ИСТОРИЧЕСКИЕ ПИСЬМА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

«ИСТОРИЧЕСКИЕ ПИСЬМА»
произведение П. Л. Лаврова, подведшее итог раннего периода философского творчества мыслителя. Написаны в Вологодской губернии, куда Лавров был сослан в связи с покушением Д. В. Каракозова на царя в 1866. Первоначально опубликованы в виде серии из 17 писем в журнале «Неделя» в 1868—69; отдельной книгой изданы в 1870. Последнее издание: М., 1995.
В «Исторических письмах» Лавров разрабатывал «субъективную социологию», в которой утверждается примат прогрессивного нравственного идеала как фактора общественно-исторической эволюции. Лавров выступает против одностороннего увлечения русской молодежи только естественными науками, ибо основная задача науки в целом состоит в том, чтобы раскрыть законы нравственности и общественной жизни. Сущность общественно-исторического процесса проступает в борьбе культуры (застывших форм жизни) с цивилизацией (прогрессивными социальными формами). Человеческое достоинство культуре сообщает исключительно «мысль», которая реальна только в личностях. Соответственно двигателем прогресса является интеллигенция — группа мыслящих личностей, вырабатывающих потребность в развитии. Первоначально прогресс был куплен ценой порабощения большинства народа. Теперь же просвещенное меньшинство должно оплатить свой долг перед народом путем улучшения в материальном, нравственном и др. отношениях образа жизни народа и устроения его на началах справедливости (социалистического идеала).
«Исторические письма», обращенные к молодежи с целью привлечения ее к сознательному участию в общественной жизни, стали «библией народничества» (Н. А. Бердяев) и вызвали феномен «хождения в народ».
С. И. Бажов

Источник: Новая философская энциклопедия

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПИСЬМА
наиболее известная работа Лаврова. Написана в вологодской ссылке. Первоначально напечатана в еженедельнике "Неделя" (1868, № 1-47 с перерывами и 1869, № 6, 11, 14); по цензурным соображениям была опубликована под псевдонимом П. Миртов; в переработанном виде вышла отдельной книгой в 1870 г. и первоначально включала в себя 15 писем. В связи с критическими замечаниями Шелгунова и Козлова Лавров подготовил "Дополнение к "Историческим письмам", к-рое было опубликовано как ст. "По поводу критики на "Исторические письма" в 1871 г. В разные годы об этой работе отзывались Герцен, Ткачев, Плеханов, Кареев, Бердяев, С. Н. Южаков и др. В 1891 г. в Женеве в "Вольной русской типографии" вышло 2-е изд. "И. п." с предисловием и примечаниями автора и с двумя новыми письмами. С тех пор они неоднократно переиздавались на рус. и иностранных языках. "И. п." представляют собой попытку решения вопроса о путях и средствах общественных преобразований с позиции революционного народничества. По-своему интерпретируя идеи Ж. П. Прудона, О. Конта, Г. Спенсера, Ч. Дарвина и др. западноевропейских мыслителей, Лавров анализирует такие понятия, как культура, цивилизация, исторический прогресс, критически мыслящая личность, солидарность, нравственный идеал и др. Эпоха 60-х гг. XIX в. отразилась в сознании радикальной интеллигенции, примыкавшей к нигилизму, прежде всего культом естествознания, противопоставлявшегося общественным наукам. "И. п." в определенной мере явились реакцией на эти умонастроения. Не подвергая сомнению мировоззренческую важность естественных наук, Лавров задался целью обратить внимание интеллигенции прежде всего на вопросы истории и социологии. Он выступил против оценки естествознания как "хлеба насущного", а общественных наук - лишь как "приятного десерта". Всякое достижение в области естествознания, подчеркивал он, приобретает смысл только в случае использования его для лучшего устройства общественной жизни. Подчеркивая принципиальное различие природных (закономерных, повторяющихся) и исторических (неповторимых, прогрессивно изменяющихся) явлений, Лавров разделял все знания на две области: естествознание и историю. Основой подобного разделения является использование в них различных методов исследования. Изучая природные процессы, ученый открывает и анализирует объективно существующие закономерности, но уяснение смысла исторических фактов и установление их правильной перспективы зависит от самого ученого, его нравственной позиции. Отсюда и идея Лаврова о необходимости субъективного метода в социологии и истории, отрицающая объективный критерий при определении законов общественного развития. "Сознательно или бессознательно, человек прилагает ко всей истории человечества ту нравственную выработку, которой он сам достиг... Все... судят об истории субъективно, по своему взгляду на нравственные идеалы, да иначе и судить не могут". С позиции субъективного метода Лавров в "И. п." анализирует целый комплекс проблем: раскрывает форму и содержание исторического процесса, определяет понятие общественного прогресса, устанавливает его движущие силы и критерии. По Лаврову, сущность истории состоит в переработке культуры, т. е. традиционных, склонных к застою общественных форм, в цивилизацию - сознательное историческое движение, осуществляемое "критической мыслью". Ведущей силой социального развития является личность, ее критическое сознание, осознанное стремление к изменению культуры; только критически мыслящие личности могут "переработать культуру мышлением", преодолеть неподвижные формы и традиции, вывести общество на путь цивилизации; лишь с возникновением критической личности начинается историческая жизнь общества. Исходя из такого взгляда на сущность исторического процесса, Лавров сформулировал свое понимание общественного прогресса - это "развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении; воплощение в общественных формах истины и справедливости". Обратив внимание на тот факт, что большинство человечества стояло вне прогресса, Лавров выдвинул идею неоплаченного долга интеллигенции перед народом, несущим на себе все тяготы жизни и создающим условия для деятельности критически мыслящих личностей. В исследовании прогресса Лавров различал два аспекта: теоретический - рассмотрение целей и средств общественного развития и практический - установление реальных путей коренных социальных изменений. Будучи идеологом пропагандистского направления в народничестве, Лавров считал, что социальную революцию необходимо тщательно подготовить; важнейшим элементом этой подготовки должно быть создание партии критически мыслящих личностей и пропаганда социалистических идей в народе, ибо только с его помощью можно воплотить эти идеи в жизнь. После написания "И. п." мировоззрение Лаврова претерпело известную эволюцию. Рабочее движение на Западе, деятельность I Интернационала, Парижская коммуна, знакомство с работами К. Маркса и Ф. Энгельса оказали заметное влияние на его творчество. В частности, учение о критически мыслящих личностях было характерно для кон. 60-х гг., но после "И. п." термин "критически мыслящая личность" в работах Лаврова не употребляется. В 80-е гг. он вносит поправки и в теорию прогресса. В 1881 г. Лавров пишет 16-е письмо, где прогресс трактуется не как развитие только личности, а как "рост общественного сознания, насколько оно ведет к усилению и расширению общественной солидарности". Развитие теории прогресса в эти годы шло в осн. по двум направлениям: вводится понятие "солидарность", рассматриваемое в качестве критерия общественного прогресса; в понятие прогресса включается экономический фактор. Анализируя с этих позиций российскую действительность, Лавров приходит к выводу, что в ней нарушены принципы солидарности, а экономическое переустройство об-ва является первым необходимым шагом на пути установления более прогрессивного строя. "И. п." стали важной вехой в развитии революционного движения в России в 70-е гг., работа была встречена разночинной молодежью как призыв к радикально мыслящему меньшинству занять свое место в освободительном движении. В значительной степени под влиянием "И. п." в 1874 г. началось "хождение в народ", к-рому Лавров придал нравственный смысл и исторические перспективы. Идеи Лаврова о революционной организации были использованы при создании народнической организации "Земля и воля" (1876).

