историография науки

Найдено 1 определение
историография науки
ИСТОРИОГРАФИЯ НАУКИ (от греч. historia — рассказ о прошлых событиях, о том, что узнано, исследовано и grapho — пишу) — различные формы историко-научных реконструкций, которые изображают реальный исторический процесс развития науки на базе соответствующих месту и времени методов исследования, способов отбора, описания и интерпретации научных текстов, открытий, научных теорий. Одно и то же историческое событие, один и тот же исторический факт подчас интерпретируются прямо противоположным образом. Эти различия могут, конечно, быть обусловлены уровнем квалификации историков, отсутствием каких-то архивных материалов и т.д. Но с философско-методологической точки зрения интерес представляют различия, коренящиеся в теоретических установках, в специфических исторических концепциях. От выбора историком определенной позиции зависит и результат его работы, соответствующая реконструкция реального хода развития науки во времени, актуализированных в действительность фактов и событий.         И. н. основывается на определенной интерпретации исторического времени, на специфическом для той или иной концепции отношении к прошлому, к тому, какую роль оно играет в настоящем. Можно выделить два варианта интерпретации такого отношения: прошлое рассматривается 1) как процесс, подготовивший настоящее, лишь как предыстория современной науки; 2) как уникальное, невоспроизводимое, принципиально отличное от современности. Первый подход особенно характерен именно для истории науки, где каждый последующий шаг в развитии научного знания возможен лишь на базе предыдущих достижений. Исторический процесс изображается вектором, который устремлен в бесконечно далекое будущее. Прошлое как начало исторического процесса тоже отодвигается от нас в бесконечность, поскольку обнаруживаются новые предшественники определенного события. Наиболее последовательно и четко этот кумулятивистский подход к истории (см. Кумулятивизм) был развит в творчестве П. Дюгема, который стремился обосновать мысль, что достижения научной революции 17 в. были предвосхищены уже в Средние века. Понимание истории науки как процесса поступательного, прогрессивного, непрерывного доминировало среди историков науки вплоть до середины 20 в.         Второй подход ориентирует историков науки на изучение в прошлом того, что отличает это прошлое от последующего развития. Такой подход к прошлому характерен для историков цивилизации и культуры, и среди них прежде всего следует назвать О. Шпенглера и А. Тойнби; они руководствовались идеей уникальности культур, их обособленности, что делало затруднительным общение представителей разных исторических эпох и географических регионов. Непосредственно в истории науки такой тип историзма до середины 20 в. не находил сколько-нибудь благоприятной почвы. История науки в большей степени, чем любая другая историческая дисциплина, руководствуется современным состоянием предмета своего исследования.         К середине 20 в. в И. н. доминирующими становятся социокультурные концепции, которые включают науку в контекст культуры. Изменяется тип историко-научных исследований, их отношение к прошлому. В естествознании разных исторических эпох на первый план выдвигаются его особенности, его отличие от естествознания других исторических периодов, в том числе и от современности. Если утверждается, что и в античности, и в Средние века, и в Новое время, и в 20 в. существовала наука как одна из форм человеческой деятельности, то историка интересует, прежде всего, не то, что есть общего между этими разными формами научного знания, а чем они отличаются друг от друга, какова их специфика.         Первому подходу присущи идея непрерывности и преемственности развития науки, поиск законов развития научного знания. Согласно второму подходу изучение функционирования науки в той или иной культуре, переход от одной культурно-исторической эпохи к другой требует изменения всего категориального и методологического строя мышления, типа рациональности. С середины 20 в. логику своих рассуждений И. н. ориентирует, скорее, на гуманитарное знание, на искусство, где важна самобытность, оригинальность, уникальность созданных произведений. Важно отметить, что и само естествознание в 20 в. гуманизируется, приобретает способность к диалогу, к сосуществованию разных теоретических систем (принцип соответствия, принцип дополнительности в физике). Действительно, механика Ньютона не отменяется теорией относительности и квантовой механикой как устаревшая и утратившая свое значение; они сосуществуют.         Социокультурный контекст, внутри которого рассматриваются достижения науки, трактуется либо как макроконтекст культуры (А. Койре, Т. Кун), либо как микроконтексты научных событий, исследуемых в case studies (отдельных случаях) (П. Форман, Х.М. Коллинз, Д. Макензи), либо как жизнь лаборатории (К. Кнорр-Цетина, Р. Харре). К концу 20 в. центр тяжести в И. н. перемещается к субъекту. В И. н. классического периода ученые — субъекты исследовательской деятельности, со всеми их спорами, конфликтами, дискуссиями — выносились за пределы научной рациональности. Если они и присутствовали в знании, то только как источник его недостатков. В структуру знания включались лишь результаты их деятельности, истинность которых была обоснована в конкурентной борьбе. Существовали как бы две параллельные истории: история субъекта деятельности (социальная история) и история научных идей (когнитивная история). В неклассический период И. н. субъект становится доминирующим предметом внимания. Это чревато многими трудностями. Если субъект изменчив, а социальные, культурные, психологические и пр. условия генерирования нового знания в науке в каждом конкретном случае особенные, и если они определяют содержание получаемого результата, то как быть с истиной в науке и с объективностью знания, с воспроизводимостью результата в ходе научного эксперимента7. Эти проблемы, возникшие в И. н. конца 20 — начала 21 вв., ждут своего решения. См. Историографии науки методы.         Л.А. Маркова

