ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА
данным термином обозначают виды искусства, объединенные зрительным восприятием - живопись, графику, скульптуру, фотоискусство. Часто к видам изобразительных искусств относят архитектуру и произведения декоративно-прикладного искусства, поскольку и для них характерно преобладание зрительной формы восприятия.

Источник: История и теория культуры

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. К изобразительному искусству относятся живопись, скульптура, графика, монументальное искусство и в значительной мере декоративно-при к ладное искусство, часто обращающееся к изобразительной форме, которая, однако, не является для него обязательной.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА
группа искусств живопись, графика, скульптура), воспроизводящих окружающий мир в наглядных образах. Воплощая зрительное восприятие мира на плоскости или в пространстве, изобразительные искусства ограничены в передаче действия во времени, однако это не означает, что они изображают мир статично, словно застывшим. Изобразительные искусства способны передавать движение, показывать жизнь в развитии, воссоздавать не только чувственно воспринимаемый облик объектов, но и духовную природу изображаемых явлений. В скульптуре, например, фиксируется лишь один момент происходящего, но в этом моменте может сконцентрироваться обобщение большой силы. Изобразительные искусства разделяются на станковые и монументальные. Произведения станкового искусства («станком» называют мольберт, скульптурный станок) – картины, эстампы, рисунки, камерные скульптуры и т. д.– имеют самостоятельный характер. Произведения монументального искусства – монументы, памятники, монументальные панно, парковая скульптура и т. д. – создаются для конкретной архитектурной среды и могут выполнять декоративные функции. Часто к изобразительной форме обращается декоративно-прикладное искусство, хотя изображение действительности в нем не является непосредственным воспроизведением реальных явлений. Основные изобразительно-выразительные средства – рисунок, цвет, пластика, светотень и т. д. В разных видах изобразительного искусства эти средства используются в неодинаковом соотношении. Так, в скульптуре, в отличие от живописи, цвет играет второстепенную роль; для графики наиболее характерны рисунок, линия.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
группа видов худож. творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произв. И. и. имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К И. и. относятся: живопись, скульптура, графика, монументальное искусство и в значительной мере декоративно-прикладное искусство, часто обращающееся к изобразительной форме, к-рая, однако, не является для него обязательной. Способность И. и. воссоздавать в наглядно узнаваемом виде все многообразие зримого мира определяет его широкие худож.-познавательные возможности, непосредственную убедительность его произв. Реальность воспроизводится в И. и. соответственно особенностям разных его видов в таких и благодаря таким объективным свойствам, как материальная форма предметов и пространственная среда, как объем, цвет, свет, фактура предмета и т. д. И. и. способно не только фиксировать прямое зрительное восприятие явлений мира, но и передавать их движение, развитие во времени и пространстве. Специфическими возможностями в этой области обладает живопись, произв. к-рой— картина представляет собой самостоятельно существующий худож. мир, с чрезвычайной полнотой воссоздающий свойства реальности. И. и. способно проникать во внутреннюю суть явлений, воспринятых в их зримом облике, раскрывать их взаимосвязь, оценивать смысл и значение, т. е. воссоздавать не только чувственный облик реальности, но и ее духовную сущность, включая внутренний мир человека, духовное освоение им природы, воплощение социальных, политических, философских, этических идей. В силу этого И. и. играет важную роль в духовной жизни об-ва, являя собой средоточие борьбы общественных идей, выступает как активная сила социальной жизни. Специфические возможности И. и., наиболее последовательно и полно реализующиеся в реалистическом худож. творчестве (Реализм), приобретают различную модификацию в тех или иных.исторических условиях. В истории . иск-ва известны периоды строгой регламентации И. и. и даже наложения религиозного запрета на скульптуру, на изображение живых: существ. В кризисных ситуациях в истории культуры возникают концепции, отрицающие право И. и. на воплощение духовного, идейного содержания (напр., византийское иконоборчество, ряд модернистских течений XX в., видящих в живописи только краску, нанесенную на холст, и вовсе «отменяющих» изобразительное начало иск-ва). Опираясь на разные худож. методы, И. и. обращается и к жизнеподобной худож. форме, и к худож. условности, использует для отражения реальности и достижения большей глубины общественного воздействия символы, метафоры, ассоциации, к-рые в нек-рых видах и жанрах И. и. (напр., в плакате) являются непременным свойством худож. образа.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
604.93 кб

