ЯН ЧЖУ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЯН ЧЖУ (Ян Цзы-цзюй, Ян Мэн, приблизит. 440-360 до н. э.)
один из мыслителей Др. Китая, вольнодумец, атеист и гедонист, противник Конфуция. Он провозглашал идеи себялюбия (включая и любовь к своему роду), ценности земной жизни, естеств. страстей и наслаждений, пренебрежения к славе и почестям. Исходя из наивно-материалистич. представлений, Я. Ч. выступал против веры в бессмертие, считая смерть столь же естественной, как и жизнь.

Источник: Атеистический словарь

ЯН ЧЖУ
(Yang Tschu) — китайский философ (ок. 450—380 до н. э.), основывался на Лао-цзы, но, в противоположность даосизму, является представителем пессимистического мировоззрения с индивидуалистически-материалистическим идеалом наслаждения жизнью. Его сочинения дошли до нас как произведения представителя даосизма Ле-цзы, и их трудно отделить от последних. См.: Yang Chu's Garden of pleasure. London, 1912.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЯН ЧЖУ
Ян Цзыцзюй, Ян Шэн (прибл. 440- 360 или 414-334 до н. э.), др.-кит. мыслительвольнодумец. Происходил, по-видимому, из бедной крест. семьи. Много путешествовал, распространяя при этом свое учение, приобрел, видимо, значит. число последователей. Соч. Я. Ч. не сохранились и о его взглядах можно судить лишь по фрагментам в произв. его идейных противников Мэн-цзы и Чжуан-цзы и по главе «Я. Ч.» даоского трактата «Ле-цзы». Я. Ч. провозглашал идеи себялюбия, ценности земной жизни, естеств. страстей и наслаждений, пренебрежения к славе, почестям и внеш. вещам. Исходя из наивно-материалистич. представлении, Я. Ч. выступал против веры в бессмертие, считая смерть столь же естественной и неизбежной, как и жизнь. Был резким противником Конфуция, «самого бестолкового и суетливого из всех людей», что, вероятно, и вызвало отрицат. отношение к Я. Ч. со стороны представителей офиц. идеологии - конфуцианства.

Источник: Советский философский словарь

Ян Чжу
 (ок. 395—335 до н. э.) — древнекит. философ. В своем учении выступал с позиций наивного материализма, резко критиковал религиозные представления и веру в бессмертие. По его мнению, все события и явления природы и об-ва подчинены действию принципа естественной необходимости, к-рый он определял как судьбу. Поэтому его взгляды несвободны от элементов фаталистического детерминизма. Я. Ч. заявлял, что все подвержено гибели и уничтожению. Жизнь с естественной необходимостью сменяется смертью, за возникновением следует разрушение. В этике на первый план выдвигал личность с ее стремлением к максимальному удовлетворению своих чувств и желаний. Однако гедонизм и эвдемонизм Я. Ч. не получил крайнего выражения. Он призывал пользоваться и наслаждаться настоящим в жизни и не утруждать себя мыслями о том, что будет после смерти. Его индивидуализм явился реакцией на этическую и социальную градацию людей в конфуцианстве.

