Иванов-Разумник, Разумник Васильевич

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Иванов-Разумник, Разумник Васильевич

современный критик и публицист-народник (род. в 1878 г.). Его главный труд "История русской общественной мысли" рассматривает историю русской литературы как борьбу двух внеклассовых и внесословных групп - интеллигенции и мещанства. Эта борьба ведется интеллигенцией во имя "истинного индивидуализма", не приносящего личность в жертву обществу и не жертвующего обществом во имя личности: общество с точки зрения истинного индивидуализма не ограничивает, а восполняет свободную личность.
Иванову-Разумнику принадлежит работа "Об интеллигенции", посвященная дальнейшему развитию мыслей о сущности интеллигенции, и целый ряд критических работ (о Ф. Сологубе, Л. Андрееве, Л. Шестове и др.). /Т. 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

Иванов-Разумник, Разумник Васильевич

псевд. Разумника Васильевича И в а н о в а; 1878–1945) – рус. литературовед и историк рус. обществ. мысли либерально-народнич. направления. Род. в Тифлисе в дворянской семье. Учился в Петерб. ун-те. Сотрудник журн. "Русская мысль", "Русское богатство", "Заветы" и др. Примыкал к эсерам. Проповедовал т.н. "имманентный субъективизм" – разновидность субъективно-идеалистич. философии. Основа "имманентного субъективизма" И.-Р., по его собств. признанию, – "теория познания имманентной ф и л о с о ф и и" ("О смысле жизни", 2 изд., СПБ, 1910, с. 283). И.-Р. искажал творчество Белинского ("Великие искания", 1911) и Герцена ("Герцен, 1870–1920", 1920), представлял историю рус. обществ. мысли как историю борьбы "внесословной" и "внеклассовой" интеллигенции с мещанством, во имя этич. индивидуализма ("История русской общественной мысли", т. 1–2, 1907, 6 изд., Берлин, 1923). Соч.: Что такое "махаевщина"? К вопросу об интеллигенции, СПБ, 1908; Литература и общественность, СПБ, 1911; Лев Толстой, СПБ, 1913; Русская литература XX века (1890––915), П., 1920. Лит.: Луначарский А. В., Мещанство и индивидуализм. Сб. статей, М.-П., 1923; Плеханов Г. В., Идеология мещанина нашего времени, в его кн.: Избр. филос. произв., т. 5, М., 1958; Ольминский М., Статьи о Салтыкове-Щедрине, М., 1959.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Иванов-Разумник, Разумник Васильевич

