ЯКОБИ Герман ГеоргЯкобинцы

ЯКОБИ Фридрих Генрих

Найдено 4 определения термина ЯКОБИ Фридрих Генрих

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ЯКОБИ Фридрих Генрих (1743—1819)

нем. философ-идеалист, друг Гете. Выступил с критикой рационализма и обоснованием т. наз. “философии чувства и веры”. Философия Я. представляет попытку метафизически разграничить и противопоставить непосредственное знание, к-рое он отождествляет с верой, и опосредствованное знание. Для Я. единственным истинным познанием является чувственный опыт. Деятельность рассудка не выходит за пределы чувственного опыта. Рассудок, имеющий дело с субъективными понятиями, бессилен доказать бытие вещей. Реальность окружающего мира может быть гарантирована только верой, лежащей в основе чувственного опыта. Религиозное чувство, составляющее основание философии, с т. зр. Я., нельзя понять с позиций рационализма. Отсюда философ делал вывод о связи рассудочной философии с атеизмом. Нек-рые элементы философии Я. нашли свое дальнейшее развитие в философии жизни и экзистенциализме.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЯКОБИ Фридрих Генрих

25.1.1743, Дюссельдорф - 10.3.1819, Мюнхен), нем. писатель и философ-идеалист, представитель т. н. философии чувства и веры. Друг Гете, автор филос. романов «Из писем Эдуарда Альвиля» («Allwills Briefsammlung», 1775-76) и «Вольдемар» («Woldemar», 1779). Президент Баварской АН (1807-12). В полемике с Мендельсоном о пантеизме Спинозы (1785) выступил против «рассудочного» рационализма Просвещения, классич. выражением к-рого считал спинозизм. Согласно Я., «рассудочное мышление» не в состоянии открыть в человеке изначальный и безусловный источник его личности и присущей ей свободы и неизбежно ведет к натурализму, атеизму и детерминизму (Спиноза) или субъективному идеализму (Кант). Критикуя Канта, выявил одно из осн. противоречий его учения: без предпосылки «вещи в себе» нельзя войти в философию Канта, а с этой предпосылкой нельзя внутри нее оставаться. Вслед за Юмом Я. полагал, что реальное существование вещий дано человеч. сознанию непосредственно. Эту непосредств. достоверность Я. называл «верой», «откровением», «чувством», а также «разумом», противопоставляя его «рассудку». Содержание.« веры у Я. является как реальность чувственного мира земных вещей, так и реальность абсолютного и вечного, и к-ром человек чувствует себя одновременно и поглощенным в абсолюте, и спасенным в изначальной основе своей субъективности.

Кантовскому категорич. императиву Я. противопоставлял нравств. автономию личности, возвышающейся над ригоризмом моральных заповедей. Критиковал учения Фихте, Шеллинга, Гегеля, усматривая в развитии послекантовского идеализма тенденции к пантеизму и «нигилизму» (ввел сам термин). Иррационалистич. философия Я. предвосхитила мн. мотивы философии жизни и экзистенциализма.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ЯКОБИ (Jacobi) Фридрих Генрих

