Ислам в Сибири

Найдено 1 определение
Ислам в Сибири
Проникновение ислама на обширные сибирские земли заняло длительный период времени с кон. 14 до перв. пол. 19 в. Первоначально оно шло по двум каналам: от бухарских проповедников из ордена накшбандия и от мусульманского духовенства Казанского ханства. Уже в период правления Кучума в Сибирском ханстве значительная часть местных тюркоязычных племен восприняла ислам, хотя для большей части населения традиционной религией оставался шаманизм. Вместе с исламом в Сибирь пришла мусульманская культура и нравственность, стали создаваться начальные мусульманские школы (мектебы), а позднее и средние учебные заведения (медресе), в к-рых преподавались не только ре лиг., но и светские дисциплины: математика, география, история, лит-pa и нек-рые др. общеобразовательные предметы. В кон. 19 нач. 20 в. в этих учебных заведениях были открыты женские отделения. Обучавшиеся в них девушки получали основательные знания по истории ислама, правилам чтения Корана, хадисов и др., а также по общеобразовательным предметам. К нач. 20 в. грамотность среди мусульман была значительно выше, чем среди окружающего населения, не исключая и православных. Ислам сыграл существенную роль в консолидации этнических общностей сибирских татар и северных казахов, способствовал сохранению их этнокультурной самобытности, противодействовал ассимиляции этих народов.
Создание царской администрацией в Сибири крупных военных крепостей сочеталось нередко со строительством и мечетей за казенный счет. Жалованье служителям таких мечетей также выплачивалось гос-вом. Делалось это властями для привлечения мусульман на свою сторону. Немало мусульман было в Сибирском казачьем войске. В осн. это были казанские татары. Им разрешалось исповедовать свою религию и избирать имамов из своей среды. Утверждались служители религии в своей должности лишь после прохождения испытания в Оренбургском мусульманском духовном собрании. Казаки, утвержденные в кач-ве духовных лиц, освобождались от военной службы. К 1900 войсковым населением Сибирского казачьего войска содержалось 4 мечети и 2 мусульманских молитвенных дома. В Тюменской обл. в нач. 20 в. функционировало 167 мечетей и 63 медресе.
После Октябрьской революции, особенно в годы коллективизации сельского хозяйства, по позициям ислама в Сибири был нанесен сокрушительный удар. Каменные мечети в Омске, Томске, Таре и др. городах были разрушены, сотни деревянных мечетей были снесены. Хранившиеся в мечетях религ. и светские книги, напечатанные арабским шрифтом, ценные старинные рукописи, метрические записи, к-рые велись имамами в течение десятилетий, были уничтожены; служители религии были репрессированы. В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в нек-рых населенных пунктах было разрешено открыть мечети. Этот процесс продолжался в послевоенный период. Богослужения проходили в приспособленных помещениях. Процесс религ. возрождения, начавшийся в стране в конце «перестройки», не обошел стороной Сибирь. В городах и селах стали открываться мечети. При мн. из них уже функционируют духовные школы, где взрослые и дети изучают основы ислама и арабский язык, учатся искусству правильного чтения Корана. Мусульманские религ. объединения развернули широкую благотворительную деятельность, организуют сбор средств для строительства больших каменных мечетей. Фундаменты таких мечетей с медресе и гостиницами для иногородних учащихся заложены в Новосибирске, Омске и др. областных центрах Сибири. Для руководства деятельностью мечетей создано Духовное управление мусульман Сибири. В 1994 мусульмане России широко отметили 600-летие ислама в Сибири. В Омске состоялась международная научная конференция «Исламская цивилизация в преддверии XXI века (к 600-летию ислама в Сибири)», в работе к-рой приняли участие ок. 500 представителей мусульманских, христ., иудейских религ. орг-ций, ученых, общественных деятелей, членов национально-культурных объединений из России, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Германии. В документах конференции обращалось внимание всех российских органов власти и всей российской общественности на важность понимания большого значения фактора исламской цивилизации в Сибири в прошлом и настоящем, его положительной роли в развитии культуры, сближении народов. На конференции были разработаны рекомендации по дальнейшему возрождению ислама в Сибири, развитию религиоведческих исследований, усилению сотрудничества людей разных вероисповеданий и национальностей.

Источник: Религии народов современной России

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
1.37 мб

ПРОЦЕСС ИСЛАМИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ЮГА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В XIII-XVI ВВ

Маслюженко Денис Николаевич
Цель : выявить этапы и последствия процесса исламизации населения юга Западной Сибири в XIII-XVI вв.
Читать PDF
170.31 кб

К вопросу о проникновении исламского искусства в Западную Сибирь в период средневековья

Бортникова Юлия Александровна
Статья посвящена предпосылкам и процессу проникновения в Западную Сибирь исламского искусства.
Читать PDF
211.63 кб

Социокультурные трансформации ислама в Сибири и на Дальнем Востоке на рубеже XX-XXI веков

Ярков Александр Павлович, Денисова Любовь Владиленовна, Морозов Андрей Анатольевич
Рассматриваются социокультурные процессы развития мусульманского сообщества Сибири и Дальнего Востока с учетом активной миграции инокультурных мусульман, которые привносят идеи, противостоящие сложившимся в данных регионах традици
Читать PDF
144.91 кб

Православие и ислам в Западной Сибири (конец XVII середина XVIII в.): проблемы взаимодействия

Клюева Вера Павловна
Рассматриваются вопросы межконфессионального общения и этноконфессиональной самоидентификации населения Западной Сибири в XVII-XVIII вв.
Читать PDF
112.41 кб

Ислам в религиозной политике советской власти в первой трети XX В. (по материалам Западной Сибири)

Пономаренко М. В.
The article observes the changes in religious policy of the Soviet state towards Islam during the first third of the 20th с on materials of the western-Siberian archives.
Читать PDF
1.90 мб

Основные факторы консолидации и исламизации тюркоязычного населения Западной Сибири в XVI-XIX веках

Татауров Сергей Филиппович
В статье показана значимость археологических материалов, в частности погребальных комплексов, для анализа процесса складывания сибирских татар в XVI-XVII веках, и изучения особенностей развития ислама в Сибири.
Читать PDF
589.83 кб

Исламские культовые комплексы астана в Сибири как иеротопии: сакральные пространства и религиозная и

Селезнев Александр Геннадьевич
В статье реализуется методология изучения традиционных исламских святилищ сибирских мусульман астана как иеротопий. Выявляются факторы и условия формирования сакральных пространств.