ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРИНЦИПАХ МОРАЛИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

«ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРИНЦИПАХ МОРАЛИ»
An Enquiry Concerning the Principles of Morals (L., 1751; рус. пер. 1966)) — произведение Д. Юма; представляет собой новую редакцию третьей книги «Трактата о человеческой природе» (1739).
Основная тема произведения — соотношение разума и чувства в морали. В центре внимания Юма оказывается также вопрос о приоритете в познании моральных принципов логической аргументации или особого внутреннего ощущения, рассуждений или чувств. Кроме того, рассматривается вопрос: всякому ли одаренному рассудком существу присущи общие принципы морали? Юм в целом исходит из посылки, что разум и чувства сопутствуют друг другу в моральных выводах и определениях, однако роль их различна.
Анализ этических понятий Юм начинает с социальных добродетелей — благожелательности и справедливости. Он полагает, что правила воздаяния по справедливости зависят от условий, в которых находятся люди, и обязаны своим происхождением той пользе, которая имеет место в случае их соблюдения. Справедливость как таковая полезна обществу, и этим объясняется, по Юму, ее ценность и нравственная обязательность. Таким образом, польза рассматривается как главный источник справедливости. В прямом соответствии с пользой находится и нравственный долг. Вместе с тем польза является и источником морального чувства, присущего каждому человеку. Польза, будучи связана с реальным интересом, приятна и вызывает наше одобрение. Но в целом ни одно моральное качество не является абсолютно заслуживающим порицания или похвалы, ибо все зависит от степени наличия такого качества. Признаком добродетели является середина (умеренность), определяемая полезностью. Своими рассуждениями о роли пользы в морали Юм предвосхищает доктрину утилитаризма, получившую оформление в кон. 17 — нач. 19 в. Хотя себялюбие и является «могущественным принципом человеческой природы», моральное чувство нельзя, по Юму, объяснить, исходя только из эгоистического принципа. Интерес каждого индивида тесно связан с интересом общества, а эгоистические и социальные чувства на самом деле не слишком противостоят друг другу. В межчеловеческих отношениях альтруизм в основном перевешивает эгоизм. Утилитаристская тенденция в «Исследовании о принципах морали» носит достаточно умеренный характер. Нам, отмечает Юм, присущи человеколюбие и симпатия, которые суть принципы человеческой природы, не требующие специального объяснения (т. е. поиска их причин), ибо они сами служат основой объяснения тех или иных этических качеств. Приятное чувство симпатии связано с идеей счастья (личного или других людей), которой мы обладаем. Понятие морали, таким образом, предполагает некоторое общее всему человечеству чувство, которое Юм предпочитает называть благожелательностью (benevolence).
Одного разума, констатирует Юм, недостаточно для нравственного осуждения или одобрения. Разум лишь судит о фактах и отношениях, осведомляет нас о тенденциях поступков, но не способен выявить, какие из них полезны и выгодны. Подлинный мотив действия и воления — вкус, лежащий в основе счастья и страдания. Поэтому нравственность, согласно Юму, определяется чувством. Добродетелью же является то, что доставляет приятное чувство одобрения, а пороком — то, что доставляет неприятное чувство, страдание. При этом Юм признает, что невозможно дать строгое определение основным этическим понятиям.
Этическое учение Юма характеризуется эмпиризмом, неприятием религиозного обоснования морали и ее психологизацней. Его этические взгляды получили развитие в теории «симпатии» А. Смита, в утилитаризме И. Бентама, Дж. Стюарта Мплля и Дж. Милля, а также в аналитической метаэтике 20 в.
Лит.: Виноградов Н. Д. Философия Давила Юма, ч. II. Этика Давида Юма в связи с важнейшими направлениями британской морали XV11-XVIII вв. М.. 1911: AyerA. J. Hume. Oxf„ 1980; Basson A. H. David Hume. Harmondsworth, 1958; Norton D. F. David Hume: Commonsense Moralist. Sceptical Metaphisieian. Princeton, 1982.
A. Грязное

