ЯКШИНИЯМАБУСИ

ЯМА

Найдено 6 определений термина ЯМА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Яма

Первый умерший в Ведах, затем бог умерших и, в конечном счете, зловещее божество смерти и ада.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

ЯМА

санс): десять тантрических заповедей-запретов: 1. Ахимса, ненасилие. 2. Сатья, правдивость. 3. Астея, нестяжание. 4. Брахмачарья, целомудрие. 5. Кшама, терпимость. 6. Дхрити, стойкость. 7. Дайя, сострадание. 8. Арджава, честность. 9. Митахара, умеренность. 10. Шауча, чистота.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

ЯМА

санскр.) — в др.-инд. мифологии владыка подземного мира, царства мертвых. Ему, его сестре Ями, брату Ману, их взаимоотношениям с бессмертными богами и смертными людьми посвящено значит. количество мифов в Ведах, пуранах и др. др.-инд. сочинениях.В буддизме Я.— бог смерти. Перед ним должны предстать все умершие, именно он будет решать, заслуживают они рая или ада. В мифологии ваджраяны его часто называют в ряду хранителей учения -дхармапал. Н. Л. Жуковская

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

Яма

др. – инд.)  – владыка царства мертвых, сын Вивасвата и Саранью, дочери Тваштара. Имеет сестру-близнеца Ями и брата Ману. Я. добился бессмертия в борьбе с богами, которые признали его равным себе. Агни, до этого пребывавший в загробном мире, уступил этот мир Я., а сам стал жрецом богов. По понятиям древних, царство Я. находилось на юге, но затем стали считать, что Я. живет в нижнем мире, в своей столице Ямапуре. Он восседает там на троне и судит умерших по их земным делам, вынося затем решение, по которому душу направляют либо в рай предков, либо в одну из адских обителей, либо на следующее воплощение. Стражами и вестниками Я. являются два четырехглазых пса, которые бродят среди людей, высматривая добычу. Как судья, Я. отождествляется с Дхармой, богом справедливости, причем его власть распространяется не только на мертвых, но и на живых. Я. изображают в красной одежде, его ездовое животное (вахана) – черный буйвол, его оружие – дубинка и петля, с помощью которой он вынимает душу из тела.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Мифологический словарь

ЯМА


        сын Вивасвата, первый человек, умерший на земле и ставший царем загробного мира. На древность образа Я. указывает параллель в иранской мифологии (Йима, сын Вивахванта). В Ведах еще не включается в пантеон, упоминается вместе со своей сестрой Ими. Образ Я. (букв, близнец) явно восходит к мифу об изначальных близнецах, от к-рых происходит человеческий род. Я. стоит на грани мира богов и мира людей, его мать — богиня Саранью, дочь Тваштара, братья Я. — Ашвины, сводный брат — Ману. В послеведийской мифологии Я. становится богом смерти, повелителем многочисл. адов под землей (свой ад для каждого греха), судией и карателем грешников; включается в группу локапалов как повелитель Юга, страны мертвых в индуистской космографии. Я. также—Повелитель предков (Питрипати), пребывающих на небесах, где помещается золотой дворец Я. Самьямана, местопребывание праведников. Другие эпитеты Я. — Царь справедливости (Дхармараджа, иногда Я. отождествляется с Дхармой)? Кладущий конец (жизни) (Антака). Гл. атрибуты Я. — петля и жезл (данда, иногда персонифицируется). Я. подчиняется бог Мритъю (иногда с ним идентифицируемый), спутником Я. выступает также Кала, персонификация Времени. В эпосе и пуранах упоминаются слуги Я. кинкары, мучающие грешников в адах, птицеподобные посланцы Я . (ямадуты), приходящие за душами умирающих. Колесничий Я. — Рога (Болезнь). Позднее появляется образ Читрагупты, писца Я., ведущего счет добрым и дурным деяниям человека на земле. Гл. зооморфный атрибут (вахана) Я. — буйвол. Со временем значение образа Я. снижается учением о карме.
В. Эрман

