исследовательское поведение

Найдено 1 определение
исследовательское поведение
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ (англ. exploratory behaviour) — поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание; сущностная характеристика деятельности человека. Играет незаменимую роль при овладении новыми и сложными областями, в развитии познавательных процессов всех уровней, в учении, при приобретении социального опыта и в развитии личности. В свою очередь, само И. п. функционирует и развивается под мощным влиянием социальных и личностных факторов.         В основе И. п. лежит важнейшая потребность в новой информации, в новых впечатлениях, знаниях, результатах деятельности. (Близкие по содержанию термины — любознательность, познавательная активность.) Исследовательская мотивация может быть сильнее других потребностей, включая витальные (напр., пищевого и оборонительного). И. п. проявляется в целом ряде различных форм — в наблюдении, экспериментировании, путешествии, в вопросно-ответных формах деятельности и др. Их совокупный эффект чрезвычайно широк. Благодаря этому И. п. выступает как целостная многоуровневая система с большим разнообразием компонентов, причем это разнообразие стремится к постоянному расширению.         Факторы, вызывающие И. п.: 1) новизна объекта, ситуации; 2) сложность (для развертывания И. п. необходим оптимальный уровень сложности: слишком простые и слишком сложные объекты способствуют угасанию познавательной активности); 3) неопределенность; 4) когнитивный конфликт (несоответствие или противоречие частей информации).         В И. п. выделяют две взаимосвязанные подсистемы процессов: а) подсистему поиска информации (подсистема приобретения знаний об объекте); б) подсистему обработки поступающей информации (подсистема преобразования и использования знаний). Несмотря на тесную связь, поиск информации и ее обработка — это разные части процесса познания. Здесь используются различные стратегии и средства познавательной деятельности. (Напр., стратегии проведения эксперимента и стратегии обработки полученных в этом эксперименте данных — это два разных, хотя и связанных между собой типа стратегий.) Однозначных корреляций между успешностью поиска информации и успешностью ее обработки нет. Показано, что люди (и взрослые, и дети), которые успешно осуществляют поиск, часто затрудняются обработать найденную информацию, понять и осмыслить ее («экспериментаторы»). Точно так же некоторые люди успешно обрабатывают информацию, найденную кем-то другим, но сами плохо справляются с поиском («теоретики»). Обнаружены и положительные, и значимые отрицательные корреляции между тестами И. п. и тестами интеллекта — они диагностируют разные способности. Тесты И. п. диагностируют способности к приобретению информации в условиях высокой новизны и неопределенности условий и требований. Тесты интеллекта диагностируют не приобретение, а использование ранее полученных знаний в условиях строгой регламентированности и однозначной определенности требований тестового задания.         А.Н. Поддьяков

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
442.12 кб

Формы проявления исследовательского поведения в раннем возрасте

Смирнова Полина Викторовна
Сегодня наблюдается разнообразие моделей когнитивного развития детей в младшем возрасте благодаря увеличению возможностей семьи разнообразить специфическую среду развития.
Читать PDF
221.89 кб

Девиации поведения в социологической исследовательской парадигме

Хрущев Виктор Викторович
В статье автор рассматривает специфику научных подходов, объясняющих усиление динамики развития девиантных практик в социологической исследовательской парадигме.
Читать PDF
209.57 кб

Исследовательская стратегия демонстративного поведения Т. Веблена

Хамидуллина Карина Рустамовна
В статье рассматриваются особенности воззрений одного из основоположников направления институционализма в социологии, Т. Веблена, на одну из ключевых проблем современного общества укрепление позиций консьюмеризма.
Читать PDF
204.10 кб

Поведение в конфликте младшего школьника как исследовательская задача

Казарина Наталия Германовна
Рассматривается проблема методов исследования поведения в конфликте младших школьников, анализируются типы поведения в конфликте.
Читать PDF
249.07 кб

Факторы формирования ориентировочно-исследовательского поведения человека

Мулик Александр Борисович, Кочубеева Екатерина Николаевна
Читать PDF
216.53 кб

Исследовательские различия трактовок детерминант и механизмов поведенческих и жизненных выборов субъ

Маслова Екатерина Сергеевна
В статье рассмотрены различные трактовки детерминант и механизмов поведенческих и жизненных выборов субъектов жизнедеятельности, которые предлагались различными отечественными и зарубежными исследователями.