наст. имя и фам. Разумник Васильевич Иванов; псевдонимы: Новосельский, В. Холмский, Скиф, Тугарин, Ипполит Удушьев, Р. Корсаков) [13 (25) декабря 1878, Тифлис — 9 июня 1946, Мюнхен] — русский историк общественной мысли, литературный критик, публицист. Учился на математическом отделении физико-математического факультета Петербургского университета (1897—1902), одновременно посещал лекции наисторико-филологическом факультете, занимаясь в семинаре у профессора А. С. ЛаппоДанилевского. Активно участвовал в революционном движении, неоднократно арестовывался, солидаризовался с партией эсеров. Сотрудничал в радикальных и либеральных общественно-политических изданиях: газ. «Трудовая Россия», «Знамя труда», «Дело народа», «Земля и воля», журн. «Русская мысль», «Заветы», «Наш путь» и др. Иванов-Разумник — идеолог «неонародничества». Главные постулаты его «философии смыслотворчества»: ангимещанство, этический индивидуализм и социализм, трактуемые не в марксистском, а в народническом духе. Свою мировоззренческую систему, центральное место в которой отведено ценностям свободной личности и благу народа, называл «имманентным субъективизмом». Исторический процесс в России представлен у него дихотомией оппозиционных «общественных групп»: интеллигенции и мещанства. Выдвинул концепцию основополагающей роли интеллигенции в жизни русского общества, отвергнутую позже веховцами. Основатель и лидер литературной группы «Скифы» (1917—18), идеи которой повлияли на становление идеологии евразийства. Организатор Вольной философской ассоциации («Вольфила», 1919—24), где возглавлял культурнофилософский и литературный отделы. В духовном максимализме, катастрофизме и динамизме «скифства» видел возможность преодоления кризиса гуманизма западной культуры. Приветствовал Октябрьскую революцию как первый этап на пути к чаемой им духовной революции, обновлению культуры и настоящему освобождению человечества, которое не удалось христианству. С кон. 1920-х гг. отстранен от активной литературной и общественной жизни. В 1933—39 арестовывался и находился в ссылке. С 1941 попал в зону немецкой оккупации, в 1942—43 содержался в лагере для перемещенных лиц. Остаток жизни провел в Германии. Одним из первых зафиксировал и осудил в печати большевистский террор 1920—30 гг.
Соч.: История русской общественной мысли. Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни 19 в., т. 1—2. СПб., 1906; О смысле жизни. Федор Сологуб, Леонид Андреев, Лев Шестов. СПб., 1908; Литература и общественность, СПб., 1910; Русская литература 20 века (1890—1915). Пг., 1920; Что такое интеллигенция, Берлин, 1920; Заветное. О культурной традиции. Пг., 1922; Писательские судьбы. Нью-Йорк, 1951; Тюрьмы и ссылки. Нью-Йорк, 1953.
Лит.: Переписка А. Блока с Ивановым-Разумником. Вступ. статья, публ. и комм. А. В.Лаврова.— «Литературное наследие», 1981, т. 92, кн. 2; Иванов-Разумник: личность, творчество, роль в культуре. СПб., 1996; Huffman St. Scythian Theory and Literature.— Art, Society, Revolution: Russia. 1917—1921. Stokh., 1979; Dobrmger E. Der Literaturkritiker R. V. Ivanov-Razumnik und seine Konzeption des Scythentums. Munch., 1991.
Архивы: РГАЛИ. 1782; ИРЛИ. 79. 377; ГПБ. 124,211,326, 634,1000,1029; OP РГБ. 109,135,167,251,356,358,369,371,386, 453,633.
Ю. В. Синеокая

