ЯН ЦЮАНЬЯН ЧЖУ, Ян Цзыцзюй, Ян Шэн

ЯН ЧЖУ

Найдено 5 определений термина ЯН ЧЖУ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ЯН ЧЖУ (Ян Цзы-цзюй, Ян Мэн, приблизит. 440-360 до н. э.)

один из мыслителей Др. Китая, вольнодумец, атеист и гедонист, противник Конфуция. Он провозглашал идеи себялюбия (включая и любовь к своему роду), ценности земной жизни, естеств. страстей и наслаждений, пренебрежения к славе и почестям. Исходя из наивно-материалистич. представлений, Я. Ч. выступал против веры в бессмертие, считая смерть столь же естественной, как и жизнь.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ЯН ЧЖУ

Ян Цзыцзюй, Ян Шэн (прибл. 440- 360 или 414-334 до н. э.), др.-кит. мыслительвольнодумец. Происходил, по-видимому, из бедной крест. семьи. Много путешествовал, распространяя при этом свое учение, приобрел, видимо, значит. число последователей. Соч. Я. Ч. не сохранились и о его взглядах можно судить лишь по фрагментам в произв. его идейных противников Мэн-цзы и Чжуан-цзы и по главе «Я. Ч.» даоского трактата «Ле-цзы». Я. Ч. провозглашал идеи себялюбия, ценности земной жизни, естеств. страстей и наслаждений, пренебрежения к славе, почестям и внеш. вещам. Исходя из наивно-материалистич. представлении, Я. Ч. выступал против веры в бессмертие, считая смерть столь же естественной и неизбежной, как и жизнь. Был резким противником Конфуция, «самого бестолкового и суетливого из всех людей», что, вероятно, и вызвало отрицат. отношение к Я. Ч. со стороны представителей офиц. идеологии - конфуцианства.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ЯН ЧЖУ (ок. 395—335 до н. э.)

древнекнт. философ. В своем учении выступал с позиций наивного материализма, резко критиковал религиозные представления и веру в бессмертие. По его мнению, все события и явления природы и об-ва подчинены действию принципа естественной необходимости, к-рый он определял как судьбу. Поэтому его взгляды не свободны от элементов фаталистического детерминизма. Я. Ч. заявлял, что все подвержено гибели и уничтожению. Жизнь с естественной необходимостью сменяется смертью, за возникновением следует разрушение. В этике на первый план выдвигал личность с ее стремлением к максимальному удовлетворению своих чувств и желаний, призывая пользоваться и наслаждаться настоящим в жизни и не утруждать себя мыслями о том, что будет после смерти. Однако гедонизм и эвдемонизм Я. Ч. не получили крайнего выражения. Его индивидуализм явился реакцией на этическую н социальную градацию людей в конфуцианстве.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЯН ЧЖУ

прибл. 440–360 до н.э.) – др.-кит. философ, мысли к-рого в осн. изложены в главе "Ян Чжу" даоского трактата "Ле-цзы" (3 в. н.э.). Упоминания о нем имеются и в др. трактатах (напр., в "Чжуан-цзы"). Мировоззрение Я. Ч. направлено против конфуцианской этики и характеризуется крайним гедонизмом. Я. Ч. говорил, что стремление к идеалу морального совершенства бессмысленно, ибо во имя одобрения потомков оно заставляет отказываться от наслаждения, составляющего единств, смысл жизни (см. Jang Chu´s garden of pleasure, transl. by Anton Forke, L., 1912). Мэн-цзы считал, что Я. Ч., исходивший из принципа "каждый для себя", не согласился бы пожертвовать даже одним своим волосом для спасения всего мира. Фэн Ю-лань доказывает, что в трактате "Ле-цзы" учение Я. Ч. искажено. Хотя он действительно исходил из того, что самое ценное – это собств. жизнь, но не призывал предаваться наслаждениям, а учил ограничивать свои желания и избегать опасностей, с к-рыми сталкивается человек, живя в обществе. Такой взгляд исповедовали бежавшие от мира отшельники, о к-рых упоминает уже Конфуций (см. Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1952, p. 133–43). Лит.: Петров ?., Ян Чжу – вольнодумец др. Китая, "Сов. востоковедение", 1940, No 1; Ян Юн-го, История др.-кит. идеологии, пер. с кит., М., 1957, с. 226–36; Xоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История кит. идеологий), т. 1, Пекин, 1957, с. 337–50; Graham А. С, The book of Lieh-tzu, L., 1960. В. Рубин. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЯН ЧЖУ