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
853.83 кб

Исторические письма и высказывания Хаджи Давуда

Давудов А.Д.
Несмотря на то, что борьба Хаджи Давуда была направлена на освобождение своей родины от иноземных захватчиков любого ранга, исторически доказывается, в том числе и с использованием писем, что он шел на компромисс с неприятелем.
Читать PDF
446.49 кб

Исторические письма» Петра Лаврова: современное прочтение

Мелехин В.И.
Читать PDF
134.29 кб

Письма как исторический источник: задачи и приемы изучения

Кобак Ирина Валерьевна
Статья посвящена вопросам методики изучения писем как исторического источника.
Читать PDF
406.24 кб

Исторические сведения середины XIX В. В письмах наибов Дагестана

Магомедова Зейнаб Ахмеддибировна
Данная статья посвящена переписке наибов в Дагестане в середине XIX в.
Читать PDF
178.80 кб

Письма пифагорейских женщин в историческом и философском контексте

Афонасина Анна Сергеевна
Письма пифагорейских женщин, считавшиеся до начала XIX в. достоверными, рассматриваются в данной статье в контексте существования риторических школ начала I в. н. э.
Читать PDF
1.41 мб

Этнос и слово: исторические и социокультурные аспекты графики письма

Жаде З.А., Хуако З.Ю.
В статье рассматриваются актуальные проблемы создания и совершенствования алфавитов и письменностей, исторические и социокультурные аспекты выбора графики письма, условия и возможности функционирования языка того или иного этноса
Читать PDF
416.07 кб

«Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина как исторический источник

Хуторянская Вера Юрьевна
Исследованы различные точки зрения на проблему создания «Писем русского путешественника».
Читать PDF
79.36 кб

«Книга захватов Ирландии» на фоне устной и письменной исторической традиции

Николаев Дмитрий Сергеевич
Предметом рассмотрения в данной статье является отношение средневековых ирландских авторов (в первую очередь историков) к устным и письменным источникам информации и возможное влияние этого фактора на форму и композицию создававши
Читать PDF
238.10 кб

Письмо в редакцию. Березныи Л. А. Осторожно: сравнительно-исторический анализ

Читать PDF
152.01 кб

Исторические основания и перспективы развития современной письменной культуры

Помпеев А. Ю.
Читать PDF
665.33 кб

Сведения исторического характера в письмах наибов Дагестана (середина XIX В. )

Магомедова З. А.
Данная статья написана по материалам научно-исследовательской работы автора 2010–2012 гг. и посвящена переписке наибов в Дагестане в середине XIX в.
Читать PDF
273.88 кб

Трансформация исторической памяти: от устной исторической традиции к письменной

Мельникова Е. А.
Историческая память является ключевым феноменом, определявшим особенности формирования и бытования устной исторической традиции в дописьменных обществах.
Читать PDF
395.98 кб

Фронтовые письма как основа для патриотического воспитания и исторического образования

Касимов Рустам Нуруллович
Статья рассказывает о специфике работы с письменными источниками в школе. Изучение фронтовых писем помогает лучше понять отдельные аспекты истории Великой Отечественной войны.
Читать PDF
57.49 кб

«Письма во власть» как отражение результатов государственной политики (исторический аспект)

Чернышова А. В.
Читать PDF
146.23 кб

К вопросу создания исторической памяти: ранние письменные памятники Тевтонского ордена в Пруссии

Матузова Вера Ивановна
В центре исследования ранние письменные исторические памятники Тевтонского ордена «Повествование о начале Тевтонского ордена» и «Пролог» к «Статутам». Дано археографическое описание памятников.