Источник: Новая философская энциклопедия

ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРИНЦИПАХ МОРАЛИ
(«An Enquiry Concerning the Principles of Morals») — произведение шотл. философа и историка Д.Юма, впервые опубликованное в Лондоне в 1751. «И....» представляет собой новую редакцию третьей книги «Трактата о человеческой природе» (1739). Рус. пер. В.С.Швырева (1966). Основная тема произведения — соотношение разума и чувства в морали. Помимо этого в центре внимания оказывается вопрос о приоритете в познании моральных принципов логической аргументации или особого внутреннего ощущения, рассуждений или чувств. Также рассматривается вопрос: всякому ли одаренному рассудком существу присущи общие принципы морали. Автор в целом исходит из посылки, что разум и чувства сопутствуют друг другу в моральных выводах и определениях, однако роль их различна. Анализ этических понятий Юм начинает с социальных добродетелей благожелательности и справедливости. Он полагает, что правила воздаяния по справедливости зависят от условий, в к-рых находятся люди, и обязаны своим происхождением той пользе, к-рая имеет место в случае их соблюдения. Справедливость как таковая полезна обществу, и этим объясняется, по Юму, ее ценность и нравственная обязательность. Т.о., польза рассматривается в «И. ...» как главный источник справедливости.
В прямом соответствии с пользой находится и нравственный долг, а границы долга определяются прежде всего с учетом общественной пользы, интересов человечества. Вместе с тем польза является и источником нравственного чувства, присущего каждому человеку. Польза, будучи связана с реальным интересом (как индивидуальным, так и общественным), приятна и вызывает наше одобрение. Даже истина, пишет Юм, если она гибельна для человечества, уступает место полезному заблуждению. Но в целом ни одно моральное качество не является абсолютно заслуживающим порицания или похвалы, ибо все зависит от степени наличия такого качества. Признаком добродетели является середина (умеренность), определяемая полезностью. Своими рассуждениями о роли пользы в морали Юм предвосхищает доктрину утилитаризма, получившую оформление в кон. 18 — нач. 19 в. Хотя себялюбие и является «могущественным принципом человеческой природы», нравственное чувство нельзя, по Юму, объяснить исходя только из эгоистического принципа. Интерес каждого индивида тесно связан с интересом общества, а эгоистические и социальные чувства на самом деле несильно противостоят друг другу.
В межчеловеческих отношениях альтруизм в основном перевешивает эгоизм. Утилитаристская тенденция в «И. ...» носит достаточно умеренный характер. Нам, отмечает Юм, присущи человеколюбие и симпатия, к-рые суть принципы человеческой природы, не требующие специального объяснения (т.е. поиска их причин), ибо они сами служат основой объяснения тех или иных этических качеств. Приятное чувство симпатии связано с идеей счастья (личного или других людей), к-рой мы обладаем. Понятие морали, т.о., предполагает некое общее всему человечеству чувство, к-рое в «И....» Юм предпочитает называть благожелательностью (benevolence). Одного разума, констатирует Юм, недостаточно для нравственного осуждения или одобрения. Разум лишь судит о фактах и отношениях, осведомляет нас о тенденциях поступков, но не способен выявить, какие из них полезны и выгодны. Это холодный и незаинтересованный наблюдатель морального поведения, указывающий средства добиться счастья и избежать несчастья, но не могущий служить исходным мотивом к действию. Он выполняет чисто познавательную функцию и имеет дело лишь с согласием или несогласием идей. Подлинный мотив действия и воления — вкус, лежащий в основе счастья и страдания. Поэтому нравственность, согласно этическому учению Юма, определяется чувством. Добродетелью же является то, что доставляет приятное чувство одобрения, а пороком то, что доставляет неприятное чувство, страдание. Как моралист Юм также обращает внимание на невозможность дать строгое определение основным этическим понятиям, провести четкие разграничительные линии между ними. Напр., это касается границы между добродетелями и талантами, пороками и недостатками. Юм сомневается, что в современном ему англ. яз. эти понятия однозначно противопоставлены. Рассмотрение Юмом проблем этики в «И. ...» является продолжением эмпиристского подхода в теории познания (феноменалистического ее варианта) и учения об аффективно-инстинктивной природе человека. Его позиция противостоит теориям интеллектуализма этического. Ему, кроме того, свойственно неприятие религиозного обоснования морали. Сенсуалистическая этика Юма, что следует отнести к ее недостаткам, натуралистически редуцирует понятие «долга», не дает объяснения императивного характера этических норм, категориальной структуры морального сознания.
В методологическом плане шотл. мыслителю была присуща неограниченная психологизация морального исследования. Вместе с тем Юм, как никто другой из философов-моралистов, сумел показать значительную роль чувственности в морали. Этические взгляды Юма, изложенные в «И....», получили в дальнейшем развитие в теории «симпатии» его друга А.Смита, в утилитаризме И.Бентама и отца и сына Миллей, а также в аналитической мстаэтике 20 в. Лит.: Виноградов 11.Д. Философия Давида Юма. Часть II. Эч яка Данила Юма ь связи с важнейшими направлениями британской морали XV11 -XVIII вв. М : Типография Императорскою Московского Университета, 1911; Ayer A.J. Hume. Oxford: Oxford V Р, 1980: Basson АН. David Hume. Harmondsworth: Penguin Books, 1958; Botwinick A. Ethics, Politics and Epistemology: A Study in the L'nity of Hume's Thought. Lanham: U.P. of America, 1980; Norton D.F. David Hume: Common-sense Moralist, Sceptical Metaphysician. Princeton, NJ: Princeton U.P, 1982. А.Ф. Грязное

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001