ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
течение в богосл. историографии первонач. христианства кон. 19 - нач. 20 в., поставившее перед собой задачу обоснования историчности Иисуса Христа с помощью средств текстологич. анализа Библии и др. источников. И. ш. развивалась в русле Тюбингенской школы и является разновидностью модернизма в богословии. Представители И. ш. выступали против важнейших фактов, установленных историч. наукой, а внутри богосл. историографии - против положений мифологич. школы. И. ш. получила распространение в основном среди протест, богословов. В своих работах Э. Ренан, В. Вреде, Ю. Вельхаузен, В. Вейс пытались установить последовательность появления книг Нового завета. Они пришли к выводу, разделяемому мн. учеными, что наиболее раннее из евангелий - от Марка. Э. Леруа, А. Луази, Л. Дюшен, А. Ритчль, А. Гарнак пытались укрепить позиции религии и спасти «основателя христианства» путем символич. истолкования Библии. Ф. К. Конибер, И. Клаузнер, Р. И. Эйслер тщательно проанализировали свидетельства евр., греко-римск. авторов с целью найти доказательства историчности Христа. Однако найти такие доказательства им не удалось. Сторонники И. ш. внесли определенный вклад в исследование библ. книг, особенно евангелий, хотя не смогли до конца отказаться от противоречий еванг. мифа, что обусловлено идеалистич. методологией их исследований.

Источник: Атеистический словарь

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
течение в богосл. историографии первонач. христианства, возникшее в конце XIX - нач. XX в. и ставящее себе гл. задачей обоснование историчности Иисуса Христа. И. ш. унаследовала осн. традиции тюбингенской школы и представляет собой разновидность т. н. модернизма (либерализма) в богословии. Направля свои работы против важнейших фактов, установленных относительно первонач. христианства подлинной истор. наукой (а внутри богосл. историографии - против положений мифологич. школы), представители И. ш., тем не менее, в ряде случаев приходили к выводам, к-рые имеют определ. научное значение. Это относится гл. о. к текстологич. раскрытию источников и установлению последовательности появления книг Нового завета. И. ш. получила распространение по преимуществу среди богословов-протестантов. Возникновение И. ш. связывается с работами Вернле, В. Вреде, Ю. Велльгаузена. Они пришли к заключению, что наиболее раннее из евангелий - от Марка. Это ныне признается мн. учеными. Велльгаузен доказывал также, что одной из основ для более поздних синоптич. евангелий служил источник, обозначенный им буквой Q (от нем. Quelle - источник). Крупнейшим представителем И. ш. был А. Гарнак. Ее последователи - католич. богослов А. Луази, М. Гогель и др. Они стремятся спасти для религии наряду с положением об историчности Христа также признание богооткровонности еванг. моральной проповеди.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
группа немецких философов 19 в., выдвигавших принцип историзма в качестве основы исследования. В. Дилыпей широко трактует понятие «историческая школа», причисляя к ней Р. Нибура, Л. Ранке, Ф. А. Вольфа и, наконец, всю немецкую историческую науку 19 столетия. Более осторожный Э. Трельч относит к «исторической школе» А. Мюллера, Ф. В. Шеллинга, Я. Гримма, И. Г. Дройзена, В. Гумбольдта (Трельч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994,с.237).
Метод немецкой исторической школы был обозначен как «органология»; она принципиально отлична от эмпирическибиологического органицизма школы О. Конта и Г. Спенсера, где общество рассматривается по аналогии с биологическим организмом. В немецкой «исторической школе» органология означала прежде всего органический характер народного духа и его проявлений. В отличие от Гегеля представители «исторической школы» отрицали необходимость универсальных исторических конструкций. Абстрактному понятию «всечеловечности», характерному для эпохи Просвещения, они противопоставили понятие уникальности: уникальности географического пространства, обживаемого данным народом (культурой), духа эпохи, пронизывающего все проявления народной жизни от экономики до духовной культуры и искусства. В этом «историческая школа» продолжала традиции немецкого романтизма. Многие из идей этой школы легли в основу современной концепции «плюрализма цивилизаций».
В. Виндельбанд в качестве главной заслуги исторической школы видел обоснование ею идеи национальности. «Эта идея национальности была обоснована и прочувствована так глубоко, что не имела ни малейшего отношения к потребностям национального эгоизма, к удовлетворению желания власти и честолюбия, а, наоборот, основывалась существенным образом на этическом чувстве долга, идеи гуманности и осталась заключенной в ней» (Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995, с. 313). Другой особенностью школы было обращение ее к исторической религии, в которой усматривалась единственная возможность обрести духовное единство. В целом научный анализ представителей школы был направлен уже не на абстрактно-всеобщее, как в эпоху Просвещения, а на конкретно-историческое и национально-особенное. «Вместо абстрактного отрицания и мертвой учености начали критически заново формировать из всесторонне исследованных данных жизненную связь прошедших событий» (там же,с. 315).
И. В. Василенко