Ян Цзыцзюй, Ян Шэн. Между 440 - 334 до н.э. Уроженец царства Вэй. Философ, представитель раннего даосизма. Сведений о его жизни сохранилось крайне мало. Происходил предположительно из бедной крестьянской семьи. Много путешествовал по древнекит. царствам, имел большое количество сторонников и учеников. Соч. не оставил (или они утеряны). Сведения о его взглядах и фрагменты суждений приводятся в памятниках 4 - 2 вв. до н.э. - "Мэн-цзы", "Чжуан-цзы", "Хат Фэй-цзы", "Люй-ши чунь цю" и "Хуайнанъ-цзы". В "Ле-цзы" содержится компактная гл. "Я. Ч.", в к-рой приводятся беседы и рассуждения философа. По поводу ее аутентичности существуют различные т.зр., однако большинство отечеств, ученых считает ее интерполяцией в текст "Ле-цзы", к-рая содержит достоверные сведения о взглядах Я. Ч. и составлена его учениками после смерти учителя в 4 - 3 вв. до н.э. Я. Ч. вошел в историю кит. философии как блестящий полемист, философ-атеист, "вольнодумец", непримиримый противник конфуцианства, проповедовавший "естеств." развитие человека, не стесненное социальными, этич. или политич. рамками. Основу филос. взглядов Я. Ч. составляет идея "естеств. бытия" человека. Человек - неотъемлемый элемент природы, ее продукт, отличающийся от прочих "вещей" лишь разумом: "Человек подобен Небу и Земле. Человек является самым разумным [среди всех существ], наделенных жизнью. Поэтому он согласно своей природе полагается на разум, а не опирается на силу" (здесь и далее - "Ле-цзы", гл. 7 "Я.Ч."). Восприятие мира через органы чувств определяет отношение человека к внеш. миру. Подавлять это естеств. восприятие мира вещей - значит подавлять "природу человека". Я.Ч. первым из кит. мыслителей отверг существование целенаправленной "воли Неба". Человек живет и умирает в силу "естеств. необходимости", к-рую он называет "судьбой" (см. Мин [1]). Человек смертен, его жизнь конечна. "То, что делает все вещи разными, - это жизнь, то, что делает их одинаковыми, -это смерть. В смерти существует тождество - это тождество смрада и разложения, исчезновения и уничтожения... При жизни это Яо и Шунь (см. Шэн [1]), после смерти это - разложившиеся кости. Поэтому следует наслаждаться, пока живы" ("Ле-цзы"). Призыв к "наслаждению жизнью" - второй принципиальный тезис учения Я. Ч. По поводу его конкр. содержания исследователи расходятся во мнениях. Наиболее часто Я.Ч. обвиняется в крайнем индивидуализме и гедонизме. Конф. традиция приписывает ему высказывание: "Я не вырвал бы и волоска, чтобы принести пользу Поднебесной". Это обвинение первым бросил конфуцианец Мэн-цзы, намеренно исказив смысл слов Я.Ч. Последний в беседе, приведенной в "Ле-цзы", говорит о подобном высказывании легендарного персонажа Бочэн Цзыгао, к-рое он в принципе одобряет и поясняет свою позицию следующим образом: "Люди древности не соглашались вырвать у себя даже один волосок для пользы Поднебесной, но они и не брали всего, что только можно, от Поднебесной для себя лично. Никто из людей не лишался ни единого волоска; никто не приносил пользу Поднебесной, а она между тем пребывала в состоянии порядка. Миру, безусловно, не помочь одним волоском". Т.о., речь у Я.Ч. идет не о теории "все для себя", а о бессмысленности мелких жертв, к-рые не изменят положения дел в Поднебесной. Обвинение Я.Ч. в крайнем гедонизме также представляется преувеличением. Философ призывал лишь к наслаждению радостью жизни, имея в виду, что после смерти наступает "безразличие". Но и тут он выступал против крайностей: "И красотой [женщин], и вкусом [пищи] нельзя [наслаждаться] постоянно: приедаются; звуками и красками нельзя развлекаться постоянно: пресыщаешься". Бесполезной считал Я.Ч. и жажду славы, поскольку "истинное не обладает славой, а обладающее славой не обладает истиной". Приводя в пример "людей глубокой древности", он говорил, что они, зная, что "в жизнь постепенно приходят, а в смерть постепенно уходят, действовали, подчиняясь [порывам своего] сердца, а не шли против своих естеств. страстей". Исходя из своей концепции "разумного, естеств. наслаждения жизнью", Я. Ч. считал бесполезной деятельность "совершенномудрых" правителей древности и самого Конфуция, у к-рых при жизни "не было ни одного радостного дня", а посмертная слава им была уже не нужна. Учение Я. Ч. было предано анафеме конф. ортодоксами, а гл. "Я. Ч." объявлена поздней подделкой. Взгляды Я. Ч. оказали заметное влияние на последующее развитие материалистич. тенденций кит. философии. На рус. яз. перевод гл. "Я. Ч." и всего памятника "Ле-цзы" впервые выполнен в 60-е гг. Л.Д. Позднеевой. *Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967; Я.Ч. // Древнекит. философия. Т. I. М., 1972; "Петров А.А. Я.Ч. - вольнодумец Древнего Китая // Советское востоковедение. М.-Л., 1940; Быков Ф.С. Зарождение политич. и филос. мысли в Китае. М., 1966. С. 120 - 138; Ян Хиншун. Материалистич. мысль в древнем Китае. М., 1984. С. 90 - 101; Forke A. Young Chus Garden of Pleasure (tr. of Ch. 7). L., 1912; Graham A.C. The Dialogue between Yang Yu and Chyantzyy // Bulletin of the School of Oriental and African Studies (Bsoas). 1959. Vol. 22/2. cm. также лит-ру к ст. "Ле-цзы". В.Ф. Феоктистов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме ЯН ЧЖУ — 0

Найдено научныех статей по теме ЯН ЧЖУ — 0

Найдено книг по теме ЯН ЧЖУ — 0

Найдено презентаций по теме ЯН ЧЖУ — 0

Найдено рефератов по теме ЯН ЧЖУ — 0