Я И ОНО

Найдено 1 определение
Я И ОНО
произведение Фрейда (1923). Фрейд указывает на методологические и мировоззренческие трудности, связанные с делением психики на сознание и бессознательное. Именно данное деление является основной предпосылкой психоанализа и дает ему возможность понять и подвергнуть научному исследованию часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Сознание не является сущностью психического, а его качеством, способным присоединяться или не присоединяться к другим его качествам. Фрейд указывает на существование двух видов бессознательного: латентного бессознательного, содержание которого легко доступно сознанию, и вытесненного бессознательного, которое само по себе не может стать сознательным. К латентному бессознательному, являющемуся бессознательным только в описательном, но не в динамическом смысле, Фрейд применяет термин "предсознательное". Термин же "бессознательное" закрепляется за вытесненным динамическим бессознательным. В описательном смысле, таким образом, существуют два вида бессознательного, в динамическом же только один. Однако Фрейд считает, что структурирование психики на бессознательное, предсознательное и сознательное является недостаточным и должно быть дополнено введением представлений о структуре личности. "Связную организацию душевных процессов в одной личности"
Фрейд обозначает как "Я" этой личности. "Я" связано с сознанием и выполняет функции контроля и цензуры над частными психическими процессами. В то же время в "Я" присутствуют бессознательные составляющие. Данная модель, согласно Фрейду, способна объяснить ряд явлений (например, неврозы) не через конфликт сознания и бессознательного, а через противопоставление связного "Я" и отколовшегося от него вытесненного. Тем самым бессознательное не совпадает с вытесненным (не все бессознательное является вытесненным). Фрейд делает вывод, что необходимо признать существование третьего, не вытесненного бессознательного. Фрейд указывает на то, что различия между бессознательным и предсознательный представлениями заключаются главным образом в вербализованности. В то же время степень осознанности ощущений не зависит от вербализации. "Я" предстает исходящим из системы восприятия как из своего центра и в первую очередь охватывает предсознательное, которое соприкасается со следами воспоминаний. Области же психики, не совпадающие с "Я", обозначаются как "Оно". При этом "Я" и "Оно" не разделены четкой границей. Вытесненное является частью "Оно" и отграничено только от "Я", обладая возможностью соединиться с "Я" с помощью "Оно." "Я" есть только измененная под прямым влиянием внешнего мира и при посредстве системы "сознание - восприятие" часть "Оно", своего рода продолжение дифференциации поверхностного слоя. "Я" стремится заменить принцип удовольствия, действующий в "Оно", принципом реальности и согласовать влечения "Оно" с требованиями внешнего мира. "Я" олицетворяет разум и рассудительность, "Оно" содержит страсти. Помимо системы восприятия, формирование "Я" связывается с телесностью как источником внешних и внутренних восприятий. Однако в "Я" также существует дифференциация, связанная с наличием инстанции "Я-идеала" ("Сверх-Я"). Возникновение "Я-идеала" соотносится с идентификацией с отцом (или матерью) в самый ранний период развития личности. Основными факторами, определяющими формирование "Я-идеала", Фрейд считает Эдипов комплекс и изначальную бисексуальность индивида. В общих чертах данный процесс описывается следующим образом: в результате сексуальной фазы, характеризуемой господством Эдипова комплекса, в "Я" отлагается осадок, противостоящий остальному содержанию "Я" в качестве "Я-идеала" ("Сверх-Я"). "Сверх-Я" предъявляет к индивиду требование "быть как отец", но в то же время накладывает ограничение на реализуемость данной установки. "Сверх-Я" предстает как результат продолжительной детской беспомощности человека и наличия Эдипова комплекса.Формируя "Сверх-Я", "Я" нейтрализует Эдипов комплекс и одновременно подчиняется "Оно". "Я" выступает преимущественно как представитель внешнего мира, "Сверх-Я" по отношению к нему представляет внутренний мир ("Оно"). Конфликты между "Я" и "Я-идеалом" в конечном счете отражают противоречия между реальным и психическим, внешним и внутренним мирами. Фрейд утверждает, что "Я-идеал" соответствует всем требованиям, предъявляемым к высшему началу в человеке. Фрейд полагает, что замещая "страстное влечение к отцу", "Я-идеал" становится основой религий. Интериоризованные в ходе социализации императивы сохраняются в "Сверх-Я" и осуществляют в качестве совести моральную цензуру: несоответствие между требованиями совести и действиями "Я" ощущается как чувство вины. "Сверх-Я" выступает также как базис "социальных чувств", основанных на идентификации с другими людьми на основе одинакового "Я-идеала".