Источник: Философский словарь. 1963

ЯН ЧЖУ
(V-IV вв. до н. э.) - виднейший философ-атеист Др. Китая, стоявший на позициях наивного материализма; выразитель идеологии протеста против любых форм угнетения человеч. личности. Все существующее, как полагал Я. Ч., подчинено действию естеств. необходимости («дао»), исключающей сверхъестеств. внеприродные силы. Он отвергал представление о «божественности» неба. Проявлением естеств. необходимости Я. Ч. считал всеобщий закон жизни и смерти. Человека, как часть природы, он считал всецело подчиненным этому закону и поэтому отрицал фантазии о человеч. бессмертии, выступал против конфуцианского культа предков. Отбрасывая как материалист перспективу вечной «загробной жизни», Я. Ч. видел высшую цель и счастье человеч. жизни в стремлении к полноте жизни и разумном удовлетворении естеств. потребностей. Людей он считал равными перед лицом естеств. необходимости и обосновывал требование свободы их жизнепроявлений, осуждал неравенство и господствовавшую регламентацию, т. е. то, что устанавливалось эксплуатат. классами и освящалось в конфуцианстве. Учение Я. Ч., несмотря на его истор. ограниченность (в частности, на присущие ему черты фатализма и индивидуализма), было для своего времени прогрессивным.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ЯН ЧЖУ
прибл. 440–360 до н.э.) – др.-кит. философ, мысли к-рого в осн. изложены в главе "Ян Чжу" даоского трактата "Ле-цзы" (3 в. н.э.). Упоминания о нем имеются и в др. трактатах (напр., в "Чжуан-цзы"). Мировоззрение Я. Ч. направлено против конфуцианской этики и характеризуется крайним гедонизмом. Я. Ч. говорил, что стремление к идеалу морального совершенства бессмысленно, ибо во имя одобрения потомков оно заставляет отказываться от наслаждения, составляющего единств, смысл жизни (см. Jang Chu´s garden of pleasure, transl. by Anton Forke, L., 1912). Мэн-цзы считал, что Я. Ч., исходивший из принципа "каждый для себя", не согласился бы пожертвовать даже одним своим волосом для спасения всего мира. Фэн Ю-лань доказывает, что в трактате "Ле-цзы" учение Я. Ч. искажено. Хотя он действительно исходил из того, что самое ценное – это собств. жизнь, но не призывал предаваться наслаждениям, а учил ограничивать свои желания и избегать опасностей, с к-рыми сталкивается человек, живя в обществе. Такой взгляд исповедовали бежавшие от мира отшельники, о к-рых упоминает уже Конфуций (см. Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1952, p. 133–43). Лит.: Петров ?., Ян Чжу – вольнодумец др. Китая, "Сов. востоковедение", 1940, No 1; Ян Юн-го, История др.-кит. идеологии, пер. с кит., М., 1957, с. 226–36; Xоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История кит. идеологий), т. 1, Пекин, 1957, с. 337–50; Graham А. С, The book of Lieh-tzu, L., 1960. В. Рубин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЯН ЧЖУ
Ян Цзыцзюй, Ян Шэн. Между 440 - 334 до н.э. Уроженец царства Вэй. Философ, представитель раннего даосизма. Сведений о его жизни сохранилось крайне мало. Происходил предположительно из бедной крестьянской семьи. Много путешествовал по древнекит. царствам, имел большое количество сторонников и учеников. Соч. не оставил (или они утеряны). Сведения о его взглядах и фрагменты суждений приводятся в памятниках 4 - 2 вв. до н.э. - "Мэн-цзы", "Чжуан-цзы", "Хат Фэй-цзы", "Люй-ши чунь цю" и "Хуайнанъ-цзы". В "Ле-цзы" содержится компактная гл. "Я. Ч.", в к-рой приводятся беседы и рассуждения философа. По поводу ее аутентичности существуют различные т.зр., однако большинство отечеств, ученых считает ее интерполяцией в текст "Ле-цзы", к-рая содержит достоверные сведения о взглядах Я. Ч. и составлена его учениками после смерти учителя в 4 - 3 вв. до н.э. Я. Ч. вошел в историю кит. философии как блестящий полемист, философ-атеист, "вольнодумец", непримиримый противник конфуцианства, проповедовавший "естеств." развитие человека, не стесненное социальными, этич. или политич. рамками. Основу филос. взглядов Я. Ч. составляет идея "естеств. бытия" человека. Человек - неотъемлемый элемент природы, ее продукт, отличающийся от прочих "вещей" лишь разумом: "Человек подобен Небу и Земле. Человек является самым разумным [среди всех существ], наделенных жизнью. Поэтому он согласно своей природе полагается на разум, а не опирается на силу" (здесь и далее - "Ле-цзы", гл. 7 "Я.