ЯКОБИ Фридрих Генрих

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЯКОБИ Фридрих Генрих

немецкий философ (Дюссельдорф, 1743 — Мюнхен, 1819). Советник финансов в герцогствах Берг и Жюльер [Juliers], посвятивший свою жизнь литературе и философии. Его философия веры («Дэвид Юм и вера, или Идеализм и реализм», 1787) как единственно верного способа познания действительности, пантеизм, следы которого мы находим в его произведении «О философии Спинозы, письма к Мендельсону» (1785), оказали глубокое влияние на философию Фихте (III часть «Предназначения человека» в его «Наукоучении», 1801) и на гегелевскую интерпретацию философии Спинозы.

Источник: Философский словарь

ЯКОБИ Фридрих Генрих (1743—1819)
нем. философ-идеалист, друг Гете. Выступил с критикой рационализма и обоснованием т. наз. “философии чувства и веры”. Философия Я. представляет попытку метафизически разграничить и противопоставить непосредственное знание, к-рое он отождествляет с верой, и опосредствованное знание. Для Я. единственным истинным познанием является чувственный опыт. Деятельность рассудка не выходит за пределы чувственного опыта. Рассудок, имеющий дело с субъективными понятиями, бессилен доказать бытие вещей. Реальность окружающего мира может быть гарантирована только верой, лежащей в основе чувственного опыта. Религиозное чувство, составляющее основание философии, с т. зр. Я., нельзя понять с позиций рационализма. Отсюда философ делал вывод о связи рассудочной философии с атеизмом. Нек-рые элементы философии Я. нашли свое дальнейшее развитие в философии жизни и экзистенциализме.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЯКОБИ Фридрих Генрих
25.1.1743, Дюссельдорф - 10.3.1819, Мюнхен), нем. писатель и философ-идеалист, представитель т. н. философии чувства и веры. Друг Гете, автор филос. романов «Из писем Эдуарда Альвиля» («Allwills Briefsammlung», 1775-76) и «Вольдемар» («Woldemar», 1779). Президент Баварской АН (1807-12). В полемике с Мендельсоном о пантеизме Спинозы (1785) выступил против «рассудочного» рационализма Просвещения, классич. выражением к-рого считал спинозизм. Согласно Я., «рассудочное мышление» не в состоянии открыть в человеке изначальный и безусловный источник его личности и присущей ей свободы и неизбежно ведет к натурализму, атеизму и детерминизму (Спиноза) или субъективному идеализму (Кант). Критикуя Канта, выявил одно из осн. противоречий его учения: без предпосылки «вещи в себе» нельзя войти в философию Канта, а с этой предпосылкой нельзя внутри нее оставаться. Вслед за Юмом Я. полагал, что реальное существование вещий дано человеч. сознанию непосредственно. Эту непосредств. достоверность Я. называл «верой», «откровением», «чувством», а также «разумом», противопоставляя его «рассудку». Содержание.« веры у Я. является как реальность чувственного мира земных вещей, так и реальность абсолютного и вечного, и к-ром человек чувствует себя одновременно и поглощенным в абсолюте, и спасенным в изначальной основе своей субъективности.
Кантовскому категорич. императиву Я. противопоставлял нравств. автономию личности, возвышающейся над ригоризмом моральных заповедей. Критиковал учения Фихте, Шеллинга, Гегеля, усматривая в развитии послекантовского идеализма тенденции к пантеизму и «нигилизму» (ввел сам термин). Иррационалистич. философия Я. предвосхитила мн. мотивы философии жизни и экзистенциализма.

