ИСЛАМ В КИТАЕ

Найдено 1 определение
ИСЛАМ В КИТАЕ
Традиц. историография Китая относит появление там ислама к 581 -601. Первыми его адептами считаются арабы, оказавшиеся в кит. пределах. Ислам остался по преимуществу религией неханьского населения Китая. В основном кит. мусульмане исповедуют ислам шиитского толка; имеет место деление на секты. В политич. жизни Китая, начиная с эпохи Цин (1644- 1911), ислам является формообразующим фактором идеологии нац. освобождения для части неханьского населения Синьцзяна, Нинся-Хуэйского авт. р-на, пров. Ганьсу, Юньнань, ряда др. районов гл. обр. Юго-Зап. и Северо-Зап. Китая. Так, мотивы джихада - священной войны против неверия нашли отражение в соч. вожаков мусульманских выступлений 19 в. (уйгура Моллы Виляла и др.). Достижения мусульманского мира в обл. астрономии, летосчисления, архитектуры, медицины стали частью культуры Китая. Вместе с тем мусульманская культура имеет в ней анклавный характер и во многих аспектах весьма самобытна, являя оригинальные формы синтеза с элементами как народной, так и "книжной" кит. традиции. Напр., часть мусульманского населения Китая восприняла такие исконно кит. формы социализации, как занятия "боевыми искусствами" - ушу, имеющие целью приобщение к всемогуществу высших сил и включающие различные медитативные техники. Исламские богословы предприняли попытки переложить на язык кит. цивилизации идею личного, живого, трансцендентного Бога, представления о сотворении мира, грехопадении, личной ответственности за грех перед Богом, спасении Им мира в конце времен. Хотя ученые-мусульмане Китая трудились в сфере и релит, философии, и законоучения, и агиографии, и мусульманского права (шариата), и языкознания, и др. областях, наиболее известны их труды в обл. исламской апологетики. Ее "золотым веком" в Китае была эпоха Цин. До 17 в. мусульманская лит-pa в Китае существовала почти исключительно на араб., фарси и тюркских языках. Одним из первых апологетов ислама, пишущих на кит. яз., стал Ван Дайюй (кон. 16- 17 в.). Его отличало основательное знакомство с конф., даос, и буд. лит- рой. Помимо переводов на кит. яз. исламских книг ему принадлежат труды, разъясняющие догматы о сотворении мира, об отношениях между Аллахом и пророком Мухаммедом, опровергающие буд. доктрину шуньяты (см. Кун). Мусульманский богослов 17 - нач. 18 в. Ма Чжу (Ма Вэньбин) пытался добиться одобрения своего апологетич. труда императором Канси, но потерпел неудачу. Он создал своего рода компендиум основ вероучения, приспособленный к условиям Китая и нацеленный гл. обр. против совр. ему конфуцианства, "утратившего истинное учение", и против буд. доктрины сансары (см. Луньхуэй). Попытку филос. синтеза идеи монотеизма и неоконф. учения об "[индивид.] природе" (син [1]) и "принципе" (ли [1]) предпринял Лю Чжи (Лю Цзелянь, 17 - нач. 18 в.). Соотношением между последними двумя категориями в неоконф. "учении о принципе" (ли. сюэ) он иллюстрировал учение ислама о сотворении Аллахом мира, цель существования к-рого - дать человеку возможность самореализации в осуществлении божеств, промысла о себе. В философии Лю Чжи заметно сильное влияние суфизма и отчасти буддизма. Одно из его соч. вошло в созданный по высочайшему повелению лиг. свод "Сы ку цюань шу". Среди крупнейших мусульманских богословов Китая 18- 19 вв. выделяются Ма Фучу (Ма Дэсинь, кон. 18- 19 в.) и Ма Ляньюань (19 в.). В соч. Ма Фучу акцентируется тема духовного содержания мусульманских ритуалов и их значения для дела спасения, разъясняются