Источник: История Философии: Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
235.76 кб

Новый ономастический словарь

Суперанская Александра Васильевна
Читать PDF
83.89 кб

Ономатоэтика Ф. М. Достоевского

Бершадская С. А.
Читать PDF
1.91 мб

КОМЕДИАНТСКИЕ ПАРАДЫ ОНОРЕ ДОМЬЕ

Щербакова Наталья
Статья посвящена истории возникновения и развития специфической театральной формы – актерский парад – и ее интерпретации французскими художниками девятнадцатого века, главным образом Оноре Домье, для которого парад становится не т
Читать PDF
528.44 кб

У ИСТОКОВ ЛИТЕРАТУРНОЙ ОНОМАСТИКИ

Скуридина Светлана Анатольевна
Ннотация.
Читать PDF
165.49 кб

Тюркизмы в мордовском ономастиконе

Мокшин Н. Ф.
В статье рассматриваются этнокультурные контакты мордвы с тюркскими народами, отразившиеся в ее ономастиконе.
Читать PDF
120.20 кб

"русская судьба" Оноре де Бальзака

Скуратовская А.
Читать PDF
202.71 кб

Энергийная ономатология Дионисия Ареопагита

Любохонская Оксана Валерьевна
В статье описываются онтологическии и гносеологическии аспекты ономатологии Дионисия Ареопагита, реконструируется историко-философский контекст теории имени в античной и византийской философии, анализируется взаимодействие имени и
Читать PDF
323.54 кб

Из ономастики Северного Причерноморья: XXIII

Тохтасьев Сергей Ремирович
В статье рассмотрено несколько имен из надписей Боспора, не получивших удовлетворительной интерпретации, а также одно якобы скифское ghost-name (в действительности эпитет Зевса, причем до сих пор не засвидетельствованный).
Читать PDF
111.77 кб

Ономастическая игра в художественных текстах

Алиева Дурдана Тофиковна
В статье говорится об ономастической игре, имеющей место в художественном тексте. Рассматривается характер этого процесса и его влияние на становление писательского стиля.
Читать PDF
334.23 кб

Персонажи-двойники как объект (психо)ономастики

Васильева Наталия Владимировна
В статье рассматриваются имена персонажей-двойников преимущественно в русских художественных текстах.
Читать PDF
579.62 кб

Потенциал взаимодействия ономастики с нейронауками

Новикова Ольга Николаевна
В статье поднимается вопрос о возможности установления междисциплинарных связей ономастики с нейронауками.
Читать PDF
380.50 кб

К пониманию автобиографизма в литературной ономастике

Ковалев Г.Ф.
Статья посвящена проблеме изучения литературной ономастики с позиций автобиографизма.
Читать PDF
75.69 кб

Восточно-христианская ономастика в культуре Древней Руси

Свиридова Любовь Олеговна
Нами будут представлены результаты наблюдений над восточно-христианской ономастикой, запечатленной в памятниках древнерусской письменности гимнографических и агиографических текстах.
Читать PDF
135.02 кб

Вторая международная конференция по ономастике Забайкалья

Дорион А.
Читать PDF
685.50 кб

Ономастикон города как феномен современной урбан-культуры

Попова Анна Андреевна
В статье анализируется топоминическая картина среды современного города, которая формируется разными способами в силу меняющейся речевой ситуации и картины мира носителей языка.

Похожие термины:

  • Бальзак, Оноре де

    знаменитый французский романист, родоначальник натуралистического романа. Первое его произведение, обратившее на него внимание публики, роман "Шуаны", появилось в 1829 г. Последовавшие за ним много
  • МАРСЕЛЬ Габриэль Онорэ

    (Marcel, р. 1889) - реакц. франц. философ, представитель христ. экзистенциализма, драматург и новеллист, в 1929 принявший католичество, проф. Сорбонны, член Франц. академии. Разрабатываемое М. филос. учение, к
  • Мирабо, Оноре Габриель Рикети

    Mirabeau, Honore-Gabriel-Riqueti, Comte de) (1749-1791) - сын известного экономиста-физиократа Виктора Мирабо, конституционный монархист, отличный оратор и видный деятель начала Великой Французской революции. До революц