Источник: Новая философская энциклопедия

Иванов-Разумник, Разумник Васильевич

(1878—1946) критик, лит-вед, культуролог и социолог. Окончил мат. фак-т С.-Петербург. ун-та. Печатался с 1904. Осн. предмет научных исследований — история рус. обществ. мысли, лит-ры и критики 19—нач. 20 в. Гл. труд И.-Р. — “История рус. обществ. мысли” — был написан в к. 1900-х гг. Выражение “обществ. мысль” И.-Р. употребляет в значении, близком совр. значению слова “культура”. Историю рус. культуры И.-Р. рассматривал как историю рус. интеллигенции — “антимещанской, социологически – внесословной, внеклассовой преемственной группы”, занимающейся созданием “новых форм и идеалов и их активным претворением в жизнь”. Исследуя жизнь рус. интеллигенции, И.-Р. выделил в ней “два великих раскола” — между славянофилами и западниками (1 пол. 19 в.) и более глубокий раскол между народниками и марксистами (2 пол. 19 в.), — имеющих и философское, и социально-полит. значение. Народники и марксисты по-разному понимают роль личности в истории; для первых важен конкр. человек, для вторых — человеч. группа. Критикуя марксистов, И.-Р. отмечал их “твердокаменную ортодоксальность”, “ужасающую плоскость мысли”, склонность к упрощению и неумение понимать сущность вопросов; подчеркивал значение личной жизни человека и указывал на ограниченность существующих теорий прогресса (“позитивной” и “мистической”), не учитывающих субъективных человеческих целей. Для подхода И.-Р. к лит-ре характерно стремление показать место каждого произведения в широком культурном контексте, раскрыть “вечные ценности” и выраженный в них мир души человека. И.-Р. выявлял в первую очередь филос. смысл произведений рус. писателей и критиков (Белинского, Достоевского, Л. Андреева, Ф. Сологуба, Блока, А. Белого (см. Белый), Пришвина, Ремизова и др.) и показывал связь худож. произведений с миропониманием и мирочувствованием автора (отношение к Богу, природе, человеку и его идеям). И.-Р. проводил типологию художников по способу ответа на филос. вопрос о смысле жизни. В 1917 И.-Р. выступил с циклом статей, предупреждая об опасности, к-рую несет диктатура партии большевиков, стремящейся к осуществлению мировой революции. После октябрьского переворота И.-Р. занимался преимущественно лит-ведческими исследованиями и издал книги о творчестве Блока, Белинского, Герцена, Салтыкова-Щедрина. В 1941, оказавшись на территории, оккупированной немцами, И,-Р. эмигрировал в Германию, где опубликовал несколько работ с критикой советского режима и переиздал нек-рые свои дореволюционные сочинения. В СССР в послевоенный период труды И.-Р. не печатались и не исследовались. Соч.: Соч. Т. 1—5. СПб., 1911—16; История рус. обществ. мысли. Индивидуализм и мещанство в рус. литре и жизни XIX века. Т. 1—2. СПб., 1907; О смысле жизни: Ф. Сологуб, Л. Андреев, Л. Шестов. СПб., 1908; Что такое “махаевщина”? К вопросу об интеллигенции. СПб., 1908; Год революции: Статьи 1917 года. Пг., 1918; А. Блок, А. Белый. Пг., 1919; А.И. Герцен. 1870-1920. Пг., 1920; Что такое интеллигенция. Берлин, 1920; Писательские судьбы. Нью-Йорк, 1951; Рус. лит-ра XX века (1890-1915). Пг., 1920; Заветное. О культурной традиции. Ст. 1912—13 гг. Пг., 1922; Книга о Белинском. Пг., 1923; Перед грозой. 1916-1917. Пг., 1923; М.Е. Салтыков-Щедрин. Ч. 1. М., 1930. Лит.: Кранихфельд В. Лит. отклики // Совр. мир. СПб., 1908, № 2. Отд. 2; Луначарский А.В. Мещанство и индивидуализм // Очерки философии коллективизма. Сб. 1. СПб., 1909; Плеханов Г.В. Идеология мещанина нашего времени // Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. Т. 5. ML, 1958; Он же. [Рец. на кн.:] Иванов-Разумник. О смысле жизни. Ф. Сологуб, Л. Андреев, Л. Шестов// Плеханов Г.В. Соч. Т. 17. М., 1925; Горький и рус. журналистика начала XX века: Неизданная переписка. М., 1988; Dobringer E. Der Literaturkritiker R.V. Ivanov-Razumnik und seine Konzeption des Skythentums. Munch., 1991. Б. В. Кондаков. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Иванов-Разумник, Разумник Васильевич