Изобразительное искусство

Шестаков Вячеслав Павлович
There are hundreds of definitions of the art in the history of aesthetics; therefore, it seems hardly possible to propose the only one and ultimate research-based definition.
Читать PDF
263.85 кб

Проблема времени в изобразительном искусстве

Рыков А. В.
The paper draws comparison between classical and contemporary concepts of time.
Читать PDF
130.75 кб

Буддийское изобразительное искусство Калмыкии

Батырева Светлана Гарриевна
Исследуется буддийское искусство Калмыкии, cформированное в органичном взаимодействии буддийского изобразительного канона и народных художественных традиций. Иконография буддизма в интерпретации номадов синкретична.
Читать PDF
1.41 мб

Электронное будущее изобразительного искусства

Дриккер Л.С.
Two types’ of information media are distinguished: universal ones (allowing to be replaced with no information lost) and unique ones (information-indispensable).
Читать PDF
276.38 кб

Религиозный сионизм и изобразительное искусство

Раевская Н.Ю.
Статье рассматривается теоретическое обоснование религиозного значения изобразительного искусства в трудах двух видных представителей сионистского движения Мартина Бубера и Авраама Ицхака Кука.
Читать PDF
169.26 кб

Концепт «Творчество» в изобразительном искусстве

Золотарева Лариса Романовна
В статье рассматривается соотношение понятий творчество, деятельность, культура. Научная новизна и теоретическое значение работы состоят в комплексном исследовании концепта «творчество» в изобразительном искусстве.
Читать PDF
268.66 кб

Семиозис трагического в изобразительном искусстве

Левченков Д.А.
В статье исследуется специфика кодификации трагического в изобразительном искусстве.
Читать PDF
3.79 мб

Зрительное восприятие и изобразительное искусство

Степанов Владимир Григорьевич, Борисова Анна Ивановна
В статье представлены примеры развития и постижения законов зрительного восприятия через художественное творчество в истории изобразительного искусства, а также изучение процесса восприятия методами нейронаук.
Читать PDF
469.78 кб

Архетип реки в Марийском изобразительном искусстве

Колчева Эльвира Мазитовна
В статье рассматриваются репрезентации образа реки как архетипа марийской культуры в профессиональном изобразительном искусстве Марийского края 1920–1930-х годов и на современном этапе.
Читать PDF
245.61 кб

Изобразительное искусство в специальном образовании

Соколова О.Ю.
В статье предпринята попытка обосновать методику преподавания дисциплины «Основы изобразительного искусства и ручного труда» для студентов, получающих педагогическое образование, с точки зрения не только овладения приемами изобраз
Читать PDF
280.93 кб

Сады и парки в европейском изобразительном искусстве

Коляда Екатерина Михайловна
Во все времена сады и парки были источником вдохновения для художников, поэтов, ученых.
Читать PDF
323.32 кб

Изобразительное искусство как этнокультурный феномен

Аганов Ибрагим Мусович
Статья посвящена особенностям развития изобразительного искусства в полиэтническом сообществе.
Читать PDF
21.34 мб

Размышления о композиции в изобразительном искусстве

Чеканцев Петр Афанасьевич
Автор размышляет о композиционных проблемах в процессе создания художественного произведения в двухмерном пространстве, а также делится своими наблюдениями о некоторых способах построения одухотворенного образа в живописи, которые
Читать PDF
317.77 кб

Э. Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств

Довгий В.И.
Читать PDF
436.72 кб

Архитектура в древнерусском изобразительном искусстве

Черный Валентин Дмитриевич
В статье формируется общее представление об информационных возможностях изображений архитектуры в различные периоды развития русского средневекового искусства. Согласно полученным результатам, на первом этапе (до XIV в.