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
133.71 кб

Грушевский М. С. В историографии науки

Михальченко Сергей Иванович
В статье представлены оценки историографической деятельности М.С. Грушевского как ученого со стороны советских историков, современных российских и украинских обществоведов, историков-эмигрантов.
Читать PDF
140.47 кб

К вопросу об историографии науки и техники

Макин Юрий Николаевич
Рассматривается роль историографии при подготовке научных работ по истории науки и техники, дан анализ исторических публикаций по данной дисциплине
Читать PDF
1.41 мб

В. M. Панеях как историограф и историк науки

Ростовцев Евгений Анатольевич
В фокусе статьи один из аспектов творчества и научного наследия Виктора Моисеевича Панеяха (1930-2017) — его труды, посвященные историографии и истории науки. В статье выделяются периоды творчества В. М.
Читать PDF
16.63 мб

Место Александра Койре в историографии науки XX в

Дроздова Дарья Николаевна
Работа написана к 50-летию со дня смерти Александра Койре (1892-1964).
Читать PDF
203.07 кб

Региональная историография в системе вузовской науки

Кузьминов Петр Абрамович, Кумыков Ауес Мухамедович, Дзамихов Касболат Фицевич
Статья посвящена проблеме развития российской региональной историографии, роли и месту вузовской науки в ее развитии.
Читать PDF
12.84 мб

Основные тенденции историографии истории науки на Северном Кавказе

Калинченко Светлана Борисовна
В статье дан анализ научных трудов, посвященных истории становления и развития науки на Северном Кавказе.
Читать PDF
108.67 кб

Проблемы историографии развития науки в Калмыкии в постсоветский период

Янова Марина Владимировна
Цели: освещение вопросов вклада ученых Калмыцкого госуниверситета в развитие науки Юга России. Предмет историография развития науки Калмыкии в постсоветский период.
Читать PDF
322.85 кб

Гражданское общество в фокусе политической науки (историографический обзор)

Кочетков Александр Павлович
В статье рассматриваются основные направления изучения граждан ского общества в политической науке, сущность и особенности подходов к изучению гражданского общества представителями либерального и социал демократического направлени
Читать PDF
221.51 кб

«Очерки истории исторической науки в СССР» в развитии советской историографии

Яркова К.П.
В статье рассматривается история создания фундаментальных «Очерков истории исторической науки в СССР» и дается оценка значения этого труда в эпоху его написания и в наше время.
Читать PDF
240.27 кб

Плюрализм подходов в историографии экономической науки: интеллектуальная история

Майдачевский Дмитрий Ярославович
Читать PDF
565.44 кб

Протестантизм и дух новоевропейской науки: историография и реконструкция вопроса

Кауфман И. С.
Читать PDF
301.47 кб

Оценки западноевропейской науки XVI-XVII столетий в советской историографии 70 80-х гг. Xx в

Яковлев Валентин Валентинович
Произведена реконструкция оценок западноевропейской науки XVI-XVII столетий в советской историографии 70 80-х гг. XX в.
Читать PDF
382.72 кб

История спортивной науки в новейшей российской историографии: особенности и проблемы развития

Ворожко Юрий Викторович, Парыгина Елена Александровна
Выявление авторами особенностей, проблем и тенденций развития истории спортивной науки в новейшей российской историографии способствует определению путей совершенствования спортивной науки как системы, что позволяет улучшить резул
Читать PDF
356.86 кб

Начало экономической истории в свете историко-научного подхода в историографии экономической науки

Майдачевский Дмитрий Ярославович
Статья рассматривает начало дисциплины экономической истории с позиций историографического подхода, именуемого автором «историко-научным».
Читать PDF
266.38 кб

Роль российской науки в культурном освоении северокавказского региона (XVIII век) (историографически

Блейх Надежда Оскаровна

Похожие термины:

  • историографии науки методы

    ИСТОРИОГРАФИИ НАУКИ МЕТОДЫ (от греч. historia — рассказ о прошлых событиях, о том, что узнано, исследовано и grapho — пишу) — способы и процедуры историко-научной реконструкции реального развития науки. О