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
674.35 кб

КИЕВСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Михальченко Сергей Иванович
Статья посвящена киевской школе в историографии второй половины XIX первой трети XX в.
Читать PDF
203.91 кб

Курганская научная историческая школа

Пундани Валерий Владимирович
Читать PDF
474.43 кб

Мгимовская историческая научная школа

Уколова В. И.
Международные процессы и события, мировая политика начала XXI в.
Читать PDF
63.47 кб

Историческая школа «Анналов» о ментальности

Зверев Олег Владимирович
Статья посвящена выявлению роли исторической школы «Анналов» в воссоздании ментальной истории ушедших столетий.
Читать PDF
67.17 кб

Духовно-историческая школа в литературоведении

Маркова Дарья Александровна
Читать PDF
135.75 кб

БИОМЕХАНИКА - ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ИЛИ ЖИВАЯ ШКОЛА?

В статье рассматриваются различные способы понимания и использования методов биомеханики.
Читать PDF
2.14 мб

Е. Е. Замысловский и петербургская историческая школа

Зданович Е.Ф.
В статье анализируется творческая биография Егора Егоровича Замысловского, определены основные направления его исследований (история России XVII в. и историческая география).
Читать PDF
125.03 кб

От Bildung к Wissenschaft: гейдельбергская историческая школа

Васильев Юрий Альбертович
Статья посвящена становлению исторической науки на рубеже XVIII XIX вв. Лидером данного процесса в Европе являлись немецкие ученые.
Читать PDF
166.91 кб

Научная школа проф. Д. Гайера в советской исторической критике

Лукьянчикова Мария Владимировна
На примере научной школы проф.
Читать PDF
79.82 кб

Французская историческая школа и генезис термина "средний класс"

Аглиуллова Алсу Ханифовна
Попытка социологического осмысления и исторического обоснования термина "средний класс" делается на базе анализа работ представителей французской исторической школы.
Читать PDF
130.43 кб

Научная школа профессора Д. Гайера в советской исторической критике

Лукьянчикова Мария Владимировна
На примере научной школы Дитриха Гайера, ведущего немецкого историка-русиста, прослеживается, как эволюционировали взгляды советских историков на работы современных германских русистов и советологов: от черно-белого противопоставл
Читать PDF
125.46 кб

Петербургская историческая школа: традиции классицизма и последствия модернизации

Фролов Эдуард Давидович
Целью работы является проследить рождение, развитие и драматическую судьбу классицизма в России на материале Петербургской исторической школы.
Читать PDF
248.26 кб

Исторический путь формирования музыкального образования в школах и гимназиях России

Поляков Владимир Юрьевич
Читать PDF
605.32 кб

Американская историческая школа и культурная концепция Ф. Боаса: историографический обзор

Подзюбан Елена Викторовна
В статье представлен историографический обзор американской исторической школы и взглядов на культуру Франца Боаса в отечественной литературе за советский период.
Читать PDF
345.53 кб

Немецкие школы историков XVIII-XIX вв. Статья 2. Поворот к науке. Историческая школа позитивизма

Васильев Юрий Альбертович
В статье освещается поворот к науке (от Bildung к Wissenschaft ), происходивший в исторических исследованиях немецких исследователей на рубеже XVIII-XIX вв.

Похожие термины:

  • ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

    - направление, возникшее в нем. лит-ведении на рубеже 19-20 вв. как реакция на кулыпурно-историч. школу и филол. позитивизм; развилось на основе идей "философии жизни" Ницше и особенно Дильтея ("пониман
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

    исследовательское направление, признающее факторы культуры определяющими в ходе исторических изменений общества. Среди предшественников культурно-исторической школы следует упомянуть Дж. Вико
  • Американская историческая школа

    в антропологии, или амер. школа истор. этнологии (школа Боаса) - направление, определившее развитие амер. антропол. мысли с к. 19 до 40-х гг. 20 в. Название "историческая" подчеркивало отличие амер. школы о
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ПСИХОЛОГИИ

    направление в психологии, среди основателей которого почетнейшее место занимают отечественные психологи Л.С. Выготский (см.) и его ученик А.Р. Лурия. Следует отдать должное Выготскому: в весьма дис
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА в литературоведении

    интеллектуальная традиция в Европе, возникшая в середине 19 в. Основоположником и главным теоретиком школы был французский ученый И. Тэн. Его последователями в Германии стали Г. Геттнер, В. Шерер, в