ЯКОБ И Фридрих ГенрихЯКОБИ Герман Георг

ЯКОБИ

Найдено 3 определения термина ЯКОБИ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЯКОБИ (Фридрих Генрих)

немецкий философ (Дюссельдорф, 1743 — Мюнхен, 1819). Советник финансов в герцогствах Берг и Жюльер [Juliers], посвятивший свою жизнь литературе и философии. Его философия веры («Дэвид Юм и вера, или Идеализм и реализм», 1787) как единственно верного способа познания действительности, пантеизм, следы которого мы находим в его произведении «О философии Спинозы, письма к Мендельсону» (1785), оказали глубокое влияние на философию Фихте (III часть «Предназначения человека» в его «Наукоучении», 1801) и на гегелевскую интерпретацию философии Спинозы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

ЯКОБ

Jacob), Людвиг Генрих Конрад (Людвиг Кондратьевич) (1759 – 22 июля 1827) – нем. философ, проф. (с 1787) и ректор (с 1794) ун-та в Галле. С 1807 работал в России; проф. Харьковского ун-та (с 1807). Я. выступил в России как просветитель, популяризатор филос. знаний; издал уникальный по своей полноте "Курс философии для гимназий Российской империи" (ч. 1–8, СПБ, 1811–17). Взгляды Я. на общество испытали влияние идей Смита, а также теории естественного права. С этих позиций Я. обосновывал необходимость отмены в России крепостного права (см. "Курс философии", ч. 4, с. 6; ч. 7, с. 9–10, 15). Политич. идеал Я. – "народоправство" при конституц. монархии (см. тамже, ч. 7, с. 116–17). В философии Я. пропагандировал сенсуализм, проявляя тенденции к агностицизму; в "самонаблюдении" Я. видел единств. источник психологич. сведений. По Я., основой познания является его "низшая часть" – "чувственное познание" и "ощущение"; свою теорию чувств. познания Я. обосновывал естеств.-науч. данными. "Высшей частью" познания является "мысль о предметах", или "способность... представлять себе общее в вещах" (см. тамже, ч. 3, с. 42). Эта способность подразделяется Я. на "рассудок", "разум" и "ум". В эстетич. взглядах Я. придерживался кантианского формализма, особенно проявившегося в трактовке прекрасного (см. тамже, ч. 5, с. 8, 18–19). Я. критиковал концепцию подражания, свойственную эстетике просветит. классицизма (см. тамже, с. 58–59). Соч.: Grunds?tze der Policeygesetzgebung und der Policeyanstalten, X., 1809; Ответ на задачу об определении выгодно ли обрабатывать землю своими или наемными работниками, в кн.: Труды Вольного экономич. об-ва к поощрению в России земледелия и домостроительства, ч. 66, СПБ, 1814. Лит.: Xоднев А. И., История Имп. Вольного экономич. об-ва с 1765 до 1865 года, СПБ, 1865, с. 418, 453–58; Сухомлинов М. И., Исследования и статьи по рус. лит-ре и просвещению, т. 1, СПБ, 1889, с. 102, 113, 137–38; Радлов Э., Очерк истории рус. философии, 2 изд., П., 1920, с. 16; Шпет Г., Очерк развития рус. философии, ч. 1, П., 1922, с. 115–16, 119, 222. З. Каменский. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЯКОБИ

Jacobi), Фридрих Генрих (25 янв. 1743 – 10 марта 1819) – нем. писатель и философ-идеалист, представитель т.н. философии чувства и веры (Glaubensphilosophie). Полемика с Мендельсоном привела его к разрыву с берлинскими просветителями. Я. враждебно отнесся к Франц. революции, франц. материализму и атеизму. В своей философии он выступил с критикой рационализма Просвещения и учения Канта. Согласно Я., логика развития науки и философии, опирающаяся на формы рассудочного мышления, неизбежно ведет к натурализму, атеизму и детерминизму (Спиноза) или к субъективному идеализму (Кант). Выступая против этих тенденций, Я. выдвигал на первый план права чувства. Всякое обоснование согласно достаточного основания принципу может сводиться только к чему-то уже обоснованному; доказывающее знание всегда опосредствовано, не может проникнуть за пределы связей природы и необходимо ведет к фатализму. Анализ тождества закона и закона достаточного основания Я. использовал для резкого противопоставления непосредств. чувства опосредствов. знанию. Вслед за Юмом Я. полагал, что реальное существование удостоверяется верой. Юму он следовал и в утверждении, что отношение между основанием и следствием не совпадает с отношением между причиной и действием. т.к. понятие причинности могут развить только действующие, а не созерцающие существа, то, согласно Я., это понятие покоится не на знании, а на чувстве. Ни самодеятельность, ни свобода не доказуемы: их действительность дана нашему сознанию непосредственно. Эту непосредств. достоверность Я. называл верой (Glaube) или чувством (Sinn), а также и "разумом" (Vernunft), противопоставляя его опосредствованному знанию – "рассудку" (Verstand). Мысль о различии рассудка и разума была развита Фихте, Шеллингом и Гегелем, к-рый, однако, критиковал Я.: непосредственность есть результат предшествующего ей длит. опосредствования (см. Соч., т. 11, М.–Л., 1935, с. 405–16). Я. выявил одно из осн. противоречий учения Канта: без предпосылки "вещи в себе" нельзя войти в философию Канта, а с этой предпосылкой нельзя внутри нее оставаться. Соч.: Werke, Gesamtausgabe, Bd 1–6, Lpz., 1812–24; Auserlesener Briefwechsel, Bd 1–2, Lpz., 1825–27; Briefwechsel zwischen Goethe und F. H. Jacobi, Lpz., 1846; Briefwechsel zwischen Herder und F. H. Jacobi, Bd 2, Fr. / M., 1857, S. 248–332; J. G. Hamann´s Briefwechsel mit F. H. Jacobi, Gotha, 1868 (J. G. Hamann´s des Magus in Norden, Leben und Schriften, Bd 5); Briefe an F. Bouterwek aus den Jahren 1800 bis 1819, G?ttingen, 1868, Aus F. H. Jacobis Nachlass, Ungedruckte Briefe von und an Jakobi und andere, hrsg. R. Z?ppritz, Bd 1–2, Lpz., 1869; в рус. пер. – О трансцендентальном идеализме, в кн.: Новые идеи в философии, сб. 12, СПБ, 1914. Лит.: Кожевников В. А., Философия чувства и веры, ч. 1, M., 1897; История философии, т. 3, ?., 1943; с. 124–26, Асмус В. ?., Проблема интуиции в философии и математике, 2 изд., ?., 1965; Фейербах Л., Якоби и философия его времени, в его кн.: История философии, т. 2, ?., 1967; L?vy-Bruhl L., La philosophie de Jacobi, ?., 1894; Frank A., Jacobis Lehre vom Glauben, Halle, 1910 (библ.), Heraeus O., F. Jacobi und der Sturm und Drang, Hdlb., 1928; Bollnow O. F., Die Lebensphilosophie F. H. Jacobis, Stuttg., 1933; H?lters H., Der spinozistische Gottesbegriff bei M. Mendelssohn und F. H. Jacobi und der Gottesbegnif Spinozas, Emsdetten, 1938; Сrосе В., Consideraziomsullafilosofia del Jacobi "La Critica", 1941, v. 39, No6; Verra V., Jacobi e il rifrato delia filosofia, "Filosofia", 1953, No 4, p. 575–600, Fischer G., J. M. Sailer und F. H. Jacobi, Freiburg, 1955. В. Асмус. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ЯКОБИ — 0

Найдено научныех статей по теме ЯКОБИ — 0

Найдено книг по теме ЯКОБИ — 0

Найдено презентаций по теме ЯКОБИ — 0

Найдено рефератов по теме ЯКОБИ — 0