Ч."). Восприятие мира через органы чувств определяет отношение человека к внеш. миру. Подавлять это естеств. восприятие мира вещей - значит подавлять "природу человека". Я.Ч. первым из кит. мыслителей отверг существование целенаправленной "воли Неба". Человек живет и умирает в силу "естеств. необходимости", к-рую он называет "судьбой" (см. Мин [1]). Человек смертен, его жизнь конечна. "То, что делает все вещи разными, - это жизнь, то, что делает их одинаковыми, -это смерть. В смерти существует тождество - это тождество смрада и разложения, исчезновения и уничтожения... При жизни это Яо и Шунь (см. Шэн [1]), после смерти это - разложившиеся кости. Поэтому следует наслаждаться, пока живы" ("Ле-цзы"). Призыв к "наслаждению жизнью" - второй принципиальный тезис учения Я. Ч. По поводу его конкр. содержания исследователи расходятся во мнениях. Наиболее часто Я.Ч. обвиняется в крайнем индивидуализме и гедонизме. Конф. традиция приписывает ему высказывание: "Я не вырвал бы и волоска, чтобы принести пользу Поднебесной". Это обвинение первым бросил конфуцианец Мэн-цзы, намеренно исказив смысл слов Я.Ч. Последний в беседе, приведенной в "Ле-цзы", говорит о подобном высказывании легендарного персонажа Бочэн Цзыгао, к-рое он в принципе одобряет и поясняет свою позицию следующим образом: "Люди древности не соглашались вырвать у себя даже один волосок для пользы Поднебесной, но они и не брали всего, что только можно, от Поднебесной для себя лично. Никто из людей не лишался ни единого волоска; никто не приносил пользу Поднебесной, а она между тем пребывала в состоянии порядка. Миру, безусловно, не помочь одним волоском". Т.о., речь у Я.Ч. идет не о теории "все для себя", а о бессмысленности мелких жертв, к-рые не изменят положения дел в Поднебесной. Обвинение Я.Ч. в крайнем гедонизме также представляется преувеличением. Философ призывал лишь к наслаждению радостью жизни, имея в виду, что после смерти наступает "безразличие". Но и тут он выступал против крайностей: "И красотой [женщин], и вкусом [пищи] нельзя [наслаждаться] постоянно: приедаются; звуками и красками нельзя развлекаться постоянно: пресыщаешься". Бесполезной считал Я.Ч. и жажду славы, поскольку "истинное не обладает славой, а обладающее славой не обладает истиной". Приводя в пример "людей глубокой древности", он говорил, что они, зная, что "в жизнь постепенно приходят, а в смерть постепенно уходят, действовали, подчиняясь [порывам своего] сердца, а не шли против своих естеств. страстей". Исходя из своей концепции "разумного, естеств. наслаждения жизнью", Я. Ч. считал бесполезной деятельность "совершенномудрых" правителей древности и самого Конфуция, у к-рых при жизни "не было ни одного радостного дня", а посмертная слава им была уже не нужна. Учение Я. Ч. было предано анафеме конф. ортодоксами, а гл. "Я. Ч." объявлена поздней подделкой. Взгляды Я. Ч. оказали заметное влияние на последующее развитие материалистич. тенденций кит. философии. На рус. яз. перевод гл. "Я. Ч." и всего памятника "Ле-цзы" впервые выполнен в 60-е гг. Л.Д. Позднеевой. *Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967; Я.Ч. // Древнекит. философия. Т. I. М., 1972; "Петров А.А. Я.Ч. - вольнодумец Древнего Китая // Советское востоковедение. М.-Л., 1940; Быков Ф.С. Зарождение политич. и филос. мысли в Китае. М., 1966. С. 120 - 138; Ян Хиншун. Материалистич. мысль в древнем Китае. М., 1984. С. 90 - 101; Forke A. Young Chus Garden of Pleasure (tr. of Ch. 7). L., 1912; Graham A.C. The Dialogue between Yang Yu and Chyantzyy // Bulletin of the School of Oriental and African Studies (Bsoas). 1959. Vol. 22/2. cm. также лит-ру к ст. "Ле-цзы". В.Ф. Феоктистов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
3.70 мб