Источник: Советский философский словарь

ЯКОБИ Фридрих Генрих
философ; p. 25. 1. 1743 (Дюссельдорф) — ум. 10.3. 1819 (Мюнхен); будучи сначала купцом, он занимался одновременно и писательской деятельностью. Живя в своем имении в Пемпельфорте, близ Дюссельдорфа, он написал, отчасти под влиянием Гёте, два философских романа, которые в какой-то мере предвосхищали «Вильгельма Мейстера»: «Из писем Эдуарда Альвиля» («Allwills Briefsammlung»), 1775—1776, и «Вольдемар» («Woldemar»), 1779. В молодости Якоби был дружен с Лессингом и Гёте; с 1807 по 1813 — президент Баварской академии наук в Мюнхене. Большую сенсацию произвело его произведение «Über die Lehre des Spinoza, in Briefen an Moses Mendelssohn» (1785); в нем Якоби сообщает о том, что Лессинг признает себя сторонником спинозизма и объявляет атеизм, как и всякую рассудочную философию, следствием спинозизма, в то время как истинная философия, по его мнению, основывается на чувстве и вере и начинается только там, где кончается спинозизм. В этом смысле для Якоби характерен афоризм: «Язычники — с рассудком, христиане — с чувством». С Юмом и Кантом он полемизировал в работе «David Hume über den Glauben oder Idealismus und Realismus» (1787). В этом произведении он развивает свою философию веры: «Высшие принципы, на которые опираются все доказательства, — это незамаскированные, голые притязания на власть, которым мы верим как чувству нашего существования». С Фихте он полемизировал в своей работе «Sendschreiben an Fichte» (1799), с Шеллингом — в работе «Von göttlichen Dingen» [«О божественных вещах»] (1811). Якоби был философским учителем романтиков и провозвестником современного индивидуализма. Он выводил философию людей из их поступков. Не только все личности, но и все вещи существуют «в жизни», которая есть «Бог». У Якоби можно найти зачатки как философии жизни, так и экзистенциализма.
О. F. Bollnow. Die Lebensphilos. F. H. J. s, 1933 (Repr. 1966); G. Baum. Vernunft u. Erkenntnis. Die Philos. F. H. J.s, 1969; K. Hammacher. Die Philos. F. H. J.s, 1969; W. Weischedel. J. u. Schelling, 1969; K. Homann. F. H. J.s Philos, der Freiheit, 1973; Peter-Paul Schneider. Die «Denkbücher» F. H. J.s, 1986.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЯКОБИ Фридрих Генрих
25 января 1743, Дюссельдорф — 10 марта 1819, Мюнхен) — немецкий писатель и философ, представитель т. н. философии чувства и веры. Друг Гете, автор философских романов «Из писем Эдуарда Альвиля» (Allwills Briefsammlung, 1775—76) и «Вольдемар» (Woldemar, 1779). Президент Баварской АН (1807—12). В полемике с Мендельсоном о пантеизме Спинозы (1785) выступил против «рассудочного» рационализма Просвещения, классическим выражением которого считал спинозизм. Согласно Якоби, «рассудочное мышление» не в состоянии открыть в человеке изначальный и безусловный источник его личности и присущей ей свободы и неизбежно ведет к натурализму, атеизму и детерминизму (Спиноза) или субъективному идеализму (Кант). Критикуя Канта, выявил одно из противоречий его учения: без предпосылки «вещи в себе» нельзя войти в философию Канта, а с этой предпосылкой нельзя внутри нее оставаться. Вслед за Юмом Якоби полагал, что реальное суще ствование вещей дано человеческому сознанию непосредственно. Эту непосредственную достоверность Якоби называл «верой», «откровением», «чувством», а также «разумом», противопоставляя его «рассудку». Содержанием веры у Якоби является реальность как чувственного мира земных вещей, так и абсолютного и вечного, в котором человек чувствует себя одновременно и поглощенным в абсолюте, и спасенным в изначальной основе своей субъективности.
Кантовскому категорическому императиву противопоставлял нравственную автономию личности, возвышающейся над ригоризмом моральных заповедей. Критиковал учения Фихте, Шеллинга, Гегеля, усматривая в развитии послекантовского идеализма тенденции к пантеизму и «нигилизму» (ввел сам термин). Иррационалистическая философия Якоби предвосхитила многие мотивы философии жизни и экзистенциализма.
Соч.: Wferke, Bd 1—6. Darmstadt, 1968; в рус. пер.: О трансцендентальном идеализме.— В кн.: Новые идеи в философии, сб. 12. СПб., 1914. Лит.: Кожевников В. А. Философия чувства и веры... ч. 1. М., 1897; Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1965; Фейербах Д. Якоби и философия его времени.— В кн.: Он же. История философии, т. 2. М., 1907; Levy-BruhIL. La philosophie de F. Jacobi. P., 1894; Bollnow 0. F. Die Lebensphilosophie F. H. Jacobis. Stuttg.—B., 1966; Baum G. Vernunft und Erkenntnis. Die Philosophie F. H. Jacobis. Bonn, 1969.
А. В. Михайлов

