея, недоступная ощущениям и п