13(25).12.1878, Тифлис - 9.06.1946, Мюнхен) - историк общественной мысли, социолог, литературный критик. Учился (с 1897 г.) на математическом отд. физико-математического ф-та Петербургского ун-та, посещал занятия на историко-филологическом ф-те. Не принадлежа к к.-л. партии, активно участвовал в революционном студенческом движении, неоднократно арестовывался. С 1904 г. - времени появления ст. о Михайловском в журн. "Русская мысль", № 3 - активно печатается в различных общественно-политических изданиях, готовит кн. "История русской общественной мысли" (т. 1-2), 1-е изд. - Спб., 1907; 6-е - Берлин, 1923. В предреволюционные годы И.-Р. занимал позицию т. наз. "скифства". Она нашла выражение в выпущенных в 1917-1918 гг. совместно с А. Белым двух сб. "Скифы". В 1919 г. он участвует в организации Вольфилы - Вольной философской ассоциации, возглавляя там культурно-философский отдел вплоть до ее закрытия в 1924 г. Осн. философские работы 20-х гг. ("Что такое интеллигенция", 1920; "Свое лицо", 1921 и др.) публикует в берлинском изд-ве "Скифы", учрежденном при участии эсеров, затем выпускает лишь литературоведческие работы. В 1919, 1933-1939 гг. подвергался арестам и находился в ссылке. В 1942 г. был отправлен в Германию из оккупированного нем. войсками г. Пушкина, содержался до 1943 г. с женой в лагере для перемещенных лиц. В берлинской газ. "Новое слово" И.-Р. опубликовал отрывки из воспоминаний, вошедшие потом в его кн. "Тюрьмы и ссылки" (Нью-Йорк, 1953). Свои философские взгляды И.-Р. назвал имманентным субъективизмом. Исходя из них, он и освещал историю рус. общественной мысли, во многом переосмысляя в новой социально-исторической обстановке идеи Герцена, Лаврова и Михайловского. Она предстает у И.-Р. как история столкновения "внесословной" интеллигенции и "всесословного мещанства". Согласно И.-Р., "интеллигенция есть этически-антимещанская, социологически-внесословная, внеклассовая, преемственная группа, характеризуемая творчеством новых форм и идеалов и активным проведением их в жизнь в направлении к физическому и умственному, общественному и личному освобождению личности" (История русской общественной мысли. Спб., 1914. Т. 1. С. 12). Он утверждал, что история рус. общественной мысли есть история интеллигенции, а философия истории интеллигенции представлена, по существу, в литературе. Все это определяется пафосом борьбы с мещанством - "сплоченной посредственностью" в виде безличного начала. В процессе этой борьбы интеллигенция выдвигает следующие теории: в 20-30-х гг. XIX в. - мистическую теорию прогресса, в 40-х - позитивную теорию прогресса, в 50-х - теорию "имманентного субъективизма" (связанную с именем Герцена, к-poгo И.-Р. считает ключевой фигурой рус. общественной мысли), в 60-х происходит ее вульгаризация, выражающаяся в утилитаризме и нигилизме, в 70-х - возврат к "имманентному субъективизму" (теории Лаврова и Михайловского), в 80-90-х снова появляется позитивная теория прогресса ("легальные марксисты"), в нач. 1900-х гг. - мистическая теория прогресса, к-рую, по его мнению, должны сменить новые формы "имманентного субъективизма". В 5-м - послереволюционном - изд. книги И.-Р. скорректировал эту схему, введя главу о двух революциях и оставляя открытым вопрос о судьбе интеллигенции, но углубив трактовки "имманентного субъективизма". Он сводится, по его мнению, к отрицанию только объективной целесообразности и объективного смысла жизни и утверждению в качестве субъективной цели - и следовательно, самоцели - человека, осуществляющего полноту бытия с опорой на правду-ощущение, правду-красоту, правду-справедливость, правду-истину. Хотя мы должны понять и принять, писал И.-Р., что объективной цели нет, что субъективной самоцелью является сам человек, "чувство социальности в духовном мире человека аналогично зрению в области его физических чувств: эти чувства вводят нас в общение не только с непосредственно окружающими, но и с отдаленными от нас громадными расстояниями" (О смысле жизни. Берлин, 1920. С. 21, 27). Отсюда призвание интеллигенции, не считаясь с личными неудобствами и преследованиями, - возвышать жизнь, прояснять ее. Тем самым "имманентный субъективизм" мыслился как служение об-ву в его идеальных, т. е. просветленных правдой, установлениях. В философском обосновании своих позиций И.-Р. прибегал к трансцендентальному идеализму И. Канта, эмпириокритицизму Р. Авенариуса и имманентной философии В. Шуппе и Р. Шуберт-Зольдерна. Мн. общефилософские положения И.-Р. становятся понятными при обращении к его историко-литературным работам, иллюстрирующим стадии борьбы интеллигенции с мещанством. И.-Р. критиковали марксисты: Плеханов, Луначарский и Троцкий, обвинявшие его в идеализме и внеклассовой трактовке позиции рус. интеллигенции. Франк, отмечая искусственность нек-рых построений И.-Р., считал заслуживающим внимания тот факт, что борющиеся направления берутся им преимущественно не в социально-политическом, а "в этическом или культурно-философском смысле" (Критическое обозрение. 1907. Вып. 1. С. 41).

Источник: Русская философия: словарь