род. 25 янв. 1743, Дюссельдорф - ум. 10 марта 1819, Мюнхен) - нем. философ; будучи сначала купцом, он занимался одновременно и писательской деятельностью. Живя в своем имении в Пемпельфорте, близ Дюссельдорфа, он написал, отчасти под влиянием Гете, два философских романа: "Allwills Briefsammlung" ("Из писем Эдуарда Альвиля"), 1774, и "Woldemar" ("Вольдемар"), 1779. В молодости Якоби был дружен с Лессингом и Гете; с 1807 по 1813 был президентом Баварской Академии наук в Мюнхене. Большую сенсацию произвело его произв. "Ьber die Lehre des Spinoza, in Briefen an Moses Mendelssohn" (1785); в нем Якоби сообщает о том, что Лессинг признает себя сторонником спинозизма и объявляет атеизм, как и всякую рассудочную философию, следствием спинозизма, в то время как истинная философия, по его мнению, основывается на чувстве и вере и начинается только там, где кончается спинозизм. В этом смысле для Якоби характерен афоризм: "Язычники - с рассудком, христиане-с чувством". С Юмом и Кантом он полемизировал в работе "David Hume ьber den Glauben oder Idealismus und Realismus" (17&7). В этом произв. он развивает свою философию веры: "Высшие принципы, на которые опираются все доказательства, - это незамаскированные, голые притязания на власть, которым мы верим как чувству нашего существования. Их можно было бы назвать изначальными, всеобщими, непреодолимыми предрассудками; как таковые они были бы чистым светом истины или скорее дали бы истине закон". С Фихте он полемизировал в своей работе "Sendschreiben an Fichte" (1799), с Шеллингом - в работе "Von gцttlichen Dingen" (1811). Якоби был философским учителем романтиков и провозвестником современного индивидуализма. Он выводил философию людей из их поступков. Не только все личности, но и все вещи существуют "в жизни", которая есть "Бог". У Якоби можно найти зачатки как философии жизни, так и экзистенциализма.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЯКОБИ Фридрих Генрих

25 января 1743, Дюссельдорф — 10 марта 1819, Мюнхен) — немецкий писатель и философ, представитель т. н. философии чувства и веры. Друг Гете, автор философских романов «Из писем Эдуарда Альвиля» (Allwills Briefsammlung, 1775—76) и «Вольдемар» (Woldemar, 1779). Президент Баварской АН (1807—12). В полемике с Мендельсоном о пантеизме Спинозы (1785) выступил против «рассудочного» рационализма Просвещения, классическим выражением которого считал спинозизм. Согласно Якоби, «рассудочное мышление» не в состоянии открыть в человеке изначальный и безусловный источник его личности и присущей ей свободы и неизбежно ведет к натурализму, атеизму и детерминизму (Спиноза) или субъективному идеализму (Кант). Критикуя Канта, выявил одно из противоречий его учения: без предпосылки «вещи в себе» нельзя войти в философию Канта, а с этой предпосылкой нельзя внутри нее оставаться. Вслед за Юмом Якоби полагал, что реальное суще ствование вещей дано человеческому сознанию непосредственно. Эту непосредственную достоверность Якоби называл «верой», «откровением», «чувством», а также «разумом», противопоставляя его «рассудку». Содержанием веры у Якоби является реальность как чувственного мира земных вещей, так и абсолютного и вечного, в котором человек чувствует себя одновременно и поглощенным в абсолюте, и спасенным в изначальной основе своей субъективности.

Кантовскому категорическому императиву противопоставлял нравственную автономию личности, возвышающейся над ригоризмом моральных заповедей. Критиковал учения Фихте, Шеллинга, Гегеля, усматривая в развитии послекантовского идеализма тенденции к пантеизму и «нигилизму» (ввел сам термин). Иррационалистическая философия Якоби предвосхитила многие мотивы философии жизни и экзистенциализма.

Соч.: Wferke, Bd 1—6. Darmstadt, 1968; в рус. пер.: О трансцендентальном идеализме.— В кн.: Новые идеи в философии, сб. 12. СПб., 1914. Лит.: Кожевников В. А. Философия чувства и веры... ч. 1. М., 1897; Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1965; Фейербах Д. Якоби и философия его времени.— В кн.: Он же. История философии, т. 2. М., 1907; Levy-BruhIL. La philosophie de F. Jacobi. P., 1894; Bollnow 0. F. Die Lebensphilosophie F. H. Jacobis. Stuttg.—B., 1966; Baum G. Vernunft und Erkenntnis. Die Philosophie F. H. Jacobis. Bonn, 1969.

А. В. Михайлов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ЯКОБИ Фридрих Генрих — 0

Найдено научныех статей по теме ЯКОБИ Фридрих Генрих — 0

Найдено книг по теме ЯКОБИ Фридрих Генрих — 0

Найдено презентаций по теме ЯКОБИ Фридрих Генрих — 0

Найдено рефератов по теме ЯКОБИ Фридрих Генрих — 0