положения исламского вероучения о состоянии мира до и после грехопадения, о духовном содержании мира в его нынешнем состоянии и в конце времен, когда наступит "истинно постоянная" жизнь в вечности, соотносящаяся с жизнью в греховном мире как явь со сном. Ма Ляньюань прославился как педагог-законоучитель и проповедник, преподававший и на араб, и на кит. языках. В 70-е гг. 19 в. в Китае впервые был издан Коран на араб. яз. Его пер. на кит. яз. появился только в 1-й пол. 20 в. Антимонархич. нац. Синьхайская революция 1911 дала толчок обществ, самодеятельности мусульман Китая. Из инициаторов культурно-просветительской деятельности среди мусульман собственно Китая следует назвать Ван Хаожань-ахуна и Ма Фусяня. Последний внес большой вклад в издание соч. мусульманских мыслителей Китая. Представители мусульманской интеллигенции создали "Об-во взаимного прогресса кит. мусульман" (Чжунго хуэйцзяо цзюй цзинь хуэй). Его программа предусматривала подъем мусульманского образования, упрочение кит. государственности, поддержание мира и согласия между мусульманами и ханьцами. Для кампании по просвещению мусульман в первые годы республики характерна установка на сочетание традиц. школы и совр. учебных заведений. Мусульман КНР объединяет Кит. исламская ассоциация (Чжунго исыланьцзяо сехуэй), имеющая филиалы в разных провинциях и городах. В ее задачи входят орг-ция жизни мусульманской общины, системы духовного воспитания и образования, паломничества, публикация памятников ислама, развитие связей с зарубеж. мусульманами и т.п. *[Кафаров] Палладий, архимандрит. Кит. литра магометан // Труды Вост. отд. Рус. археологич. об-ва. Б.м., 1877; **Его же. О магометанах в Китае // Труды членов Рос. духовной миссии в Пекине. IV, 1866; Васильев В.П. Открытие Китая. СПб., 1900. С. 106 - 138; Кузнецов B.C. Каким богам поклоняются китайцы // За рубежом. 1992. №4; Ма Июй. Чжунго хуэйцзяо шицзянь (Краткая история кит. мусульман). Шанхай, 1948; Исылань цзяо цзай Чжунго (Ислам в Китае). Иньчуань, 1982; Кай Шоуи. Чжунго исылань ши цунь гао (Очерки истории ислама в Китае). Иньчуань, 1983; Чжунго исылань цзяо ши цанькао цзыляо сюаньбянь (Избр. материалы по истории ислама в Китае). 1911 - 1949. Иньчуань, 1985; Broomhall M. Islam in China. L., 1910; Israeli K. Muslims in China. L.-Malmo, 1980. B.C. Кузнецов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
511.64 кб

Ислам в Китае. Религия и власть

Захарьин Алексей Борисович
География, история и культура этносов предопределяют их нынешнее состояние больше, чем кажется представителям современного, непрерывно меняющегося, мира, так что сами эти перемены зачастую не более, чем иллюзия, по ту сторону кото
Читать PDF
2.68 мб

Некоторые особенности восприятия ислама в Китае

Ши Шу
Статья посвящена проблемам адаптации ислама к китайской культуре.
Читать PDF
317.55 кб

Рецензия на коллективную монографию под редакцией С. Ф. Старра «Синьцзян: между Китаем и миром ислам

Базанова Елена Алексеевна

Похожие термины:

  • Рождение философии в Индии, Китае и Исламе

    Середина I тысячелетия до н.э. — тот рубеж в истории развития человечества, на котором в двух очагах древней цивилизации — в Индии и Китае — практически одновременно с Грецией возникает философия
  • Философское понимание начала в Индии, Китае и Исламе

    Что волновало первых философов, размышления над какими проблемами вызывали в их среде не только дискуссии, полемику, но и ожесточенную борьбу Видимо, те самые, которые остаются вечными, ибо пока ж