Елань эпохи чжурчжэней

Шавкунов Владимир Эрнстович
Статья посвящена определению места нахождения средневековой Елани и проблеме заселения Приморья чжурчжэнями.
Читать PDF
441.46 кб

Новый миф о чжурчжэнях?

Александр Львович Ивлиев
Рецензия: Сенук А. Генетический код человека на "тигриных пряжках" чжурчжэней. Владивосток: изд-во ДВГАЭУ, 2004.169 с.
Читать PDF
445.43 кб

Керамика чжурчжэней Приморья

Гельман Евгения Ивановна
The Jurchen ceramics of Primorye is studied in detail by Candidate of Historical Sciences E. Gelman. The article is illustrated.
Читать PDF
1.11 мб

Защитное вооружение чжурчжэней

Прокопец Станислав Данилович
В статье рассматриваются основные итоги изучения защитного вооружения чжурчжэней по материалам археологических исследований городищ государства Восточное Ся, расположенных в Приморском крае.
Читать PDF
212.94 кб

Новый тип чжурчжэньского панциря

Артемьева Н. Г.
Дается описание тяжелого панциря, который закрывал грудь и спину средневекового воина. Такой тип предмета защитного вооружения впервые встречен на чжурчжэньских памятниках Приморья, точные аналогии ему не найдены
Читать PDF
537.08 кб

Восход золотой империи чжурчжэней

Медведев В.Е.
Историю и культуру чжурчжэней тунгусо-маньчжурского народа можно сравнить с золотым самородком, сокровищем, и сегодня сияющим из глубины веков.
Читать PDF
193.99 кб

Левосторонний запах одежды чжурчжэней

Лариса Николаевна Гусева
Автор исследует один из компонентов культуры чжурчжэней на Дальнем Востоке в средневековье одежду.
Читать PDF
1.51 мб

Сельское хозяйство чжурчжэней в Приморье

Болдин Владислав Иннокентьевич
В статье даётся полное описание земледельческих орудий чжурчжэней, проживавших в первой половине XIII в. на территории Приморского края России.
Читать PDF
964.37 кб

НОВЫЙ ЧЖУРЧЖЭНЬСКИЙ МОГИЛЬНИК В ПРИМОРЬЕ

Артемьева Надежда Григорьевна
Исследование нового могильника в с. Новицком дало возможность проследить чжурчжэньский обряд захоронения, выявить его особенности и определить топографию расположения памятников данного типа.
Читать PDF
13.01 мб

Проблема реконструкции чжурчжэньского лука

Дмитрий Валентинович Маковеев
Среди применявшегося чжурчжэнями оружия важнейшее место занимали лук и стрелы. Как и у всех других средневековых народов, у чжурчжэней лук был самым популярным индивидуальным оружием нападения.
Читать PDF
396.83 кб

Антропоморфные изображения чжурчжэней Приморья

Елена Валентиновна Асташенкова
Читать PDF
367.72 кб

Тибетские источники о распространении «Чжуд-ши»

Жабон Юмжана Жалсановна
Распространение « Чжуд-ши« в Тибете до сих пор не был предметом подробного изучения, хотя в тибетских источниках по истории медицины встречается много сведений об этом.
Читать PDF
333.25 кб

К вопросу об историографии изучения чжуанов в хх в

Глинкин Виталий Сергеевич
Статья посвящена истории изучения чжуанов. Чжуаны народ, проживающий на юге КНР. В настоящее время являются самым многочисленным этническим меньшинством Китая, их численность составляет примерно 16 млн чел.
Читать PDF
154.85 кб

О некоторых духовых музыкальных инструментах чжурчжэней

Тупикина Светлана Максимовна
The article by Candidate of Historical Sciences Svetlana Tupikina About some spiritual musical instruments of the Tungus Manchus describes traditional musical culture of these peoples and is based on the data of musical ethnograph
Читать PDF
161.92 кб

О функциональном назначении чжурчжэньских масок-"личин"

Гладченков Александр Андреевич, Галактионов Олег Сергеевич, Хорев Валерий Александрович
Three scholars-archaeologists A. Gladchenkov, O. Galaktionov and V. Khorev narrate the functional purpose of Jurchen masks.

