Я, ЭГО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

«Я», ЭГО
(лат. Ego) — сфера личности, характеризующаяся внутр. осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности. Результат выделения человеком самого себя из среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физ. и психич. состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой в отношении прошлого, настоящего и будущего. «Я» формируется в деятельности и общении. Изменяя в предметной деятельности окружающий мир и взаимодействуя с др. людьми, субъект отделяет свое «Я» от «не-Я», непосредственно переживая свою неидентичность др. объектам. «Я» оценивается субъектом в «Я-концепции», образуя ядро личности. «Я» — один из компонентов структуры личности в теории З.Фрейда. Согл. ему, «Я» выделяется из «Оно» («Id») как особая дифференцированная часть в раннем детском возрасте — как структура, задача к-рой — найти реалистические формы удовлетворения желаний и влечений. Стремясь посредничать между «Оно» и реальностью, «Я» часто переводит бессознательные требования «Оно» в свои предсознательные рационализации, затушевывая конфликты «Оно» с реальностью. В то же время «Я» находится под контролем «Сверх-Я», предписывающим ему опред. нормы поведения и наказывающим при непослушании чувством неполноценности и вины. Если «Я» вынуждено признать свою слабость, в нем возникает страх перед реальным миром, страх совести перед «Сверх-Я», невротический страх перед силой страстей «Оно». Н.Д.Наумов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

“Я, ЭГО” (в философии)
духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой. Собственным “я” обладает человек, самостоятельно контролирующий свои поступки совестным судом и способный к всесторонней инициативе. Идеалистические концепции в истории философии, толкуя “я” в качестве идеального начала, не усматривали конкретно-исторического, деятельного основания человеческого “я”. Часто эта проблема ставилась в них как проблема исходного пункта построения философских систем. По Декарту, “я” обнаруживает себя как то, что принадлежит к мыслящей субстанции, как интуитивное начало рационального познания и этим утверждает свою самостоятельность. Т. зр. изолированного индивида и созерцательность в пределах идеализма приводили к солипсизму, в пределах метафизического материализма — к низведению человека до уровня пассивного объекта, к-рый подчиняется внешнему ходу истории. Нем. классическая философия отказалась от психологически-индивидуалистического толкования “я”, свойственного англ. эмпиризму. Но она отделила “я” от живого общественного человека и превратила в трансцендентальный субъект”. Не понимая изначально предметного характера деятельности, Фихте считал такое “я” субстанцией, абсолютным творческим началом, к-рое полагает не только самого себя, но и все сущее как свое “не-я”. Развивавший диалектику объективный идеализм истолковал общественную сущность человеческого “я” как стоящую над конкретными людьми отчужденную силу — мировой разум (Гегель) и т. п. Иррационализм воспроизвел ощущение личности в буржуазном об-ве, сталкивающейся с отрицанием в ней “я”. Но иррациональная т. зр. на индивида лишь увековечивает ситуацию отчуждения. Фрейдизм выразил расщепленность личности в условиях капитализма, биологизацию побуждений как погруженность “я” в “оно” (царство слепых влечений), а искаженное восприятие индивидом своей собственной общественной сущности — как результат контроля враждебного ему “сверх-я”. В классово-антагонистических формациях расщепление и отчуждение деятельности действительно ведет к обезличению индивида, к утрате им своего “я”. Поэтому в основе преодоления ложных концепций “я” лежит реальная борьба за утверждение человеком себя в качестве творца общественных отношений и норм жизни об-ва. Самое полное и свободное проявление в каждом человеке его человеческого “я” становится возможным при гармонизации его личностного мира по критериям безусловных ценностей. Доминантность на других (в смысле А. А. Ухтомского) делает его не “своецентричным”, а творчески-открытым.

Источник: Философский энциклопедический словарь