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ЯМА

Евр.) В Оккультизме - олицетворенная третья коренная раса. В

индийском Пантеоне Яма фигурирует в двух различных версиях этого

мифа. В "Ведах" он является богом умерших, Плутоном или Миносом,

у которого пребывают тени усопших - камарупы в Камалоке). В одном

из гимнов о Яме говорится как о первом из людей, который умер, и

первом, кто ушел в мир блаженства (Дэвачан). Это потому, что Яма

есть олицетворение расы, которая была первой, наделенной

сознанием (Манасом), без которого нет ни Неба, ни Гадеса. Яма

представлен как сын Вивасвата (Солнца). У него была

сестра-близнец по имени Ями, которая, согласно другому гимну,

постоянно молила его взять ее в жены, чтобы продолжить род.

Вышесказанное имеет многозначительный символический смысл,

который объясняется в Оккультизме. Как справедливо замечает д-р

Мьюир, в "Риг-Веде" - величайшем авторитете по первичным мифам,

задающим тоновой тон всем темам, лежащим в основе всех

последующих вариаций - Яма нигде не представлен "как имеющий

какое-либо отношение к наказанию грешных". Как царь и судья

умерших, короче говоря, Плутон, Яма является гораздо более

поздним измышлением. Истинный характер Яма-Ями следует изучать

более, чем по одному гимну и эпосу, и необходимо собрать

различные данные, разбросанные в десятках древних трудов, чтобы

таким образом получить согласованность аллегорических показаний,

которые будут найдены как подтверждающие и оправдывающие

Эзотерическое учение, что в одном из своих мистических значений

Яма-Ями является символом двойственного Манаса. Например, Яма-Ями

всегда изображается зеленого цвета, облаченным в красное, и

обитающим во дворце из меди и железа. Изучающие Оккультизм знают,

к которым человеческим "принципам" надо относить зеленый и

красный цвета, и соответственно железо и медь. "Двоякий владыка"

- эпитет Яма-Ями - в экзотерических учениях китайских буддистов

рассматривается как судья и преступник одновременно, как карающий

за свои собственные злодеяния и сам злочинец. В индусских эпических

поэмах Яма-Ями есть двойственное дитя Солнца (божества) от

Санджны (духовного сознания); но тогда как Яма есть арийский

"повелитель дня", появляясь как символ духа на Востоке, Ями есть

царица ночи (тьмы, невежества), "которая открывает смертным

дорогу на Запад" - символ зла и материи. В "Пуранах" Яма имеет

множество жен (многих Ями), которые заставляют его пребывать в

низшем мире (Патале, Миалбе и т.д.), и аллегория изображает его с

поднятой ногой, чтобы дать пинок Чхайе, служанке его отца

(астральному телу его матери, Санджны, метафизического аспекта

Буддхи или Алайи). Как сказано в индусских Священных Писаниях,

душа, когда покидает свою смертную оболочку, направляется в свое

обиталище в низших областях (Камалоке или Гадесе). И там Писец,

вестник Кармы, называемый Читрагупта (скрытая или сокровенная

яркость), зачитывает отчет из Великой Летописи, где во время

жизни человека неизгладимо запечатлелось каждое его деяние и

мысль - и, согласно вынесенному приговору, "душа" или восходит в

обитель "Питри" (Дэвачан), или нисходит в "ад" (Камалоку), или

вновь рождается на земле в другой человеческой форме. Изучающий

Эзотерическую философию легко распознает значения аллегорий.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теософский словарь.Перевод с английского А.П. Хейдок. (репринт 1988 г.)

Найдено схем по теме ЯМА — 0

Найдено научныех статей по теме ЯМА — 0

Найдено книг по теме ЯМА — 0

Найдено презентаций по теме ЯМА — 0

Найдено рефератов по теме ЯМА — 0