Похожие термины:

  • Чжуань

    в китайской мифологии одно из чудесных животных, повелевающее засухой. Его представляли в виде рыбы, похожей, однако, на лягушку со щетиной.
  • Чжулун

    в древнекитайской мифологии божество, освещающее мрак. Согласно описаниям в древних текстах, Чжулуна изображали со змеиным красным телом длиной в тысячу верст и человеческим лицом. Когда Чжулун з
  • Чжуняо

    кит.) – «красная птица» – символ юга в виде птицы, напоминающей фэнхуана. Ее изображали на знамени, которое несли впереди войска (юг считался наиболее почетной стороной света).
  • ЧЖУЖУН

    В архаической традиции божество огня, повелитель юга.
  • ЧЖУН ШУ

    кит. — преданность и взаимность/великодушие) — категории этики конфуцианства, подразумевающие осуществление золотого правила нравственности. Ообъединяются в бином чжун шу в высказывании ученик
  • ЧЖУН ЮН

    Срединное и неизменное», «Срединность и постоянство») — памятник конфуцианства, создан ок. 3 в. до н. э., в 12 в. вошел в состав канонического «Четверокнижия» («Сы шу») наряду с «Да сюэ», «Лунь юй» и «Мэ
  • ЧЖУНКУЙ

    В народной мифологии и у даосов повелитель и усмиритель демонов.
  • Чжун Куй

    кит.)  – повелитель демонов. Картинки с изображением Ч. К., хватающего бесов, наклеивались на створки дверей, чтобы защитить дом от нечисти.
  • ВАН ЧЖУН

    22.1.1745, Цзянду, окр. Янчжоу пров. Цзянсу,- 11.12.1794, Ханчжоу пров. Чжэцзян. Ван Жунфу, Ван Бинчжун. Философ-неоконфуцианец, ученый-просветитель, историк и литератор. Род. в бедной, но образованной семье, в 17
  • ЧЖЭН ЧЖУН

    Чжэн Чжунши. ?, Кайфэн окр. Хэнань (совр. пров. Хэнань), - 83. Каноновед. Служил нач. ведомства земледелия (дасынун); чтобы отличить его от тезки и однофамильца - царедворца-евнуха, Ч.Ч. называли Чжэн-сынун
  • ЧЖУАН-ЦЗЫ

    фундаментальное произведение даосизма — китайской народной религии, дающей ей философское содержание. Его автор Чжуан-цзы жил в конце IV в. до Р.Х.
  • ЧЖУАНЬСЮЙ

    В архаической традиции первопредок, внук или правнук Хуанди. При нем духи Чжун и Ли разделили небо и землю, чтобы люди более не могли свободно подниматься на небеса.
  • ЧЖУАН ЧЖОУ

    Чжуан-цзы, Мэн Чжоу, Янь Чжоу. Ок. 369 до н.э., обл. Мэн в царстве Сун (ныне северо-вост. часть уезда Шанцю пров. Хэнань) - ок. 286 до н.э. Один из основоположников философии даосизма, автор трактата "Чжуан-цзы
  • ЦЗО ЧЖУАНЬ

    Коммент. Цзо". Др. назв. - "Чунь цю Цзо-ши чжуань" ("Коммент. г-на Цзо на "Весны и осени"), "Цзо-ши Чунь цю" ("Весны и осени г-на Цзо"). Историч. памятник "школы текстов старых письмен" (см. Цзин сюэ). Вопрос об ау
  • Чжуань-сюй

    в китайской мифологии божество-первопредок, мифический правитель, внук (по другой версии, правнук) Хуан-ди. Существует легенда о чудесном рождении Чжуань-сюя от луча звезды, пронзившего луну, словн