Источник: Новая философская энциклопедия

ЯКОБИ Фридрих Генрих

(25 янв. 1743 – 10 марта 1819) – нем. писатель и философ-идеалист, представитель т.н. философии чувства и веры (Glaubensphilosophie). Полемика с Мендельсоном привела его к разрыву с берлинскими просветителями. Я. враждебно отнесся к Франц. революции, франц. материализму и атеизму. В своей философии он выступил с критикой рационализма Просвещения и учения Канта. Согласно Я., логика развития науки и философии, опирающаяся на формы рассудочного мышления, неизбежно ведет к натурализму, атеизму и детерминизму (Спиноза) или к субъективному идеализму (Кант). Выступая против этих тенденций, Я. выдвигал на первый план права чувства. Всякое обоснование согласно достаточного основания принципу может сводиться только к чему-то уже обоснованному; доказывающее знание всегда опосредствовано, не может проникнуть за пределы связей природы и необходимо ведет к фатализму. Анализ тождества закона и закона достаточного основания Я. использовал для резкого противопоставления непосредств. чувства опосредствов. знанию. Вслед за Юмом Я. полагал, что реальное существование удостоверяется верой. Юму он следовал и в утверждении, что отношение между основанием и следствием не совпадает с отношением между причиной и действием. т.к. понятие причинности могут развить только действующие, а не созерцающие существа, то, согласно Я., это понятие покоится не на знании, а на чувстве. Ни самодеятельность, ни свобода не доказуемы: их действительность дана нашему сознанию непосредственно. Эту непосредств. достоверность Я. называл верой (Glaube) или чувством (Sinn), а также и "разумом" (Vernunft), противопоставляя его опосредствованному знанию – "рассудку" (Verstand). Мысль о различии рассудка и разума была развита Фихте, Шеллингом и Гегелем, к-рый, однако, критиковал Я.: непосредственность есть результат предшествующего ей длит. опосредствования (см. Соч., т. 11, М.–Л., 1935, с. 405–16). Я. выявил одно из осн. противоречий учения Канта: без предпосылки "вещи в себе" нельзя войти в философию Канта, а с этой предпосылкой нельзя внутри нее оставаться. Соч.: Werke, Gesamtausgabe, Bd 1–6, Lpz., 1812–24; Auserlesener Briefwechsel, Bd 1–2, Lpz., 1825–27; Briefwechsel zwischen Goethe und F. H. Jacobi, Lpz., 1846; Briefwechsel zwischen Herder und F. H. Jacobi, Bd 2, Fr. / M., 1857, S. 248–332; J. G. Hamann´s Briefwechsel mit F. H. Jacobi, Gotha, 1868 (J. G. Hamann´s des Magus in Norden, Leben und Schriften, Bd 5); Briefe an F. Bouterwek aus den Jahren 1800 bis 1819, G?ttingen, 1868, Aus F. H. Jacobis Nachlass, Ungedruckte Briefe von und an Jakobi und andere, hrsg. R. Z?ppritz, Bd 1–2, Lpz., 1869; в рус. пер. – О трансцендентальном идеализме, в кн.: Новые идеи в философии, сб. 12, СПБ, 1914. Лит.: Кожевников В. А., Философия чувства и веры, ч. 1, M., 1897; История философии, т. 3, ?., 1943; с. 124–26, Асмус В. ?., Проблема интуиции в философии и математике, 2 изд., ?., 1965; Фейербах Л., Якоби и философия его времени, в его кн.: История философии, т. 2, ?., 1967; L?vy-Bruhl L., La philosophie de Jacobi, ?., 1894; Frank A., Jacobis Lehre vom Glauben, Halle, 1910 (библ.), Heraeus O., F. Jacobi und der Sturm und Drang, Hdlb., 1928; Bollnow O. F., Die Lebensphilosophie F. H. Jacobis, Stuttg., 1933; H?lters H., Der spinozistische Gottesbegriff bei M. Mendelssohn und F. H. Jacobi und der Gottesbegnif Spinozas, Emsdetten, 1938; Сrосе В., Consideraziomsullafilosofia del Jacobi "La Critica", 1941, v. 39, No6; Verra V., Jacobi e il rifrato delia filosofia, "Filosofia", 1953, No 4, p. 575–600, Fischer G., J. M. Sailer und F. H. Jacobi, Freiburg, 1955. В. Асмус. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.